Конспект для подготовительной к школе группы "Хлеб всему голова"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Пастухова Алена Владимировна

Конспект занятия целью, которго является закреплять и расширять знания об Алтайском крае, об истории  возделывания хлеба. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект "Хлеб всему голова"27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Хлеб всему голова»

Образовательная область :  Социально – коммуникативное развитие.  

Возрастная группа :  Подготовительная группа .

Цели: Закреплять и расширять знания об Алтайском крае, об истории  возделывания хлеба.

Задачи: 

Образовательная:  закрепить знания детей о хлебе.

Развивающая: Развивать умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, связную и  образную речь. Развивать коммуникативные навыки детей: умение сотрудничать друг с другом, помогать друг другу и другим людям.  Развивать память, мышление, воображение, глазомер,

Воспитательная: воспитывать чувство уважения к труженикам Алтая , прививать чувство  гордости  за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов. 

Оборудование:  ноутбук, проектор.

  Демонстрационный материал:  картинки элеватора,  картинка «Мельника», картинка  хлебобулочных изделий, мука, соль, дрожжи, вода, сахар.

Раздаточный материал:    фартуки, косынки.

Предварительная работа: рассказ и беседа воспитателя о появлении земледелия на Алтае , о том, что хлеб являлся основой питания. Разучивание стихотворений и пословиц о хлебе. Рассматривание картины  «Уборка урожая».

Интегрируемые образовательные направления:

- «социально – коммуникативное развитие»

- «познавательное развитие»

- «физическое развитие»

Методы и приёмы: словесный метод, наглядный метод.

Организационный момент.

Цель: – собрать  детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия. 

Деятельность детей

Деятельность педагога.

Примечания.

Рита: В стихотворении говорилось о хлебе.

Настя М :  Алтайский край.  

На наших полях выращивают много пшеницы.
И у нас много хлеба на Алтае.
Когда приходят гости, мы с радостью их встречаем, угощаем, поэтому Алтай  называют хлебосольным.

Настя К : Людей которые выращивают хлеб называют хлеборобами.

Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился.
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто, 
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
И пришел на стол к нам хлебом.


Вот и я, ребята, пришла не с пустыми руками, принесла каравай. Сегодня мы с вами поговорим и вспомним, какой долгий путь проделал хлеб, чтобы в наше время оказаться на наших столах. 
Я начала со стихотворения, Рита,  о чем в нем говорилось?

Правильно,  о хлебе. Ведь хлеб – это наше богатство, богатство нашего края.  Настя как называется  наш край?

Вы, наверное, слышали, и не один раз, от взрослых, что Алтай  называют хлебосольным , как вы думаете, почему?

Правильно, дорогих гостей встречали в старину хлебом да солью. Поэтому и появилось слово «хлебосольный».

Скажи , пожалуйста Настя К  , как называют людей, которые выращивают хлеб.

Правильно. Молодец.  Ребята я вам предлагаю  отправиться в путешествие  по  полю,   откуда  и начинает  свой путь хлеб к нам на столы. Только поле это будет не обычное, а древнерусское.

Воспитатель заходит в группу с караваем на рушнике.

 

1 слайд.

Основная часть занятия.

Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по теме непосредственно образовательной деятельности.

Кирилл: Да отличается.

Рита Б: Вначале трактор плугами  вспахивает поле.

Артём К : Трактором управляет тракторист.

Захар: Чтобы земля стала рыхлая, мягкая  трактор её рыхлит бороной.
К тракторам цепляют сеялки, из которых зерна падают в землю, а бороны сверху присыпают зерна землей.

Урожай созрел тогда, когда колосья стали полные, крепкие, сухие.
Когда пшеница пожелтеет.

Поле огромное, большое как море. Красивое, золотое, переливается, волнуется.

А мы пашенку пахали, 
А мы пашенку пахали,
Борозды глубокие,
Полосы широкие.
А вы , жнецы худые,
У вас серпы тупые.
«Жнецы» им отвечают:
А у вас пахарь Сысой,
У него плуг тупой.
Он пашню не пахал, на меже лежал, 
да ворон считал.

Ксюша: Комбайны выходят в поле и убирают пшеницу.

Пшеницу везут на элеватор.

На «Мельнике»

Хлеб – всему голова.
Рита Б: Хлеб – батюшка, вода – матушка. 
Настя М: Где лодырь ходит – там земля не родит.
Ксюша К: Хлеб бросать – силу терять.
Настя К: Худой обед, когда хлеба нет.

Артём К : Не будит хлеба – не будит и обеда.

Кирилл Ж: не шуба греет ,а хлеб.

Настя Б: У кого хлебушка у того и счастье.

На пекаре одета косынка или чепчик, халат или фартук.

Он так одет, чтобы самому не замараться и чтобы бактерии  и волосы не попали в тесто.

Рита: Мука, вода, соль, яйца, дрожжи, сахар.

Настя: Да все.

Из муки, воды, соли, яйц, дрожжей, сахара.

 Много лет назад главным хозяйством алтайцев  было возделывание земли. Хлеб был основным питанием. Без него было не прожить. Хлеб пекли из теста на дрожжах, а дрожжи готовили сами из хмеля, очень распространенного растения. Хлеб пекли в печи, на чисто выметенном печном полу, позже стали выпекать в формах. Тяжелым занятием было выращивание хлеба. При помощи сохи   пахали землю, помогала лошадь

Затем бороной боронили – ровняли землю, затем сеяли хлебные зерна. Сеятель надевал  большое лукошко с ремнем через плечо, в лукошко насыпал зерно и вручную разбрасывал зерна в землю по сторонам.

Кирилл отличается этот способ от современного?

А теперь давайте отправимся  в поле и посмотрим,  как же сейчас выращивают пшеницу.

Рита Б как в наше время сеют хлеб?

Артём К  кто управляет трактором?

 И что делают дальше?

Правильно , молодцы.

Как вы думаете, ребята, а как хлеборобы узнают, что пора убирать урожай.

Правильно, молодцы! Посмотрите на иллюстрацию . Огромные поля с пшеницей. С чем их можно сравнить?

Правильно .Умнички. Сейчас мы с вами поиграем в старинную игру «Пахари и жнецы».

Вам необходимо выстроиться в две шеренги друг напротив друга. Одни будут «пахари», другие «жнецы».
А мы пашенку пахали, 
А мы пашенку пахали,
Борозды глубокие,
Полосы широкие.
А вы , жнецы худые,
У вас серпы тупые.
«Жнецы» им отвечают:
А у вас пахарь Сысой,
У него плуг тупой.
Он пашню не пахал, на меже лежал, 
да ворон считал.

Ну вот и отдохнули, посеяли и собрали пшеницу.

 Пшеница поспела, кто её убирает?

Правильно.

Комбайны выходят в поле и убирают пшеницу. Теперь из комбайна сыпется уже сразу чистая пшеница, а на поле остаются аккуратные валики соломы.  А куда дальше везут убранный урожай.

А что такое элеватор?

Посмотрите на картинку. На ней изображён элеватор. На нём очищают пшеницу и превращают в зерно. Затем на   элеваторе  часть  зерна хранят  в больших  зернохранилищах. А часть  перемалываю на мельницах в муку.

Ребята, а где у нас в городе перерабатывают зерно?

Правильно, молодцы. И у нас в городе есть место,  где перерабатывают зерно в муку и из неё пекут хлеб, делают макароны.

  У нас на Алтае  труд хлеборобов с давних времен и до сегодняшних дней  очень почетен.  Каждую осень в столицу нашего края город Барнаул  со всех населённых пунктов  наш губернатор приглашает самых лучших, трудолюбивых хлеборобов, для того чтобы наградить и прославить их. И нам с вами надо ценить их и уважать. Какие вы знаете пословицы о труде, о хлебе?



Вот вы , какие молодцы, сколько пословиц знаете о хлебе.

 Ребята, а сейчас я вам предлагаю отправиться в пекарню , где пекут хлеб и самим попробовать завести тесто на хлеб.

Ребята скажите мне , во что одет пекарь?

А почему он так одет?

Правильно, молодцы. Вот и мы с вами сейчас оденемся,  как пекари и будим заводить тесто.

 Рита скажи мне что нам необходимо  для того чтобы завести тесто?

Правильно. Молодец. Настя  посмотри,  у нас все продукты есть на столе для того чтобы завести тесто.

Ну тогда начнём заводить тесто.

Рита налей воды в тарелочку.

Настя сыпни сюда  щепотку соли, Кирилл а ты сыпни щепотку сахара, Захар подай мне яйца, Настя, а ты насыпь мне щепотку дрожжей в наше тесто. Ксюша,  а ты высыпи пожалуйста мне  муку. А я сейчас замешаю тесто. После занятия ч наше тесто унесу на кухню, где из него для нас спекут булочки.

Ребята так из   чего же  получается тесто? Правильно, молодцы.

2- 4  слайд.

5 слайд.

6-8 слайд.

9 слайд. (Показывает картинку с полем.)

Играющие выстраиваются в две шеренги (друг против друга). Одни – «пахари», другие – «жнецы». Первыми начинают «пахари». Они идут шеренгой навстречу «жнецам»  и говорят

Показывает картинки  с изображением элеватора, зернохранилища  и мельницы.  

Картинка Мельника.

Картинка пекаря.

Одеваются.

Заключительная часть занятия.

Цель: оценка степени достижения запланированного результата непосредственно образовательной деятельности,  поощрение участия детей в совместных играх.

Мы узнали, что такое элеватор, как раньше высеивали и убирали пшеницу.

 Сегодняшнее занятие подходит к концу.

Что нового вы узнали из нашего занятия?

Я думаю, ребята. Что вы после нашей беседы тоже ещё больше будете любить наш край, ценить и уважать людей, которые каждый день прикладывают много сил и здоровья, чтобы вы каждый день кушали вкусный, ароматный хлеб с хрустящей корочкой. А теперь я угощаю всех очень вкусным караваем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Хлеб – всему голова» Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Коррекционно-образовательные задачи:Уточнение представлений детей о разнообразии хлебобулочных и кондитерских изделий.Обучение анализу и умение делать простейшие умозаключения.Активизация знаний детей...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

Развлечение по правилам дорожного движения в подготовительной к школе группе "Всем ребятам надо знать, как по улице шагать!"

Цель: дать знания о необходимости соблюдения правил дорожного движения для сохранения здоровья и безопасности. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседн...

Развлечение по правилам дорожного движения в подготовительной к школе группе "Всем ребятам надо знать, как по улице шагать!"

Цель: дать знания о необходимости соблюдения правил дорожного движения для сохранения здоровья и безопасности. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной ...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. Тема: «Хлеб всему голова»

ЦЕЛЬ:  Расширять представление о практической жизни человека.ЗАДАЧИ:Воспитывать бережному отношению к хлебу и уважение к труду хлебороба. Познакомить с культурой русского народа, земл...

Проект в подготовительной группе Проект «Хлеб- всему голова»

                                                    ...