моим коллегам
материал (младшая группа)
МИР ДЕТСТВА – ЭТО МИР ВОСПИТАТЕЛЯ!
Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт.
Адольф Фридрих Дистервег
ЗАПОВЕДИ РАЗУМНОГО ВОСПИТАТЕЛЯ
vНикогда не воспитывайте в плохом настроении.
vЯсно определите, чего вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
vПредоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый шаг.
vНе подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.
vНе пропустите момента, когда достигнут первый успех.
vУкажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал её.
vОценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
vДайте ребенку ощутить (улыбкой, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
vВоспитание — это последовательность целей. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
воспитатель глазами воспитателя | 50.76 КБ |
коллективные формы работы с детьми | 17.72 КБ |
комплекс гимнастики после сна | 568.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель глазами воспитателя
Анкета «Воспитатель глазами воспитателя»
1. Умеет ли вызвать и поддержать интерес к какой-либо проблеме?
2. Поднимает ли вопросы, которые часто вызывают дискуссию?
3. Соблюдает ли логическую последовательность в изложении материала?
4. Может ли разъяснить сложные и непонятные места?
5. Обладает ли высокой культурой речи? Умеет ли снять напряжение, усталость?
6. Ориентирует других и сама использует в работе нововведения?
7. Творчески подходит к своему делу?
8. Проявляет доброжелательность и такт по отношению к коллегам?
9. Объективно ли оценивает свою деятельность и педагогов?
10. Уважительно ли относится к коллегам?
11. Располагает к себе манерой поведения и внешним видом?
Воспитатель глазами старшего воспитателя
Оцените качество воспитателя:
7 – данное качество присуще в высокой степени;
6 – данное качество ему свойственно;
5 – скорее всего это качество ему присуще;
4 – трудно сказать, свойственно ему это качество или нет;
3 – скорее всего присуще противоположное качество
2 – противоположное качество сильно выражено
1 – противоположное качество ярко выражено.
Положительное качество
7
6
5
4
3
2
1
1. Хорошо знает свою работу
2. умеет быстро принимать решение в сложных обстоятельствах
3. постоянно работает над повышением квалификации
4. действует самостоятельно, имеет своё мнение
5. всегда вежлив и доброжелателен с коллегами
6. активен, энергичен
7. общителен
8. принимает активное участие в жизни д\у
Мотивация к повышению профессионального уровня:удовлетворённые знания по методике (воспроизведение полученных в ВУЗе знаний в пределах требований) Глубокие знания по методике (авторские разработки) Сознательное моделирование процесса совершенствования на основе глубокого анализа своих неиспользованных возможностей. осознание недостаточности знаний по отдельным аспектам методики, формирование потребности в этом направлении
Сумма баллов:
Свыше 65 – высшая категория
50 – 60 – 1 кв. категория
39 – 50 – 2 кв. Категория
Старший воспитатель:
Квалификационные требования, предъявляемые к педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений.
Вопросы для собеседования с педагогическими и руководящими работниками:
1. Основные нормативно-законодательные документы, регламентирующие деятельность ДОУ (федеральные, региональные, муниципальные)
2. Контроль как функция управления ДОУ (виды, методы, принципы, содержание)
3. Делопроизводство – основа управленческой деятельности заведующего ДОУ
4. Планирование работы ДОУ на учебный год по результатам (структура, содержание, принципы)
5. Педагогический совет как орган управления ДОУ
6. Стиль общения руководителя (виды, характеристика каждого)
7. Работа по созданию системы повышения квалификации педагогических кадров в дошкольном учреждении (формы, принципы, методы, мотивация профессиональной деятельности педагогических кадров)
8. Принципы систематизации методических и информационных материалов, оборудования методического кабинета
9. Технология обобщения педагогического опыта
10. Педагогическая диагностика (цели, методы, средства)
11. Основные задачи, формы, методы, принципы работы с родителями. Методы изучения опыта семейного воспитания.
12. Вариативные программы (концепция, структура, содержание
13. Модели общения воспитателя с детьми (цели, задачи, тактика, результат)
14. Возрастные особенности в развитии личности детей дошкольного возраста
15. Индивидуальные типологические особенности в развитии личности дошкольников
16. Возрастные изменения в развитии речи детей на протяжении дошкольного детства
17. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ
18. Возрастные изменения в развитии мышления детей дошкольного возраста
19. «Кризисные периоды» в развитии личности дошкольника
20. Причины негативных проявлений в поведении дошкольников
21. Возрастные изменения в развитии мотивационной сферы дошкольников
22. Особенности познавательных интересов детей дошкольного возраста
23. Развитие эмоциональной сферы ребенка. Обеспечение комфортной обстановки в ДОУ
24. Особенности развития воли у дошкольников
25. Понятие адаптации детей к условиям дошкольного учреждения
26. Организация, содержание, средства, принципы, методы работы с детьми раннего возраста.
27. Сенсорное развитие ребенка. Особенности восприятия детей дошкольного возраста. Сенсорное воспитание как основа умственного воспитания и развития основных видов деятельности ребенка. Содержание, средства, методы сенсорного воспитания в дошкольных учреждениях.
28. Особенности работы с детьми в разновозрастной группе детского сада. Трудности и преимущества.
29. Предметно - развивающая среда ДОУ в современных условиях
30. Роль игры в развитии личности ребенка
31. Развивающее обучение, его концептуальные положения и принципы
32. Формирование экологической культуры у дошкольников (задачи, методы, средства)
33. Интеллектуальное развитие дошкольника
34. Требования к организации режима дня и учебных занятий в ДОУ
35. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
36. Организованные формы двигательной деятельности дошкольника
37. Система закаливания детского организма (виды закаливания, основные принципы и т. д.)
38. Эстетическое воспитание дошкольников: задачи, основные средства, направления, содержание
39. Знакомство дошкольников с искусством
40. Виды и формы организации музыкальной деятельности в ДОУ
41. Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры
42. Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения
43. Взаимодействие ДОУ с семьей
44. Пути преемственных связей ДОУ и школы
45. Организация работы ДОУ с детьми, не посещающими детский сад
Порядок проведения аттестации
Аттестации подлежат следующие категории педагогических работников ДОУ, в том числе ведомственных:
- заведующие;
- старшие воспитатели;
- зам. заведующего по учебно-воспитательной работе;
- воспитатели;
- музыкальные руководители;
- инструкторы по физической культуре.
Уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационных категорий руководящим и педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений независимо от ведомственной принадлежности определяется при их аттестации в порядке, установленном Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования РФ от №1908, зарегистрированным в Минюсте России , регистрационный №2322.
В ходе аттестации при присвоении квалификационной категории определяется соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников ДОУ требованиям (показателям) к их квалификации (знаниям), профессионализму (умениям) и продуктивности (результатам деятельности).
Экспертиза результатов деятельности аттестуемого включает: наблюдение педпроцесса, методической работы с педкадрами, анализ документации и диагностических материалов, продуктов детской деятельности, анкетирование, беседы с аттестуемым, администрацией, детьми и их родителями, знакомство с материально-технической (учебно-методической0 базой ДОУ, изучение обобщенного опыта работы, результатов инновационной деятельности и др.
Экспертиза профессиональной компетентности осуществляется через:
- собеседование (вопросы прилагаются);
- защиту реферата, опыта работы, авторских методических разработок (программ, тематических планов, серии конспектов занятий и др.);
- самоанализ результатов работы за три года;
- творческий отчет;
- представление результатов опытно-экспериментальной работы;
- участие в муниципальных региональных профессиональных смотрах, конкурсах, форумах;
- участие в КПК в качестве лектора;
- активное участие в методической работе (в ДОУ, районе) в качестве руководителя МО, ШПО, творческой группы.
Примечания:
1. Собеседование с педагогами ДОУ проводится по двум вопросам: один по дошкольной психологии, второй по дошкольной педагогике и методикам; с руководителями собеседование проводится по вопросам управления ДОУ.
2. Требования к ответу для присвоения:
- высшей квалификационной категории – вопросы должны быть раскрыты в полном объеме и показана взаимосвязь с практикой на диагностической основе;
- первой квалификационной категории – вопросы должны быть раскрыты полностью с примерами из практики;
- второй квалификационной категории – вопросы должны быть раскрыты в целом.
3. Рекомендации о присвоении квалификационной категории выносятся с учетом показателей оценки уровня профессиональной компетентности (см. приложения№1-5)
Квалификационные требования,
предъявляемые к педагогическим работникам
дошкольных образовательных учреждений
ЗАВЕДУЮЩИЙ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕ
Должностные обязанности
1. Осуществляет руководство ДОУ в соответствии в его Уставом и законодательством РФ.
2. Определяет стратегию, цели и задачи развития дошкольного учреждения. Совместно с Советом педагогов и общественными организациями, осуществляет разработку, утверждение и внедрение программы развития ДОУ.
3. Определяет структуру управления учреждением, штатное расписание.
4. Решает методические, административные, финансовые и др. вопросы.
5. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических, медицинских и др. работников ДОУ.
6. Определяет должностные обязанности работников.
7. Создает условия для повышения их профессионального мастерства.
8. Поощряет и стимулирует творческую инициативу работников, поддерживает благоприятный морально – психологический климат в коллективе.
9. Обеспечивает рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.
10. Представляет учреждение в государственных, муниципальных, общественных и других органах, учреждениях.
11. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации.
12. Несет ответственность за реализацию образовательных программ, качество воспитания и образования выпускников детского сада, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод воспитанников и работников ДОУ во время воспитательно - образовательного процесса в установленном законодательством РФ порядке
13. Формирует контингент воспитанников, обеспечивает их социальную защиту. Является государственным опекуном воспитанников из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищает их законные права и интересы.
14. Принимает меры к созданию условий для поддержки их родственных связей.
15. Обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью и родителями (лицами, их заменяющими).
Должен знать:
1. Конституцию РФ, Законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;
2. Конвенцию о правах ребёнка;
3. Педагогику, достижения современной психолого-педагогической науки и практики; основы физиологии и гигиены; теорию и методы управления ДОУ;
4. Основы экономики, права, социологии, организации финансово-хозяйственной деятельности ДОУ;
5. Административное, трудовое и хозяйственное законодательство;
6. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Требования по квалификационным категориям
Первая квалификационная категория
- Должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к заведующему дошкольным учреждением;
- Обеспечивает систему контроля за качеством работы воспитателей;
- Владеет методикой диагностики профессиональной компетентности педагогов и строит работу с педкадрами на ее основе;
- Активно участвует в методической работе города (района): выступает на МО, семинарах, работает в творческих группах по актуальным проблемам;
- Изучает и обобщает опыт работы воспитателей и специалистов ДОУ, имеет свой обобщенный опыт;
- Организует в системе педагогическую пропаганду среди родителей, обеспечивает дифференцированный подход и нетрадационные формы работы с семьей
Высшая категория
- Должен отвечать требованиям, предъявляемым к заведующему дошкольным учреждением I квалификационной категории;
- Осуществляет мониторинг профессионального роста педагогов;
- Организует педагогический мониторинг развития дошкольников;
- Участвует в методической работе в городе (районе) в качестве руководителя МО, проблемного семинара, творческой группы по интересам, лектора на курсах повышения квалификации. Имеет авторские методические и управленческие разработки;
- Пропагандирует опыт работы воспитателей и свой опыт на педчтениях, конференциях, форумах в городе (районе), области;
- Внедряет в практику работы ДОУ вариативные программы, новые педагогические технологии.
Показатели оценки уровня профессиональной компетентности заведующего
Показатели для оценки уровня профессиональной компетентности
Кол-во баллов
Показатели квалификации
Знание:
- стратегии развития образования в России и принципов образовательной политики;
- целей, содержания, форм, методов обучения и воспитания, современных концепций и технологий дошкольного образования;
- видов дошкольных образовательных учреждений, их места и роли в системе непрерывного образования, требований к результатам их деятельности;
- основ экономики образования;
- нормативно-правовых основ функционирования и развития системы образования;
- теоретических основ управления, ведущих управленческих школ и концепций, особенностей управления в сфере дошкольного образования;
- принципов анализа и построения образовательных систем и методов планирования их деятельности;
- систем и методов материального стимулирования работников;
- стилей эффективного руководства коллективом;
- современных методов контроля образовательной, финансово-хозяйственной деятельности и делопроизводства в учреждении;
- требований к ведению делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении.
Показатели профессионализма
Умение:
- анализировать деятельность образовательного учреждения, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения;
- разрабатывать нормативно-организационную документацию образовательного учреждения (договоры, уставы, правила, положения, должностные инструкции);
- разрабатывать программы развития образовательного учреждения;
- строить организационную структуру управления образовательным учреждением;
- планировать и организовывать контроль деятельности учреждения;
- мотивировать исполнителей на достижение высоких результатов в трудовой деятельности и повышении квалификации;
- предупреждать и разрешать конфликты в коллективе;
- проводить деловые совещания, беседы, организовывать групповую работу.
Показатели продуктивной деятельности
Дошкольного образовательного учреждения (структурного подразделения):
- сохранение контингента воспитанников;
- освоение детьми образовательной программы;
- результаты инновационной образовательной деятельности;
Руководителя:
- состояние нормативно-правовой базы для функционирования и развития образовательного учреждения;
- программа развития учреждения (структурного подразделения)
- состояние учебно-материальной (материально-технической) базы учреждения: наличие, использование, развитие;
- количественные и качественные характеристики движения кадрового состава;
- социально-психологический климат в руководимом коллективе;
- качество и уровень санитарно-гигиенических условий;
- состояние делопроизводства.
Примечание
1. Для оценки профессиональной компетентности по каждому показателю устанавливается следующая шкала баллов:
0 баллов – знания, умения или результаты деятельности отсутствуют;
1 балл – наличие знаний, умений или результатов деятельности;
2 балла – высокий уровень знаний, умений или результатов деятельности.
2. При суммарной оценке профессиональной компетентности в баллах, составляющих не менее 50, старшему воспитателю присваивается первая квалификационная категория, а свыше 50 баллов – высшая квалификационная категория.
Анкета
«Заведующий глазами воспитателя»
Уважаемые коллеги! Просим оценить по всем пунктам анкеты профессиональные и личностные качества руководителя учреждения. Надеемся, что ваши ответы будут искренними.
Внимательно прочтите пункты анкеты и против каждого из них поставьте баллы:
9–8 - качество проявляется практически всегда.
7–6 – проявляется часто.
5-4 – качество проявляется в 50% случаев
3-2 – качество проявляется редко.
1 – качество практически отсутствует
0 – не могу оценить.
Качество
Баллы
1. Умеет вызвать и поддержать интерес коллектива к какой-либо проблеме.
2. Поднимает вопросы, которые часто вызывают дискуссии.
3. Следит за реакцией педагогов.
4. Соблюдает логическую последовательность в изложении материала.
5. Хорошо разъясняет сложные места.
6. Обладает высокой культурой речи, нормальным темпом изложения.
7. Умеет снять напряжение, усталость.
8. Ориентируется на использование нововведений
9. Творчески подходит к своему делу
10. Проявляет доброжелательность и такт по отношению к педагогам.
11. Объективно оценивает деятельность педагогов.
12. Уважительно относится к коллегам.
13. Располагает к себе манерой поведения и внешним видом.
#1041;ыстро принимает решение в сложной ситуации
От 126 до 100 баллов – высшая категория
От 99 до 80 – первая категория
Анкета
"Оценка деятельности заведующей педагогическим коллективом"
Анализируется общее количество отрицательных ответов. Делается вывод о недостатках. Можно давать количественную оценку в зависимости от того, каков разброс в мнениях. Ответ по каждому суждению - да, нет.
1. Уважаем ли мы его?
2. Чувствуем ли мы себя спокойно в его обществе?
3. Он вызывает раздражение:
своим бестактным поведением непродуманными действиями несправедливостью другими действиями
4. Уделяет ли должное внимание благополучию своих подчиненных
5. Умеет ли хорошо организовать работу своих подчиненных
6. Соответствует ли уровень его компетентности выполняемой работе и занимаемой должности
7. Производи? ли в целом хорошее впечатление
8. Обладает ли качествами, необходимыми хорошему руководителю
9. Умеет ли поддерживать дисциплину
10. Много ли уделяет внимания изучению смежных научных проблем
11. Много ли уделяет внимания вопросам, связанным с задачами своего подразделения
12. Имеет ли склонность к пониманию людей
13. Обладает ли : спокойствием стойкостью выдержкой
14. Обладает ли энтузиазмом и другими качествами, позволяющими сплачивать людей, создавать оптимистический настрой
15. Можно ли работать под его руководством спокойно, уверенно, без страха и сомнений
16. Обладает ли он чувством меры при распределении своего времени
17. Может ли он думать спокойно, рассудительно, не впадая в излишние эмоции
18. Умеет ли он принимать решения неполной и противоречивой информации
19. Способен ли он изыскать новые средства, возможности и лучшие методы
20. Оригинальны ли его решения
Квалификационные требования,
предъявляемые к педагогическим работникам
дошкольных образовательных учреждений
СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
Должностные обязанности:
Старший воспитатель организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива ДОУ.
Анализирует выполнение учебно-методической и воспитательно-образовательной работы в ДОУ и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности.
Оказывает помощь педагогическим работникам в выборе программ, определении содержания, форм, методов и средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Организует работу по научно-методическому обеспечению содержания образования. Корректирует расписание режима дня и составляет расписание занятий.
Осуществляет контроль за учебной нагрузкой воспитанников, за качеством выполнения образовательной программы.
Координирует работу воспитателей, специалистов и других работников в рамках единого образовательного процесса.
Обобщает и принимает меры по распространению наиболее результативного опыта работы ДОУ.
Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства.
Организует работу методического кабинета ДОУ, систематизирует информационные, методические и дидактические материалы.
Организует и руководит просветительской работой с родителями (лицами их заменяющими).
Проводит работу по созданию развивающей среды в ДОУ. Способствует созданию положительного микроклимата в коллективе.
Должен знать:
Конституцию Российской Федерации, законы РФ, решения правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, достижения современной психолого-педагогической науки и практики; основы физиологии и гигиены; теорию и методы управления образовательными системами,; основы гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Требования по квалификационным категориям
Первая квалификационная категория
- Должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к старшему воспитателю;
- Имеет обобщенный опыт работы;
- Участвует в методической работе города, района (МО, ШПО, семинары, творческие группы).
- Строит методическую работу на ее основе
- Владеет методикой диагностики профессиональной компетентности педагогов.
Высшая квалификационная категория
- Воспринимает и ретранслирует информацию по передовым технологиям обучения и воспитания отечественного и мирового опыта;
- Координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики;
- Максимально использует возможности ближайшего окружения ДОУ для развития детей;
- Осуществляет мониторинг роста профессиональной компетентности педагогов, организует педагогический мониторинг развития дошкольников;
- Владеет навыками публичных выступлений по вопросам дошкольного образования;
- Должен отвечать требованиям, предъявляемым к старшему воспитателю I квалификационной категории
Показатели оценки уровня профессиональной компетентности
Показатели для оценки уровня профессиональной компетентности
Кол-во баллов
Показатели квалификации
Знание:
- стратегии развития образования в России и принципов образовательной политики;
- целей, содержания, форм, методов обучения и воспитания, современных концепций и технологий дошкольного образования;
- видов дошкольных образовательных учреждений, их места и роли в системе непрерывного образования, требований к результатам их деятельности;
- основ экономики образования;
- нормативно-правовых основ функционирования и развития системы образования;
- теоретических основ управления, ведущих управленческих школ и концепций, особенностей управления в сфере дошкольного образования;
- принципов анализа и построения образовательных систем и методов планирования их деятельности;
- систем и методов материального стимулирования работников;
- стилей эффективного руководства коллективом;
- современных методов контроля образовательной, финансово-хозяйственной деятельности и делопроизводства в учреждении;
- требований к ведению делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении.
Показатели профессионализма
Умение:
- анализировать деятельность образовательного учреждения, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения;
- разрабатывать нормативно-организационную документацию образовательного учреждения (договоры, уставы, правила, положения, должностные инструкции);
- разрабатывать программы развития образовательного учреждения;
- мотивировать исполнителей на достижение высоких результатов в трудовой деятельности и повышении квалификации;
- предупреждать и разрешать конфликты в коллективе;
- проводить деловые совещания, беседы, организовывать групповую работу;
- осуществлять диагностику профессиональной деятельности педагогов в ДОУ;
- организовать повышение квалификации педагогов в ДОУ на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов;
- анализировать состояние и результативность методической работы и на этой основе определить цели и задачи ее совершенствования;
- осуществлять мониторинг уровня развития детей и осуществлять на этой основе оценку результативности;
- организовать разработку и использование дидактических и методических материалов в соответствии с направлениями работы ДОУ;
- оценивать методическое обеспечение мини методических кабинетов ДОУ и разрабатывать рекомендации по их совершенствованию;
- устанавливать и регулировать связи ДОУ с методической службой города, других ДОУ, школой, научными учреждениями;
- изучать, обобщать, транслировать внедрение передового педагогического опыта педагогов ДОУ, внедрять ППО педагогов-новаторов других ДОУ;
- организовать работу педагогического лектория, школы молодой семьи и других форм работы с семьей;
- организовать работу методического кабинета ДОУ.
Показатели продуктивной деятельности
- сохранение нормативно-правовой базы для функционирования и развития ДОУ;
- состояние учебно-материальной базы ДОУ (наличие, использование, развитие);
- количественные и качественные характеристики движения кадрового состава;
- освоение детьми образовательной программы;
- результаты инновационной деятельности;
- социально-психологический климат в ДОУ;
- состояние делопроизводства.
Примечание
1. Для оценки профессиональной компетентности по каждому показателю устанавливается следующая шкала баллов:
0 баллов – знания, умения или результаты деятельности отсутствуют;
1 балл – наличие знаний, умений или результатов деятельности;
2 балла – высокий уровень знаний, умений или результатов деятельности.
2. При суммарной оценке профессиональной компетентности в баллах, составляющих не менее 50, старшему воспитателю присваивается первая квалификационная категория, а свыше 50 баллов – высшая квалификационная категория.
Квалификационные требования,
предъявляемые к педагогическим работникам
дошкольных образовательных учреждений
ВОСПИТАТЕЛЬ
Должностные обязанности.
- Планирует и организует жизнедеятельность детей дошкольного возраста, осуществляет их воспитание и обучение. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации и социальной адаптации. Использует разнообразные приемы, методы и средства воспитания и обучения. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с воспитанниками (с группой или индивидуально) коррекционно - развивающую работу. Совместно с медицинским работником обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.
- Внимательно относится к детям, обеспечивает удовлетворение в эмоционально-личностном общении, защиту от всех форм физического и психологического насилия, эмоциональное благополучие каждого ребенка.
- Формирует у воспитанников нравственные качества, прививает им навыки ответственности, самостоятельности, культуры поведения. На основе индивидуальных способностей, интересов и склонностей вовлекает их в различные виды деятельности.
- Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Принимает участие в работе совета педагогов, систематически повышает педагогическую квалификацию.
- Изучает семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия. Взаимодействует с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими.
- Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.
Должен знать: Конституцию РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; дошкольную педагогику и психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику дошкольного воспитания; основы дефектологии и соответствующие методики (при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии); основы гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Лист оценки профессиональной деятельности воспитателя.
Деятельность воспитателя и его качества оцениваются по четырех бальной системе:
4 – данное качество ярко выражено
3 – данное качество сформировано в достаточной степени
2 – данное качество имеет место
1 – сформировано в минимальной степени или не сформировано вовсе.
Степень выраженности качества отмечается знаком + в одной из четырех граф.
Качества
Оценка в баллах
1
2
3
4
I. Результаты деятельности воспитателя
- Наличие у детей интереса к познанию.
- Наличие у детей знаний, умений и навыков.
- Проявление инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности.
- Наличие у детей творческих способностей.
- Формирование у детей личностных качеств (волевых, мотивационных, нравственно-эмоциональных и пр.)
Сумма баллов ____________________
II. Уровень знаний воспитателя
- Знание методик воспитания и обучения дошкольников.
- Знание психологии дошкольника.
- Знание индивидуально-психологических особенностей детей.
- Знание психологии детского коллектива.
- Знание нормативных документов.
- Знание вариативных программ и педагогических технологий.
Сумма баллов ____________________
III. Гностические умения
- Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования, изучения опыта коллег.
- Умение изучать личность воспитанника и особенности коллектива в плане выявления уровня их развития и условий влияющих на результаты воспитания и развития ребенка.
- Умение правильно оценивать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности, перестраивать свою деятельности в соответствии с целями и условиями ее протекания.
Сумма баллов ____________________
IV. Проектировочные умения.
- Планирование деятельности в соответствии с целями воспитания и развития дошкольников, характером материала, возрастными особенностями, с учетом связи с различными видами детской деятельности.
- Прогнозирование и корректировка результатов своей деятельности.
Сумма баллов ____________________
V. Конструктивные умения.
- Выбор оптимальных форм, методов и приемов работы с детьми.
- Соблюдение принципов обучения и воспитания дошкольников.
- Умение выбирать диагностические методики, способствующие выявлению уровня сформированности у детей умений и навыков.
- Рациональное распределение времени работы с детьми, логически обусловленные переходы от одного этапа к другому.
Сумма баллов ____________________
VI. Организаторские умения.
- Организация коллектива детей и целенаправленное управление его деятельностью с учетом динамики его развития.
- Организация занятий, кружков с учетом интересов детей.
Сумма баллов ____________________
VII. Коммуникативные умения.
Умение устанавливать педагогически целесообразные контакты:
- Воспитатель – дети (требовательность и справедливость во взаимоотношениях с детьми, умение найти в ребенке наиболее сильные положительные стороны его личности, предотвращение и разрешение конфликтов)
- Воспитатель – родители (по результатам анкет «Наш воспитатель»)
- Воспитатель – воспитатель (уравновешенность, требовательность, справедливость, чуткость отзывчивость, доброжелательность, искренность и др.)
Сумма баллов ____________________
Примечание: при сумме баллов от 20 до 40 от максимального количества, определенных по листу оценки профессиональной деятельности, воспитателю дошкольного учреждения присваивается вторая квалификационная категория, при сумме баллов от 41 до 70 - первая квалификационная категория, свыше 70 - высшая квалификационная категория.
Требования по квалификационным категориям
II категория
I категория
Высшая категория
- Должен отвечать общим требованиям к воспитателю
- Должен отвечать требованиям, предъявляемым к воспитателю II квалификационной категории
- Должен отвечать требованиям, предъявляемым к воспитателю квалификационной категории
- Организует работу по познавательному развитию детей для достижения «Зоны ближайшего развития»
- Организует воспитательно-образовательную работу с детьми на основе диагностики, отслеживает результаты
- Проводит мониторинг результатов педагогической деятельности и вносит свои коррективы
- Владеет элементарными навыками педагогической диагностики
- Осуществляет дифференцированный подход к детям с различным уровнем их развития
- Участвует в экспериментальной работе по освоению новых программ и педагогических технологий или их разработке и апробации
- Обеспечивает положительное взаимодействие воспитателя и детей, детей между собой, воспитателя и родителей, воспитателя и коллег
- Общение с детьми строит на основе личностно-ориентированного взаимодействия
- Имеет авторские разработки (перспективное, тематическое планирование, дидактические пособия и др.)
- Использует передовой педагогический опыт коллег в своей работе
- Использует в работе вариативные программы, педагогические технологии и методики, учитывая условия ДОУ
- Владеет навыками публичных выступлений (выступает на МО, КПК, конференциях и др.)
- Активно участвует в методической работе ДОУ (выступает на педсоветах, проводит открытые занятия)
- Активно участвует или организует методическую работу в городе (районе)
- Проводит углубленную работу по одному из направлений воспитания и образования дошкольников, результатом которой является обобщенный опыт
- Имеет обобщенный опыт работы, распространяемый в городе (районе)
Квалификационные требования,
предъявляемые к педагогическим работникам
дошкольных образовательных учреждений
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Должностные обязанности
Осуществляет развитие музыкальных и творческих способностей и эмоциональной сферы воспитанников.
Формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности.
Профессионально владеет техникой исполнения на музыкальном инструменте. Координирует работу педагогического персонала и родителей (лиц, их заменяющих)
Определяет направления педагогической музыкальной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей на диагностической основе.
Разрабатывает совместно с воспитателями сценарные планы физкультурно-оздоровительных мероприятий, основанных на преемственности в освоении двигательного материала по физической культуре, участвует в их подготовке и проведении.
Участвует в создании предметно - развивающей среды по музыкальному воспитанию.
Обеспечивает соблюдение гигиенических требований к проведению мероприятий по музыкальной деятельности.
Организует коррекционную работу с детьми, имеющими психофизическое отклонение в развитии.
Должен знать:
- Конституцию РФ;
- законы РФ;
- решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;
- педагогику и психологию, возрастную физиологию, анатомию;
- санитарию и гигиену;
- индивидуальные особенности развития личности детей, музыкального восприятия, эмоций, моторики и музыкальных возможностей детей разного возраста;
- музыкальные произведения детского репертуара;
- правила и нормы охраны труда, ТБ и противопожарной защиты;
- основы дефектологии и соответствующие методики при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Требования по квалификационным категориям
Вторая
Первая
Высшая
- должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к музыкальному руководителю;
- обеспечивает устойчивые положительные результаты; широко использует различные виды музыкальных занятий;
- участвует в методической работе ДОУ (выступает на педсоветах, проводит открытые занятия и т. д.)
- должен отвечать требованиям, предъявляемым к музыкальному руководителю 2 категории;
- использует в работе вариативные программы и методики, учитывая условия ДОУ;
- оказывает дополнительные образовательные услуги по развитию музыкальных способностей (в кружках, студиях);
- активно участвует или организует методическую работу в городе, районе (МО, ШМО, семинары, творческие группы)
- Имеет обобщенный опыт работы, распространяемый среди коллег в городе, районе.
- должен отвечать требованиям, предъявляемым к музыкальному руководителю 1 категории;
- участвует в экспериментальной работе по освоению новых программ и педагогических технологий музыкального развития детей или их разработке и апробации;
- использует разные варианты планирования;
- разрабатывает авторские дидактические пособия, игры и использует их в практике работы;
- владеет навыками публичных выступлений по вопросам музыкального воспитания (выступает в печати, на МО, КПК, конференциях, по радио и т. д.);
- проводит углубленную работу по одному из направлений музыкального воспитания, результатом которой является обобщенный опыт распространенный в области.
Показатели уровня квалификации.
Деятельность музыкального руководителя и его качества оцениваются по четырех бальной системе:
4 – данное качество ярко выражено
3 – данное качество сформировано в достаточной степени
2 – данное качество имеет место
1 – сформировано в минимальной степени или не сформировано вовсе.
Степень выраженности качества отмечается знаком + в одной из четырех граф.
Качества
Оценка в баллах
1
2
3
4
Результаты деятельности:
- Наличие у детей интереса к различным видам музыкальной деятельности и проявлений эстетического вкуса;
- Наличие у детей навыков пения, ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах;
- Наличие у детей творческих способностей;
- Использование певческих и двигательных навыков в самостоятельной деятельности;
- Наличие музыкально-сенсорных навыков.
Сумма баллов ____________________
Уровень знаний музыкального руководителя
- Знание нормативных документов по вопросам образования;
- Знание вариативных программ и методик по музыкальному воспитанию;
- Знание дошкольной педагогики.
Сумма баллов ____________________
Гностические умения
- Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования, изучения опыта коллег.
- Умение изучать особенности детского коллектива с целью выявления уровня их развития )выявление способных и одаренных детей)
Сумма баллов ____________________
Проектировочные умения.
- Планирование деятельности в соответствии с целями воспитания и развития дошкольников, возрастными и индивидуальными особенностями, с учетом связи с различными видами детской деятельности.
- Планирование с учетом дифференцированного подхода на основе диагностики;
- Прогнозирование и корректировка результатов своей деятельности.
Сумма баллов ____________________
Конструктивные умения.
- Использование различных вариантов музыкальных занятий;
- Выбор оптимальных форм, методов и приемов работы с детьми;
- Определение способов контроля за усвоением детьми программных требований;
Сумма баллов ____________________
Организаторские умения.
- Организация музыкальной деятельности с учетом интересов детей и динамики их развития.
- Умение проводить практическую работу с воспитателями и повышать музыкальную культуру сотрудников ДОУ;
- Организация системы работы с родителями.
- Организация кружковой и студийной работы с учетом интересов детей и запросов родителей;
- Организация условий для музыкальной деятельности детей (игры, пособия, материалы и др.).
Сумма баллов ____________________
Коммуникативные умения.
Умение устанавливать педагогически контакты:
- Музыкальный руководитель – дети;
- Музыкальный руководитель – воспитатель;
- Музыкальный руководитель – родители;
- Умение найти в ребенке положительные стороны его личности;
- Умение создавать положительный микроклимат, дарить детям «праздник души»
Сумма баллов ____________________
Способности
- Развитое воображение;
- Выразительность речи, мимики, жестов, техника игры на музыкальном инструменте.
Сумма баллов __________________
Примечание: при сумме баллов от 20 до 40% от максимального количества баллов показателей уровня квалификации, музыкальному руководителю присваивается вторая квалификационная категория, при сумме баллов от 41 до 70% - первая квалификационная категория, свыше 70% - высшая квалификационная категория.
Анкета «Воспитатель / музыкальный руководитель / глазами коллег»
1. Что интересного в музыкальном воспитании Вы находите в ДОУ?
2. Атмосфера на музыкальных занятиях, общение с детьми музыкального руководителя»
3. Пользуется ли музыкальный руководитель авторитетом и уважением в коллективе?
4. В чем проявляется взаимосвязь музыкального руководителя и воспитателя в Вашем ДОУ?
5. Формы участия музыкального руководителя в работе с родителями.
Предварительный просмотр:
"Коллективные работы детей"
Консультация для воспитателей
Коллективные композиции – рисунки, аппликация, лепка – радуют детей не случайно. Ведь общий результат всегда богаче по содержанию, более ярок, нежели индивидуально выполненная работа. Однако в массовой практике такого рода занятия проводят эпизодически. «Что же представляют собой коллективные занятия? В каких возрастных группах их можно проводить?» Можно выделить несколько форм организации, которые проводят в разных возрастных группах. Наиболее простая форма – когда каждый ребёнок выполняет порученное ему задание, а затем все работы педагог объединяет в общую композицию; скажем, кто-то вырезает и склеивает птицу, кто-то цыпленка, кто-то цветок. Из этих изображений составляется картина («Птицы на ветке», «Птицы на дереве», «Цыплята гуляют по травке», «Цветы на поляне» и т. д.). Другая форма – составляется несколько подгрупп, и каждая выполняет свою часть общей композиции: одна разрабатывает узор для середины ковра, другая – украшение поля, третья – кайму. На другом занятии подгрупп создают картину уголка природы: одна подгруппа вырезает и наклеивает растения, другая готовит обитателей клеток, аквариума, третья вырезает камешки для аквариума, клетки, веточки для птиц и другие необходимые атрибуты.
Прежде всего, выбор той или иной формы занятий зависит от возраста детей, темы, количества и от того, когда выполняется работа – на общегрупповом ли занятии, или в свободное время, или в процессе самостоятельной художественной деятельности. Допустим, тема занятия – рисование коллективной картины «лес». Примечательно: тема эта приемлема для работы во всех возрастных группах; сложность содержания углубляется соответственно возрасту. Цвет бумаги подбирается соответственно изображаемому времени года (белый, светло-зелёный, светло-голубой, светло-жёлтый, светло-оранжевый). Бумага прикрепляется на доску или мольберт так, чтобы на ней могли одновременно рисовать двое-трое детей. Остальные дети, если их немного, чтобы не изнывали в ожидании своей очереди, образуют полукруг.
Возможен и другой приём. Два стола, составлены в длинный ряд, покрываются бумагой (можно использовать обратную сторону обоев). Дети, сидя или стоя, выполняют задание. Каждый рисует столько деревьев, сколько захочет. Законченную композицию желательно рассмотреть; если кто-либо изъявит желание дополнить сюжет, ему предоставляется эта возможность. Как и всегда, если работа удалась, ею украшают или групповую комнату, или раздевалку, или вестибюль, или зал. Примерно так же организуется занятие по рисованию на тему «Цветущий луг». Желательно заранее обговорить с детьми цвет бумаги, композицию рисунка. (Вообще если педагог советуется с детьми, то он тем самым развивает в них активность, творческую самостоятельность). Допустим, что решили использовать лист бумаги круглой формы. Это для клумбы, а композицию выполнить в аппликации. Так на глазах детей, общими усилиями создается яркая картина, которая, несомненно, вызовет чувство радости.
Для коллективных занятий изобразительной деятельностью неисчерпаемы. В средней группе: «Рыбки в аквариуме», «Неваляшки гуляют», «весёлый поезд», «Голубая стрела» (по сказке Дж. Родари). Поезд составляется из вагончиков, которые заранее подготовили ребята; цветовое решение будет зависеть от образа, который создадут дети. Поэтому желательно заранее обсудить этот вопрос. В старшей группе – в рисунке, аппликации – можно создать декоративную композицию. В одном случае дети рисуют узор на полосе или квадрате (распределение бумажных заготовок, не которых создается узор, подготавливает или сам воспитатель или дети). Законченные рисунки объединяются в общую декоративную композицию – в стиле какого-либо народного искусства – на большом листе бумаги. Узор в середине панно выполняют дети, наиболее успешно овладевшие навыками рисования. В другом случае воспитатель вместе с детьми на большом листе определяет композицию будущего узора: середину, кайму, углы. Разумеется, педагог активно привлекает детей: вместе обдумывают будущий сюжет, обсуждают содержание изделия, где и как будет размещён узор, колорит и декоративные компоненты. Главная задача – помнить интересы и возможности детей, избегать формализма, шаблона в работе. Композиция создаётся последовательно (по типу конвейера). Сначала рисуется узор в середине. Работу эту выполняют двое-трое детей. (Для этого лист удобнее разместить на столе. Таким образом, возможен подход с разных сторон). Затем узор по углам; так же оформляется и кайма. К слову, декоративная композиция выполняется и в аппликации (как на занятии, так и в свободное время).
Методически целесообразно объединять детей по двое-трое. (Замечу, что эту методику любят применять в японских детских садах).такой приём рождает деловое общение, дети учатся договариваться друг с другом. Особенно он эффективен в разновозрастной группе. Совместно выполняя задание (рисунок, аппликацию, лепку), малыши учатся у старших, а старшие в свою очередь учатся терпеливо относиться к младшим.
Здесь важно одно: обращать внимание на то, чтобы младших детей не подавляли, не лишали инициативы. Какие могут быть темы занятий и формы организации? Самые разнообразные. Это и рисунок на одну тему («Лесная полянка летом», «Бабочки летают над лугом»). Дети заранее определяют общую композицию, затем каждый рисует (или вырезает и наклеивает) на своей половине листа (можно на отдельных листах), сверяя с партнёром ход и решение композиции. Каждый работает как бы отдельно: один ребёнок изображает одни деревья и цветы, другой – другие; один рисует лесных зверушек, другой – бабочек, пчёлок и т. п. Это и коллективные композиции, в ходе которых дети работают совместно с воспитателем), педагог выполняет трудные формы). Ценность занятия: И взрослый, и дети объединены одной целью, заинтересованы общим результатом. Более того, почти как равные исполнители трудятся младшие со старшими. Но вместе с тем дети видят не только как действует воспитатель, но и учатся непосредственно без прямых указаний.
Предварительный просмотр:
Гимнастика пробуждения
после дневного сна
для средней группы
(комплексы по месяцам на год)
СЕНТЯБРЬ
Смотри скорее, который час! Тик-тик, тик-тик, тик-тик!
Налево раз, направо раз! Тик-тик, тик-тик, тик-тик!
Бежит по рельсам паровоз, на зарядку нас повез.
(произносить, пока дети просыпаются)
Комплекс 1
1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и. п.
2. И. П. : лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и. п., наклон колен вправо, в и. п.
3. И. П. : сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» — выдох, И. П., вдох (через нос).
4. И. П. : то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
5. И. п. : сидя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши перед собой — выдох; развести ладони в стороны — вдох.
;Змеиный язычок». Представляем, как длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка. Повтор 6 раз.
Комплекс 2
1. «Потягушки». И. п. : лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и. п.
2. «Горка». И. П. : сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и. п.
3. «Лодочка». И. п. : лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища, держать, вернуться в и. п.
4. «Волна». И. п. : стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, И. П., сесть слева от пяток, руки вправо, и. п.
5. «Послушаем свое дыхание». И. п. : о. с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно, тихое дыхание или шумное.
ОКТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ
Комплекс 3 «Дождик»
Капля первая упала — кап! Сидя, ноги скрестить «по-турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию ее движения, следить глазами.
И вторая прибежала — кап! То же проделать другой рукой.
Мы на небо посмотрели, капельки «кап-кап» запели, (посмотреть глазами вверх, не поднимая головы)
Намокли лица. Мы их вытирали. (Вытереть лицо руками, вытянуть ноги)
Туфли, посмотрите, мокрыми стали. (Потянуться к носкам ног руками)
Плечами дружно поведем и все капельки стряхнем. (Поднять и опустить плечи)
От дождя мы убежим (велосипед)
Под кусточком посидим. (сесть, согнуть ноги к груди, обнять их руками)
Комплекс 4 «Добрый день!»
Ручки, ножки, щечки, ушки очень любят потягушки.
Мы погладим их легонько и проснемся потихоньку.
Где же, где же наши глазки? Отвечайте без подсказки.
Мы прикрыли их ладошкой и погладили немножко.
Глазки вверх мы поднимали, и моргали, и моргали.
Ушко правое ладошкой, ушко левое ладошкой
Все погладили, ребятки, и подергали немножко!
Щечку правую ладошкой, щечку левую ладошкой,
Все погладили, ребятки, и похлопали немножко!
С ручкой правой поиграем, с ручкой левой поиграем –
Пальчики соединяем, а потом разъединяем. (хлопки)
Ножку правую ладошкой, ножку левую ладошкой
Все погладили, ребятки, и потопали немножко!
Значить будем просыпаться, подниматься, одеваться!
НОЯБРЬ
Комплекс 5 "Кисоньки"
Ну что, кисоньки проснулись?
Сладко-сладко потянулись и на спинку повернулись.
А теперь нам интересно, смотрим мы по сторонам.
Повернем головку влево и посмотрим, что же там?
А сейчас потянем лапки и покажем коготки. (руки перед собой, сжим-разжим кулачки)
Посчитаем, сколько пальцев, где же ваши кулачки?
Мы почти уже проснулись, приготовились бежать.
Ну-ка ножки вы готовы? 1, 2, 3, 4, 5.(велосипед)
Чтобы не зевать от скуки, сели и потерли руки (руки вытянуть вперед, потереть)
А потом ладошкой в лоб - хлоп-хлоп,
Щеки заскучали то же? Мы и их похлопать можем
Ну- ка, дружно не зевать 1, 2, 3, 4, 5.
А теперь уже, гляди, добрались и до груди. (встать на колени)
Постучим по ней на славу сверху, снизу, слева, справа.
Молодцы мои котята, а теперь пойдем играть. (наклоны в стороны)
Руки к солнцу поднимаем и сто раз мы приседаем. (стоя на коленях, приседать)
Отдыхать умеем то же. Руки за спину положим.
Вытянемся и легко, легко подышим.
Комплекс 6
1. Лежа на спине, руки вдоль туловища, руки вверх, потянуться, руки вперед, и. п.
2. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и. п.
3. И. П. : сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и. п.
4. «Пешеход». И. П. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
5. И. П. : сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх вдох, выдох.
ДЕКАБРЬ
Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
Комплекс 7
Наконец – то мы проснулись, Протирают глаза кулачками.
Сладко, сладко потянулись, Потягиваются.
Чтобы сон ушел, зевнули, Зевают.
Головой слегка тряхнули. Покачивают головой из стороны в сторону.
Плечи поднимали, Поднимают плечи.
Ручками махали, Руки перед грудью, «ножницы».
Коленки сгибали, Согнуть ноги в коленях.
К груди прижимали. Обхватить руками ноги, прижать.
Носочками подвигали, Носки на себя, от себя поочередно.
Ножками подрыгали. Вытянуть ноги, потрясти ими.
Не хотим мы больше спать Пальчиками или ладошками показать.
Будем весело играть Хлопки в ладоши.
Комплекс 8
1. И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поморгать глазками.
2. И. п. - лёжа на спине, руки внизу, ладони в «замок». Поднять руки вверх за голову, потянуться и сделать вдох. Вернуться в и. п. - выдох.
3. И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища, голова прямо. Повернуть голову вправо, вернуть в и. п. То же влево.
4. И. п. - сидя, ноги вместе, руками упор сзади. Поднять правую ногу, согнутую в колене. Вернуться в и. п. То же левой ногой.
5. И. п. - сидя ноги вместе, руки сжаты в кулачки. Наклон вперёд, кулачками стучать по коленям произнося «тук- тук- тук». Вернуться в и. п.
;Часы». И. п. - сидя, руки на поясе. Со звуком «тик» выдохнуть и наклониться вперед, со звуком «так» возращение в и. п. - вдох.
ЯНВАРЬ
Комплекс 9
Мы проснулись, улыбнулись, посильнее потянулись.
Первый разик на спине, а потом на животе.
И на левом боку потянулись, и на правом боку потянулись.
Лягте на спинку и продолжаем, ноги вверх мы поднимаем и тихонько опускаем,
Правую ножку поднимем, потянем носочек, тихонько опускаем,
Левую ножку поднимем, потянем носочек, тихонько опускаем,
А теперь мы с вами, дети, поедем на велосипеде. Молодцы, отпустили ножки.
Подбородком грудь достанем, к потолку глаза подняли,
Влево, вправо посмотрели, на кроватку тихо сели.
Руки в стороны подняли, крепко так себя обняли.
Наклонились, потянулись, до носочков дотянулись. Выпрямили спинки, отдохнули и еще раз наклонились, потянулись, до носочков дотянулись, выпрямили спинки.
Разбудим наши ротики, сделаем глубокий вдох,
А, выдыхая, помычим «м – м – м - м», но ротик не открываем. Молодцы!
Комплекс 10
1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища: быстро моргать глазами 1-2 мин.
2. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую, и. п., поднять левую ногу (прямую, и. п.
3. И. П. : лежа на спине, руки перед собой «держат руль», «езда на велосипеде», и. п.
4. И. П. : лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо/влево, и. п.
5. И. П. : лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти каcaютcя друг друга) — выдох, и. п., локти касаются кровати — вдох.
6. И. П. : сидя, ноги скрестив, руки на поясе, руки через стороны вверх вдох, выдох.
7. И. П. Сидя, скрестив ноги, руки на коленях. Наклоны к коленям — поочередно к правому, левому.
8. Игра – шутка: хвостик спрячем на подушки, делать будем мы вертушки (игры с одеялом, спрятать выдуманный хвостик под подушку).
ФЕВРАЛЬ
Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.
Комплекс 11
1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
2. И. П. : лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и. п., вдох.
3. И. П. : лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и. п. (одновременно опустить).
4. И. П. : лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек., вернуться в и. п.
5. И. П. : лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и. п.
6. И. П. : лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута — вдох, выдох.
Комплекс 12 «Самолет»
Пролетает самолет, с ним собрался я в полет (сидя, ноги скрестив, смотреть вверх, не поднимая головы, и водить пальцем за пролетающим самолетом, сопровождая глазами).
Правое крыло отвел, посмотрел, левое крыло отвел, поглядел. (Отвести правую руку в сторону (следить взглядом, то же выполняется в левую сторону).
Я моторчик завожу и внимательно гляжу (Выполнять вращательные движения перед грудью и следить взглядом).
Поднимаюсь ввысь, лечу, возвращаться не хочу (сидя на ногах, выполнять летательные движения).
Крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть (повторить 8-10 раз).
Мы летим, вдруг начался сильный дождь (сидя на коленях, руки за спиной, вытянуть правую руку вперед, ладонью вверх, потом левую; повтор 4-5 раз)
Но вот подул ветер (дыхательное упражнение) и прогнал тучку (вдох носом, задержать дыхание на 1-2 сек., выдохнуть через рот со звуком «у-у-у»).
И снова стало светить солнышко (сидя на коленях, поднять руки вверх, наклоны вправо-влево).
МАРТ
Улетели сны в окошко, убежали по дорожке,
Ну, а мы с тобой проснулись и, проснувшись улыбнулись.
Открывай один глазок, открывай другой глазок,
Будем мы с тобой сейчас делать «потягушки», лежа на подушке.
Потянули одеяло, прячемся в него сначала,
Отгибаем не спеша, вместе ищем малыша.
Комплекс 13
Глазки открываются, реснички поднимаются (Легкий массаж лица.)
Дети просыпаются, друг другу улыбаются (Поворачивают голову вправо - влево.)
Дышим ровно, глубоко и свободно, и легко.
(Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот)
Что за чудная зарядка - как она нам помогает,
Настроенье улучшает и здоровье укрепляет. (Растирают ладонями грудную клетку и предплечья).
Крепко кулачки сжимаем, руки выше поднимаем.
(Медленно поднимают руки вверх, быстро сжимая и разжимая кулаки).
Сильно - сильно потянись. Солнцу шире улыбнись! (Вытянув руки, потягиваются)
Ножки начали плясать, не желаем больше спать (ноги сгибать по очереди к груди).
Все прогнулись, округлились, мостики получились (на четвереньках выгнуть спину).
Сделай вдох и поднимайся, к солнышку тянись (сидя на коленях потянуть вверх руки).
Опускайся, выдыхай и еще раз повторяй (повтор 4-5 раз).
Вот теперь совсем проснулись и к делам своим вернулись.
Комплекс 14 «Превращения»
«Змея» (лежа на животе, поднять на вытянутых руках голову, плечи, гордо поворачивать голову вправо-влево, произнося звук «ш-ш-ш»).
«Крокодил» (лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони под подбородком, поочередное поднимание правой и левой ноги – огромная пасть).
«Панда» (лежа на спине, подтянуть коленки к животу, обхватить руками, нагнуть голову, перекаты вперед-назад, вправо-влево – кувыркается в траве).
«Обезьянка» (лежа на спине, поднять прямую ногу, обхватить ее руками ниже колена и, перебирая руками по направлению к щиколотке, попытаться сесть – обезьянки карабкаются на дерево).
«Жираф» (стоя на четвереньках, поднять вверх правую руку, пальцы сомкнуты, большой палец вверх, ладонь поворачивается вправо-влево. То же левой рукой).
Дыхательная гимнастика: «Гребля на лодке» : сидя, ноги врозь: вдох – живот втянуть (руки вперед, выдох – живот выпятить (руки в стороны) (5-6 раз).
АПРЕЛЬ
Чтобы голову разбудить, надо шейкой покрутить (делаем вращения).
Чтобы ручки разбудить, хлопать будем их учить: справа, слева, и вверху, и внизу.
Хвостик спрячем на подушки. Делать будем мы вертушки (игры с одеялом, спрятать выдуманный хвостик под подушку).
Комплекс 15 «Спортсмены»
«Штангисты» (лежа на спине, руки к плечам, вытянуть руки вперед, пальцы сжаты в кулаки, вернуться в и. п.).
«Футболисты» (лежа на спине, колени подтянуты к животу, бить то правой, то левой ногой по воображаемому мячу, потом двумя ногами сразу).
«Гребцы» (сидя, ноги врозь, руки к плечам, наклониться, дотянуться руками до носков ног, вернуться в и. п.).
«Велосипедисты» (лежа на спине, поднятые ноги вверх поочередно сгибать и разгибать, стараясь делать круговые движения).
«Яхтсмены» (лежа на животе, руки за спиной сцеплены в замок, поднять голову, грудь. Прогнуться. Сцепленные руки поднять как можно выше – парус).
«Борцы» — дыхательное упражнение (сидя по-турецки, глубокий вдох носом, задержка дыхания, выдох через рот).
Комплекс 16
Встало солнышко с утра (соединяем кончики пальцев рук, изображая шар, поднимаем руки вверх).Детям тоже встать пора! (Разводим руки в стороны).
Ручки к солнышку протянем, с лучиками поиграем (Руки поднимаем вверх, вращаем кистями «фонарики», смотрим на руки).
Вдруг сквозь наши пальчики к нам прискачут зайчики (Смотрим сквозь пальцы, слегка касаясь ладошками лица).
Солнечные, не простые, зато скачут как живые:(Изображаем зайчиков: руки в кулачки, указательный и средний пальцы вверх — ушки, пошевелим «ушками»).
По лобику к височкам, по носику, по щечкам, по плечикам, по шейке,
И даже по коленкам! (Легко постукиваем кончиками пальцев,
Ладошками мы хлопали и зайчиков хватали (хлопаем в ладошки, хватаем,
Но к солнышку лучистому зайчишки ускакали! (Руки поднимаем вверх, пальчики «растопыриваем», вращаем кистями).
МАЙ
Солнце глянуло в кроватки, надо делать нам зарядку.
Одеяло мы подняли, сразу ножки побежали.
Раз, два, три! Ну-ка ножки догони!
Комплекс 17
«Покувыркаемся в траве» (лежа на спине, сгруппироваться, подтянув ноги к груди и обхватив их руками, пригнуть голову. Перекаты вперед-назад).
«Солнце встает» (сидя по-турецки, руки вдоль туловища, поднять руки через стороны вверх, посмотреть на руки, вдох. Опустить руки, выдох).
«Радуга» (сидя по-турецки, руки в стороны ладонями кверху. Наклон в правую сторону, коснуться ладонью левой руки ладони правой, и. п. То же в другую сторону).
«Бабочка» (сидя, ноги согнуты в коленях, руки на поясе, развести колени в стороны, вернуться в и. п.)
«Солнечные капельки» (сидя,глаза закрыты,подставляем солнышку лицо, греем носик щечки, горлышко).
«Зевота»-дыхательное упражнение (сидя, расслабиться; опустить голову, широко раскрыть рот. Вслух произнести «о-о-хо-хо-хо-о-о-о-о» — позевать, повтор5-6 раз).
Комплекс 18 «Насекомые»
«Стрекоза» (лежа на спине, руки вдоль туловища. Руки в стороны, несколько быстрых взмахов руками, и. п.)
«Кузнечик» (лежа на животе, руки согнуты в локтях, упор около плеч. Поднять правую прямую ногу вверх, опустить. То же с левой).
«Паутинка» — дыхательное упражнение (Подуем на паутинку – глубокий вдох через нос, длительный выдох через рот).
«Паучок» (сидя, ноги согнуты в коленях, руки – в упор сзади. Приподнять таз, сделать несколько шагов вперед-назад, передвигая руки и ноги).
«Скорпиончик» (лежа на животе, руки в упоре около плеч. Выпрямляя руки, поднять голову, грудь. Согнуть ноги, тянуть к голове).
Поднимайся, детвора!
Завершился тихий час, свет дневной встречает нас.
Потянулись! Улыбнулись! Наконец - то мы проснулись!
Добрый день! Пора вставать! Заправлять свою кровать.
(проговаривать после окончания гимнастики)
Гимнастика пробуждения
после дневного сна
для средней группы
(комплексы по месяцам на год)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отзыв коллеги о моей профессиональной деятельности.
Преемственность дош...
Предлагаю материал моего коллеги - Кудиновой В.В. Методика проведения занятий с использованием нетрадиционных техник рисования
Рисование - это «язык», с помощью которого можно выразить свои чувства, надежды и ожидания, страхи и сомнения, отразить конфликтные ситуации и моменты примирения....
Отзывы коллег о моей работе. об открытых мероприятиях для коллег.
Отзывы коллег на мою профессиональную деятельность....
Моим коллегам
- Консультация «Особенности работы с детьми с РАС»- Консультация «Современный ребенок. Способы бесконфликтного общения»- Консультация «Эмоциональное выгорание педагогов&r...
Моим коллегам-педагогам
Моим коллегам-педагогамМарина ЕсенинаМы разные все, только очень похожи в одном –Мы дарим тепло своих душ малышам несмышлёным,И каждое утро с надеждой и верой идемВ любимый свой сад, как к порог...
Моим коллегам
Мастер-класс для коллег на тему «Вместе мы сила"...