Планирование работы по взаимодействию с родителями
консультация
В материале представлены основные принципы, направления и формы взаимодействия с семьёй в соответствии с ФОП ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_raboty_po_vzaimodeystviyu_s_roditelyami.docx | 157.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Планирование работы по взаимодействию с родителями»
Подготовила: Трушина Е.В.
Методист
МКДОУ Сортавальского МР РКДС №23
корпус 4
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с семьями дошкольников.
Задачи:
1. Обобщить знания педагогов о нормативно – правовом обеспечении взаимодействия Центра с родителями
2. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
1. Помочь педагогам в организации сотрудничества с семьей; научить устанавливать контакты с родителями
4. Учить проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в учреждении.
6. Формировать способности к адекватной оценке себя в общении с родителями.
Основным в работе каждой дошкольной образовательной организации являются сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников, их интеллектуальное и творческое развитие, обеспечение условий для роста личности. Успешное осуществление этой ответственной работы невозможно в отрыве от семьи,так как родители – это самые первые воспитатели ребенка с момента егорождения.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», содержание которого говорит о том, что родители — это первые педагоги, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Из этого следует, что изменению подвергается и позиция дошкольного учреждения вработе с семьей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из основных определяет принцип сотрудничества дошкольной организации с родителями. В детском саду есть условия для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы совместной двигательной деятельности с детьми.
Сотрудничество – это основа взаимодействия родителей и дошкольного учреждения, т.е. взаимное определение целей деятельности, совместное распределение средств, сил, предмета деятельности, взависимости от возможностей каждого участника. А также, совместный контроль и оценка результатов общей работы, планирование новых задач, целей и результатов.
Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учрежденияи родителей в последнее время попала в разряд самых актуальных.
Часто родители испытывают трудности и совершают ошибки ввоспитании своих детей. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в эффективном воспитании своих детей. К, сожалению, не все педагоги способны осуществить эту деятельность в силу ряда причин, т.е. возникает ещё одно противоречие, которое возможно разрешить спомощью методической работы.
Все сдвиги, которые происходят сейчас в сфере дошкольного образования, направлены, на совершенствование его качества. Качество во многом зависит от уровня взаимодействий родителей и дошкольного образовательного учреждения. Успешный результат, можно достичь только благодаря взаимодействию родителей и детского учреждения в рамках единого образовательного пространства, которое подразумевает сотрудничество между родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения на всем протяжении дошкольного этапа ребенка. Одним из основополагающих признаков единого образовательного пространства и условием его создания является наличие общих целей, задач воспитания детей, которые сформированы в единой программе воспитания, обучения и развития дошкольников.
Взаимодействие с родителями по ФОП
Основные целивзаимодействия детского сада с семьёй в соответствии с Федеральной образовательной программой (ФОП ДО) Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся. Информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО.
- просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
- способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
- построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
- вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Принципы взаимодействия с родителями (законными представителями)
- приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка: в соответствии с Законом об образовании у родителей (законных представителей) обучающихся не только есть преимущественное право на обучение и воспитание детей, но именно они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка;
- открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе; каждому из родителей (законных представителей) должен быть предоставлен свободный доступ в ДОО; между педагогами и родителями (законными представителями) необходим обмен информацией об особенностях развития ребёнка в ДОО и семье;
- взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей): при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями (законными представителями); важно этично и разумно использовать полученную информацию как со стороны педагогов, так и со стороны родителей (законных представителей) в интересах детей;
- индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье: при взаимодействии необходимо учитывать особенности семейного воспитания, потребности родителей (законных представителей) в отношении образования ребёнка, отношение к педагогу и ДОО, проводимым мероприятиям; возможности включения родителей (законных представителей) в совместное решение образовательных задач;
- возрастосообразность: при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребёнка с родителями (законными представителями), прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Основные направления взаимодействия с семьёй в соответствии с ФОП ДО
- диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач;
- просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми;
- консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с ООП в условиях семьи; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Основные формы взаимодействия с семьёй в соответствии с ФОП ДО
- Диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее;
- просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму – совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству образовательных учреждений и семьи.
В настоящие время становится все более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности Центра невозможно без эффективного сотрудничества родителей и педагогов. На протяжении всего срока пребывания обучающихся в центре педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образовании и воспитании, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении.
"Детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов.
Центр и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Восточная пословица гласит: «Чтобы хлопнуть в ладоши — нужны две ладони. Каким будет хлопок, зависит от обеих ладоней».
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед обществом, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это требует и новых отношений семьи и учреждения.
Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».
Сотрудничество — это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Сотрудничество — это диалог, который постоянно обогащает всех партнеров, всех участников. Овладевать искусством вести диалог необходимо обеим сторонам: и родителям, и педагогам, которым следует искать позитивные способы и формы общения.
Взаимодействие педагогов с родителями, это:
1.Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
Родители | Педагоги |
Родители должны быть уверены в том, что учреждение не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком | Педагоги, в свою очередь, уверены в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). |
А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.
2. Учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, педагог узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.
3. Укрепление внутри семейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день.
4. Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в учреждении и в семье.
Педагог в современном должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти "ключик" к каждому ребенку, родителю, иметь свою "изюминку", быть интересным для окружающих.
Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса, но и был открыт к общению.
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами учреждений. Изучение состояния данной проблемы показывает, что во многих учреждениях идет активный поиск и внедрение таких форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые бы позволили достигнуть реального сотрудничества.
Современные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между учреждением и семьей
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы (виды) Главное – донести до родителей знания.
Существуют разнообразные формы взаимодействия педагогов с родителей.
Традиционные формы (виды) взаимодействия с родителями | Инновационные формы (виды) взаимодействия с родителями |
Консультации | Консультации с применением мультимедийной установки |
Родительские собрания | Презентация центра |
Открытые просмотры | Совместные праздники |
Праздники для родителей | Круглый стол. , Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. |
Беседы | Тренинги. Предполагают организованное активное социально-психологическое обучение родителей психологическим навыкам. Например: «Тренинг общения с детьми», «Как решать конфликты» |
Конференции | Тематические занятия с родителями, семинары – практикумы. Включают в себя активное обсуждение психолого-педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных рекомендаций. Например: «Психологическое благополучие ребенка в семье и центре», «Легко ли быть родителями». |
Родительский уголок | Деловые и ролевые игры. Деловые и ролевые игры. Включают обсуждение и воспроизведение (проигрывание) родителями различных проблемных педагогических ситуаций в семейном воспитании в условной обстановке для приобретения навыков и эмоционального опыта действия в таких ситуациях. |
Тематические выставки | Совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготовка, совместное приготовление пособий, подарков, украшений и др. |
Видеосъемка. | Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей в центре с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи. |
Создание персональных сайтов |
Список предложенных форм сотрудничества не является полным ивсеобъемлющим, так как ежедневная работа с родителями постоянно рождает новые и видоизменяет старые
Применение рассмотренных принципов, направлений и форм работы позволяют установить наилучшее взаимодействие с родителями дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Особенности взаимодействия родителей с дошкольной образовательной организацией – это партнёрство, деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов, что определяет логику построения партнёрских взаимоотношений детского сада и семьи, как равноактивного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Маша и медведь»
Работа с родителями...
Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Маша и медведь» на 2013-2014 учебный год
Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Маша и медведь» на 2013-2014 учебный год...
Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Кораблик» на 2015-2016 учебный год
Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей, научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы....
Планирование Работы по взаимодействию с родителями воспитанников подготовительной группы «Кораблик» на 2015-2016 учебный год
Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей, научить родителей самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы....
Перспективное планирование работы по взаимодействию с родителями средней группы №7
Перспективное планирование работы по взаимодействию с родителями средней группы №7Составила: Гончарова А.В....
Приложение №7. Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников с ОВЗ в рамках реализации АОП ДО.
Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников с ОВЗ в рамках реализации АОП ДО. Презентация "Родители, ребенок, педагог"...
Перспективное планирование работы по взаимодействию с родителями в старшей группе
Перспективное планирование работы по взаимодействию с родителямив старшей группе...