Педагогические методики для изучения опыта семейного воспитания
методическая разработка (подготовительная группа)

В данном документе описаны методики для изучения опыта семейного воспитания для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_dlya_izucheniya_opyta_semeynogo_vospitaniya_.docx49.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методики для изучения опыта семейного воспитания

  1. Наблюдение: Протокол посещения семьи

Тема: «Предметно-развивающая среда дома».

Дата посещения:

ФИО производящих посещение, должность:

Цель: провести наблюдение за условиями для развития предметной деятельности ребенка, за трудовыми поручениями, обязанностями ребенка в семье и за подбором игрушек.

Задачи:

- Ознакомление с материальным уровнем жизни семьи, его психологическим климатом особенностями поведения ребенка в семье;

- Определения уровня педагогической культуры родителей;

- Выявление трудностей, испытуемых родителями;

- Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения;

- Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Методы изучения семьи: посещение детей на дому, индивидуальные беседы с родителями, целенаправленные наблюдения за детьми в домашних условиях.

Материал: протокол «Посещение на дому», рекомендации, памятка, анкета.

Предварительная работа: информирование родителей о времени посещения и о его основной цели.

ФИО несовершеннолетнего:

Домашний адрес, тел:

Наниматель жилья:

Площадь жилья:

Количество комнат:

Количество проживающих в квартире, из них несовершеннолетних (с указанием возраста):

Наличие у ребенка своей комнаты или «своего уголка», обеспеченность играми и игрушками (соответствие возрасту):

Санитарное состояние жилья:

Место, где находится ребенок во время проверки:

Где ребенок проводит свободное от посещения школы время:

Может ли ребенок и до какого часа находится вне дома:

Сколько времени тратит на прогулку ежедневно:

Соблюдается ли режим питания:

Сколько раз в день питается ребенок:

В какое время ребенок ложится спать:

Круг общения:

Психологический климат в семье: на основе посещения семьи можно сделать вывод, что в ней благоприятный психологический климат.

Кто в основном воспитается ребенком в семье:

Результаты посещения:

Ход:

(В назначенное время мы пришли к ребенку на дом ).

У: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады посетить вас сегодня!

Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути. Эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей. Мы хотим ознакомиться с предметно-развивающей средой вашего ребенка дома в данном возрасте.

(Родители ведут нас ознакомиться. Задаются так же вопросы.)

Примерный перечень вопросов, которые следует выяснить при посещении семьи.

При первом обследовании семьи учителю желательно обратить внимание на следующие вопросы:

- состав семьи, ее культурный уровень, жизненно важные интересы,

-сфера их деятельности, использование свободного времени;

- психологический климат семьи (система общения между членами семьи) ;

- семейная атмосфера (участие членов семьи в домашних делах, семейные традиции) ;

- жилищные условия, материальное благосостояние;

- распределение педагогических сил в семье (кто в основном занимается воспитанием ребенка (детей) ;

- как родители понимают разностороннее воспитание и развитие ребенка и как его осуществляют;

- организация жизни ребенка в семье, система требований к нему;

- отношение ребенка к требованиям родителей и других членов семьи;

- особенности поведения ребенка в. семье;

- здоровье ребенка и других членов семьи;

- трудности, испытываемые родителями в процессе воспитания ребенка (детей) и др.

Предметно-развивающая среда оценивается по следующим принципам.

Принципы методической разработки:

• Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки). Каждый ребенок может найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.

• Принцип активности, самостоятельности, творчества предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Привлечение воспитанников к совместному изменению предметно – развивающей среды провоцирует развитию познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Обязательным в оборудовании являются: развивающие игры, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

• Принцип стабильности-динамичности представляет возможность изменения среды. В игровых комнатах каждой возрастной группы должны быть:

(сборно-разборная мебель, игрушечная мебель, емкости для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха, игровое спортивное оборудование, игровые столы сложной конфигурации, мебель - трансформер, вертикальные разделители, кукольный театр, костюмерная, игрушки-заменители).

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон.

• Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны или центры позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам. Важно иметь большое количество «подручных» материалов, которые творчески используются для решения различных игровых проблем (проволока, ленточки, пуговички и т. п.)

• Принцип сочетания привычных и неординарных элементов предполагает эстетичное оформление группы: картины, скульптура. Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.

• Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми обществе нормами. Следует включать материалы для девочек: предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам: детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.

(Предлагается родителям ознакомиться с памяткой.)

  1. Анкетирование: Анкета «Воспитание в семье»

Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, предлагаемых ниже.

Мы очень надеемся, что на основании ваших ответов мы могли бы оказать вам педагогическую поддержку в воспитании ваших детей.

#1050;то из родителей заполняет анкету?

2. Пол и возраст ребенка

3. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?

(да/ нет /не вполне)

4. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

- СМИ;

- читаете педагогическую литературу;

- из жизненного опыта: как воспитывали Вас, как воспитывают других, беседы с друзьями и знакомыми;

- воспитываете без знаний;

- советуетесь с воспитателем;

- (другое)

#1055;омогают ли Вам эти знания (да; нет; скорее нет, чем да;), если нет, то почему:

- знания слишком общие;

- не касаются конкретно моего ребенка;

- даются в сложной форме;

- (другое)

6. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании:

- непослушание ребенка;

- не поддерживают другие члены семьи;

- ребенок неусидчив, невнимателен;

- испытываете недостаток педагогических знаний;

- отсутствует время для воспитания у родителей;

- влияние СМИ.

- трудностей нет;

- (другое

7. Какие методы Вы используете для воспитания ребенка:

- порицание;

- наказание;

- поощрение;

- запреты;

- похвалу;

- (другое)

8. Кто играет с ребенком дома?

9. Кто занимается с ребенком дома?

10. как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка?

- семья;

- семья и воспитатель;

- воспитатель.

11. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?

- педагога-психолога;

- воспитателя;

- администрации ДОУ;

- врача.

16. В какой форме Вы хотели бы получать информацию о воспитании и развитии Вашего ребенка в ДОУ?

- родительские собрания;

- наглядный материал;

- устную консультацию;

- встречи со специалистами в ДОУ

Спасибо за участие!

  1. Беседа: Беседа для родителей «Мой ребенок»

Цель: выявление представлений родителей о своем ребенке, некоторых особенностей семейного воспитания.

Методика проведения: В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на вопросы об особенностях ребенка

Вопросы:

1. Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)

2. Считаете ли вы ребёнок ребёнка самостоятельным? Почему?

3. Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?

4. Насколько общителен с окружающими?

5. Что в Вашем ребёнке вас раздражает; как вы с этим справляетесь?

6. Что вам особенно нравится в Вашем ребенке?

7. Как вы обычно общаетесь с ребёнком? Отвечаете ли на все его вопросы?

8. Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?

9. Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?

10. Считаете ли вы важным помогать ребенку в случаях затруднений?

11. Решаете ли вы с ним его проблемы?

Результаты беседы позволяют воспитателю увидеть, каким представляется дошкольник его близким, какие методы наиболее типичны для воспитания ребенка в данной семье. Для изучения педагогических потребностей родителей, источников повышения их педагогической культуры воспитатель может использовать анкетирование родителей.

  1. Беседа: Беседа для родителей «Наша семья и ребёнок»

Цель: выявление традиций семей дошкольников, увлечения ребенка и его близких, особенностей семейного микроклимата и отношений близких к ребенку.

Методика проведения: В индивидуальной беседе родителям предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Как вы отмечаете семейные праздники?

2. Существуют ли особые традиции при проведении этих торжеств?

3. Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?

4. Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми?

5. Какие дела Вы можете ему доверить?

6. В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с ребенком?

7. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли разыгрываются?

8. Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играю дети, организуют ли старшие дети игры?

9. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим членам семьи?

#1059;меет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание? Приведите примеры.

11. Самостоятельно ли ребенок проявляет свое заботливое отношение к близким или по Вашему совету, просьбе, требованию?

12. В каких конкретных поступках проявлялась инициатива ребенка в оказании помощи, заботы?

13. В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение? (Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).

14. Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?

15. Какие книги вы читаете ребенку? Обсуждаете ли вы прочитанное? Любит ли ребенок слушать сказки, рассказы? Сопереживает ли он героям?

В результате имеющихся данных воспитатель получает информацию об особенностях взаимоотношений родителей с детьми детей, что интересует и волнует их в воспитании ребенка, какие проблемы испытывают родители в процессе семейного воспитания.

  1. Интервьюирование: «Интервью с ребенком»

Цель – выяснение особенностей внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.

Методика проведения: в свободной беседе ребенку задаются следующие вопросы:

1. С кем ты живешь дома? Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребенок называет наименее значимое для него лицо.

2. Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней изображал: маму, папу или себя? Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.

3. Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь (маму, папу; папу, маму?). Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней.

4. Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? (Этот вопрос повторяется в отношении отца.) Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми.

5. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?

6. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому? Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.

7. Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама), работать? Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.

Результаты беседы помогут воспитателю выяснить особенности детско-родительских проблем таких, как наказание дошкольников, авторитетность родителей, их значимость для детей.

  1. Рисуночные методики: Анализ рисунков на тему «Моя семья»

Цель: изучение восприятия ребёнком своего места в семье, отношения ребёнка к семье в целом и к отдельным её членам.

Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21*29 см), 6 цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, коричневый).

Методика проведения: детям предлагается нарисовать рисунок о своей семье, тема и содержание рисунка не уточняется. После рисования может быть проведена беседа с ребенком. После выполнения задания ребёнку задаются вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают?

4. Кто это придумал?

5. Им весело или скучно? Почему?

6. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

7. Кто из них самый несчастный? Почему?

При опросе пытаться выяснить смысл нарисованного ребёнком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребёнок не нарисовал когонибудь из членов семьи; что значат для него определённые детали рисунка (птицы, зверушки и т.д.). Нельзя настаивать на обязательном ответе, если ребёнок не хочет отвечать – он может не отвечать. Анализ полученных результатов: Анализ структуры рисунка Обычно, ребёнок переживающий эмоциональное благополучие в семье, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи - это эмоциональный конфликт.

Варианты:

1. вообще не изображены люди;

2. изображены только не связанные с семьёй люди (травматические переживания, связанные с семьёй; чувство отверженности, чувство небезопасности, большой уровень тревожности);

3. уменьшение состава семьи, «забывают» рисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения (ребёнок разряжает неприемлемую эмоциональную атмосферу, избегает негативных эмоций; конкуренция с братьями или сестрами, ребёнок «монополизирует» любовь и внимание родителей);

4. вместо реальных членов семьи ребёнок рисует маленьких зверушек, птиц (ребёнок идентифицирует зверей и птиц с братьями и сёстрами, чьё влияние в семье стремится уменьшить);

5. вместо реальной семьи рисует воображаемую семью (зверят, семью в волшебной стране, игрушки) - возможно ребёнок ощущает эмоционально отвержение в своей семье;

6. ребёнок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя (ребёнок не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности; ребёнок чувствует отвержение);

7. увеличение состава семьи (дети часто включают в рисунок посторонних людей, дополнительно нарисован ребёнок того же возраста - выражение потребности в равноправных, кооперативных связях, дополнительно нарисованы взрослые или вместо родителей - поиск человека, способного удовлетворить потребность ребёнка в близких эмоциональных контактах, возможно символическое разрушение целостности семьи, месть родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности);

8. расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые особенности взаимоотношений в семье: сплочённость семьи (благополучие, восприятия целостности семьи); разобщённость членов семьи (низкий уровень эмоциональных связей); ребёнок рисует себя отдалённо (чувство отчуждённости); отделение другого члена семьи (негативное отношение ребёнка к нему, иногда наличие угрозы, исходящей от него);

9. выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый – ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый – негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета.

Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов семьи Дети, как правило, самыми большими по величине рисуют отца или мать, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение размеров нарисованных фигур семьи- ребёнок старшего дошкольного возраста может быть нарисован выше и шире своих родителей. Это объясняется тем, что для ребёнка размер фигуры является средством, при помощи которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование. Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети: а) ощущающие свою незначительность, ненужность и т. п.; б) требующие опеки, заботы со стороны родителей. Большие фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к доминированию дети.

Необходимо обратить внимание на выражение отношения ребенка к нарисованному члену семьи с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делают выводы об отношении ребенка к родителям.

Для того, чтобы полнее изучить особенности взаимоотношений старших дошкольников с близкими в семье может быть использована проективная беседа с ребенком.

  1. Рисуночная методика для родителей «Как я представляю своего ребенка в школе»

Цели: изучение переживания взрослыми встречи со школой; видение родителями будущих первоклассников школьной действительности своих детей.

Методика проведения. Родителям предлагается дома рисовать на тему «Как я представляю своего ребенка в школе».

Анализ полученных результатов.

1. Родители, проецируя в рисунках жизненные перспективы ребенка, чаще изображают то, каким хотят видеть своего ребенка (ожидания), реже — каким не хотят (опасения). Не следует оценивать рисунки как «хорошие» или «плохие».

2. На рисунках можно увидеть представления родителей как, в чем они видят школьные перспективы детей: на уроке с учителем и одноклассниками, в общении только с учителем или только со сверстниками, с самим собой, с предметным миром школы или жизнью за ее пределами. Ребенок нередко представлен в образе идеального ученика, отличника, победителя олимпиады. Его изображают собранным, любознательным, усидчивым, инициативным, волевым, т.е. в качестве эталонов выступают высокие социальные показатели личностной зрелости.

3. При выполнении родителями задания обнаруживаются части рисунков, в которых авторы как бы оставляют в школьных перспективах своего ребенка кусочек детства. Это может быть, например, высовывающаяся из портфеля любимая игрушка, иногда ребенок держит ее в руке. Это может выступать как свидетельство готовности родителя воспринимать право ребенка оставаться маленьким. Когда родители включают в пространство школы ситуации, которые напрямую к учебе не относятся, это объясняется способностью взрослого видеть жизненные перспективы ребенка, не ограниченные учебой и школьными отметками, желанием принимать своего ребенка таким, какой он есть.

4. Бывают рисунки, в которых родители изображают фигуру ребенка лет на десять старше сегодняшнего возраста. Можно предположить, что ему приятнее оставаться в настоящем, в каждом текущем дне.

Нередко рисунки родителей изобилуют многочисленными отметками «отлично», которые либо «высыпаются» из портфеля, либо стоят в тетради. Необходимо обратить внимание родителей на фантазии, связанные с ожиданием от ребенка особой исключительности.

Полезно для осознания родителями собственных проекций сформулировать вопрос о том, будет ли симпатичен самому ребенку тот образ, который изобразил в своем рисунке взрослый? Захочет ли ребенок следовать ему? Что совпадает и что расходится в представлениях о школьной действительности в рисунках родителей и детей?

Вопросы по рисункам родителей (в письменном виде):

1. Вы нарисовали свои ожидания или опасения?

2. Каким получился образ ребенка: положительным или отрицательным? Какой он в вашем представлении ученик, школьник?

3. Что вы делаете сегодня, чтобы образ ребенка-школьника становился реальностью? Какими правами и ответственностью вы готовы наделить ребенка? Что ему позволено и что запрещено в роли ученика?

4. Проявились положительные представления о школе?

Результаты диагностики позволят воспитателям выяснить, необходима ли помощь родителям по вопросу готовности детей к школе, готовы ли родители к новой социальной роли их ребенка, а также определят особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка, изучат переживания родителями о встрече со школой; как они видят школьную действительность своих детей.

  1. Психолого-педагогический тренинг: Психологический тренинг-практикум для родителей: «Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения»

Практическое занятие направлено на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми.

Цель практического занятия:

- повысить осведомленность родителей по особенностям воспитания детей;

- расширить представления родителей об общении с ребенком; познакомить со стилями общения в семье;

- способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.

Материал: плакат «Правила работы в группе», плакат «Ожидания», плакат «Душа ребенок», листы А4, ручки, стикеры – перышки, бантики, информационные буклеты для родителей «Пять путей к сердцу ребенка, видеоролик.

Практическое занятие-практикум психолога с родителями

1. Упражнение «Знакомство»

Для эффективной работы я предлагаю Вам закончить одно из следующих предложений.

1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка – ...

2. Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как

3. Больше всего мне в моем ребенке нравится – ...

4. Мой ребенок заставляет меня смеяться, когда – ...

2. Ожидания участников. Упражнение «Аист»

К доске прикреплен аист. У каждого из Вас есть перышко, на котором предлагаю написать свои ожидания от мини-тренинга. После вы их зачитаете и приклеиваете перышки к крыльям аиста.

3. Обсуждение правил группы

Правила крайне необходимы для создания такой обстановки, чтобы каждый участник мог откровенно высказываться и выражать свои чувства и взгляды. Итак, я предлагаю Вам, уважаемые родители, следующие правила:

1. Картинка «Волчок» – быть активным.

2. Картинка «Ухо» – слушать и слышать каждого.

3. Картинка «Человечки с мыслями» – говорить по очереди.

4. Картинка «Два смайлика берутся за руки» – ценим толерантность, точность, вежливость.

5. Картинка «Круглый стол» – мир вокруг нас бурлит, а мы «здесь и теперь» – учимся.

6. Картинка «Часы» – это время. Используем его для себя наиболее эффективно.

Сегодня мы будем обсуждать секреты эффективного общения родителей с детьми. И прежде чем перейти к основному содержанию занятия, отмечу три важных момента, которые стоит помнить.

Во-первых, идеальных родителей не бывает. Родители не боги, а живые люди со своими слабостями, настроениями, интересами.

Во-вторых, какой бы выдающийся психолог и педагог не работал с нами, положительные изменения наступят лишь тогда, когда мы начнем действовать, использовать теорию на практике.

В-третьих, наше занятие не случайно так называется, ведь без творческого подхода и чувства сердцем общение с детьми будет не эффективным.

Уважаемые родители!

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?

- Какую роль, функцию выполняет семья для ребенка?

4. Упражнение «Живой дом»

Сейчас я проведу диагностику вашей семьи. Перед вами лист, на котором нарисован дом. Вспомните 6 – 7 имен членов семьи (мама, папа, братья, сестры, дедушки, бабушки, тети, дяди и т.д.), которые влияют на вашу жизнь.

Обратите внимание, дом состоит из частей: фундамент, стены, окна, крыша, чердак, дверь, дымоход. Вам нужно каждой части дома дать имя конкретного человека из вашей семьи и подпишите.

Выводы. Закончили? Теперь я дам интерпретацию результатов. Методика «Живой дом» дает возможность за короткое время определить роль автора рисунка с каждого члена семьи.

Фундамент – положительное значение: основная материальная и духовная опора семьи, тот на ком все держится; отрицательное значение: человек, на которого все давят.

Стены – человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно.

Окна – будущее, люди от которых родина ждет, на кого возлагает надежды (в норме – дети).

Крыша – человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создает ощущение безопасности.

Чердак – символизирует секретные отношения, а также желание автора иметь с этим человеком более доверчивые отношения.

Дымоход – человек, от которого автор рисунка получает или хотел бы получить особую опеку, поддержку.

Дверь – информационный портал, тот, кто учил строить отношения с миром.

Дорога – человек, с которым автор рисунка хотел бы общаться в будущем.

5. Упражнение «Душа ребенка»

Эта чаша – душа ребенка. Какой бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка?

Ваша задача на «сердцах» должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка, затем зачитываете и кладете их в чашу.

-Посмотрите, какую красочную, многогранную душу мы хотим видеть в ребенке.

Рефлексия. Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?

6. Упражнение «Один день из жизни Маши»

Во время зачитывания рассказа «Один день из жизни Маши» (на стенде - первый плакат с изображением девочки) ведущий отрывает горизонтальные полоски от плаката с изображением девочки. (Для удобства лучше сделать незаметные надрезы с обеих сторон плаката.) После окончания рассказа от плаката остаются только рваные куски бумаги. Выдерживается пауза для эмоционального переживания содержания произведения.

Один день из жизни Маши

Сегодня Маша проснулась от звонка будильника. Сначала так хотелось еще немного поспать, но потом она вспомнила вчерашний день: и удачный рисунок на занятии, и похвалу няни, и Олины красные сапожки, и новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник... И главное – то, что она так и не дождалась маму с работы, ведь мама так много работает... К тому же вчера маме выдали зарплату, и она со своей бывшей школьной подругой отметила это в кафе.

Утром мама была не в настроении, очень хотелось спать, да и прическа почему-то не выходила.

Ляп, ляп, ляп — раздались легкие детские шаги в коридоре. «Сейчас я все-все расскажу маме! И о похвале воспитателя, и о Олиных красных сапожках, и про новый стишок, который воспитательница поручила ей изучить на праздник... Пусть мама послушает, вот она обрадуется!» - с сияющей улыбкой бежала Маша к кухне, где мама делала уже завтрак.

- Маша! Сколько раз говорить, не ходи босиком по квартире! Неужели нельзя надеть тапки?! - строго прозвучал мамин голос. (Оторвать полоску снизу плаката.)

Маша послушно вернулась в комнату и надела тапочки. «Вот и хорошо, сейчас все расскажу», - подумала она и быстренько побежала к кухне.

- Мама, мама, ты знаешь, вчера... — начала Маша.

- Маша, ты уже умылась? - снова строго спросила мама. (Оторвать еще полоску плаката.)

Маша молча направилась в ванную. «Ну, ничего, быстренько умоюсь и сразу расскажу маме про все свои новости», - подумала девочка, не теряя надежды.

- Мама, вчера на занятии в детском саду.., - не очень радостно начала свой рассказ Маша, - когда Лариса Николаевна разглядывала мой рисунок...

- Маша, ну что там опять, неужели у тебя могут быть проблемы с рисованием? Ты же дома рисуешь все время! (Оторвать еще полоску плаката.)

- Я... Я... нарисовала, - почему-то еще грустнее сказала Маша. Уже никто не вспоминал об Олиных новых красных сапожках, о стишках, что поручила изучить воспитательница...

- Маша! Ты уже готова? Почему ты всегда возишься? Сколько можно ждать?! Уже время выходить из дома! (Оторвать следующую полоску плаката.)

- Да, мамочка, я уже иду, - сказала отрывистым голосом Маша и вовсе грустно поплелась за мамой.

Ночью прошел дождь, и на асфальте появились лужи - и круглые, и овальные, и такие, что похожи на волшебные облачка... «Мама, смотри, какая красивая лужа!» - радостно вскрикнула маме в спину Маша. Мама, торопясь, огляделась и произнесла: «Вон уже видно детский сад. Беги сама, а то я на работу опоздаю с твоими лужами». (Оторвать следующую полоску плаката.)

У ворот детсада Маша встретилась с Олей, которая перепрыгивала через небольшие лужи, держась за руку своей мамы. Олины красные сапожки так красиво сверкали на солнце! «Может, вечером расскажу о них маме?» - подумала Маша.

Оля, радостно улыбаясь, подбежала к Маше и начала рассказывать, как она вчера вместе с папой и мамой ходила в парк угощать белочек орешками. Маша сразу вспомнила свой вчерашний вечер: как она ждала маму, как папа молча сидел у окна, а она с бабушкой Ниной, которая пришла в гости, учила стишок...

«Стишок! Его обязательно нужно рассказать Ларисе Николаевне!» — вспомнила Маша. Девочка очень обрадовалась, когда увидела свою воспитательницу в группе:

- Лариса Николаевна! - громко крикнула Маша и подбежала к ней.

- Маша, а где твои папа или мама? Почему ты снова пришла сама? Дети не должны ходить одни в детский сад! Я же говорила твоим родителям об этом. (Оторвать следующую полоску плаката.)

Маша понуро разделась и пошла в группу. А потом - завтрак, занятия, прогулка... До стишков так дело и не дошло. Маша решила подойти к воспитательнице после обеда. Но, садясь к столу, Маша снова вспомнила про маму - блюда девочке показались невкусными, обед казался длинным, почти все дети пошли в спальную комнату укладываться спать, а Маше еще надо кушать и кушать. (Оторвать следующую полоску плаката.)

После тихого часа Машина группа пошла на занятия танцевального кружка, но движения у девочки не получались. Руководитель кружка спросила: «Маша, что с тобой? Я тебя сегодня не узнаю». Маше стало стыдно, но она ничего не могла сделать с собой... (Оторвать следующую полоску плаката.) Из детсада Машу забирал папа. Она спросила у него про маму, и он сердито буркнул: «На работе твоя мама! Собирайся быстрее, некогда мне... (Оторвать следующую полоску плаката.)

Дома папа с бутылкой пива сел у телевизора и начал смотреть какое-то непонятное кино про чудовищ, от которого Маше стало очень страшно. Она побежала в свою комнату и тихонько села в уголок за дверью. (Оторвать следующую полоску плаката.)

Поздно вечером, когда Маша готовилась ко сну, пришла с работы мама. Она была в хорошем настроении, ведь начальник похвалил ее за хорошую работу.

Маша слышала, как мама на кухне рассказывала об этом папе. Папа был доволен. Маша и хотела выбежать к маме, но потом подумала, что маме опять будет некогда... Мама сама зашла к Маше в комнату:

— Машуня! Я так соскучилась за тобой! Ну, рассказывай про свой рисунок, о своем стишке. Что нового сегодня?

Но Маше уже не хотелось ни о чем рассказывать, она лежала в постели, свернувшись в комочек, и тихонько плакала.

Обсуждение

- Как вы думаете, почему она плакала?

- Бывают ли такие ситуации в жизни вашего ребенка?

- Задумывались ли вы над тем, что чувствует ваш ребенок в таких ситуациях?

- Что можно было сделать всем героям повествования, чтобы с Машиной душой не произошло того, что произошло с плакатом? (При этом вывесить второй цельный плакат.)

- Какой вы вынесли для себя урок, услышав рассказ о Маше?

7. Упражнение «Стили родительского воспитания»

Существует три стиля родительского воспитания: авторитарный, либеральный и демократический. Уважаемые родители, сейчас мы с Вами попытаемся отразить в мини-сценках один из стилей родительского воспитания, а вы определите к какому стилю относится метод воспитания.

I группа – Авторитарный стиль.

Авторитаризм предполагает полное подчинение человеку, который несет ответственность за управление семьей. При таком стиле ребенок остается управляемым, послушным, а основополагающие решения за него принимают родители;

II группа – Либеральный стиль.

Характерным для либерального типа воспитания являются следующие методы: ребенок абсолютно ни в чем не ограничен и делает все, что ему захочется; в такой семье все члены находятся в равных условиях;

III группа – Демократический стиль воспитания ребёнка, как следует из названия, предполагает равное отношение к детям. Родители относятся к своим детям с уважением и достоинством.

Остальные участники должны определить, какой из стилей был продемонстрирован. На помощь участникам даются подсказки – краткие характеристики каждого из стилей.

Обсуждение:

– Какой из стилей, на ваш взгляд, является наиболее эффективным для воспитания?

– Какие результаты, по вашему мнению, можно ожидать от каждого из них?

– Какой из стилей наиболее близок лично вам?

8. Упражнение «Я люблю своего ребенка»

А сейчас закройте глаза, представьте своего ребенка и решите для себя: «Я буду любить своего ребенка, даже если он не лучший и звезд с неба не срывает. Я буду любить его, даже если он не оправдает моих надежд. Я буду любить его, какой бы он не был, как бы не поступил. Это не означает, что любой поступок я одобрю. Это значит, что я люблю ее, даже если ее поведение должно быть лучше. Я люблю просто потому, что это мой сын или дочь».

Откройте глаза.

Обсуждение:

- Что вы чувствовали во время выполнения этого упражнения?

9. «Пять путей к сердцу ребенка»

Уважаемые родители! Дети по-разному чувствуют любовь, но она нужна каждому малышу. Есть 5 основных способов, которыми родители показывают свою любовь к ребенку

- прикосновение;

- слова поощрения;

- время;

- помощь;

- подарки.

Поэтому дарите своим детям любовь и подарки, а моим подарком для вас станет просмотр видеоролика «Притча о любви».

10. Упражнение «Осуществление ожиданий»

Уважаемые родители, обратите внимание на лист ожиданий с изображением аиста, с которыми вы работали в начале тренинга и определится, насколько оправдались ожидания каждого. (Высказывания)

-

Спасибо за участие!

  1. Методика завершения рассказа.

Цель: изучение мер и приёмов наказания, применяемых к ребёнку.

Методика проведения: Педагог предлагает ребенку сочинить вместе рассказ о мальчике (девочке): «Я придумаю начало, а ты конец. Мама ушла в магазин, а Лиза осталась дома с младшим братом. Братишка стал капризничать, и Лиза решила нарисовать ему картинку. Она взяла краски, лист бумаги, поставила банку с водой и начала рисовать. Она очень старалась, а братишка с интересом следил, как Лиза рисовала зайку с морковкой. Он нечаянно толкнул банку, и мутная вода разлилась по столу. Лиза расстроилась, но в это время пришла мама». Конец рассказа придумывает ребенок в зависимости от того, как реагировала его собственная мама в подобной ситуации. У некоторых детей мама успокоила детей: «Ничего страшного! С кем такое не случается! Сейчас все приведем в порядок! Главное, что Лиза хорошо заботилась о брате».

Результаты: концовка данного рассказа (то есть та часть, которую придумывает сам ребенок), показывает его отношения с матерью, ее обыденное поведение, то есть то, какой она представляется ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование опыта семейного воспитания как средства педагогического воздействия на родителей воспитанников"

1«Использование опыта семейного воспитания как средства педагогического воздействия на родителей воспитанников» В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность....

Методы изучения особенностей семейного воспитания.

Семья – главный аспект в жизни человека. Особое значение имеет семья в жизни ребенка, в его становлении и поведении. Семья объединяет детей, родителей, родственников кровными узами. Семья ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Тема: «Роль сюжетного конструирования в умственном воспитании ребёнка второго года жизни».

Тема:  «Роль сюжетного конструирования в умственномвоспитании ребёнка второго года жизни»....

Семинар для воспитателей ДОУ "Методы изучения семьи и опыта семейного воспитания"

Методическая разработа по изучению семьи и опыта семейного воспитания...

Защита опыта семейного воспитания семьи Лыковых «Трудовое воспитание в семье».

Материал поможет родителям и педагогам в решении вопросов трудового воспитания детей....

Сообщение на педсовете. Тема "Методы изучения особенностей семейного воспитания"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29434215","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...