Обучение рассказыванию по воображению
статья

Татьяна Ивановна Беляева

Рассказывание по воображению – это придумывание детьми творческих рассказов. Под творческим рассказыванием понимается «деятельность, результатом которой является придуманный ребенком рассказ с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенным и облаченным в определенную словесную форму, соответствующую содержанию».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

 Обучение рассказыванию по воображению

Рассказывание по воображению – это придумывание детьми творческих рассказов. Под творческим рассказыванием понимается «деятельность, результатом которой является придуманный ребенком рассказ с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенным и облаченным в определенную словесную форму, соответствующую содержанию».

Особенностью творческого рассказывания является преобразование имеющегося  опыта на материале воображения.

Необходимость обучения детей способам творческой деятельности доказывается многочисленными исследованиями и практикой: «обученные» дошкольники создают произведения гораздо более высокого уровня, чем их необученные сверстники.

Упражнения по обучению детей творческому рассказыванию проводятся с детьми старшего дошкольного возраста.

При обучении рассказыванию используются разные виды творческих сочинений.

1. Придумывание рассказов по игрушкам.

2. Придумывание рассказов по картинам.

3. Рассказывание по аналогии.

4. Придумывание конца рассказа к предложенному началу.

5. Придумывание рассказов на тему, предложенную воспитателем.

6. Придумывание сказок.

7. Придумывание рассказов по пословицам.

Задачи:

1. Формировать у детей умение сочинять рассказы.

2. Развивать творчество, фантазию, воображение.

3. Продолжать учить рассказывать связно, соблюдать в рассказе композицию повествования.

4. Упражнять в использовании в речи различные средства языковой выразительности, разнообразный словарь.

5. Воспитывать умение передавать в рассказе свое отношение к героям и событиям.

Алгоритм ООД:

1 часть – вводная. Цель – подготовить детей к придумыванию рассказа, активизация деятельности воображения.

2 часть – обучающая. Воспитатель показывает, объясняет детям как можно выполнить поставленную перед ними задачу. Для этого он использует образец собственного рассказа или дает план, по которому дети должны составить свой рассказ. Можно применить коллективный разбор плана.

3 часть – рассказы детей.

4 часть – заключительная, где подводятся общие итоги занятия.

Придумывание рассказов по игрушкам

Воспитатель подбирает несколько хорошо знакомых детям игрушек, объединяя их в отдельные группы. Например, заяц сидит в кузове грузовой машины, кукла стоит рядом с ежиком, кот сидит с перевязанной лапой, медвежонок сидит напротив обезьяны (всего 2 - 4 ситуации). Каждая группа располагается на отдельном столе.

Вначале воспитатель рассматривает с детьми группы игрушек, уточняя у детей, кого они видят, задает вопросы на активизацию деятельности воображения: «Как вы думаете, куда отправился зайка на грузовике? Где кукла встретила ежика, и о чем они разговаривают? Почему у кота перевязана лапа, что могло с ним случиться? и т.п.».

Затем воспитатель предлагает детям придумать историю об одной из групп игрушек и дает им собственный образец творческого рассказа. При анализе своего сочинения воспитатель обращает внимание на то, какие средства языковой выразительности она использовала в тексте, какими словами рассказывала о героях, описывала события.

На следующем этапе ООД дети самостоятельно придумывают рассказы. По каждой ситуации следует выслушать 2 – 3 истории. Все рассказы обязательно оцениваются воспитателем. В каждом рассказе важно найти положительное, за что можно похвалить ребенка.

В конце воспитатель подводит общие итог: чему учились, что получилось, над чем в дальнейшем будет продолжаться работа.

Придумывание рассказов по картинам

Для придумывания творческого рассказа – повествования используются знакомые детям картины.

Вначале ООД картина рассматривается по вопросам, чтобы выяснить, как дети понимают ее содержание, а также помочь им увидеть в картине главное и второстепенное. Затем воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, каким может быть продолжение истории, представленной на картине?». Выслушав ответы, воспитатель предлагает каждому придумать свое продолжение и окончание рассказа.

Далее дети придумывают и представляют творческие рассказы. Педагог оценивает их содержание и речевые средства, которые использовал ребенок.

В конце подводятся общие итоги.

Придумывание рассказов по аналогии

ООД начинается с чтения детям рассказа или сказки. Например, воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Бишка». После чтения детям задают вопросы для выяснения того, как они запомнили и поняли рассказ: как звали собаку в рассказе, который прочитали? Что предложили сделать Бишке? Что на это ответила собака?

Затем воспитатель ставит перед детьми задачу - составить свой рассказ, похожий на тот, который только что услышали, но заменив в нем главного героя. Дается образец такого рассказа. Например, «Говорят кошке Мурке: «Прочти, что в книжке написано». Понюхала Мурка книжку, да и говорит: «Не мое это дело - книги читать. Мое дело мышей ловить, за котятами следить, с детьми играть». Повернулась и пошла прочь».

После образца воспитатель уточняет, о каких еще домашних животных можно составить рассказ. После этого повествования составляют дети. Воспитатель оценивает речь детей.

В конце можно предложить придумать загадку о том или ином домашнем животном, нарисовать персонажа своего рассказа, описать его.

Придумывание конца рассказа к предложенному началу

Специфика данного вида творческого рассказывания состоит в том, что начало рассказа, который предлагается воспитателем, определяет героев, завязку событий.

В начале ООД воспитатель читает детям рассказ до кульминации, затем с помощью вопросов уточняет, как они поняли содержание начала рассказа, спрашивает, как дальше могли развиваться события и, чем могла закончиться данная история. После этого дети придумывают и представляют свои варианты развития описываемых событий и окончание рассказа.

ООД можно закончить чтением авторского текста, если использовалось литературное произведение или вариантом рассказа воспитателя.

Придумывание рассказов на тему, предложенную воспитателем

Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме», «Как дед Мороз пришел на елку в детский сад», «Почему девочка плакала», «Как Катя потерялась в зоопарке». Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ «Про веселый случай», «Про страшный случай», «Про интересный случай».

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера. Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе.

Занятие по обучению рассказыванию на тему, предложенную воспитателем, следует начать с представления темы: «Сегодня мы будем придумывать рассказ «Как Галя училась кататься на коньках». Затем с помощью вопросов следует активизировать деятельность воображения:

- почему Галя решила научиться кататься на коньках?

- что случилось на катке?

- как Галя училась кататься на коньках?

- чем закончилась придуманная история?

На каждый заданный вопрос необходимо выслушать ответы разных детей и предложить свои варианты для раскрытия темы. Это поможет ребятам включиться в творческий процесс.

Затем нужно предложить детям составить рассказ. После его представления ребенком следует дать оценку, исходя из требований к детскому рассказу: раскрытие темы, самостоятельный выбор содержания, речевых форм, соблюдение структуры повествовательного рассказа.

В конце можно предложить нарисовать девочку Галю, вспомнить знакомые загадки о зиме и зимних развлечениях, придумать загадку о коньках.

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед «Орленок». Мальчику он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность, мысленно представить их в разных условиях. Но при этом необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной является такая последовательность обучения описанию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Помощь детям оказывает образец воспитателя. Например: «Мне очень нравится осень. Я люблю рассматривать и собирать в букеты желтые листья клена и березы, красные – осокорей, салатовые – ивы и тополя. А когда подует ветер, мне нравится, как листики срываются с деревьев, кружат в воздухе, а потом тихо-тихо падают на землю. И когда идешь по земле, по такому ковру из осенних листьев, можно услышать, как он нежно шелестит».

Придумывание рассказов по пословицам

Вначале детям предлагают послушать рассказ К.Д.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно». После беседы по содержанию рассказа уточняют его название и обращают внимание, что названием служит пословица. Затем спрашивают, в каких еще случаях можно использовать эту пословицу и предлагают придумать свой рассказ.

На следующих занятиях вспоминают другие пословицы и придумывают соответствующие рассказы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи.

Консультация для педагогов. В  материале кратко описана система работы по обучению дошкольников с ОНР связной монологической речи, предлагаются игры и игровые приемы, позволяющие активизировать д...

Развитие памяти, творческого воображения в процессе обучения рассказыванию с помощью схем и символов.

Одной из основных задач логопедических дошкольных учреждений является обучение детей связной речи, то есть умению четко и последовательно излагать свои мысли, имея при этом достаточный словарный запас...

Конспект организованной образовательной деятельности в образовательной области «Речевое развитие (обучение рассказыванию)» в средней группе детского сада Тема: «Рассказывание об игрушках»

Конспекторганизованной образовательной деятельностив образовательной области «Речевое развитие(обучение рассказыванию)»в средней группе детского садаТема: «Рассказывание об игрушках...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Обучение рассказыванию». Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке «Айога»

Конспект открытого занятия по развитию речив старшей группе (5-6 лет)Тема: «Обучение рассказыванию».Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке...

Задачи и содержание обучения связной речи. Приемы обучения рассказыванию.

quot;Развитие связной речи  определяет уровень  речевого и умственного развития ребёнка» (Л.С. Выготский,Н.И. Жинкин,А.А. Леонтьев)...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Презентация «Организация и методы обучения дошкольников развитию связной речи – обучение рассказыванию»

Семинар - практикум "Формирование связной речи у детей дошкольного возраста"...