Презентация «Организация и методы обучения дошкольников развитию связной речи – обучение рассказыванию»
презентация по развитию речи
Семинар - практикум "Формирование связной речи у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар - практикум "Формирование связной речи у детей дошкольного возраста" | 932 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность выбранной темы: Проблема обучения детей рассказыванию достаточно актуальна. Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должно быть сформировано умение связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Цель работы: Раскрыть содержание видов рассказов детей дошкольного возраста и особенностей приемов обучения рассказыванию.
Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом мультфильмов и т.д. Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи — обогащения словаря, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи.
«Программа воспитания в детском саду» ставит перед педагогом такие задачи: учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном; правильно отражать в речи воспринятое; рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы; приучать дошкольников рассказывать не торопясь; помогать им находить нужные слова, выражения; поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств; развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.
Специальная задача рассказа - развитие монологической речи детей. Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. В программе нет специального раздела по обучению рассказыванию в младших группах , с детьми этого возраста проводится только подготовительная работа, на которой дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Занятия проводятся в игровой форме. В средней, старшей и подготовительной к школе группах дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. Начиная со старшей группы проводят специальные занятия - по рассказыванию на темы из личного опыта. В подготовительной к школе группе - занятия по творческому рассказыванию на предложенный педагогом сюжет.
Виды рассказов: Фактические - (к ним относятся рассказы по восприятию, а также по памяти - на темы из личного опыта); Творческие - (они создаются при активной работе воображения). По форме рассказы делятся на: Описательные - (объектом для описания служат предметные картинки, вещи, игрушки, растения); Сюжетные – ( При составлении сюжетных рассказов у детей формируют умение передавать события во временной последовательности. При этом они осваивают построение рассказа — в простейшей форме передают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку).
Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию - одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников. Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος - путь) – процесс взаимодействия между воспитателем и детьми, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков. По источнику получения информации методы классифицируют: Словесные Наглядные Практические Требования к методам обучения: Научность; Связь цели и задач обучения с темой занятия; Связь нового материала с ранее изученным и усвоенным; Учет индивидуальных особенностей детей; Соответствие возрасту детей.
Приемы обучения рассказыванию: Совместное рассказывание; Образец рассказа; Частичный образец; План рассказа; Коллективное составление рассказа; Составление рассказа по частям; Моделирование; В процессе обучения монологической речи используются и другие приемы: Вспомогательные вопросы; Указания; Исправление ошибок; Подсказ нужных слов; Прослушивание детьми своих рассказов, записанных на диктофон.
Основные требования к методам и приемам обучения детей дошкольного возраста рассказыванию: Обучение рассказыванию с использованием предметов и игрушек. На занятиях дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия — зрительные, слуховые, осязательные и др. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
При составлении описательных рассказов очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц.
Остановлюсь подробнее на наглядном методе – рассматривание картин в целом и детально. В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию. Сегодня я хочу вас познакомить с м етодик ой рассказа по картине « Картинка без запинки », разработан ной преподавателями ТРИЗ г. Елгава (Латвия) И нгридой Н иколаевной Мурашковска и Н адеждой П етровной Валюмс . Методика разработана с использованием теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ: - описать картинку без запинки .
Методика « Картинка без запинки приучает детей видеть главное, оживляет образовательную деятельность. Основные требования методики: Целостность за счет полноты методических шагов; Инструментальность каждого шага и методики в целом; Мотивированность каждого шага с точки зрения детей; Стимулирование индивидуального восприятия картинки каждым ребенком; Результативность, достижение целей курса; Передаваемость – возможность использовать в работе с другими картинками.
Методические шаги и инструментарий Состав картинки: Шаг 1: «Дели» (определение состава). Наводим глазок камеры на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект. Называем все объекты и схематически фиксируем в кружочках на доске. Связи и взаимодействия: Шаг 2: «Давай» (нахождение связей) Соединим два кружочка на доске и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках. Характеристика объектов действий: Шаг 3: Усиление образности характеристиками. Используется прием вхождения в картину. Активно исследуем картину с помощью каждого органа чувств поочередно.
Копилка образных характеристик: Шаг 4: Копилка образных характеристик. (делается не для рассказа, а параллельно ему). Узнаем значение новых слов. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках. События предшествующие и последующие: Шаг 5: «Отставай -забегай». Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше – до появления на картинке, что будет делать потом. Разные точки зрения: Шаг 6: Переходим на разные точки зрения. Определяем состояние одного из героев. Входим в его состояние и описываем окружение или события с точки зрения этого героя. Затем находим другого героя в ином состоянии или берём этого же героя в другое время и в другом состоянии.
Достоинства метода Что даёт работа по этой методике? Появляется большая активность детей, дети хотят отвечать, им интересно. Теперь рассказать по картинке могут не только отдельные, хорошо подготовленные дети, но и те, кто почти всегда молчит. Гораздо легче готовиться к занятию самому педагогу. Не надо придумывать множество вопросов к картинке. Вместо этого планируем состав, связи, характеристики, точки зрения и передвижения по времени.
Репродукция картины Фредерика Моргана «Девочка кормит уток» ( англ. художник 19 в.)
Работа с репродукцией: Шаг 1. Наводим глазок «камеры» на картинку так, чтобы в ней был виден только один объект. Называем объекты и схематически фиксируем их в кружочках на доске. Помогать в этом деле нам будут тризовские волшебники по имени «Дели и Давай» из книги "Когда я стану волшебником". Дели и Давай могут все, что угодно, разделить на части или объединить с чем-нибудь другим. Например, разделить хлеб на кусочки или объединить его с маслом, чтобы получился бутерброд.
Волшебник, с соответствующим символом, будет зваться «Дели» и «Давай"( нарисовать два отдельных пазла) или «Собирай» и «Давай!( два пазла сложены), «Отставай!»( циферблат 11:45) или «Забегай!» (12:15)
Рассматривать картинку полезно и весело через объектив- картонную втулку (имитация фотоаппарата) Постараемся найти, как можно больше деталей. Можно все детали нарисовать на кружках, а на следующем этапе, можно будет прокладывать между ними связи - ниточки. Стоит обратить внимание, что детали вроде "платье" - это часть объекта "девочка", так же и "клюв", "лапы"- части уточки. Тут волшебник Дели поработал подольше. Эти картинки тоже можно нарисовать на кружках -они пригодятся для детального описания объекта. Отлично! Картину на части разобрали, зарисовали, теперь можно двигаться дальше. Позовём волшебника по имени Давай
Шаг 2. Давайте же соберем картину обратно. Между нашими кружками - деталям картинки нужно найти связи. Самое простое: девочка кормит уток, соединяем девочку и утку. Дальше, девочка держит в руках хлеб, соединяем девочку и хлеб. На девочке надето платье… Утки сидят в траве... Девочка-хлеб, утки-хлеб, утки-песок... Если ребёнок объединил картинки, а объяснить свой выбор не может, спросим, что делает один объект с другим. Второй шаг собирает детали картинки с помощью глаголов. Очень важно говорить ребенку названия шагов, так быстрее запоминается последовательность рассмотрения и описания картинки. Разделили, собрали и перешли к третьему шагу Шаг 3. В рассказ вплетаются признаки, свойства, которые мы можем увидеть, т. е к каждому кружку (существительному) находим прилагательное. Трава высокая, мягкая или жёсткая. Вода спокойная. Озеро (река) - теплая или холодная. Земля - грязная, песчаная, мягкая. Но человек имеет и другие органы восприятия. Закройте глаза и представьте, что вы может услышать? Шагните в картинку! ("Я слышу, как утки крякают. Я слышу, как растёт трава.«) Осторожно походите в картинке. Что вы чувствуете , когда касаетесь рукой травы, воды, песка. Пожуйте что-то, если это не вредно! Вдохните запах того, что вас окружает! "Я чувствую, как трава колет ноги. Я чувствую тепло и надо дорисовать солнышко."
Рассказываем о полученных ощущениях, используя 5 чувств: зрение (глаза), слух (уши), обоняние (нос), осязание (кожа), вкус (язык). 5 действий: увидеть, услышать, понюхать, потрогать, попробовать на вкус. Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно. Можем при этом последовательно передвигаться по кружочкам и линиям схематического рисунка.
Составляем предложения: Большая светлая утка схватила хлебушек прямо из рук девочки. Ближе к воде растет высокая трава. Девочка не стала подходить близко к воде, потому что там мокрая и грязная трава. На девочке красивое белое платье и ободок с бантиком. (Это примеры предложений. Старайтесь дать ребенку время подумать, не спешите с ответами и он сам придумает много красивых и интересных прилагательных и предложений). Шаг 4. Продолжаем фантазировать. И зовем для этого волшебников «Отставай» и «Забегай» и переместимся с ними во времени. Нарисуем линию времени и будем перемещать нашего волшебника на разные временные промежутки вперёд или назад: Что вы делали утром? Проснулись. А потом? Позавтракали( переставляйте волшебника немного вперёд) Куда пойдёте после занятий? Как закончится ваш вечер? Дети отмечают без какого события не могло возникнуть следующее. В результате мы строим временную последовательность событий. Итак, девочка кормит уток. А где она, «Отставай», была раньше? Дома? Между этими большими следами: «река»- «девочка» можно нарисовать несколько маленьких следов. Пусть дети выяснят, что произошло, например, между моментом, когда девочка пришла на реку и покормила птиц.( Девочка увидела уток. Она их позвала. Утки подбежали и начали клевать хлеб. Девочка радовалась, глядя на пушистых птичек.)
«Отставай», что могла девочка делать до того, как пришла на пруд кормить уток? 1. Отпроситься у мамы гулять; 2. Положить хлеб в корзину; 3. Идти по лесу. Что она, «Забегай», будет делать после? 1. Уйдет с пруда, потому что кончился хлеб; 2. Уйдет с пруда, потому что подул холодный ветер; 3. Уставшая пойдет по тропинке и будет спотыкаться о камушки; 4. Расскажет маме, какие милые утки на пруду. Что делали и делают утки? 1. Плавали в теплой воде; 2. Чистили перья; 3. После ухода девочки, нырнули обратно в воду и поплыли ночевать. Можно рассказать какой был день, какой будет вечер.
Шаг 5. Потренируемся активизировать наш словарь - научимся пополнять словарь новыми словами, подбирать синонимы и придумывать метафоры, чтобы наши рассказы были ещё полнее и красивее. Копилка образных характеристик. Узнаем значение новых слов в толковом словаре. Вспоминаем их, рассматривая предметы на рисунках. Используем их для составления сравнений, загадок.
Шаг 6. Шаг очень загадочный и волшебный. Давайте снова войдем в картинку! Постарайтесь сказать детям такие слова, чтобы они действительно представили себя внутри картинки. Причем в разных ракурсах. На месте девочки, на месте уточек и можно даже представить себя камышом. Это очень увлекательное и интересно занятие для детей. Кроме того, это развивает фантазию, можете услышать много интересного. Итак, маленький рассказчик вместо девочки кормит уточек. Что он видит, слышит, чувствует? - Слышу, как крякают утки. - Слышу, как ветер шуршит камышами. - Чувствую, как дует теплый ветер с озера. - Уточка дотронулась до меня своим клювом, он такой шершавый! - Хлеб вкусно пахнет, так и хочется самому съесть! - Под ногами шуршит песок. - Ой, наступил на камень, чуть не подвернул ногу.
Теперь ребенок - уточка. Ура, пришла девочка, которая нас кормит! Страшно выходить из воды, но и хлеб вкусно пахнет, хочется его съесть. Вода теплая, так приятно плавать. Хлеб вкусный, мягкий. Сейчас кину его в воду, размочу и съем! Берег мокрый, скользкий, еще надо постараться на него выбраться! Ребенок - камыш. Какая приятная погода, теплый ветерок! Волны из озера стали плескаться сильнее - видно, утки подплыли. Кто меня задел? Пришел какой-то человек.
В заключение хочу сказать, что Приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие связной речи: обучение рассказыванию»
Цель консультации:Дать методические рекомендации к проведению занятий, направленных на развитие связной речи у обучающихся старшего и подготовительного возраста.Среди умений и навыков, которые н...
Презентация "Роль технологии проблемного обучения в развитии связной речи старших дошкольников"
Презентация может быть использована в качестве обучающего материала на семинарах-практикумах для педагогов дошкольных учреждений....
Презентация "Нетрадиционные методы и приемы развития связной речи дошкольников"
Презентация по развитию речи....
«Использование методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи дошкольников с ОНР»
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей с ОНР . Мнемотехника п...
Презентация к мастеру-классу для педагогов "Развитие связной речи дошкольников с ОНР с посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации".
Презентация к мастеру-классу для педагогов "Развитие связной речи дошкольников с ОНР с посредством обучения составлению рассказов цепной и параллельной организации"....
«Методы и приемы развития связной речи дошкольников» презентация
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил....
Консультация для педагогов «Развитие связной речи: обучение рассказыванию»
Консультация для педагогов «Развитие связной речи: обучение рассказыванию»...