Конспект занятия "Моя семья" в старшей группе детского сада
план-конспект занятия (старшая группа)

Наталия Владимировна Редичкина

2024 год Указом Президента Российской Федерации обьявлен ГОДОМ СЕМЬИ. Семья является источником любви, понимания и поддержки. Особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 «Теремок»

                                   

C:\Users\Татьяна\Desktop\Редичкина докуменация\Картинки пособия\древо аппл1.jpg

Образовательная деятельность в старшей группе

«Я и моя семья».

Подготовлено педагогом-психологом Редичкиной Н.В. 2024г

Тема: «Я и моя семья»

Цель:

Формировать представления детей о семье, ее членах и родственных отношениях.

Задачи:

Образовательные:

- Расширить представление детей о семье, членах семьи, об обязанностях членов семьи, о традициях семьи.

Развивающие:

- Совершенствовать навыки ведения диалога: умение участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их;

- Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, речь, общую и мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию.

- Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов, уменьшительно-ласкательных существительных;

-  Развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам.

Воспитательные:

- Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь и уважение ко всем членам семьи.

 Интеграция образовательных областей:

 «Социально-коммуникативное развитие» - развивать свободное общение детей и взрослых.

«Познавательное развитие» - формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата.

«Физическое развитие» -вызывать желание двигаться.

«Художественно-эстетическое» - побуждать к выражению эстетических чувств, проявлению эмоций при рассматривании продуктов своей и коллективной деятельности.

Предварительная работа:

- Заучивание фамилии, имени и профессии родителей.

- Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.

- Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

- Праздники 23 февраля и 8 марта.

- Подарки для пап и мам, дедушек и бабушек.

Материалы и оборудование:

- Наглядное пособие «Родословная» в виде изображения дерева с корнями, ветвями, листьями. (размер 90см на 60 см.)

- Девять картинок к пособию – портретов, которые будут размещены на дереве (дедушка, бабушка, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, старший брат и младшая сестра.)

- Рисунок дерева – родословной на бумаге формата А4 с местами для рисования  портретов членов семьи.

- Шкатулка с сердечками из красного картона.

- Рисунок семьи.

Ход деятельности:

 Дорогие дети, проходите, пожалуйста, в сенсорную комнату и становитесь в круг.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Ребята, я рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга.

Присядем и (шепотом) скажем :«Здравствуйте!»

Встанем, хлопнем в ладоши и скажем: «Здравствуйте!» чуть громче.

Поднимем руки высоко вверх и скажем (громко) : «Здравствуйте!».

  На нашем занятии присутствуют гости, давайте, поздороваемся и с ними. (Дети здороваются)

- Ребята, садитесь, пожалуйста, на места. (дети садятся на стульчики)

Я вам расскажу о правилах поведения на нашем занятии.

1. Внимательно слушай того, кто говорит, не перебивай!

2. Хочешь сказать – подними руку.

- Сегодня мы с вами поговорим о семье. (Демонстрация картинки «Семья»)

- Кто мне скажет, что такое семья? ( Это мама, папа и я. Это родные.)

- Правильно!

- Я хочу вам рассказать о том, что такое семья и из кого она состоит.

   Семья - это самое емкое слово

   В нем слышится семя – жизни основа.

   Семья- это семеро связанных прочно

   Будущей жизни надежный источник.

Семья похожа на огромное дерево, где корни –это… отгадайте загадки:

- Он мужчина и он сед, по-другому скажем…(дед)

Правильно.

- Ароматное варенье, пироги на угощенье

   Вкусные оладушки испекла всем (бабушка) Правильно.

Корни дерева - это бабушка и дедушка. Разместим их здесь.

Могучие ветви – это родители.

- Кто нежнее всех на свете,

  Кто готовит всем обед?

  Кто читает на ночь книжки

  Для малышки и братишки?  Это…. (Мама) Размести, Костя портрет на ветвях.

А бабушка и дедушка – это ее родители.

 - Кто не в шутку, а всерьез

  Сына учит забить гвоздь

  Кто научит смелым быть,

  Никогда нигде не ныть?

  Боль терпеть, обиду спрятав?

  Ну, конечно - это …(папа).  Рядом с мамой размести портрет папы, Леша.

Правильно. У папы тоже есть родители и они детям бабушка и дедушка. Они будут где? Правильно, где корни с папиной стороны. Выходи, Саша, поставь портреты в рамки.

 А этот малыш на нашем дереве – сынок мамы и папы. Дети, листочки на этом огромном дереве.

 - Он у мамы не один, у нее еще есть сын

   Рядом с ним он маловат,

   Для него он старший …(брат) Правильно! Выходи, Кира, найди и поставь в рамку портрет старшего брата.

- Что за куколка в коляске?

 Плачет, видимо, от тряски.

 В ванной ползунков гора

 Для него она …(сестра)? Какая сестра? Младшая…Выходи, Паша, размети сестру.

   А для мамы и папы – она дочка. Вот какое дерево у нас получилось. Оно называется родословная. А они все родственники – СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЙ РОД. Каждый семейный род имеет фамилию, которая передается детям. А дети, когда сами станут родителями передают фамилию своим детям. Семейный род продолжается, когда создаются семьи и рождаются дети.  

 Семьи бывают разные, большие, многодетные, малые, с одним ребенком.

   Дети, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна семья?

(Ответы детей: Чтобы не жить одному. Чтобы растить детей. Чтобы не было скучно, чтобы любить и заботиться друг о друге.)

Молодцы, очень хорошие ответы.

   В каждой семье есть семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Например, семейная традиция - заниматься спортом; праздновать всей семьей дни рождения; семейная традиция – читать вслух сказки, книги; печь вкусные пироги, путешествовать …

- Дети, а какие семейные традиции в вашей семье?

(принимать гостей, ездить в гости)

(отдыхать на море летом), (выращивать огород). Если затрудняются, предложить картинки с любимым занятием семьи.

Ребята, каждая семья живет в отдельном доме или квартире. Приятно, когда в доме чисто и уютно. А кто создает уют у вас дома?

Скажите мне, а какие семейные обязанности есть у вас? Вы помогаете родителям? Как вы помогаете дома?

- Убираю со стола.

 - Помогаю маме мыть посуду.

- Убираю на место игрушки.

Молодцы. Ведь порядок и уют в семье создают все члены семьи и у каждого есть свои обязанности.

Встаньте, пожалуйста и пройдите за мной в сенсорную комнату.

Сейчас мы поиграем в игру «Папины и мамины дела».

 Когда я буду говорить :«мамины дела» - девочки изображают мамины дела.

 Когда скажу : « папины дела», мальчики изображают папины дела.

Вы готовы?

- Мама варит суп, а папа забивает гвоздь (под музыку) Отлично!

- Мама утюжит белье, а папа пилит дрова. (Музыка)

- Мама укладывает спать своего малыша, а папа пошел за продуктами (музыка).

Молодцы, как вы хорошо умеете изображать как работают ваши родители.

Давайте с вами сделаем гимнастику для пальчиков.

- Этот пальчик – дедушка,

- Этот пальчик – бабушка,

- Этот пальчик – папочка,

- Этот пальчик – мамочка,

- Этот пальчик – я!

- Вот и вся моя семья!

Здорово!

- Пальчики мы подготовили и будем рисовать свою семью. Проходите, занимайте места за столом.

- Перед вами лист бумаги на котором изображено дерево рода и цветные карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, в белых овалах портреты членов своей семьи и получится родословная вашей семьи.

- Вспоминайте. Где нарисуете дедушек и бабушек? Правильно, внизу, где корни. Кто забыл, где рисовать маму и папу, посмотрите на большое дерево рода.

Звучит фоновая музыка, дети рисуют.

- Закончили рисовать? А теперь каждый из вас познакомит нас со своей семьей.

Итак, Настя хочет рассказать о семье и доме. Представься, пожалуйста.

(Меня зовут Настя Василевич. Я живу с мамой, папой и братом Димой. Мою маму зовут Ира, а папу Игорь. Мою бабушку зовут…Моего дедушку зовут… Мы всей семьей любим отдыхать на природе.)

Спасибо, Настя! Молодец, в твоей семье очень уютно и комфортно. Кто еще хочет рассказать о своей семье?

- Ребята, спасибо вам за рассказы.

 

  - Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно».

Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимите руки вверх, если не согласны, топайте ногами. Внимание!

- Семья – это все мои друзья и знакомые.

 - Семья- это я.

- Семья – это родные, которые живут рядом.

- Мои родители могут быть младше меня.

- Бабушка – это мама моей мамы.

- Дедушка – это папа моего папы.

- Семья – это люди, которые любят друг друга.

- Бабушка и дедушка – это мои родители.

- Всем нужна семья!

 -  Да, я хотела вас запутать, но не смогла. Вижу, что все вы знаете, зачем человеку нужна семья, что нужно любить свою семью и помогать ей во всем.

Присядьте, пожалуйста, на стульчики.

- Посмотрите, какая у меня есть красивая шкатулка, она наполнена маленькими сердечками. Каждый из вас возьмет в руки сердечко и скажет скажите добрые ласковые слова о своих родных: о маме, бабушке, папе…

Например: «Моя мама ласковая и добрая, я ее очень люблю.»

Дети говорят добрые слова о своих родных.

 

- Спасибо дети за теплые слова, за любовь. Я думаю, что вам понравилось говорить добрые слова о своих близких. Старайтесь дома почаще говорить родным о том, как вы их любите.

- Есть такая пословица: «Семьей дорожить – счастливым быть!». Как вы понимаете эту пословицу? ( - Нужно любить , беречь свою семью)

-  Ребята, я желаю, чтобы в ваших семьях все были здоровы, счастливы, жили в мире и любви!

- О чем мы сегодня говорили на занятии? Что нового вы узнали? Всем спасибо. Я очень рада была услышать ваши рассказы о своей семье.

- Давайте скажем дружно нашим гостям «До свидания!»

 Друг за другом идем в групповую комнату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе детского сада "Моя дружная семья"

Дети должны иметь представление о семье, ее составе; уметь составлять небольшие рассказы о себе и членах своей семье; уметь показать, как любят и уважают старших, заботятся о них. Использовать в игров...

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Наш любимый детский сад»

Конспект НОД в старшей группе детского сада «Наш любимый детский сад»Задачи: развивать самостоятельность и творчество, учить отражать впечатления от окружающей жизни; совершенствовать...

Конспект занятия в старшей группе детского сада. «Моя семья»

Цель: создание условий для формирования у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, закрепить понятие как появляется семья, из кого ...