Конспект занятия "Моя семья" в старшей группе детского сада
план-конспект занятия (старшая группа)
2024 год Указом Президента Российской Федерации обьявлен ГОДОМ СЕМЬИ. Семья является источником любви, понимания и поддержки. Особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_moya_semya_v_starshey_gruppe_detskiy_sad_teremok.doc | 332 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 «Теремок»
Образовательная деятельность в старшей группе
«Я и моя семья».
Подготовлено педагогом-психологом Редичкиной Н.В. 2024г
Тема: «Я и моя семья»
Цель:
Формировать представления детей о семье, ее членах и родственных отношениях.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить представление детей о семье, членах семьи, об обязанностях членов семьи, о традициях семьи.
Развивающие:
- Совершенствовать навыки ведения диалога: умение участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их;
- Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, речь, общую и мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию.
- Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов, уменьшительно-ласкательных существительных;
- Развивать вербальное и невербальное общение, умение действовать по правилам.
Воспитательные:
- Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь и уважение ко всем членам семьи.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» - развивать свободное общение детей и взрослых.
«Познавательное развитие» - формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата.
«Физическое развитие» -вызывать желание двигаться.
«Художественно-эстетическое» - побуждать к выражению эстетических чувств, проявлению эмоций при рассматривании продуктов своей и коллективной деятельности.
Предварительная работа:
- Заучивание фамилии, имени и профессии родителей.
- Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.
- Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
- Праздники 23 февраля и 8 марта.
- Подарки для пап и мам, дедушек и бабушек.
Материалы и оборудование:
- Наглядное пособие «Родословная» в виде изображения дерева с корнями, ветвями, листьями. (размер 90см на 60 см.)
- Девять картинок к пособию – портретов, которые будут размещены на дереве (дедушка, бабушка, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, старший брат и младшая сестра.)
- Рисунок дерева – родословной на бумаге формата А4 с местами для рисования портретов членов семьи.
- Шкатулка с сердечками из красного картона.
- Рисунок семьи.
Ход деятельности:
Дорогие дети, проходите, пожалуйста, в сенсорную комнату и становитесь в круг.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Ребята, я рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга.
Присядем и (шепотом) скажем :«Здравствуйте!»
Встанем, хлопнем в ладоши и скажем: «Здравствуйте!» чуть громче.
Поднимем руки высоко вверх и скажем (громко) : «Здравствуйте!».
На нашем занятии присутствуют гости, давайте, поздороваемся и с ними. (Дети здороваются)
- Ребята, садитесь, пожалуйста, на места. (дети садятся на стульчики)
Я вам расскажу о правилах поведения на нашем занятии.
1. Внимательно слушай того, кто говорит, не перебивай!
2. Хочешь сказать – подними руку.
- Сегодня мы с вами поговорим о семье. (Демонстрация картинки «Семья»)
- Кто мне скажет, что такое семья? ( Это мама, папа и я. Это родные.)
- Правильно!
- Я хочу вам рассказать о том, что такое семья и из кого она состоит.
Семья - это самое емкое слово
В нем слышится семя – жизни основа.
Семья- это семеро связанных прочно
Будущей жизни надежный источник.
Семья похожа на огромное дерево, где корни –это… отгадайте загадки:
- Он мужчина и он сед, по-другому скажем…(дед)
Правильно.
- Ароматное варенье, пироги на угощенье
Вкусные оладушки испекла всем (бабушка) Правильно.
Корни дерева - это бабушка и дедушка. Разместим их здесь.
Могучие ветви – это родители.
- Кто нежнее всех на свете,
Кто готовит всем обед?
Кто читает на ночь книжки
Для малышки и братишки? Это…. (Мама) Размести, Костя портрет на ветвях.
А бабушка и дедушка – это ее родители.
- Кто не в шутку, а всерьез
Сына учит забить гвоздь
Кто научит смелым быть,
Никогда нигде не ныть?
Боль терпеть, обиду спрятав?
Ну, конечно - это …(папа). Рядом с мамой размести портрет папы, Леша.
Правильно. У папы тоже есть родители и они детям бабушка и дедушка. Они будут где? Правильно, где корни с папиной стороны. Выходи, Саша, поставь портреты в рамки.
А этот малыш на нашем дереве – сынок мамы и папы. Дети, листочки на этом огромном дереве.
- Он у мамы не один, у нее еще есть сын
Рядом с ним он маловат,
Для него он старший …(брат) Правильно! Выходи, Кира, найди и поставь в рамку портрет старшего брата.
- Что за куколка в коляске?
Плачет, видимо, от тряски.
В ванной ползунков гора
Для него она …(сестра)? Какая сестра? Младшая…Выходи, Паша, размети сестру.
А для мамы и папы – она дочка. Вот какое дерево у нас получилось. Оно называется родословная. А они все родственники – СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЙ РОД. Каждый семейный род имеет фамилию, которая передается детям. А дети, когда сами станут родителями передают фамилию своим детям. Семейный род продолжается, когда создаются семьи и рождаются дети.
Семьи бывают разные, большие, многодетные, малые, с одним ребенком.
Дети, скажите мне, пожалуйста, а для чего нужна семья?
(Ответы детей: Чтобы не жить одному. Чтобы растить детей. Чтобы не было скучно, чтобы любить и заботиться друг о друге.)
Молодцы, очень хорошие ответы.
В каждой семье есть семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Например, семейная традиция - заниматься спортом; праздновать всей семьей дни рождения; семейная традиция – читать вслух сказки, книги; печь вкусные пироги, путешествовать …
- Дети, а какие семейные традиции в вашей семье?
(принимать гостей, ездить в гости)
(отдыхать на море летом), (выращивать огород). Если затрудняются, предложить картинки с любимым занятием семьи.
Ребята, каждая семья живет в отдельном доме или квартире. Приятно, когда в доме чисто и уютно. А кто создает уют у вас дома?
Скажите мне, а какие семейные обязанности есть у вас? Вы помогаете родителям? Как вы помогаете дома?
- Убираю со стола.
- Помогаю маме мыть посуду.
- Убираю на место игрушки.
Молодцы. Ведь порядок и уют в семье создают все члены семьи и у каждого есть свои обязанности.
Встаньте, пожалуйста и пройдите за мной в сенсорную комнату.
Сейчас мы поиграем в игру «Папины и мамины дела».
Когда я буду говорить :«мамины дела» - девочки изображают мамины дела.
Когда скажу : « папины дела», мальчики изображают папины дела.
Вы готовы?
- Мама варит суп, а папа забивает гвоздь (под музыку) Отлично!
- Мама утюжит белье, а папа пилит дрова. (Музыка)
- Мама укладывает спать своего малыша, а папа пошел за продуктами (музыка).
Молодцы, как вы хорошо умеете изображать как работают ваши родители.
Давайте с вами сделаем гимнастику для пальчиков.
- Этот пальчик – дедушка,
- Этот пальчик – бабушка,
- Этот пальчик – папочка,
- Этот пальчик – мамочка,
- Этот пальчик – я!
- Вот и вся моя семья!
Здорово!
- Пальчики мы подготовили и будем рисовать свою семью. Проходите, занимайте места за столом.
- Перед вами лист бумаги на котором изображено дерево рода и цветные карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, в белых овалах портреты членов своей семьи и получится родословная вашей семьи.
- Вспоминайте. Где нарисуете дедушек и бабушек? Правильно, внизу, где корни. Кто забыл, где рисовать маму и папу, посмотрите на большое дерево рода.
Звучит фоновая музыка, дети рисуют.
- Закончили рисовать? А теперь каждый из вас познакомит нас со своей семьей.
Итак, Настя хочет рассказать о семье и доме. Представься, пожалуйста.
(Меня зовут Настя Василевич. Я живу с мамой, папой и братом Димой. Мою маму зовут Ира, а папу Игорь. Мою бабушку зовут…Моего дедушку зовут… Мы всей семьей любим отдыхать на природе.)
Спасибо, Настя! Молодец, в твоей семье очень уютно и комфортно. Кто еще хочет рассказать о своей семье?
- Ребята, спасибо вам за рассказы.
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно».
Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимите руки вверх, если не согласны, топайте ногами. Внимание!
- Семья – это все мои друзья и знакомые.
- Семья- это я.
- Семья – это родные, которые живут рядом.
- Мои родители могут быть младше меня.
- Бабушка – это мама моей мамы.
- Дедушка – это папа моего папы.
- Семья – это люди, которые любят друг друга.
- Бабушка и дедушка – это мои родители.
- Всем нужна семья!
- Да, я хотела вас запутать, но не смогла. Вижу, что все вы знаете, зачем человеку нужна семья, что нужно любить свою семью и помогать ей во всем.
Присядьте, пожалуйста, на стульчики.
- Посмотрите, какая у меня есть красивая шкатулка, она наполнена маленькими сердечками. Каждый из вас возьмет в руки сердечко и скажет скажите добрые ласковые слова о своих родных: о маме, бабушке, папе…
Например: «Моя мама ласковая и добрая, я ее очень люблю.»
Дети говорят добрые слова о своих родных.
- Спасибо дети за теплые слова, за любовь. Я думаю, что вам понравилось говорить добрые слова о своих близких. Старайтесь дома почаще говорить родным о том, как вы их любите.
- Есть такая пословица: «Семьей дорожить – счастливым быть!». Как вы понимаете эту пословицу? ( - Нужно любить , беречь свою семью)
- Ребята, я желаю, чтобы в ваших семьях все были здоровы, счастливы, жили в мире и любви!
- О чем мы сегодня говорили на занятии? Что нового вы узнали? Всем спасибо. Я очень рада была услышать ваши рассказы о своей семье.
- Давайте скажем дружно нашим гостям «До свидания!»
Друг за другом идем в групповую комнату.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе детского сада "Как воспитать щенка" (оригами)
Оригами из бумаги "Щенок"...
Конспект занятия в старшей группе детского сада по правилам дорожного движения (ПДД), тема «Юный пешеход»
Конспект занятия...
Конспект НОД в старшей группе детского сада. «Собака – друг человека» (старшая группа)
Конспект НОД по Окружающему миру...
Конспект НОД в старшей группе детского сада "Моя дружная семья"
Дети должны иметь представление о семье, ее составе; уметь составлять небольшие рассказы о себе и членах своей семье; уметь показать, как любят и уважают старших, заботятся о них. Использовать в игров...
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Наш любимый детский сад»
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Наш любимый детский сад»Задачи: развивать самостоятельность и творчество, учить отражать впечатления от окружающей жизни; совершенствовать...
Конспект занятия в старшей группе детского сада. «Моя семья»
Цель: создание условий для формирования у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, закрепить понятие как появляется семья, из кого ...