Технология проблемного обучения в опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников.
методическая разработка (старшая группа)

Реутова Ирина Григорьевна

Выступление из опыта работы, доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_publiuatsiyu.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  общеразвивающего вида № 58 «Шаян нэнилэр» г. Альметьевск

           

«Технология проблемного обучения в опытно- экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников» 

Воспитатель первой кв. категории: Реутова И.Г.

Технология проблемного обучения в опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников.

 «Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала»

(Питер Клайн).

Проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования».

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Цель проблемного обучения дошкольников в экологическом воспитании -  это формирование способов умственных действий, навыка самостоятельно добывать знания, и применять их   в  решении новых познавательных задач.

Технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала. Сотрудничество ребенка и взрослого при обучении в зоне ближайшего развития осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справляется благодаря помощи взрослого.

Л.С. Выготский говорил, «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно»

Экологическое воспитание, является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения, и является направлением работы нашей группы. В протяжении последних лет, в работе стараемся использовать самые интересные инновационные и продуктивные методы. Одним из которых является проектирование. Проекты используем как краткосрочные, так и долгосрочные.  

Нами были реализованы ряд проектов.

  1.Информационно-творческий проект: «Накормим птиц зимой!»

Проект реализовывался, с ноября по февраль 2019-2020 учебного года.
Участниками проекта являлись воспитатели, дети группы, родители воспитанников. Привлечь внимание детей и родителей к данной проблеме мы решили, организовав акцию «Покормите птиц зимой». Данная акция позволила детям больше узнать о жизни зимующих птиц, о том, как правильно и из каких материалов можно сделать кормушку, чем лучше подкармливать пернатых друзей. Так родился проект. В течении трех месяцев мы изучали зимующих птиц нашего края.

 Читали художественную и научную литературу, знакомились с журналами для детей по экологии. Занимались продуктивной деятельностью: Рисовали, лепили, делали аппликации, поделки и организовывали выставки детского творчества.  С родителями провели конкурс на лучшую кормушку «Мы мастера». Их развесили на территории детского сада, подкармливали птиц в течении зимы. Наблюдали за птицами и узнали много новых и увлекательных вещей о жизни птиц. Родители с удовольствием нам помогали и следили за нашими успехами.

  2. «Витаминный огород- на окошке растет!» Данный проект являлся научно- исследовательский   и реализовывался с марта- по май 2020 года.

Целью проекта было расширение представления детей об окружающем мире. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Расширять знания об их полезных свойствах. Формировать положительное отношение к труду.

В результате реализации проекта, дети научились ухаживать за растениями, и познакомились с условиями их содержания, видят красоту растительного мира и бережно стали относиться к нему. У детей обогатились знания об особенностях роста и развития растений  по пяти признакам живого: растет, дышет, питается, двигается, размножается. С помощью исследовательской работы дети выявили разнообразие посевного материала.  Таким образом  сформировалась экологическая культура детей и родителей, уважительное отношения к труду. Был создан в группе огород на подоконнике, дневник наблюдений  за растениями в огороде на подоконнике.   Родители активно и с интересом участвовали в реализации проекта вместе с детьми.

С данным проектом мы участвовали в мероприятии, который проводился совместно с  Государственным Комитетом Республики Татарстан по биологическим ресурсами и  получили диплом «За активное участие в  природоохранных мероприятиях»

В текущем учебном году мы так же продолжаем нашу исследовательскую деятельность. И с начала года уже успели реализовать краткосрочный проект по изучению  охраняемых животных, птиц, растений введенных  по названием « По страницам Красной книги».

Проект являлся информационно-практико-ориентированный.

Участниками  проекта,  так же являлись дети , воспитатели, родители.

Цель проекта: продолжить знакомство детей с Красной книгой ; узнать, какие растения в нее включены и почему. Прививать чувства сопереживания к проблемам окружающей природы; побудить их быть активными защитниками природы.

В ходе работы дети узнали историю создания Красной книги и Красной Книги Татарстана. Основные причины сокращения численности растений, птиц, животных.

Был подобран занимательный игровой материал для занятий.

Составили «правила друзей природы» и добились, чтоб ребята их выполняли.

 Провели выставку поделок из природного и бросового материала. Дети с родителями подготовили сообщения о животных и птицах   введенных в Красную книгу.

- собрали информацию о растениях «Красной книги»

- создали в группе необходимые условия по формированию гуманного отношения к природе у детей. В результате проекта получили сплочение детей и педагогов и родителей в процессе активного сотрудничества.

- возросло желание бережно относится к природе.

Так же мы приняли участие в отборочном туре, для участия  Республиканском конкурсе детских поделок « Красная Книга - и Я».  Наша  работа  была отмечена  комиссией и мы получили диплом участника от Государственного природного заказника Степной.

В данный момент завершена над реализацией проекта по знакомству с «Заказником Степной», который находится в Лениногорском районе Республики Татарстан. Мы и в дальнейшем будем использовать в своей работе технологию проблемного обучения, так как   этому детей формируются   элементарные умения решать проблемы (задачи) с помощью различных источников; развиваются мыслительные процессы (внимание, память, восприятие, логическое мышление, любознательность);  речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Детям, в будущем будет легче находить  способы разрешения проблемных жизненным ситуаций. Мы надеемся в будущем воспитать экологически грамотных  граждан  нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Выступление на методическом объединении работников дошкольного образования района на тему "Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"

В конспекте изложен материал по организации экспериментальной деятельности с детьми старших групп экологической направленности....

"Значение опытно-экспериментальной деятельности в экологическом воспитании дошкольников"

В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего отв...

«Особенности использования технологии проблемного обучения в организации игровой деятельности дошкольника»

Целостное развитие ребенка заключается не только в приобретении им конкретных знаний и умений, а в первую очередь в развитии у него способности самостоятельно мыслить, принимать решения, уметь рассужд...

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольника»

Цель проекта:Формирование у дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.Задачи проекта: Развит...