Технология проблемного обучения в опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников.
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 58 «Шаян нэнилэр» г. Альметьевск
«Технология проблемного обучения в опытно- экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»
Воспитатель первой кв. категории: Реутова И.Г.
Технология проблемного обучения в опытно-экспериментальной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников.
«Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала»
(Питер Клайн).
Проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования».
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.
Цель проблемного обучения дошкольников в экологическом воспитании - это формирование способов умственных действий, навыка самостоятельно добывать знания, и применять их в решении новых познавательных задач.
Технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала. Сотрудничество ребенка и взрослого при обучении в зоне ближайшего развития осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справляется благодаря помощи взрослого.
Л.С. Выготский говорил, «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно»
Экологическое воспитание, является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения, и является направлением работы нашей группы. В протяжении последних лет, в работе стараемся использовать самые интересные инновационные и продуктивные методы. Одним из которых является проектирование. Проекты используем как краткосрочные, так и долгосрочные.
Нами были реализованы ряд проектов.
1.Информационно-творческий проект: «Накормим птиц зимой!»
Проект реализовывался, с ноября по февраль 2019-2020 учебного года.
Участниками проекта являлись воспитатели, дети группы, родители воспитанников. Привлечь внимание детей и родителей к данной проблеме мы решили, организовав акцию «Покормите птиц зимой». Данная акция позволила детям больше узнать о жизни зимующих птиц, о том, как правильно и из каких материалов можно сделать кормушку, чем лучше подкармливать пернатых друзей. Так родился проект. В течении трех месяцев мы изучали зимующих птиц нашего края.
Читали художественную и научную литературу, знакомились с журналами для детей по экологии. Занимались продуктивной деятельностью: Рисовали, лепили, делали аппликации, поделки и организовывали выставки детского творчества. С родителями провели конкурс на лучшую кормушку «Мы мастера». Их развесили на территории детского сада, подкармливали птиц в течении зимы. Наблюдали за птицами и узнали много новых и увлекательных вещей о жизни птиц. Родители с удовольствием нам помогали и следили за нашими успехами.
2. «Витаминный огород- на окошке растет!» Данный проект являлся научно- исследовательский и реализовывался с марта- по май 2020 года.
Целью проекта было расширение представления детей об окружающем мире. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Расширять знания об их полезных свойствах. Формировать положительное отношение к труду.
В результате реализации проекта, дети научились ухаживать за растениями, и познакомились с условиями их содержания, видят красоту растительного мира и бережно стали относиться к нему. У детей обогатились знания об особенностях роста и развития растений по пяти признакам живого: растет, дышет, питается, двигается, размножается. С помощью исследовательской работы дети выявили разнообразие посевного материала. Таким образом сформировалась экологическая культура детей и родителей, уважительное отношения к труду. Был создан в группе огород на подоконнике, дневник наблюдений за растениями в огороде на подоконнике. Родители активно и с интересом участвовали в реализации проекта вместе с детьми.
С данным проектом мы участвовали в мероприятии, который проводился совместно с Государственным Комитетом Республики Татарстан по биологическим ресурсами и получили диплом «За активное участие в природоохранных мероприятиях»
В текущем учебном году мы так же продолжаем нашу исследовательскую деятельность. И с начала года уже успели реализовать краткосрочный проект по изучению охраняемых животных, птиц, растений введенных по названием « По страницам Красной книги».
Проект являлся информационно-практико-ориентированный.
Участниками проекта, так же являлись дети , воспитатели, родители.
Цель проекта: продолжить знакомство детей с Красной книгой ; узнать, какие растения в нее включены и почему. Прививать чувства сопереживания к проблемам окружающей природы; побудить их быть активными защитниками природы.
В ходе работы дети узнали историю создания Красной книги и Красной Книги Татарстана. Основные причины сокращения численности растений, птиц, животных.
Был подобран занимательный игровой материал для занятий.
Составили «правила друзей природы» и добились, чтоб ребята их выполняли.
Провели выставку поделок из природного и бросового материала. Дети с родителями подготовили сообщения о животных и птицах введенных в Красную книгу.
- собрали информацию о растениях «Красной книги»
- создали в группе необходимые условия по формированию гуманного отношения к природе у детей. В результате проекта получили сплочение детей и педагогов и родителей в процессе активного сотрудничества.
- возросло желание бережно относится к природе.
Так же мы приняли участие в отборочном туре, для участия Республиканском конкурсе детских поделок « Красная Книга - и Я». Наша работа была отмечена комиссией и мы получили диплом участника от Государственного природного заказника Степной.
В данный момент завершена над реализацией проекта по знакомству с «Заказником Степной», который находится в Лениногорском районе Республики Татарстан. Мы и в дальнейшем будем использовать в своей работе технологию проблемного обучения, так как этому детей формируются элементарные умения решать проблемы (задачи) с помощью различных источников; развиваются мыслительные процессы (внимание, память, восприятие, логическое мышление, любознательность); речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Детям, в будущем будет легче находить способы разрешения проблемных жизненным ситуаций. Мы надеемся в будущем воспитать экологически грамотных граждан нашей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Значение опытно-экспериментальной деятельности в экологическом воспитании дошкольников
Опыт работы...
Выступление на методическом объединении работников дошкольного образования района на тему "Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"
В конспекте изложен материал по организации экспериментальной деятельности с детьми старших групп экологической направленности....
"Значение опытно-экспериментальной деятельности в экологическом воспитании дошкольников"
В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего отв...
«Особенности использования технологии проблемного обучения в организации игровой деятельности дошкольника»
Целостное развитие ребенка заключается не только в приобретении им конкретных знаний и умений, а в первую очередь в развитии у него способности самостоятельно мыслить, принимать решения, уметь рассужд...
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольника»
Цель проекта:Формирование у дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.Задачи проекта: Развит...
- Мне нравится (1)