Роль эмоционального состояния ребенка в период адаптации
статья (младшая группа)
Главным расслабляющим средством для дошкольника в период адаптации является игра
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_emotsionalnogo_sostoyaniya_rebenka_v_period_adaptatsii.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль эмоционального состояния ребенка в период адаптации
Известно, что адаптация детей к новым условиям представляет для ребенка значительные трудности, изучением которых на протяжении многих лет занимаются отечественные и зарубежные ученые (Н.М. Аскарина, Р.В. Ямпольская, Л.Г. Голубева, Н.Г. Ватутина, В.С. Манова-Томова, Е. Шмидт-Кольмер и др.). Однако адаптационные возможности ребенка ограничены, поэтому переход его в новую социальную ситуацию зачастую приводит к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Психологическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство процессов усвоения социальной среды — приспособление себя к среде и среды к себе — преобразование ее. При приеме в детский сад он впервые сталкивается с необходимостью изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни и установить новые социальные связи, которые не должны иметь сущности семейных. На характер протекания адаптационного периода влияют состояние здоровья малыша, его возраст и уровень развития.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение в возрасте 3 лет является для него большим стрессом, который вызван разлукой с матерью, контактом с незнакомыми взрослыми и детьми, изменением обстановки. Хроническая тревожность, возникающая при срыве адаптации, может являться фактором патологических процессов во многих системах организма. Психологической причиной адаптационного синдрома является изменение эмоционального состояния вследствие нарушения привычных условий жизнедеятельности. Чем внезапнее изменяется окружающая ребенка обстановка, тем глубже и серьезнее эти изменения. Ребенок, не имеющий психологической защищенности, не может сопротивляться воздействию различных негативных факторов среды, активно и позитивно взаимодействовать с ней. Стресс проявляется в высокой тревожности, страхе, нежелании вступать в игры, контактировать со взрослыми и сверстниками, плохом сне и аппетите. Задача педагогов – скорейшее преодоление адаптационного стресса, создание обстановки доверия и защищенности, отношений сотрудничества и субъект-субъектного общения.
Одним из направлений в решении проблемы психологической безопасности ребенка в детском саду является развитие его коммуникативных навыков, умения общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сопереживать и радоваться вместе с другими детьми. Характер общения и взаимодействия младших дошкольников во многом определяет их дальнейшее развитие и влияет на становление личности ребенка, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру.
Именно в первые три года жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого с ребенком окажутся сформированные у малыша чувства доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Групповые занятия желательно строить на основе личностного подхода. В ходе занятий создаются ситуации, требующие проявления социальной активности, в процессе разрешения которых возникают позитивные изменения в поведении, общении, отношении к себе и другим людям. Результативно использовать коммуникативные игры, игры-драматизации, сказкотерапию, психотерапевтические упражнения. В процессе игры дети учатся общению, разрешению возможных конфликтов. Широко используются подвижные игры, снимающие эмоциональное напряжение, упражнения на развитие навыков самоуправления своим эмоциональным состоянием: способность переключаться от негативных переживаний на позитивные. Кроме игр целесообразно использовать беседы, продуктивные виды деятельности, специальные приемы, которые служат целям сплочения детской группы, развивают навыки общения, формируют умение адекватно выражать свои эмоции.
Игра «А меня зовут ...» Цель: развивать желание познакомиться, учить вежливо обращаться друг к другу; развивать чувство единства, причастности к группе.
Каждый ребенок, стоя в кругу, обращается (поочередно) к своему соседу справа, передает ему цветок или мяч, называет свое имя и по желанию немного рассказывает о себе.
Игра «Луна» Цель: учить запоминать имена детей группы; развивать единство, удовольствие от пребывания в центре внимания.
Дети сидят по кругу на ковре. Ребенок, который сидит справа от воспитателя, говорит свое имя и хлопает в ладоши так: «Ма-ри-на», а дети всей группы повторяют за ним это имя, как эхо. Суть игры заключается в многократном повторении имени каждого ребенка, что способствует точному запоминанию его всеми детьми.
Игра «Солнышко». Игра похожа на обычные «прятки», но с небольшим отличием. Ведущий считает с закрытыми глазами, пока дети прячутся. Когда он начинает искать малышей, то не может сходить со своего места – ему разрешено лишь поворачиваться вокруг своей оси. Если ведущим становится ребенок, то лучше начертить круг, за пределы которого нельзя выходить.
Игра «Сделайте те, кто…» Ведущий придумывает разные задания и условия их выполнения. Например: прыгните те, кто сегодня ел кашу; присядьте те, кто любит мультик «Свинка Пеппа»; хлопните в ладоши те, кто сегодня обнимал маму; потанцуйте те, кто ходит в детский сад; попрыгайте те, у кого дома есть питомцы. Как правило, в ходе игры дети начинают делиться, кто что сегодня ел, какие животные живут у них дома и т. д. Это отлично развивает внимание, речевые и коммуникативные навыки.
Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком. Попадая в детский сад, дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело. Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.
Игра «Иди ко мне». Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, приговаривая: «Иди ко мне, ты мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!»
«Поезд». Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего ребенка. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом, замедляя ход, объявляет: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем
«Давай познакомимся!»
Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (надувной), называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названый ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, т.к. дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не знает.
«Раздувайся пузырь!»
Дети с воспитателем делают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:
Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначало это воспитатель, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).
«Лови, лови!»
Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5-0,75м с прикрепленной к ней лентой, оканчивающаяся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).
Все становятся в круг, ведущий с палочкой – в центре (и опять, вначале это будет воспитатель, а потом ребенок). «Лови-лови!» - говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры – схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно. Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души, превращать игру в постоянные одергивания.
«Чей голосок?»
Дети садятся полукругом, ведущий – впереди всех спиной к играющим. Кто – либо из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голосок он услышал. Как всегда, воспитатель наравне с детьми участвует в игре. Сначала дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.
Именно совместная работа воспитателя и родителей позволяет достичь поставленной цели – создания атмосферы психологической безопасности и эмоционального благополучия. Таким образом, психологическая безопасность среды: сформированное позитивное отношение к ней, навыки активного взаимодействии со сверстниками и взрослыми – определяет положительный эмоциональный фон, позитивное принятие изменений и, следовательно, успешную адаптацию.
Информационные ресурсы:
- Л.В. Томашевская, Е.Ю. герц, Е.В. Андрющенкова «Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду» ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012
- Шашко Л.В., Корзунин В.А. Роль эмоционального состояния ребѐнка раннего возраста при адаптации к условиям дошкольного учреждения // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2014. № 7(7). URL:
- М. В. Погодаева, О. В. Норкина ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2014. 6 (147)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов на тему: «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка»
Условно психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление: - ощущения – бы...
«Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»
«Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»...
Статья «Роль малых фольклорных жанров на эмоциональное состояние детей в период адаптации к ДОУ»
quot;Многие жанры нородного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир..."Г.С. Виноградов...
методическая разработка эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к условиям детского сада
эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к условиям детского сада...
Рекомендации по сохранению эмоционального благополучия ребенка в период адаптации
Материал предназначен для родителей ребенка, поступающего в ДОУ: Рекомендации по сохранению эмоционального благополучия ребенка в период адаптации....
Эмоциональное самочувствие ребенка в период адаптации к детскому саду.
Эмоциональное благополучие для ребенка,все равно, что для ростка свет, тепло,влага, удобрение…Чтобы нормально расти, ребенку нужналюбовь, уверенность в своих силах,в своей значимости и цен...
Памятка для родителей "Как снять эмоциональное напряжение ребенка в период адаптации к детскому саду"
Данная памятка содержит рекомендации для родителей о том, что они могут сделать дома для снятия эмоционального напряжения у ребенка после посещения детского сада....