методическая разработка эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к условиям детского сада
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к условиям детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к условиям детского сада

Воспитатель: Бирюкова Надежда Николаевна

.

В период адаптации, в первой группе раннего возраста, при поступлении. В настоящее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Создание психолого-педагогических условий для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в семье и в детском саду становится необходимым условием полноценного психического развития. Об этом говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Пункт 3.2.5 этого документа гласит  -  «условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей  соответствующей  специфике дошкольного возраста, предполагают обеспечение эмоционального благополучия  через:

  • непосредственное общение с каждым ребёнком;
  • уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям»

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – одно из важнейших условий в период адаптации к детскому саду в раннем возрасте.

Поступление ребенка в детский сад, как и любое другое изменение социальной среды, сказывается на его психическом и физическом состоянии. Ранний возраст является особенно уязвимым для адаптации. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния, для которого характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Меняется активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас.

Различаются 3 степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая. Основными показателями их являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, появление положительного отношения к педагогам и сверстникам, интереса к предметному миру, частота и длительность острых заболеваний ребенка в ДОУ, на каждого ребенка заполняется ЛИСТ АДАПТАЦИИ.

Чтобы привыкание ребенка к дошкольному учреждению было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации и обеспечение эмоционального благополучия ребенка в этот период.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду. Изучение ребенка до поступления его в дошкольное учреждение, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода. В период адаптации малыша к условиям детского сада многие родители испытывают трудности и нуждаются в индивидуальных консультациях.

Дети раннего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Педагог учит их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Планирование воспитательно-образовательной работы строится в соответствии с образовательной программой «От рождения до школы» (Веракса, Комарова, Васильева). Ведется Перспективное и Календарное план.

Работа педагога в адаптационный период строится по нескольким направлениям:

  • Взаимодействие в игре

Основная задача игр в адаптационный  период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Для этого подобрана картотека разнообразных видов игр:  сюжетные; пальчиковые игры;  игры с дидактическими игрушками;  игры – забавы, ведь лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Поэтому используются игрушки-забавы, игры-инсценировки, куклы Бибабо, приглашаются гости – зайчики, собачки, лисички и др. Умиротворяющее действие на детей оказывают игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице.

В адаптационный период  фронтальные формы работы с малышами не проводятся, предпочтение отдается индивидуальным формам. Но даже в таких малочисленных подгруппах детей (3-4 малыша) дети не играют вместе, они играют рядом и в качестве партнера по игре выбирают не сверстника, а взрослого.

  • В направлении «Играем и строим» отражается совместная деятельность детей с воспитателем по конструированию из пластмассового и деревянного конструкторов, а также конструирование из мягких модулей.
  • Направление «Формируем эмоциональную отзывчивость». Чтение ребенку поэзии, произведений устного народного творчества оказывает положительный эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом и  благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. Правильно подобранный репертуар помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, проявить чувство симпатии к персонажу. С помощью фольклора достаточно легко установить контакт с ребенком. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у него радость, побуждает познавательную активность. Известно, что элементы фольклора можно подобрать на все случаи жизни. Маленькие песенки – потешки  помогают в проведении режимных моментов.

В процессе адаптации ребенка  также используют такие формы и способы  как элементы телесной терапии (обнять, погладить, подержать на коленях). Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению.

  • В направлении работы «Развиваем движения» педагог подбирает игровые упражнения, подвижные и музыкальные игры.  В момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом.  И, конечно, подвижная игра это источник радости и одно из средств общения взрослого и ребёнка. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. 

Особую значимость в адаптации ребенка имеет музыкальное воспитание. Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. Наличие магнитофона в группе позволяет слушать с малышами спокойную музыку, весёлые детские песенки, «Звуки природы», а иногда и современные популярные мелодии. Слушание музыки помогает детям расслабится, успокоится, а также развеселится и потанцевать.

Рассматривание игрушек, книжек, картинок;  наблюдение за объектом природы также вызывает у детей положительные эмоции.

Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам.  Положительные эмоции у детей вызывает рисование пальчиками и ладошками вместе с педагогом. Также для ребенка не только и не столько важно художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства.

.

Не стоит планировать на день много приёмов работы с детьми. Достаточно по каждому направлению организовать 1-2 формы работы. Не надо забывать, что отдельный вид деятельности будет организовывать с каждым ребенком в течение дня.

Правильно спланированная работа помогает умело переключить внимание плачущего малыша на интересное дело. В этом помогает разработанный перспективный план на период адаптации. Также подобраны картотеки:

- Игр

- Художественного слова

- Дыхательной гимнастики

- Упражнений на релаксацию;

Собран музыкальный материал; материал для родителей.

В заключении хочется сказать, что основная задача создания эмоционального благополучия детей в период адаптации – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Ведь именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития личности в дальнейшем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада

Презентация "Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада"...

Роль изобразительной деятельности в установлении эмоционального контакта педагога с ребенком 2-х лет в период адаптации к условиям детского сада

Адаптация ребёнка 2-х лет в детском саду. Поступив в детский сад, ребенок попадает в новую, непривычную среду, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать тесные взаи...

Отчёт о периоде адаптации к условиям детского сада в группе раннего возраста

Под адаптацией принято понимать способность организма  приспасабливаться  к различным условия  внешней среды....

"Играем вместе с детьми в период адаптации к условиям детского сада"

  Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У ...

Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследован...

опыт работы по теме: "Эмоциональное взаимодействие с ребенком и его гармоничное развитие в период адаптации к условиям детского сада"

Цель: Создание эмоционального благополучия для гармоничного развития детей раннего возраста в период адаптации.Задачи: - формирование эмоционального контакта с каждым ребенком; - Создание эм...

Рекомендации по сохранению эмоционального благополучия ребенка в период адаптации

Материал предназначен для родителей ребенка, поступающего в ДОУ: Рекомендации по сохранению эмоционального благополучия ребенка в период адаптации....