План работы по самообразованию
материал (средняя группа)
"Формирование элементарных математических представлений в средней группе посредством технологии ТРИЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovanie.docx | 123.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Формирование элементарных математических представлений в средней группе посредством технологии ТРИЗ».
Воспитатель: Ушакова О.Н
Яр-Сале 2024-2025 год
Актуальность выбранной темы
Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы
Исходя из этого и проведя наблюдения в своей группе, определила следующую проблему: большинство дети плохо говорят, не могут сформулировать свои мысль, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по формированию математических заданий. Не сформированы творческое воображение. Поэтому я уделила большое внимание данной проблеме и составила план работы.
Цель:
- Внедрение адаптированных методов ТРИЗ как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.
Задачи:
1.Создание условий для исследовательской активности детей;
2.Развитие творческой деятельной личности, способной не только применять и усваивать знания, но и самостоятельно создавать новые.
3.Формирование способов умственных действий и умений для развития практического опыта работы в виде анализа и решения изобретательских задач.
4. Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской
деятельности.
5. Раскрытие потенциальных талантов детей
6.Оценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения.
Ожидаемый результат:
Дети:
-К концу года дети научатся быстро ориентироваться в пространстве, находить и различать противоречие;
-Повысится интерес у детей фантазировать, изобретать;
-Дети овладеют умениями, навыками нестандартными оригинальными решениями проблем и находит решение;
-Станут больше говорить, со взрослыми, общаться со сверстниками.
Родители:
-Повысится интерес у родителей к данному вопросу
-Расширится кругозор родителей о влиянии методик ТРИЗ
-Консультации для родителей ТРИЗ.
-Помощь и участие в разнообразных мероприятиях
Педагоги:
-Разработанная система помогает повысить творческий и познавательный интерес к ТРИЗ у детей среднего дошкольного возраста
-Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком
План работы на 2024-2025 учебный год
Месяц | Формы работы |
Сентябрь | Изучить литературу по данной теме |
Октябрь | Внедрить в работу ТРИЗ с целью повышения уровня формирования математических представлений, раскрытия творческого потенциала детей. |
Ноябрь | Составить картотеку игр методов ТРИЗ ФЭМП в средней группе. |
Декабрь | Консультация для родителей: Технология «ТРИЗ» |
Январь | Развить интерес детей, к занимательным задачам в развитии познавательного интереса дошкольников при ФЭМП; |
Февраль | Консультация для родителей: «Как привить интерес к математике?». |
Март | Анкетирования для родителей |
Апрель | Консультация « ТРИЗ в детском саду и дома». |
Май | Повторение игр посредством ТРИЗ. Применение всех ранее используемых. |
Перспективный план работы совместной деятельности воспитателя с детьми в ходе режимных моментов на 2024-2025 учебный год
Месяц | Содержание | Задачи |
Сентябрь | «Вчера, сегодня, завтра» | Упражнять детей в знания о частях суток, днях недели и временных отрезков. |
«Цифровые башенки» | Упражнения на закрепление порядкового счета, понятия высокий, низкий. | |
Октябрь | «Собери Бусы» | Упражнения учить различать геометрические фигуры. |
«Один — много» | Упражнения находить в одном предмете множество его составных частей. | |
Ноябрь | «Да-нет-ка»(с цифрами) | Упражнять в обучение мыслительному действию; закрепить умение считать в пределах 10; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10. |
«Защити фигуру» | Упражнять в нахождении ресурсов обьектов. Увидеть в объекте положительные и отрицательные качества, уметь их защищать | |
Декабрь | «Раньше - позже» | Упражнения определять временную зависимость объекта и его функцию. |
«Найди и скажи» | Упражнения в закреплении знания о треугольнике | |
Январь | «Подбери по форме» | Упражнять выделять форму предмета, отвлекаясь на другие признаки. |
«Что можно сказать о предмете, если там есть…» | Упражнения в формировать умение выявлять над-системные связи объекта | |
Февраль | «Выкладывание картинок» | Упражнения в развитие логического мышления детей, закрепление знания геометрических фигур. |
«Конструируем из палочек» | Упражнения в закреплении знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей. игры. | |
Март | «Построй по схеме» | Упражнения детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы |
«Найди и назови фигуру» | Упражнения детей в знании геометрических фигур. | |
Апрель | «Фантазия» | Развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы. |
«Теремок» | Упражнения в формировать умение детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах. | |
Май | «Сыщики» | Упражнять в обучение тренировать аналитическое мышление, умение выделять отличительные признаки путем сравнения. |
«Круги Луллия» | Упражнения в формировать у детей представления о математических понятиях. |
Работа с родителями
Месяц | Вид деятельности |
Привлечение родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе. | |
Сентябрь | |
Октябрь | Беседа с родителями |
Ноябрь | Рекомендации для родителей «Что такое ТРИЗ ФЭМП» |
Декабрь | Консультация для родителей: Технология «ТРИЗ» |
Январь | Совместное творчество детей и родителей. |
Февраль | Консультация для родителей: «Как привить интерес к математике?» |
Март | Анкетирования для родителей |
Апрель | Консультация «ТРИЗ в детском саду и дома». |
Май | Индивидуальные консультации |
Работа с педагогами
Представление консультаций по данной теме | Подготовить консультацию для педагогов | По плану ДОУ | Консультация |
Представление опыта работы по теме | Проведение непосредственно образовательной деятельности | В течение года | Открытый просмотр |
Учебно-методическая и справочная литература
№ | Название книги | Автор | Издательство | Год |
1. | Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. | Т. Н. Андриянова, И. Я. Гуткович, О.Н. Самойлова | «Сидорчук - Ульяновск» | 2001 |
2. | Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики | А.В. Корзун, С.В. Кишко | «Мозырь» | 2003 |
3. | Когда я стану волшебником. | И. Н. Мурашковска = | «Рига» | 1993 |
4. | Игровые занимательные задачи для дошкольников | З.А. Михайлова | «Просвещение» | 1990 |
5. | Форма и цвет. Рабочая тетрадь с линейками- трафаретами для детей 4-7 лет.-«Творческий Центр» | Е.В. Коллесникова | «Сфера» | 2005 |
6. | Математика для детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей и родителей. | В.В. Зайцев | «ВЛАДОС» | 2001 |
7. | Коллекция развивающих игр. | Л.Э. Генденштейн, Е.Л. Мадышева. | «Феникс» | 2005 |
8. | Весёлая математика. | В.В. Волина | «Издательство АСТ» | 1999 |
9. | Винни-Пух решает вслух. Картотека сказочных задач. | Е.М. Чернихович | «Гомель» | 1995 |
10. | Весёлая дидактика: использование Элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками. | А.В. Корзун | «Мозырь» | 2000 |
Предполагаемый результаты на 2024-2025 год:
1.Усовершенствована предметно – развивающая среда;
2.Положительная динамика развития ФЭМП посредством технологии ТРИЗ у каждого ребенка.
3.Способность ребенка раскрыть творческий потенциал, повысить уровень в формирования математических представлений.
4.Умение использовать разные способы и приемы познания.
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений в средней группе посредством технологии ТРИЗ».
2. Продолжить работу по разработке новых игр и упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
Приложения:
Картотека игр посредством технологии ТРИЗ формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет.
«Один, много»
Цель: Учить употреблять слова «много», «один», «по одному», «ни одного».
Оборудование: Набор игрушек – птичек (по количеству детей), салфетки, цветные карандаши, карточки для работы.
Описание упражнения:
Дети сидят полукругом перед столом. На подносе под салфеткой игрушки – птички. Когда дети принесли по одной птички, воспитатель выясняет, сколько стало птичек и делает обобщение: «Вы принесли по одной птички, а на подносе стало много птичек, собралась вся стайка». Воспитатель спрашивает у детей. А сколько птичек осталось у вас?
«Домики и дорожки»
Цель: Учить работа в карточках.
Оборудование: Цветными карандашами.
Описание упражнения:
Дети цветными карандашами соединяют домики дорожками, называют цвет, говорят какая дорожка длиннее (короче).
«Самолёты»
Цель: Формировать умение детей различать цвета
Бумажные самолётики разных цветов
Описание упражнения:
Воспитатель просит детей помочь Мишке отгадать загадку:
По небу птица летит,
Серебром блестит.
Летит, гудит,
В ней пилот сидит (Самолёт)
На стульчиках разложены бумажные самолётики разных цветов. Воспитатель спрашивает у детей, по сколько самолётиков лежит на каждом стуле и какого они цвета? Предлагает детям взять по самолётику и по команде: «Полетели красные самолёты (жёлтые или синие и.т.д.)»
Дети выполняют соответствующие движения.
В той же последовательности самолёты «приземляются» на аэродром, посадочная полоса которого соответствует цвету самолёта. Во время игры меняется место посадки самолётов, внимание детей фиксируется на количестве самолётов (сколько всего? сколько у одного ребёнка? Сколько самолётов одного цвета?)
Игра « Да – Нет»
Цель: Формировать умение детей различать понятия: один, мало, много.
Оборудование: Карточки с изображением предметов.
Описание упражнения:
Воспитатель показывает детям карточки с изображением разных по количеству предметов.
Показывая карточку, спрашиваю у детей:
На картинке один «слон, цветок и.т.д.»
На другой картинке «много яблок, шишек и.т.д.»
Дети отвечают. Если ответ «нет», дети дают правильный ответ.
«Кто скорее свернет ленту»
Цель: Продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".
Оборудование: Атласные ленты разных цветов и размеров (длинные и короткие).
Описание упражнения:
Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После поясняет, что короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно.
«Подбери игрушку»
Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
Оборудование: Различные игрушки или предметы.
Описание упражнения:
Воспитатель объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на стол. Например: «Принеси 3 (1,2 пирамидки (машинки) и поставь на стол».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет»
План по самообразованию...
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитателя:Симоновой А.В. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 лет».
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитат...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...
План работы по самообразованию на тему " Развитие детского творчества с использованием в работе дошкольников природного материала"
В материале описывается актуальность данной темы, определена цель, поставлены задачи, а также разработан перспективный план работы с родителями и детьми....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...