План работы по самообразованию
материал (средняя группа)

Ушакова Ольга Николаевна

"Формирование элементарных математических представлений в средней группе посредством технологии ТРИЗ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovanie.docx123.99 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»Эмблема детского сада

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

        Тема: «Формирование элементарных математических представлений в средней группе посредством технологии ТРИЗ».

                                                                                                                       Воспитатель: Ушакова О.Н

                                                                       

Яр-Сале 2024-2025 год

Актуальность выбранной темы

Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова и будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы

Исходя из этого и проведя наблюдения в своей группе, определила следующую проблему: большинство дети плохо говорят,         не могут сформулировать свои мысль, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по формированию математических заданий. Не сформированы творческое воображение. Поэтому я уделила большое внимание данной проблеме и составила план работы.

Цель:         

  • Внедрение адаптированных методов ТРИЗ как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.

Задачи: 

1.Создание условий для исследовательской активности детей;

2.Развитие творческой деятельной личности, способной не только применять и усваивать знания, но и самостоятельно создавать новые.

3.Формирование способов умственных действий и умений для развития практического опыта работы в виде анализа и решения изобретательских задач.

4. Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской

деятельности.

5. Раскрытие потенциальных талантов детей

6.Оценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения.

Ожидаемый результат:

Дети:

-К концу года дети научатся быстро ориентироваться в пространстве, находить и различать противоречие;

-Повысится интерес у детей фантазировать, изобретать;

-Дети овладеют умениями, навыками нестандартными оригинальными решениями проблем и находит решение;

-Станут больше говорить, со взрослыми, общаться со сверстниками.

Родители:

-Повысится интерес у родителей к данному вопросу

-Расширится кругозор родителей о влиянии методик ТРИЗ

-Консультации для родителей ТРИЗ.

 -Помощь и участие в разнообразных мероприятиях

Педагоги:

-Разработанная система помогает повысить творческий и познавательный интерес  к ТРИЗ у детей среднего дошкольного возраста

-Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком

План работы на 2024-2025 учебный год

Месяц

Формы работы

Сентябрь

Изучить литературу по данной теме

Октябрь

Внедрить в работу  ТРИЗ с целью повышения уровня формирования математических представлений, раскрытия творческого потенциала детей.

Ноябрь

Составить картотеку игр методов ТРИЗ   ФЭМП в средней группе.

Декабрь

Консультация для родителей: Технология  «ТРИЗ»

Январь

Развить  интерес детей, к занимательным задачам в развитии познавательного интереса дошкольников при ФЭМП;

Февраль

Консультация для родителей: «Как привить интерес к математике?».

Март

Анкетирования для родителей

Апрель

 Консультация « ТРИЗ в детском саду и дома».

Май

Повторение игр посредством ТРИЗ. Применение всех ранее используемых.

Перспективный план работы совместной деятельности воспитателя с детьми в ходе режимных моментов на 2024-2025 учебный год

Месяц

Содержание

Задачи

Сентябрь

«Вчера, сегодня, завтра»

Упражнять детей в знания о частях суток, днях недели и временных отрезков.

 «Цифровые башенки»

Упражнения на закрепление порядкового счета, понятия высокий, низкий.

Октябрь

«Собери Бусы»

Упражнения учить различать геометрические

фигуры.

«Один — много»

Упражнения находить в одном предмете множество его составных частей.

Ноябрь 

«Да-нет-ка»(с цифрами)

Упражнять в обучение мыслительному действию; закрепить умение считать в пределах 10; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.

«Защити фигуру»

Упражнять в нахождении ресурсов обьектов. Увидеть в объекте положительные и отрицательные качества, уметь их защищать

Декабрь

«Раньше - позже»

Упражнения  определять временную зависимость объекта и его функцию.

«Найди и скажи»

Упражнения в закреплении знания о треугольнике

Январь

«Подбери по форме»

Упражнять  выделять форму предмета,

отвлекаясь на другие признаки.

«Что можно сказать о предмете, если там есть…»

Упражнения в формировать умение выявлять над-системные связи объекта

Февраль

«Выкладывание картинок»

Упражнения в развитие логического мышления детей,

закрепление знания геометрических фигур.

 «Конструируем из

палочек»

Упражнения в закреплении знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей. игры.

Март

«Построй по схеме»

Упражнения детей выполнять элементарные

постройки, ориентируясь на схемы

«Найди и назови фигуру»

Упражнения детей в знании

геометрических фигур.

Апрель

«Фантазия»

Развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

«Теремок»

Упражнения в формировать умение детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах.

Май

«Сыщики»

Упражнять в обучение тренировать аналитическое мышление, умение выделять отличительные признаки путем сравнения.

«Круги Луллия»

Упражнения в формировать у детей представления о математических понятиях.

Работа с родителями

Месяц

Вид деятельности

Привлечение родителей к насыщению предметно – развивающей среды в группе.

 Сентябрь

Октябрь

Беседа с родителями

Ноябрь

Рекомендации для родителей «Что такое ТРИЗ ФЭМП»

Декабрь

Консультация для родителей: Технология  «ТРИЗ»

Январь

Совместное творчество детей и родителей.

Февраль

Консультация для родителей: «Как привить интерес к математике?»

Март

Анкетирования для родителей

Апрель

Консультация «ТРИЗ в детском саду и дома».

Май

Индивидуальные консультации

Работа с педагогами

Представление консультаций по данной теме

Подготовить консультацию для педагогов

По плану ДОУ

Консультация

Представление опыта работы по теме

Проведение непосредственно образовательной деятельности

В течение года

Открытый просмотр

Учебно-методическая и справочная литература

Название книги

Автор

Издательство

Год

1.

Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников.

Т. Н. Андриянова,

 И. Я. Гуткович,

О.Н. Самойлова

 «Сидорчук - Ульяновск»

2001

2.

Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики

А.В. Корзун,

С.В. Кишко

 «Мозырь»

2003

3.

Когда я стану волшебником.

И. Н. Мурашковска =

 «Рига»

1993

4.

Игровые занимательные задачи для дошкольников

З.А. Михайлова

«Просвещение»

1990

5.

Форма и цвет. Рабочая тетрадь с линейками- трафаретами

для детей 4-7 лет.-«Творческий Центр»

Е.В.  Коллесникова

«Сфера»

2005

6.

Математика для детей дошкольного возраста: Пособие для

воспитателей и родителей.

В.В. Зайцев

«ВЛАДОС»

2001

7.

Коллекция развивающих игр.

Л.Э. Генденштейн, Е.Л. Мадышева.

 «Феникс»

2005

8.

Весёлая математика.

В.В.  Волина

«Издательство АСТ»

1999

9.

Винни-Пух решает вслух. Картотека сказочных задач.

Е.М. Чернихович

«Гомель»

1995

10.

Весёлая дидактика: использование  Элементов  ТРИЗ в работе с дошкольниками.

А.В. Корзун

«Мозырь»

2000

 

Предполагаемый результаты на 2024-2025 год:

 1.Усовершенствована предметно – развивающая среда;

 2.Положительная динамика развития ФЭМП посредством технологии ТРИЗ у каждого ребенка.

3.Способность ребенка раскрыть творческий потенциал, повысить уровень в формирования математических представлений.

4.Умение использовать разные способы и приемы познания.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений в средней группе посредством технологии ТРИЗ».

2. Продолжить работу по разработке новых игр и упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.

        Приложения:

Картотека игр посредством технологии ТРИЗ формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет.

«Один, много»

Цель: Учить употреблять слова «много», «один», «по одному», «ни одного».

Оборудование: Набор игрушек – птичек (по количеству детей), салфетки, цветные карандаши, карточки для работы.

Описание упражнения:

Дети сидят полукругом перед столом. На подносе под салфеткой игрушки – птички.  Когда дети принесли по одной птички, воспитатель выясняет, сколько стало птичек и делает обобщение: «Вы принесли по одной птички, а на подносе стало много птичек, собралась вся стайка». Воспитатель спрашивает у детей. А сколько птичек осталось у вас?  

«Домики и дорожки»

Цель: Учить работа в карточках.

Оборудование: Цветными карандашами.

Описание упражнения:

Дети цветными карандашами соединяют домики дорожками, называют цвет, говорят какая дорожка длиннее (короче).      

 «Самолёты»

Цель: Формировать умение детей различать цвета

Бумажные самолётики разных цветов

Описание упражнения:

Воспитатель просит детей помочь Мишке отгадать загадку:

                                                      По небу птица летит,

                                                      Серебром блестит.

                                                      Летит, гудит,                                                    

                                                      В ней пилот сидит   (Самолёт)

На стульчиках разложены бумажные самолётики разных цветов. Воспитатель спрашивает у детей, по сколько самолётиков лежит на каждом стуле и какого они цвета? Предлагает детям взять по самолётику и по команде: «Полетели красные самолёты (жёлтые или синие и.т.д.)»

Дети выполняют соответствующие движения.

В той же последовательности самолёты «приземляются» на аэродром, посадочная полоса которого соответствует цвету самолёта. Во время игры меняется место посадки самолётов, внимание детей фиксируется на количестве самолётов (сколько всего? сколько у одного ребёнка? Сколько самолётов одного цвета?)

Игра « Да – Нет»

Цель: Формировать умение детей различать понятия: один, мало, много.

Оборудование: Карточки с изображением предметов.

Описание упражнения:

Воспитатель показывает детям карточки с изображением разных по количеству предметов.

Показывая карточку, спрашиваю у детей:

На картинке один «слон, цветок и.т.д.»

На другой картинке «много яблок, шишек и.т.д.»

Дети отвечают. Если ответ «нет», дети дают правильный ответ.                                      

«Кто скорее свернет ленту»

Цель: Продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

Оборудование: Атласные ленты разных цветов и размеров (длинные и короткие).

Описание упражнения:

 Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем  вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче.  После поясняет, что короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно.

«Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Оборудование: Различные игрушки или предметы.

Описание упражнения:

Воспитатель объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько  игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на стол.  Например:  «Принеси 3 (1,2 пирамидки (машинки) и поставь на стол».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы по самообразованию на тему " Развитие детского творчества с использованием в работе дошкольников природного материала"

В материале описывается актуальность данной темы, определена цель, поставлены задачи, а также разработан перспективный план работы с родителями и детьми....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...