"Куклы из бабушкиного сундука"
проект

Людмила Николаевна Пахомова

Традиционныеи народные тряпичные куклы, как средство ознакомления детей с культурой и бытом народов Поволжья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukly_statya.docx28.07 КБ
Файл statya_kukly_pahomova.docx24.85 КБ
Файл proekt_kukly.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Куклы из бабушкиного сундука.

Воспитатель Пахомова Л.Н.

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.

Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Всюду, где селится и живет человек, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка. Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Вспомните, какое отношение было к игрушкам у наших бабушек и дедушек. Как их берегли, нельзя было поломать намеренно куклу, выбросить. Это отношение не оттого, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души. Всё же делалось вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре.

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями. И маленькие куклы - помощницы не оставляют в беде своих хозяев.

Традиционная русская тряпичная кукла была «безликой», куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и мудрым учителем в жизни, и другом, и спутником, и оберегом. К тому же «безликая» кукла позволяла детям фантазировать и мечтать, выдумывать настроение куклы и ее характер.

Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Раньше в семье был обычай - когда женщина узнавала, что у нее будет ребенок, она начинала мастерить тряпичную куколку без ножниц и иголки. Сделает куколку, уложит в люльку, и обе они уже ждут, когда появится дитя.

А куколка оберегает люльку от дурного глаза. Вырастет ребенок и играет в свою первую куколку-оберег.

На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, золы, из сучьев и веток деревьев. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.

Еще в ХIХ веке на Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало - "их берегли в корзине или в ларчиках с запиской или чеканкой, хранили в лубяных коробах, чтобы не валялись где попало. Они так и переходили от одной девки к другой", ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11- 15 детей. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы.

В старину в русской деревне у каждой хозяйки в доме в «красном углу» (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка. И когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него. Считалось, что кукла оберегала его от болезней.

Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках. Мужчины тоже пользовались этими куклами. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.

В народе есть поверье - если беременная женщина часто и много смотрит на красивое, приятное, то и ребенок будет пригожим и красивым. Поэтому и куклу женщина делала аккуратно, бережно, одевала в яркие, красивые одежды. Готовую куклу укладывала в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.
Подрастая, дети тоже начинали сами “вертеть” таких кукол. Во многих домах их насчитывали десятками, и считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.
Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. И, наоборот, если девочка не проявляет старания в изготовлении куклы и в другой работе, говорили: “Да она до сих пор в куклы играет!” и считали неумехой. Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.
Умиротворение и радость приходят, когда играешь с такой куклой, сделанной из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек. Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже…

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по - иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ? Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.

Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры?

Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная народная кукла-часть народной традиции. Изготавливая ее ребенок, постигает историю своего народа.

Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети.

Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. С давних времен кукол делали из травы, веточек, лоскутов. Они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

В настоящее время рынок игрушек поражает изобилием интересных, ярких, но порой бесполезных, а иногда и вредных игрушек, с точки зрения воспитания и развития детей.

Какую же игрушку выбрать? Есть ли в современном мире место рукотворным куклам и другим подобным игрушкам?

Работать над этими проблемами необходимо. Поэтому мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

И одним из возможных путей решения является изучение народной куклы в игре современных дошкольников.

Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местными традициями, национальной культурой. Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических, мифологических знаний. Эта игрушка по-своему уникальна, содержит символические знания предыдущих поколений.

Народная кукла – это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста. Являясь образцом человека, она позволяет играющему с ней ребенку, подражать миру взрослых отношений. В игре с народной куклой ребенок познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у ребенка появляются навыки общения.

Кроме всего прочего, тряпичная народная кукла – это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством родного края. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, а также с помощью взаимодействия с родителями привить детям любовь к совместному творчеству. Примером такого взаимодействия семейного и общественного воспитания в организации художественного образования и эстетического воспитания может быть разработка и реализация проекта по изучению и созданию мини-музея, посвященного истории куклы. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.



Предварительный просмотр:

КУКЛЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУКА.

Пахомова Л.Н.воспитатель

МБУ д/с №45 «Яблонька»

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа.

Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Сила народной педагогики – в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.

Народные традиции, будучи значимыми элементами национальной культуры, помогают ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

Региональный компонент в Самарской области определен Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (2009) и Концепцией патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007).

В ДОУ определены приоритеты в работе с детьми старшего дошкольного возраста, одним из которых является формирование чувства причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, частью которых являются и народные тряпичные куклы.

Сегодня тряпичная кукла - прежде всего элемент культуры, который необходимо рассматривать как явление историческое.

Народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных кукол в жизнь современных детей.

Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает иную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функции. Возвращение этой рукотворной тряпичной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.

Традиционная тряпичная кукла – тот «инструмент», который в руках педагогов и родителей, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

В рамках реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ нами был разработан проект «Создание мини-музея «Куклы из бабушкиного сундука».

Цели проекта:

  • формирование духовно-нравственных чувств дошкольников посредством использования народных тряпичных кукол, как эффективного средства для поддержания познавательного интереса, активизации деятельности детей, раскрытия личностного потенциала каждого ребенка, а также воспитания и комплексного развития личности в целом;
  • поиск новых форм, методов духовно-нравственного воспитания и развития дошкольников, основанных на этнопедагогике с применением традиционных народных тряпичных кукол.

Задачи:

обучающие:

  • приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры, знакомство с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания традиционных народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей.
  • формирование у старших дошкольников системы знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме и положительное отношение к старинным традициям, к культурному историческому наследию.
  • обобщение и систематизация представлений у детей о народной тряпичной кукле.
  • развитие познавательного интереса к рукотворной тряпичной кукле, творческого начала, воображения.

развивающие:

  • развитие мелкой моторики рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сотворены куклы, а также использования наполнителей (каштан, горох, семечки и т.д.).
  • развитие детского творчества, эстетического вкуса.

воспитательные:

  • воспитание духовно- нравственных качеств личности на основе познания истории создания и смыслового значения рукотворных кукол, таких, как послушание, уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, терпение, доброта.
  • воспитание трудолюбия, аккуратности.
  • привлечение родителей воспитанников к участию в реализации проекта.

В процессе образовательной деятельности в ДОУ мы столкнулись с проблемами: мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен, но современный рынок изобилует яркими, интересными, а порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками; недостаточное внимание родителей, да и педагогов к использованию народной куклы в воспитании и развитии детей; незнание детьми истории создания, целевого назначения и роли кукол в повседневной жизни наших предков.

Наблюдается противоречие в приобщении дошкольников к национальной культуре и недостаточной разработанности теоретического обоснования педагогических условий в ДОУ.

Актуальность проекта:

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Ожидаемые результаты:

  1. Значительное повышение уровня знаний, умений и навыков у старших дошкольников по областям образовательной деятельности через познание детьми духовных и культурных ценностей народа.
  2. Мини-музей (содержание):
  • тряпичные куклы:

- русская народная кукла;

- обереговые куклы;

- обрядовые куклы;

- игровые куклы;

- кукла – символ нашей группы;

  • творческие работы детей;
  • совместные работы «родитель- ребенок»;
  • иллюстрации, отражающие жизнь и трудовую деятельность крестьян в старину, предметы старины, русского быта;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых игр, посиделок с использованием тряпичных кукол;
  • картотека народных игр;
  • атрибуты для игр;
  • книги, журналы;
  • фотоматериалы.

Формы и методы работы с детьми по реализация проекта:

  1. Цикл бесед «Русский человек без родни не живет»; «Веселье и труд рядом живут»; «В тереме расписном живу, к себе в избу всех в гости зову» (предметы старины, тряпичные обрядовые и игровые куклы).
  2. Занятия «Рассказ Домовенка Кузи об истории самых древних кукол», «Куклы из бабушкиного сундучка» (обрядовые, игровые), «История русского костюма», «Хоть игрушка и забава, но придется вам по нраву»,
  3. Малые фольклорные формы: составление рассказов по пословицам.
  4. Разучивание народных песен, хороводов, народных танцев, прослушивание народных мелодий (куклы-проводники, обрядовые и игровые куклы).
  5. Выставка-ярмарка «
  6. Изготовление народной тряпичной куклы:
  • кукла-оберег,
  • колокольчик – куколка добрых вестей и хорошего настроения,
  • отдарок-на-подарок,
  • кукла-кормилка,
  • кукла-капустка,
  • зольная кукла,
  • кукла-пеленашка,
  • кукла-закрутка,
  • ангел,
  • неразлучники,
  • десятиручка.
  1. Развлечения и досуги «Осенины на Руси», «Город мастеров»

Формы и методы работы с родителями по реализация проекта:

  1. Выступление на родительском собрании «Народная тряпичная кукла».
  2. Материал для родительского уголка «Как у бабушки Варварушки», «История тряпичной куклы», «Обережье».
  3. Сотворчество родителей с детьми: «Нарядим кукол к празднику».
  4. Участие родителей в подготовке работ к выставке-ярмарке.
  5. Мастер-класс «Кукла-пеленашка».
  6. Участие родителей в пополнении экспозиции мини – музея «Куклы из бабушкиного сундука».
  7. Совместные развлечения и досуги с детьми.

Выводы:

Использование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно- образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно-патриотических позиций.

В результате совместной творческой деятельности педагогов, родителей по осуществлению намеченных мероприятий, в положительную сторону изменились представления детей о добре, милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме, повысился интерес детей и уровень знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Куклы из бабушкиного сундука

Слайд 2

Развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – народная кукла. Цель :

Слайд 3

Задачи: Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов. Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов. Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно- прикладному творчеству.

Слайд 4

Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей. Проблема:

Слайд 5

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу . Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Актуальность:

Слайд 6

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Слайд 7

Русская народная кукла Обереговые куклы Обрядовые куклы Игровые куклы Кукла символ нашей группы Содержание:

Слайд 8

Обереговые куклы Кубышка - травница Кувадка Ангел

Слайд 9

Обрядовые куклы Крупеничка и богач Счастье Колокольчик

Слайд 10

Игровые куклы Кормилка Капустка Зольная кукла

Слайд 11

Символ нашей группы

Слайд 12

Работа с детьми.

Слайд 13

Работа с родителями.

Слайд 14

Проведение праздников.

Слайд 15

Для кого-то безмолвны, для кого-то кричат, Для другого — смеются и душу ласкают. Кто-то мимо проходит, не бросив и взгляд, Кто-то замер, вздохнув: «Боже мой, как живая!» Все вы разные, куклы, и разные мы, Но с истоков пути, век от века, Проносили мы в радости, в горести тьмы Кукол — символ души Человека! Ольга Елизарова

Слайд 16

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Исследовательская работа представленная на районном этапе конкурса "Я -исследователь" исследования проводила воспитанница подготовительной группы вместе с мамой и воспитателем. В проекте  отображ...

Куклы из бабушкиного сундука

Презентация "Разновидность кукол-оберегов"...

Творческий проект «Куклы из бабушкиного сундука»

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то в душе людей образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить.Русс...

Проект "Куклы из бабушкиного сундука"

Цель проекта: Побудить у детей старшего дошкольного возраста к миру народной куклы...

Куклы из бабушкиного сундука

Куклы из бабушкиного сундука...

Мастер-класс для родителей и детей «Куклы из бабушкиного сундука»

Гармонизация детско-родительских отношений в процессе изготовления куклы-оберега с применением сказкотерапии....

«Куклы из бабушкиного сундука». Семейный час для родителей и детей.

С давних времен люди верили в то, что обереги способны защитить человека от различных напастей, бед, болезней и злых духов, помогают сохранить семью, найти любовь, приобрести и сохранить благополучие ...