Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с применением нейропсихологических игр. «Остров дружбы»
план-конспект занятия (старшая группа)

Хакимова Наталья Николаевна

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 в старшей группе

с применением нейропсихологических игр.

«Остров дружбы»

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostrov_druzhby_2.docx87.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Степнячок»

 Акбулакского района Оренбургской области

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 в старшей группе

с применением нейропсихологических игр.

«Остров дружбы»

Подготовила:воспитатель

высшей квалификационной категории Н.Н. Хакимова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   

     В детском саду день ребенка наполнен различными делами и событиями. Однако многие из них проходят мимо ребёнка, не вызывают у него сочувствия, огорчения, радости.

     Именно общение со сверстниками играет важную роль в его нравственном развитии, т. е. необходимо формирование «нравственных отношений», с помощью которых он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормального поведения должны быть мотивы доброжелательного отношения к другому человеку, ценность совместной деятельности.

   

Организационно-методическая

Информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

Деятельности

«Остров дружбы»

2.

Доминирующая

образовательная область

Социально-коммуникативное

2.

Виды деятельности детей

 Игровая деятельность: Игра на оптимизацию тонуса мышц «Потянулись - поломались», игровое упражнение на развитие произвольности, самоконтроля «Красный шар» нейро упражнения для развития мелкой моторики рук, игра «Разговор по кругу», игра «Нарисуй и отгадай», игра с мячом «Ты мой друг и я твой друг», Игровое упражнение на формирование произвольной регуляции собственного тела и развитие аудиального гнозиса «Послушай тишину», игра-релаксация «Ковер-самолет»

Приложение 1

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания: беседа.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: беседа, нейроигры, занимательные ситуации

Методы стимулирования и мотивации деятельности: 

 Похвала, игровые ситуации

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Словесные методы: беседа

Практические методы: Игровое упражнение на формирование произвольной регуляции собственного тела и развитие аудиального гнозиса «Послушай тишину», игра-релаксация «Ковер-самолет»

3.

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие:

Коммуникативная игра «Разговор по кругу», беседа

Познавательное развитие: практическая работа, игровые познавательные задания

Социально-коммуникативное развитие: игровая ситуация

4.

Возрастная группа

Старшая группа 5-6лет

5.

Цель

Применять нейроигры и упражнения в работе с детьми.

6.

Задачи

Планируемые результаты

6.1

продолжать формировать умение творчески и инициативно подходить к решению поставленных задач.

ребенок ворчески и инициативно подходит к решению поставленных задач.

 

6.2

развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма;

развитие межполушарного взаимодействия;

- развитие произвольной регуляции собственной деятельности;

- развитие концентрации внимания и двигательного контроля

развивается самоконтроль, ритмирование организма;

развивается межполушарного взаимодействия;

развито концентрации внимания и двигательного контроля.

6.3

воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать, умение дружить

проявляется доброта, отзывчивость, желание помогать, дорожат дружбой.

7.

Возможные затруднения детей с ОВЗ и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Дети  с ОВЗ отсутствуют

С воспитателя проговаривается дыхательная гимнастика

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

 Литературный ряд: беседа, слова нейрогимнастики

Музыкальный ряд: глазодвигательное упражнение.

Изобразительный ряд: листы нейрогимнастики

Материалы и оборудование: мяч

 

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Работа с нейроиграми и упражнениями

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Приветствие . «Дружная семья»

Я, ты, он, она- Вместе дружная семья.

Руку дай соседу справа.

 Руку дай соседу слева.

Я, ты, он, она- Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева.

Ущипни соседа справа,

Ущипни соседа слева.

Воспитатель: Поднимаем правую руку над головой и гладим по голове соседа справа, приговаривая: - Он такой хороший! -Я такой хороший! (гладим себя),

 Я лучше всех!

Воспитатель: Ребята, а что значит дружить? Все мы с вами друзья! А вы настоящие друзья?

1.2

Мотивация деятельности детей

Готовы проверить свою дружбу и совершить путешествие на остров Дружбы?

2. Игра на оптимизацию тонуса мышц «Потянулись - поломались»

В путешествии нам понадобится много сил, проверим их.

«Потянулись - сломались». Руки и все тело ребенка устремлены вверх (пятки от пола не отрывать).

Взрослый: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу) ...

А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли.

Теперь руки сломались в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали.

 Повисла голова (хлопок), вы сломались в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол...

Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его».

3. Дыхательное игровое упражнение на развитие произвольности, самоконтроля «Красный шар»

Нормализуем дыхание для полета.

И.п. - сидя на полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик красного цвета. Пауза (задержка дыхания).

Выдох. Втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом "пьют" воздух.

4.Глазодвигательное упражнение.

К полету готовы, летим. (музыка)

Звезды окружают нас. Мы следим глазами за звездами, словно хотим их словить глазами. Голова не двигается. Глаза смотрят на звезду. Звезда вверху, внизу, слева, справа. Приближается к нам. И снова направляется вверх, вниз, влево, вправо, еще ближе к нам, вверх, вниз, влево, вправо. Молодцы схватили звезды глазками.

И.п. - сидя на полу. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой.

Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

проверить свою дружбу и совершить путешествие на остров Дружбы, узнать о дружбе.

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Проникнуться музыкой шума моря

Воспитатель: Ребята, наш воздушный шар оторвался от земли. Мы поднимаемся все выше и выше.

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

 Вот мы и на острове дружбы. Здесь живут люди, которые любят дружить. Значит какие они? (дружелюбные)

А еще они умеют дружить? Значит, какие они? (дружные)

Давайте передадим им дружеское послание

5.Нейро упражнения для развития мелкой моторики рук:

«Хасты. Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20—30 сек. (двух-трех циклов дыхания); обязательное условие — полная сосредоточенность на каждой позе.

C:\Users\Наталья\Desktop\uprazhneniya-dlya-mozga3.jpg

Как вы думаете. Что мы хотели сказать в этом послании?

Мы хотели сказать, что мы умеем дружить и знаем правила дружбы:

6. Коммуникативные игры.

Настоящие друзья понимают друг друга с первого взгляда. Давайте проверим

умеете ли вы это делать. Нужно без помощи рук и слов найти глазами друга и глазами сказать ему, что вы хотите с ним дружить. По команде поменяться местами с другом.

Попробуем. Найдите глазами друга. Кто нашел газами друга, поменяйтесь местами. Кто глазами не смог найти друга – остается на своем месте. Что делать, если друг на тебя не смотрит – искать глазами другого друга. Попробуем еще раз. Кто нашел друга глазами, поменяйтесь местами. Молодцы.

Вы показали, что умеете понимать друг друга с первого взгляда.

Настоящие друзья умеют слушать друг друга. Давайте поиграем в игру «Разговор по кругу».

Будьте внимательны, я называю часть тела, а вы в паре прикасаетесь ею.

«Рука, нога и т.д» Ребята, а теперь станьте парами так, чтобы один оказался спиной к центру, а другой – лицом к нему. Те, кто стоят в кругу, будут говорить, продолжая фразу, а те, кто стоят с краю – не могут ответить, а должны внимательно слушать и жестами показывать, что понимаете своего друга. Расскажите о своем друге. Мой друг самый…Подумайте. Начали. Стоп, игра. Поменяйтесь местами. Я благодарен своему другу за то, что…Подумайте. Начали. Стоп, игра. Поменяйтесь местами. Мы ссоримся с другом, если он…Подумайте. Начали. Стоп, игра. Поменяйтесь местами. Чтобы помириться с другом мы…Подумайте. Начали. Стоп, игра. Поменяйтесь местами. Вы показали, что умеете слушать друг друга.

    Настоящие друзья помогают друг другу.

Нарисуйте на спине у друга картинку и отгадайте, что получилось. Рисовать нужно простые картинки: геометрические фигуры или буквы. Если не получается у друга отгадать, нужно ему помочь – предложить нарисовать еще раз или дать подсказку.

Игра «Нарисуй и отгадай»

Вы показали, что умеете помогать друг другу.

Вот что значит быть на острове дружбы – здесь все умеют дружить. И значит

становятся какими?

А остров мы с вами совсем не рассмотрели. Давайте мы это сделаем необычным образом – «послушаем тишину».

Звуки в тишине подскажут нам. Запомните их. Кого можно встретить на острове?

7. Игра с мячом «Ты мой друг и я твой друг»

Дети беру маленький мячик в правую руку и по команде и речевом сопровождении начинают передавать друг другу по кругу.

Ты мой друг и я твой друг

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь…….

8 Игровое упражнение на формирование произвольной регуляции собственного тела и развитие аудиального гнозиса «Послушай тишину»

И.п. - сидя на полу. Закрыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

 Игра «Нарисуй и отгадай»

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель: Игра-релаксация «Ковер-самолет» на освоение и закрепление позы покоя и расслабления «Представьте, что вы лежите на волшебном ковре-самолете; ковер плавно и медленно поднимается, несет вас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивает; ветерок нежно- нежно обдувает усталое тело и оно отдыхает... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потянись, сделай глубокий вдох и выдох, открывай глаза, медленно и аккуратно садись». Мы вернулись в детский сад. Предлагаю на память о нашем путешествии построить дом дружбы. Первый кирпичик мой. А вы вспомните правила дружбы и добавьте свой кирпичик.

Рефлексия с мячом в кругу:

Раз, два, три честно мне скажи……

Что вас сегодня удивило на занятии?

Когда было трудно?

Что было приятно делать?

Какая игра понравилась больше всего?

В какую игру хотелось бы поиграть после занятия?

Цели достигнуты, с задачами справились.

Приложение 1.

Игра на оптимизацию тонуса мышц «Потянулись - поломались»

 «Потянулись - сломались».

Руки и все тело ребенка устремлены вверх (пятки от пола не отрывать).

Взрослый: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу) ...

А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли.

Теперь руки сломались в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали.

 Повисла голова (хлопок), вы сломались в талии (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустились (упали) на пол...

Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности на тему с элементами ТРИЗ «Дом дружбы»

В данном конспекте размещено одно из итоговых показательных занятий подготовительной к школе группы для преподавателей начальной школы. Педагог прибегает к элементам ТРИЗ педагогики (морфологическому ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшей группы на тему «Дружба и друзья». «К зайке в гости»

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшей группы на тему «Дружба и друзья». «К зайке в гости»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», Ч...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшей группы на тему «Дружба и друзья»

Конспект для малышей младшей группы.Поможет в сплочении детей, позитивное отношение друг к другу.Активное участие в жизни группы, раскрепостить отношения между взрослыми и детьми....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшей группы на тему «Дружба и друзья»

Задачи:1. Формировать дружеские отношения в коллективе, способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений, отрицательное отношение к грубости.2. Развивать разговорную речь детей, об...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Что такое дружба?»

Конспектнепосредственно образовательной деятельностив подготовительной группеТема: «Что такое дружба?» Цель: развитие социально - коммуникативных умений у детей старшего дошкольного в...