Речевые кубики
статья

Марамыгина Людмила Геннадьевна

Выступление на РПМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpmo_maramygina.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»)

ул.Зверева 44 А, г. Надым, ЯНАО, 629735, тел/факс: (3499)52 – 61 – 72

ОКПО 54107289, ИНН 8903020394, КПП 890301001, р/с 40204810000000000007 в РКЦ г. Салехард

Выступление на РПМО

ТЕМА:  «Речевые кубики» как средство индивидуальный работы с детьми»

                                                                                                         Воспитатель МДОУ

                                                                                         «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

                                                                                           Л.Г. Марамыгина

г. Надым, 2024г

     Уважаемые  коллеги, хочу  представить вашему внимаю методическое пособие «Речевые кубики» авторами которого являются Горчакова Алла Михайловна и Конакова Татьяна Михайловна.  Данное пособие использую для  индивидуальной работы с детьми с ОВЗ.

 Работая в  группе, особое  внимание мы уделяем   речевому развитию детей. «Речевые кубики» предназначены для формирования слоговой структуры слова . 

Используя « Речевые кубики» ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Расширять и активизировать словарный запас;
  2. Развивать лексико-грамматический строй речи;
  3. Развивать связную речь;

Что такое «Речевые кубики?»

Это комплект  26 кубиков ,которые означают 26 ситуаций для общения в процессе совместной деятельности. На каждом кубике изображены картинки.Кубик имеет шесть граней.

 Как работает эта методика?! Методика предполагает совместную работу взрослого и ребёнка.   Крутите кубик и произносите цепочку из шести слов. Например: дым, дом, дуб, пень, пух, мёд. Произносите слова по-разному: тихо, громко, шепотом; в замедленном и умеренном  темпе.  Количество слов увеличивается  также и при включении в работу сразу двух или трех кубиков.

Речевой кубик можно поставить на стол  и рассмотреть на нем цветные картинки.  В процессе занятий кубики выставляются перед  ребенком слева направо («речевая дорожка», «цепочка»).  Каждую картинку на гранях кубика можно назвать или составить по ней предложение. В процессе занятия кубики можно потрогать, подбросить вверх, поймать, бросить  в цель, потрясти, перевернуть, переместить, спрятать, сдуть, повращать, выстроить из них  цепочку. Вот сколько действий!  В работу включаются  сначала кубики с зеленой маркировкой,затем красной, желтой, фиолетовой , оранжевой. В зависимости от уровня речевого нарушения.

 Предлагаю поиграть.

 Вам нужно разбиться на пары.(Взрослый-ребёнок) Выбрать себе кубик.

Игра называется  «Вспомни слова!». Педагог показывает грани выбранного кубика и произносит соответствующие слова. – Слушай и запоминай! Иди́, пили́, пеки́, веди́, лепи́, лети́. Вспомни и произнеси слова гляди на картинку:  иди́, пили́, пеки́, веди́, лепи́, лети́.   Игра «Командир».

Игра  «Учись обращаться по имени!» Педагог выставляет перед ребенком кубик определенной гранью, озвучивает название картинки в соответствии с указанным словом. Затем он вращает кубик и озвучивает каждую грань: – Петя, Вова, Толя и т.д. Что ты услышал? Теперь давай месте произнесем имена: Петя, Вова, Толя, и т.д.Запомни кого и как зовут. Нужно позвать детей. Петя! Вова! Толя! И т.д. Кто это одним словом? (Дети) Они наши друзья и будут помогать тебе сочинять истории.

Игра «Кто пришел к нам в гости?».  Педагог подбрасывает кубик. Рассмотрите картинку на боковой грани и предложите  ребенку назвать имя гостя. – Петя. – К нам в гости пришел Петя. Аналогичная работа проводится с называнием других гостей.

   

 

 

 Игра «Учись слушать вопросы и отвечать на них!».

   Вариант А. Слова-предметы. Используйте кубики с именами существительными на  гранях. Педагог выставляет перед  кубик определенной гранью, озвучивает название картинки в соответствии с указанным словом: бык, лев, кот, конь, кит (пух, пень, мёд,  дым, дом, дуб). – Назови изображенные предметы. Отвечай на вопросы: «Кто это?», «Что это?». – Бык. Аналогичная работа проводится с другими картинками.

   Вариант Б. Слова-действия. Педагог ставит перед ребенком кубик определенной гра , озвучивает название картинки в ответ на вопрос: – Самолет что делает? – Лети́т. – Чайник что делает? – Кипи́т. – Ребята вчера что делали? – Па́дали. Аналогичная работа проводится с другими словами.

   Вариант В. Слова-признаки. Педагог ставит перед  кубик определенной гранью, озвучивает название картинки в ответ на вопрос: – Юбка какая? – Новая. – Песня какая? – Тихая. Аналогичная работа проводится с другими словами.

Игра «Отгадай загадку». Педагог объясняет условия. – Я буду о чем-то рассказывать, а ты найди ответ на кубике и произнеси слово. Он  помогает маме мести пол. Что это? – Веник. – Это птица, она белая, умеет летать и плавать. Кто это? – Лебедь. – Это ударный музыкальный инструмент. Что это? – Бубен. Аналогичная работа проводится с другими словами.

 Игра  «Составь предложение». Педагог показывает  чудесные превращения: если к одному кубик добавить другой, то можно составить целое предложение. Вращая кубик, составляйте модели предложений. Например, на материале двух кубиков: «Оля,  пей! (Оля, бей! Оля, лей! Оля, дуй! Оля, пой! Оля, мой!)». – Замени героя. Дай команды мальчику Толе. – Толя, бей! Аналогичная работа проводится с другими словами: «Толя, лей! Толя, дуй! Толя, пой!  Толя, мой!». Педагог выкладывает перед  любые два (уже знакомых) кубика. Ребенок рассматривает кубики и вспоминает слова, обозначающие картинки. – Соедини кубики так, чтобы из слов, обозначающих картинки на гранях кубика, полу предложение. – Кони бегут. Возможные инструкции: «“Подружи” кубики так, чтобы мы что-то узнали. Проговори, что у тебя получилось», «Соедини кубики так, чтобы они нам что-то сообщили. Проговори, что у тебя получилось». На материале трех кубиков составляются другие модели предложений: Оля лепит дом.

Я надеюсь,что данную методику вы обязательно используете в своей работе. Мне хотелось бы услышать,интересна ли вам эта методика?

Спасибо вам за совместную и плодотворную работу!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создаем дидактические пособия своими руками. Речевые кубики "Речь:плюс" и наш аналог - кубики из картона , как элемент "говорящей среды".

              Уважаемые коллеги, хочу представить вам интересный набор речевых кубиков «Речь:плюс» издательство "Народное образование" и...

Многофункциональная игра «Речевой кубик»

Данная игра предназначена для детей подготовительной группы.В ходе проведения данной игры будет расширяться словарный запас детей, совершенствоваться: грамматический строй речи и связная речь, фонемат...

Речевые кубики для детей дошкольного возраста

Направленность: речевое и познавательное развитие. Предназначение: в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми. Цель:Расширять и активизировать словарный запас, способствующий познавател...

Речевой кубик – « Рассказик».

                                   Речевой кубик – « Рассказик».Направленность: речев...

Игры и упражнения с речевыми кубиками

Игры и упражнения с речевыми кубиками " Речь:плюс"...

МАСТЕР- КЛАСС «Использование сочетания методических пособий «Дары Фребеля» и «Речевые кубики» для игр по развитию речи в уголке речевого развития младшей группы»

Текст мастер- класса по сочетанию использования двух методических пособий "Дары Фребеля" и "Речевые кубики" для развития речи детей младшей группы (см. далее)Презентация к мастер- ...