Речевые кубики
статья
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»)
ул.Зверева 44 А, г. Надым, ЯНАО, 629735, тел/факс: (3499)52 – 61 – 72
ОКПО 54107289, ИНН 8903020394, КПП 890301001, р/с 40204810000000000007 в РКЦ г. Салехард
Выступление на РПМО
ТЕМА: «Речевые кубики» как средство индивидуальный работы с детьми»
Воспитатель МДОУ
«Детский сад «Улыбка» г. Надыма»
г. Надым, 2024г
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему внимаю методическое пособие «Речевые кубики» авторами которого являются Горчакова Алла Михайловна и Конакова Татьяна Михайловна. Данное пособие использую для индивидуальной работы с детьми с ОВЗ.
Работая в группе, особое внимание мы уделяем речевому развитию детей. «Речевые кубики» предназначены для формирования слоговой структуры слова .
Используя « Речевые кубики» ставлю перед собой следующие задачи:
- Расширять и активизировать словарный запас;
- Развивать лексико-грамматический строй речи;
- Развивать связную речь;
Что такое «Речевые кубики?»
Это комплект 26 кубиков ,которые означают 26 ситуаций для общения в процессе совместной деятельности. На каждом кубике изображены картинки.Кубик имеет шесть граней.
Как работает эта методика?! Методика предполагает совместную работу взрослого и ребёнка. Крутите кубик и произносите цепочку из шести слов. Например: дым, дом, дуб, пень, пух, мёд. Произносите слова по-разному: тихо, громко, шепотом; в замедленном и умеренном темпе. Количество слов увеличивается также и при включении в работу сразу двух или трех кубиков.
Речевой кубик можно поставить на стол и рассмотреть на нем цветные картинки. В процессе занятий кубики выставляются перед ребенком слева направо («речевая дорожка», «цепочка»). Каждую картинку на гранях кубика можно назвать или составить по ней предложение. В процессе занятия кубики можно потрогать, подбросить вверх, поймать, бросить в цель, потрясти, перевернуть, переместить, спрятать, сдуть, повращать, выстроить из них цепочку. Вот сколько действий! В работу включаются сначала кубики с зеленой маркировкой,затем красной, желтой, фиолетовой , оранжевой. В зависимости от уровня речевого нарушения.
Предлагаю поиграть.
Вам нужно разбиться на пары.(Взрослый-ребёнок) Выбрать себе кубик.
Игра называется «Вспомни слова!». Педагог показывает грани выбранного кубика и произносит соответствующие слова. – Слушай и запоминай! Иди́, пили́, пеки́, веди́, лепи́, лети́. Вспомни и произнеси слова гляди на картинку: иди́, пили́, пеки́, веди́, лепи́, лети́. Игра «Командир».
Игра «Учись обращаться по имени!» Педагог выставляет перед ребенком кубик определенной гранью, озвучивает название картинки в соответствии с указанным словом. Затем он вращает кубик и озвучивает каждую грань: – Петя, Вова, Толя и т.д. Что ты услышал? Теперь давай месте произнесем имена: Петя, Вова, Толя, и т.д.Запомни кого и как зовут. Нужно позвать детей. Петя! Вова! Толя! И т.д. Кто это одним словом? (Дети) Они наши друзья и будут помогать тебе сочинять истории.
Игра «Кто пришел к нам в гости?». Педагог подбрасывает кубик. Рассмотрите картинку на боковой грани и предложите ребенку назвать имя гостя. – Петя. – К нам в гости пришел Петя. Аналогичная работа проводится с называнием других гостей.
Игра «Учись слушать вопросы и отвечать на них!».
Вариант А. Слова-предметы. Используйте кубики с именами существительными на гранях. Педагог выставляет перед кубик определенной гранью, озвучивает название картинки в соответствии с указанным словом: бык, лев, кот, конь, кит (пух, пень, мёд, дым, дом, дуб). – Назови изображенные предметы. Отвечай на вопросы: «Кто это?», «Что это?». – Бык. Аналогичная работа проводится с другими картинками.
Вариант Б. Слова-действия. Педагог ставит перед ребенком кубик определенной гра , озвучивает название картинки в ответ на вопрос: – Самолет что делает? – Лети́т. – Чайник что делает? – Кипи́т. – Ребята вчера что делали? – Па́дали. Аналогичная работа проводится с другими словами.
Вариант В. Слова-признаки. Педагог ставит перед кубик определенной гранью, озвучивает название картинки в ответ на вопрос: – Юбка какая? – Новая. – Песня какая? – Тихая. Аналогичная работа проводится с другими словами.
Игра «Отгадай загадку». Педагог объясняет условия. – Я буду о чем-то рассказывать, а ты найди ответ на кубике и произнеси слово. Он помогает маме мести пол. Что это? – Веник. – Это птица, она белая, умеет летать и плавать. Кто это? – Лебедь. – Это ударный музыкальный инструмент. Что это? – Бубен. Аналогичная работа проводится с другими словами.
Игра «Составь предложение». Педагог показывает чудесные превращения: если к одному кубик добавить другой, то можно составить целое предложение. Вращая кубик, составляйте модели предложений. Например, на материале двух кубиков: «Оля, пей! (Оля, бей! Оля, лей! Оля, дуй! Оля, пой! Оля, мой!)». – Замени героя. Дай команды мальчику Толе. – Толя, бей! Аналогичная работа проводится с другими словами: «Толя, лей! Толя, дуй! Толя, пой! Толя, мой!». Педагог выкладывает перед любые два (уже знакомых) кубика. Ребенок рассматривает кубики и вспоминает слова, обозначающие картинки. – Соедини кубики так, чтобы из слов, обозначающих картинки на гранях кубика, полу предложение. – Кони бегут. Возможные инструкции: «“Подружи” кубики так, чтобы мы что-то узнали. Проговори, что у тебя получилось», «Соедини кубики так, чтобы они нам что-то сообщили. Проговори, что у тебя получилось». На материале трех кубиков составляются другие модели предложений: Оля лепит дом.
Я надеюсь,что данную методику вы обязательно используете в своей работе. Мне хотелось бы услышать,интересна ли вам эта методика?
Спасибо вам за совместную и плодотворную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создаем дидактические пособия своими руками. Речевые кубики "Речь:плюс" и наш аналог - кубики из картона , как элемент "говорящей среды".
Уважаемые коллеги, хочу представить вам интересный набор речевых кубиков «Речь:плюс» издательство "Народное образование" и...
Многофункциональное учебно-развивающее (коррекционное) дидактическое пособие «Речевые кубики»
рекомендации...
Многофункциональная игра «Речевой кубик»
Данная игра предназначена для детей подготовительной группы.В ходе проведения данной игры будет расширяться словарный запас детей, совершенствоваться: грамматический строй речи и связная речь, фонемат...
Речевые кубики для детей дошкольного возраста
Направленность: речевое и познавательное развитие. Предназначение: в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми. Цель:Расширять и активизировать словарный запас, способствующий познавател...
Речевой кубик – « Рассказик».
Речевой кубик – « Рассказик».Направленность: речев...
Игры и упражнения с речевыми кубиками
Игры и упражнения с речевыми кубиками " Речь:плюс"...
МАСТЕР- КЛАСС «Использование сочетания методических пособий «Дары Фребеля» и «Речевые кубики» для игр по развитию речи в уголке речевого развития младшей группы»
Текст мастер- класса по сочетанию использования двух методических пособий "Дары Фребеля" и "Речевые кубики" для развития речи детей младшей группы (см. далее)Презентация к мастер- ...