МАСТЕР- КЛАСС «Использование сочетания методических пособий «Дары Фребеля» и «Речевые кубики» для игр по развитию речи в уголке речевого развития младшей группы»
материал по развитию речи (младшая группа)

Ломакина Юлия Викторовна

Текст мастер- класса по сочетанию использования двух методических пособий "Дары Фребеля" и "Речевые кубики" для развития речи детей младшей группы (см. далее)

Презентация к мастер- классу в виде видеооролика ( см. в разделе "Видеоматериалы" или по ссылке http://youtu.be/-odvi0LvJWg )

Суть метода состоит в сочинении фантазийных рассказов по картинкам:

  1.        дети выбрасывают по очереди речевые кубики;
  2.        дети выкладывают выпавшую на грани кубика картинку, используя методическое пособие «Дары Фребеля»( № 7, 8,10);
  1.       переходя от выложенной картинки к картинке, дети, помогая друг другу, стараются  соединить картинки в один рассказ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

МАСТЕР- КЛАСС

«Использование сочетания методических пособий «Дары Фребеля» и «Речевые кубики»

для игр по развитию речи

в уголке речевого развития  младшей группы»

        Воспитатель: Ломакина Юлия Викторовна

г. Электрогорск 20.05.2021

Слайды 1,2.

    Речевой уголок в младшей группе  направлен на развитие речи ребенка. Но как подготовить, заинтересовать детей в свободном и самостоятельном использовании пособий речевого уголка? В нашей группе 22 воспитанника, из них 16 мальчиков.  Всем известно, что мальчики в своих играх любят что-то создавать, часто используют различные виды конструкторов. Девочки любят игры, где можно принять на себя какую- то  роль, например, как в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Кафе», «Больница». Девочки любят в играх речевое взаимодействие, могут развивать сюжет. В речевом уголке я попробовала объединить плоскостное конструирование и составление  рассказов, небольших сюжетов с использованием речевых кубиков. Мне захотелось объединить желание конструировать у мальчиков и желание «оживлять» образы у девочек в совместной игре.

     У нас речевом  уголке есть наборы методического пособия Дары Фребеля  № 7,№ 8 и №10 ( кольца, полукольца, геометрические фигуры круг, полукруг, квадрат, треугольник, точки),  а также наглядный игровой набор «Речевые кубики», состоящий из кубиков: красного цвета с изображением персонажей  «Семья» и «Профессии» («Кто?»),

зеленых кубиков с изображением предметов «Транспорт» и «Волшебные предметы»,

синих кубиков  с изображениями явлений  и объектов неживой природы и изображениями различных ландшафтов  ( «Что?» и «Где?»),

оранжевых кубиков предназначенных для придания выразительности речи, понимания эмоций и освоения пространственных понятий.

 Слайд 2  Суть метода состоит в сочинении фантазийных рассказов по картинкам:

  •        дети выбрасывают по очереди речевые кубики;
  •        дети выкладывают выпавшую на грани кубика картинку, используя методическое пособие «Дары Фребеля»( № 7, 8,10);
  •       переходя от выложенной картинки к картинке, дети, помогая друг другу, стараются  соединить картинки в один рассказ.

   Слайд 3 После выкладывания картинок, желательно спросить детей: «Кто или что это?», «Какой?», «Что сделал?». После чего, переходя от картинки к картинке, детям становится легче  соединить картинки в один рассказ.

  Известно, что речевые центры в голове у ребенка связаны с кончиками пальцев. Поэтому такое большое значение придается развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте, сенсорным играм. Развивая мелкую моторику у детей, мы способствуем развитию речи, что является самым важным в младшем дошкольном возрасте.

 Очень важно понимать, что для совместного использования двух пособий детьми, необходимо их последовательно подготовить.

Слайд 4 План работы по подготовке детей к совместному  использованию  методических пособий «Дары Фребеля» и «Речевые кубики»:

Слайд 5 Подготовка детей к знакомству с дидактическим пособием «Дары Фребеля» включала освоение детьми следующих дидактических игр: «Покажи и назови геометрическую фигуру», «На что похоже?»,                                                                                                                                  

 Слайды 6-9 игры по плоскостному конструированию,

Слайд 10, 11 в том числе с Блоками Дьениша и Кубиками Кузнецова,

Сдайды 12 играми с Танграмом и Колумбовым яйцом.

Слайд 13 После знакомства с дидактическими играми по плоскостному конструированию, дети познакомились с д.играми с использованием методического пособя Дары Фребеля:

Слайд 14 «Найди похожие фигуры (по цвету и по форме)

Слайд 15 «Продолжи последовательность», «Не повторись»

Слайд 16 «Собери бусы для мамы», «Придумай орнамент»

Слайд 17 «Выложи зеркально фигуру», «Выложи изображение зеркально», «Дополни зеркальное изображение»

Слайд 18 Очень хороший результат ( при выкладывании сложной формы) дает предварительное проведение ( по той же теме ) занятия по изобразительной деятельности,  где дети могут буквально «пощупать»  или изобразить  форму предмета. Занятие по изобразительной деятельности (пластилинография) «Репка» и создание изображения репки с помощью Даров Фребеля.

Слайд 19 После знакомства с русским национальным костюмом в минимузее «Русская изба» на занятии по ознакомлению с народной культурой дети украшают рубахи и сарафаны с помощью Даров Фребеля.

Слайд 20 После проведения занятия по изобразительной деятельности по знакомству с Дымковской росписью «Дымковские барышни на празднике урожая», детям предлагается выложить дымковский орнамент с помощью Даров Фребеля.

Слайд 21 Также и при проведении занятий по знакомству с филимоновской росписью

Слайд 22 Здесь можно увидеть как Дары Фребеля используются непосредственно на занятиях по ООД  «Наш друг светофор» и «Домашние животные зимой»

Слайд 23 Д.и. «Выложи по образцу» на занятии по ознакомлению с миром природы.

Слайд 24 Д.и. «Выложи  зимующую птичку из заданных фигур и назови» на  занятии по ознакомлению с миром природы «Птицы на кормушке».Дидактические игры с использованием методического пособия  Дары Фребеля, через развитие мелкой моторики рук, помогают действовать на речевые центры, эффективно стимулируя развитие речи детей во время различных занятий по организованной образовательной деятельности.

Слайд 25, 26 Подготовка детей к знакомству с речевыми кубиками:

Д.и. «Угадай по описанию», «Выложи героя сказки», «Расскажи сказку»

Слайд 27 Д.и. «Атрибуты профессий»

Слайд 28 Д.и. «Назови части целого», «Виды транспорта»

Слайд 29 Знакомство детей с дидактическими играми с речевыми кубиками:   Дети выбрасывают кубик и собирают картинку на выпавшей грани с помощью Даров Фребеля, затем воспитатель предлагает ответить «Кто это?» или «Что это?» и  назвать  отдельные части полученного изображения.

Слайд 30-32 (Варя и девочка, Саша Т. и зеленая машина)  По выложенным детьми изображениям воспитатель проводит речевую игру «Подбери словечко». Корабль, он какой?  (Белый, быстрый) Корабль, он что делает?  (Плывет, скользит по волнам, перевозит грузы и пассажиров)

   Сначала мы описываем, собираем и обыгрываем   картинки речевых кубиков по одной. Используются все кубики: семья, профессии, незнакомцы, время суток и погода, место действия, волшебные предметы, транспорт, пространственные предлоги, эмоции и выразительность речи).

Слайды 33-35 (Мишель и повар, Витя и робот и молния, Витя и дедушка и улыбка )  Затем детям предлагается соединить по смыслу два кубика. Только после такой подготовки можно переходить с детьми к  выкладыванию коротких рассказов.

Слайд 36 (Дети собирают истории Настя, Артемий, Мишель…)

     Из опыта: я думала, что не совсем простые для восприятия кубики («Эмоции», «Предлоги» и «Выразительность речи») будут менее востребованы детьми младшей группы. Но опыт показал, что детям очень нравится придавать героям эмоциональную окраску (бабушка обрадовалась, мама загрустила, дедушка удивился) и сочинять причину (радости, грусти, удивления), тем самым продолжая историю. Дети очень любят повторять историю, например, пропевая  (кубик «Выразительность речи» – «нотки»), прохлопывая («восклицательный знак»). Кубик «Пространственные предлоги» дети любят использовать после кубика «Незнакомцы» ( «Русалка спряталась за камнем»)

Слайд 37  Предлагаю посмотреть на три примера таких рассказов, получившихся у нас…

   Жила – была одна девочка. Однажды она надела свое любимое желтое платье с зелеными пуговицами и пошла гулять.  Она очень удивилась, увидев русалку. Русалка тоже была удивлена. Русалка никогда не видела дождя. Они стали вместе  радоваться дождю. С тех пор они подружились.

Сдайд 38  (Витя) Однажды девочка приехала на автобусе в лес. Она хотела насобирать много ягод и грибов.. И вдруг она увидела крота. Они разговорились. Крот плохо видел и попросил девочку, рассказать, что такое «Радуга».

Слайд 39  (Артемий)Однажды один мальчик поехал на поезде к бабушке. Но когда он к ней приехал, то увидел, что бабушка очень грустная. Мальчик подумал: «Была бы у меня волшебная палочка…» По соседству с ними жил доктор. Мальчик рассказал доктору, что его бабушка заболела. Доктор посоветовал заварить ягодный чай. Мальчик насобирал в лесу ягод, заварил чай. Бабушка  опять здорова!

Слайд 40(Спасибо за внимание!)  Совместное использование методического пособия Дары Фребеля и речевых кубиков, могу сказать из своего опыта, дает прекрасные результаты.

 «Ум ребенка находится на кончиках пальцев», сказал когда-то известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Логопеды и психологи не устают повторять о том, как важно заниматься мелкой моторикой – в первую очередь, для развития речи.

    Мой опыт по совместному использованию в речевом уголке группы методического пособия Дары Фребеля и речевых кубиков показал, что у детей повысился уровень игровой активности, улучшилось игровое взаимодействие, у детей с задержкой речевого развития стала заметна положительная динамика в развитии связной речи. Дети с удовольствием играют и сочиняют истории. Детей привлекает непредсказуемость сюжета каждой истории. Надеюсь, мой опыт будет интересен воспитателям в работе по развитию речи с детьми. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование элементов биоэнергопластики и логоритмики в системе работы с детьми с ОВЗ как эффективный метод преодоления речевых нарушений»

Ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  воспитательно-образовательного процесса....

Разработка и применение игровых заданий с использованием учебно-методического пособия «Дары Фребеля» в образовательной деятельности по познавательному развитию старших дошкольников

По ссылке ниже представлены материалы Всероссийской онлайн-конференции «Практика развивающего дошкольного образования: инновационный педагогический опыт» :!!! https://www.youtube.com/watch...

мастер-класс по изготовлению методического пособия

Мастер - класс дляродителей "Изготовление дидактической игрушки"...

Мастер-класс для педагогов на тему"Дары Фребеля"

ВВЕДЕНИЕ В ПЕДПРОЦЕСС ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ (ПЕРВЫЙ ДАР ФРЕБЕЛЯ) в рамках реализации проекта «STEM – образование детей дошкольного возраста...

Мастер – класс «Использование развивающего игрового пособия «Игровизор» для развития интеллектуальной сферы дошкольников с ОВЗ

Мастер – класс «Использование развивающего игрового пособия «Игровизор»для развития интеллектуальной сферы дошкольников с ОВЗ Игры Воскобовича.Цель: распространение опыта ...

Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушениями зрения посредством методического пособия «Дары Фребеля».

Обучение и воспитание детей с нарушением зрения, обязательно должна включать в себя систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Скоординированная р...

Мастер-класс «Использование игрового оборудования «Куб знаний» на основе метода «Кубик Блума» в работе учителя-логопеда ДОУ»

Цель мастер-класса : передача опыта педагогам по внедрению в образовательный процесс игрового оборудования «Куб знаний», на основе современных и инноваци...