Создаем дидактические пособия своими руками. Речевые кубики "Речь:плюс" и наш аналог - кубики из картона , как элемент "говорящей среды".
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Федоренко Марианна Викторовна

                Уважаемые коллеги, хочу представить вам интересный набор речевых кубиков «Речь:плюс» издательство "Народное образование" и наш аналог из картонных кубиков.

«Речевые кубики» предназначены для игр и упражнений по развитию речи у дошкольников и младших школьников.

Игры с кубиками охватывают все направления речевого развития ребенка: словарь, грамматический строй, произносительную сторону речи и связную речь (диалог и монолог). Их можно использовать в индивидуальной, парной и групповой работе, а также при проведении диагностики речевого развития дошкольника.

Изображения на кубиках и их цвета подобраны таким образом, что позволяют легко и системно охватить широкий диапазон задач по развитию речи:

§  расширение, обогащение и закрепление словаря (существительных, глаголов, прилагательных);

§  развитие умения составлять словосочетания, предложения и высказывания; согласование слов (в роде, числе, прилагательных с существительными и пр.); употребление пространственных предлогов;

§  развитие интонационной выразительности;

§  формирование представлений о структуре связного высказывания; упражнение в составлении собственных историй (сказок, рассказов);

§  формирование активной коммуникативной позиции.

         В наборе 10 кубиков четырех цветов: красные, синие, зеленые, оранжевые.

Кубики выполнены из мягкого материала, они достаточно крупных размеров, поэтому с ними можно работать сидя за столом или на полу, их можно вытаскивать из мешочка или перебрасывать друг другу.

На гранях кубиков – условные изображения, которые задают определенную смысловую и речевую направленность.

§  Смысловая направленность (7 кубиков):
красные:
- семья (возраст и пол);
- профессии;
- незнакомцы (персонажи из незнакомого мира);
синие:
- время суток и погода;
- место действия;
зеленые:
- волшебные предметы;
- транспорт.

§  Речевая направленность: все кубики отражают разные части речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия); из них 3 кубика (оранжевые) обозначают:
- пространственные предлоги;
- эмоции;
- выразительность речи.
Цвет кубиков задает разную направленность в зависимости от поставленных задач. Например:

связная речь. Цвета кубиков структурно организуют высказывание (рассказ): красные кубики – начало, зеленые – середина, синие – конец.

                     грамматика. Цвета кубиков используются для составления (распространения) предложения: красные кубики – «кто?», зеленые – «что?» и «что делает?», синие – «когда?» и «где?», оранжевые – «как?».

   Красные кубики обозначают персонажей («кто?»).

   Зеленые кубики обозначают предметы, которые движутся (транспорт) либо действуют иным способом (волшебные предметы).

   Синие кубики преимущественно отвечают на вопросы «где?» и «когда?», а также на вопрос «что?».

   Оранжевые кубики – особенные, у них свое предназначение – придать речи выразительность, помочь освоить пространственные предлоги и научиться понимать и выражать эмоции.

 

    Любимой игрой детей нашей группы стала игра «Угадай по вопросу». Ребенок бросает кубик и ловит его в ладошки, не показывая никому, что у него выпало. Игроки должны угадать картинку.  Для этого они задают ему вопросы. Два варианта – игроки задают развернутые вопросы, на который водящий отвечает только «да» и «нет», другой вариант – водящий может отвечать развернуто на вопросы: какой предмет, для чего он нужен.

   Единственной проблемой при использовании «Речевых кубиков» оказалось их малое количество на группу детей. Эту проблему мы решили быстро – сделали сами аналог «Речевых кубиков»  кубики из картона. Дети очень обрадовались тому, что их любимых кубиков стало в два раза больше!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические пособия своими руками

Даётся подробное описание изготовления пособий...

Дидактические пособия своими руками.

Работая в детском саду я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого развития кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы у детей. Решила поставить перед собой задачу – развивать...

Дидактические пособия своими руками

Дидактические пособия своими руками...

Флейта (дидактическое пособие своими руками)

1. «Флейта дождя»2.Шумовой  музыкальный инструмент.3.Используемый материал: картонная трубка, зубочистки, ленты, цветной скотч, клей.4.Цель:- познакомить с музыкальным инструментом;- ...

Творческий мастер-класс «Дидактические пособия своими руками для развития речевого дыхания»

Творческий мастер-класс «Дидактические пособия своими руками для развития речевого дыхания»...


 

Комментарии

Сысоева Алла Юрьевна

Отличный выход из ситуации нехватки методического пособия для большого количества детей, Марианна Викторовна!Молодцы!так держать! !!