Создаем дидактические пособия своими руками. Речевые кубики "Речь:плюс" и наш аналог - кубики из картона , как элемент "говорящей среды".
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме
Уважаемые коллеги, хочу представить вам интересный набор речевых кубиков «Речь:плюс» издательство "Народное образование" и наш аналог из картонных кубиков.
«Речевые кубики» предназначены для игр и упражнений по развитию речи у дошкольников и младших школьников.
Игры с кубиками охватывают все направления речевого развития ребенка: словарь, грамматический строй, произносительную сторону речи и связную речь (диалог и монолог). Их можно использовать в индивидуальной, парной и групповой работе, а также при проведении диагностики речевого развития дошкольника.
Изображения на кубиках и их цвета подобраны таким образом, что позволяют легко и системно охватить широкий диапазон задач по развитию речи:
§ расширение, обогащение и закрепление словаря (существительных, глаголов, прилагательных);
§ развитие умения составлять словосочетания, предложения и высказывания; согласование слов (в роде, числе, прилагательных с существительными и пр.); употребление пространственных предлогов;
§ развитие интонационной выразительности;
§ формирование представлений о структуре связного высказывания; упражнение в составлении собственных историй (сказок, рассказов);
§ формирование активной коммуникативной позиции.
В наборе 10 кубиков четырех цветов: красные, синие, зеленые, оранжевые.
Кубики выполнены из мягкого материала, они достаточно крупных размеров, поэтому с ними можно работать сидя за столом или на полу, их можно вытаскивать из мешочка или перебрасывать друг другу.
На гранях кубиков – условные изображения, которые задают определенную смысловую и речевую направленность.
§ Смысловая направленность (7 кубиков):
красные:
- семья (возраст и пол);
- профессии;
- незнакомцы (персонажи из незнакомого мира);
синие:
- время суток и погода;
- место действия;
зеленые:
- волшебные предметы;
- транспорт.
§ Речевая направленность: все кубики отражают разные части речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия); из них 3 кубика (оранжевые) обозначают:
- пространственные предлоги;
- эмоции;
- выразительность речи.
Цвет кубиков задает разную направленность в зависимости от поставленных задач. Например:
связная речь. Цвета кубиков структурно организуют высказывание (рассказ): красные кубики – начало, зеленые – середина, синие – конец.
грамматика. Цвета кубиков используются для составления (распространения) предложения: красные кубики – «кто?», зеленые – «что?» и «что делает?», синие – «когда?» и «где?», оранжевые – «как?».
Красные кубики обозначают персонажей («кто?»).
Зеленые кубики обозначают предметы, которые движутся (транспорт) либо действуют иным способом (волшебные предметы).
Синие кубики преимущественно отвечают на вопросы «где?» и «когда?», а также на вопрос «что?».
Оранжевые кубики – особенные, у них свое предназначение – придать речи выразительность, помочь освоить пространственные предлоги и научиться понимать и выражать эмоции.
Любимой игрой детей нашей группы стала игра «Угадай по вопросу». Ребенок бросает кубик и ловит его в ладошки, не показывая никому, что у него выпало. Игроки должны угадать картинку. Для этого они задают ему вопросы. Два варианта – игроки задают развернутые вопросы, на который водящий отвечает только «да» и «нет», другой вариант – водящий может отвечать развернуто на вопросы: какой предмет, для чего он нужен.
Единственной проблемой при использовании «Речевых кубиков» оказалось их малое количество на группу детей. Эту проблему мы решили быстро – сделали сами аналог «Речевых кубиков» кубики из картона. Дети очень обрадовались тому, что их любимых кубиков стало в два раза больше!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические пособия своими руками
Даётся подробное описание изготовления пособий...
Дидактические пособия своими руками.
Работая в детском саду я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого развития кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы у детей. Решила поставить перед собой задачу – развивать...
Дидактические пособия своими руками
Дидактические пособия своими руками...
Дидактические пособия своими руками по развитию речи, по математике, по временам года с описанием для младшей, средней и старшей группы
Консультация для родителей...
Флейта (дидактическое пособие своими руками)
1. «Флейта дождя»2.Шумовой музыкальный инструмент.3.Используемый материал: картонная трубка, зубочистки, ленты, цветной скотч, клей.4.Цель:- познакомить с музыкальным инструментом;- ...
Дидактическое пособие своими руками Игровой семинар (ДОУ) по играм Воскобовича и представление пособий по ОО «Речевое развитие»- «Времена года» и «Волшебная сказка» с использованием коврографа
Считаю, что любая разработка должна быть основана на 3 важнейших принципах: интерес-познание-творчество....
Творческий мастер-класс «Дидактические пособия своими руками для развития речевого дыхания»
Творческий мастер-класс «Дидактические пособия своими руками для развития речевого дыхания»...
- Мне нравится (12)
Комментарии
Речевые кубики
Отличный выход из ситуации нехватки методического пособия для большого количества детей, Марианна Викторовна!Молодцы!так держать! !!