Консультация для родителей и педагогов «Основные упражнения по предупреждению дисграфии» (Октябрь 2024 год)
консультация

Группа компенсирующей направленности

Дисграфия - специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках на письме, обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. (Р. И. Лалаева)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_uprazhneniya_po_preduprezhdeniyu_disgrafii.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Основные упражнения по предупреждению дисграфии»

Оптическая дисграфия

При знакомстве с буквами и овладении чтением каждый ребенок проходит закономерный этап проб и ошибок написания букв. Он длится в норме от несколько месяцев до полугода. В этот период мы позволяем ребенку экспериментировать и ошибаться, взрослые не должны ругать за ошибки, ведь обучение грамоте должно вызывать только удовольствие. Но если такой период затянулся, ребенку скоро в школу, а он пишет буквы зеркально, путает их друг с другом, пора бить тревогу до поступления в 1 класс.

Чтобы устранить и предотвратить оптическую дисграфию, предлагаем вам с ребенком:

-рисовать, складывать буквы из счетных палочек или спичек, лепить буквы из пластилина, обводить их  и  дорисовывать;

-заучивать короткие стихи о буквах, в которых описываются элементы букв и их направление, например, «[Щ] — как щетка — три щетинки, даже ручка есть на спинке»;

-угадывать буквы по написанию в воздухе или на ладошке ребенка;

-обсуждать и «оречевлять» схему написания буквы: из каких частей состоит буква и куда смотрят части букв (например, буква [К] — длинная вертикальная палочка — это «спинка», из середины «спинки» вправо идут 2 короткие палочки — одна наискосок вверх «рука», другая наискосок вниз «нога».

Одновременно надо развивать внимание ребенка, используя упражнения на зрительно-пространственную координацию (письменные и устные):

-сравнить две картинки и найти отличия, употребляя такие выражения, как слева, справа, вверху, внизу, в левом верхнем углу и т.д;

-пройти по лабиринту;

-дорисовать недостающие детали;

-продолжить узор;

-запомнить и повторить предметы, нарисованные на листе бумаги и т.п.

Артикуляторно-акустическая дисграфия

Поскольку причина этой формы дисграфии кроется в дефектном произношении ребенка, необходимо заняться исправлением звукопроизношения с логопедом. Как только логопед поставит правильный звук, можно будет начать работу на дифференциацию смешиваемых звуков на письме и чтении (именно в таком порядке!). Поэтому консультация и занятия логопеда тут являются первоочередной задачей.

Итак, коррекция артикуляторно-акустической дисграфии состоит в первую очередь в постановке правильного звукопроизношения. Затем необходимо будет научить ребенка различать правильно произносимый звук и тот звук, которым он его раньше заменял (научить дифференцировать). Для этого логопед предложит специальные упражнения, чтобы этот навык был доведен до автоматизма, например, при различении звуков [Р] — [Л], если ребенок ранее говорил звук [Л] вместо [Р]:

-Хлопни, когда я назову звук [Р] и топни, когда услышишь звук [Л];

-Покажи символ звука [Р], если услышишь его, а символ звука [Л], если его услышишь (взрослый называет вразбивку сначала звуки, потом слоги и наконец слова с отрабатываемой парой звуков)

-Повтори за мной (запиши за мной) цепочку звуков, цепочку слогов, слов (л р р, л р л, л л р л, ла ра ла ра, ла ра ра, ла ла ра ла, лак рак лак лак, рак рак лак рак…)

Акустическая (фонематическая) дисграфия

Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков.

Проявляется в заменах букв, соответствующих близким звукам: свистящие, шипящие, звонкие, глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Кроме того, проявляется в неправильных обозначениях мягкости на письме (ПИСМО, ЛУБИТ, в смешениях лабиализованных гласных даже в ударном положении (ТУЧА — ТОЧА, ЛЕС — ЛИС).

Работа по развитию фонематического восприятия строится на основе дифференциации пар звуков, сходных по некоторым признакам (например, звонкость – глухость или твердость-мягкость).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза требует работы по следующим направлениям:

1) звуковой анализ и синтез;

2) слоговой анализ и синтез;

3) анализ и синтез на уровне предложений.

Упражнения по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

-детям предлагаются задания по называнию звуков в слове — назови все звуки подряд в слове «НОС, КАША»: Н, О, С; К, А, Ш, А;

-выделение только гласных или только согласных звуков в слове — назови только гласные звуки подряд в слове «ворона» — о, о, а;

-словесные цепочки: составить цепочки слов, в которых первый звук, слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: собака — капуста — стакан…

-деление слов на слоги: назови, из каких слогов состоит слово ученик — у, че, ник;

-составление слов из различных букв и слогов: составь слово из букв «А, К, М» — мак;

-составление предложений из слов, например девочка, из, вышла, дома — Девочка вышла из дома.

Аграмматическая  дисграфия

Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи.

Аграмматическая дисграфия проявляется:

- в неправильном употреблении предлогов, рода, числа;

-пропуск членов предложения;

-нарушение последовательности слов в предложении;

-искажение морфемного строя слова;

-замены приставок и суффиксов;

-нарушение конструкции предложения;

-изменение падежа, местоимений и числа существительных;

-нарушение смысловых связей в предложении и между предложениями.

Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа:

Работа над словоизменением

Работа над предлогами

Работа над словообразованием

Обогащение словарного запаса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов "Основные принципы воспитания по Гиппенрейтер"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12043810","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]В нашей стране традиционный подход к воспитанию ребенка, котор...

Консультация для родителей и педагогов "Основные гигиенические требования к одежде при проведении НОД по физической культуре"

Консультация для родителей и педагогов, посвещена вопросам физического развития, а именно,  в тексте раскрываются основные требования к одежде при проведении занятий по физической культуре....

Консультация для родителей и педагогов «Основные задачи по развитию активной речи у детей раннего возраста»

Консультация для родителей и педагогов «Основные задачи по развитию активной речи у детей раннего возраста»Многие из понимаемых слов ребёнок в этом возрасте не в состоянии произнести из-за...

Консультация для родителей и педагогов «Артикуляционные упражнения»

Фундамент в постановке звуков - это артикуляционная гимнастика....

Консультация для родителей и педагогов: "Основные направления коррекционной работы детей с задержкой психического развития (ЗПР)"

Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода к коррекционной работе. Поэтому рекомендуется обращаться за помощью к специалистам – психологам, логопедам, дефектоло...