Система работы с воспитанниками по сохранению и укреплению здоровья
материал

Шумихина Валентина Викторовна

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с воспитанниками по сохранению и укреплению здоровья на  тему «Здоровье ребенка в наших руках»

 «Забота о здоровье – это важнейший  труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,  прочность знаний, вера в свои силы»

                                                                                            В.А. Сухомлинский

Актуальность

«Берегите здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного образовательного учреждения, так как  ребенок проводит больше времени  в детском саду. Это время, когда он растет, развивается, поэтому забота о здоровье занимает в  группе одно из приоритетных направлений работы.  

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента здоровья человека. Именно в этот период идет интенсивное развитие функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Существует разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Так что же такое «здоровьесберегающая технология».

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель:
       Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Создать условия для сохранения и совершенствования здоровья ребенка
Задачи:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей;
- формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование представлений о здоровом образе жизни.

В настоящее время в работе с детьми я  использую  следующие виды здоровьесберегающих технологий:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии здорового образа жизни;

- коррекционные технологии.

Реализация этих технологий осуществляется нами в условиях специально организованных форм оздоровительной системы.

Предметно- развивающая среда

Хочу обратить ваше внимание на предметно-развивающую среду. Предметно – развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, а также создать эмоционально-положительную обстановку.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Направлены на сохранение и укрепление здоровья ребенка, развитие его двигательной активности.

Реализуется через формы: физкультминутки, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковые игры, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, бодрящая гимнастика. 

Физкультминутки
         Проводятся с целью предупреждения утомления на занятиях, заполненная разнообразными видами двигательной активности.

Дыхательная гимнастика

Благоприятно влияет на укрепление дыхательной мускулатуры и ее повышению эффективности  дыхания. Проводится в различных формах физкультурно – оздоровительной работы.

Релаксация
         Используется спокойная классическая музыка, звуки природы. Упражнения на снятие эмоционального напряжения, приводящие к глубокому мышечному расслаблению.

Пальчиковая гимнастика

Это комплекс упражнений для развития мелкой моторики, активизирует речевые центры, развивает память, воображение, создает позитивную атмосферу в группе. Проводится в любой отрезок времени. Рекомендуется  всем детям,  особенно  с речевым  проблемам.

 

Гимнастика для глаз

Снимает зрительное напряжение, повышает  зрительную работоспособность, способствует предупреждению нарушений зрения. Ежедневно 3-5 мин в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки  с младшего возраста.

Гимнастика после сна

Поднимает настроение, и мышечный тонус, обеспечивает плавный переход от сна к бодрствованию и подготовке к активной деятельности. Ежедневно  после дневного сна, 5-10 мин.

Подвижные и спортивные игры

Способствуют развитию физических способностей детей, быстроты  реакций, а так же воспитанию социальных навыков и коммуникабельности.

Технология обучения здоровому образу жизни

Развитие физических качеств и становление физической культуры дошкольников, осознанного отношения к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Реализуется через такие формы, как: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, су-джок терапия, активный отдых.

Утренняя гимнастика

Комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм ребенка положительной энергией и бодростью на весь предстоящий  день. Является одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма.

Физкультурное      занятие

          Это ведущая форма организованного,  систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам.

Самомассаж
        Проводится в игровой форме ежедневно, в виде пятиминутного занятия или в виде диманической паузы на занятиях.

Су- Джок терапия – обогащает знание ребенка о собственном теле, развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, стимулирует общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка.

Активный отдых

При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

Коррекционные технологии

         Основная задача этих технологий – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения  его со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

Сказкотерапия, музыкотерапия.

Сказкотерапия

Это способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил.  Используется психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может
рассказать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.

 

Музыкотерапия

Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Взаимодействие с семьей по вопросам укрепления     и сохранения здоровья детей. 

        Ознакомление родителей со здоровьесберегающими технологиями, на сохранение и укрепление знаний о здоровье детей.
        В  работе с родителями используются разнообразные формы:
родительские собрания, консультации,  беседы,  папки – передвижки,  праздники, выставки, конкурсы, памятки,  буклеты.

Необходимо, чтобы родители непосредственно участвовали в жизни детского сада, помогали в осуществлении воспитательно-образовательного процесса. Таким образом, мы можем констатировать, что у ребенка дошкольного возраста сформируются устойчивые представления о здоровом образе жизни, что целенаправленная организация совместной взросло - детской досуговой деятельности по приобщению к здоровому образу жизни будет способствовать целостному развитию ребенка дошкольника, успешной социализации, раскрытию индивидуальности и сформированности представлений здорового образа жизни.

        В начале года проводим  диагностику результатов  с помощью наблюдений, бесед, игровых ситуаций. По программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракцы,  Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

На начало учебного года мониторинг показал  среднюю динамику  развития детей. 

К концу года дети заметно окрепли, повысилась посещаемость детского сада, стали более самостоятельными и активными. 

Результаты внедрения здровьесберегающих технологий в группе

Сравнительный анализ данных диагностики показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования здоровьесберегающих технологии в физкультурно-оздоровительную работу в группе. Система работы по здоровьесбережению показала сформированность у детей осознанного отношения к своему здоровью. В целом улучшилось их физическое и эмоциональное состояние, они стали более физически подготовленными. Эта система работы способствовала развитию двигательных и силовых навыков у детей.

Благодаря нашей целенаправленной работе дети нашей группы легче и быстрее проходят период адаптации к детскому саду, меньше подвержены к  простудным заболевания. Это видно на приведённой  диаграмме.

УКРЕПЛЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ НАШИХ ЗАДАЧ, КАК РОДИТЕЛЕЙ, ТАК И ПЕДАГОГОВ.

ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ - ЭТО ЗДОРОВАЯ СТРАНА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация системы работы ДОУ в части охраны и укрепления здоровья воспитанников»

Современное общество предъявляет  высокие требования к работе ДОУ, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Эти требования предусматривают необходим...

Симпозиум «Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»  ...

Тематический контроль на тему: «Система работы в ДОУ по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей дошкольного возраста»

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет – это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещ...

Методическая разработка "Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"

Методическая разработка "Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"...

Доклад "Система работы по формированию навыков сохранения и укрепления здоровья у дошкольников в рамках ОО «Физическое развитие"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №5 г. Пугачёва Саратовской области»       ДОКЛАД на тему:  «Система ...

Презентация "Работа в ДОО по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"

Презентация "Работа в ДОО по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"...

Методическая разработка «Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»

laquo;Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»...