«Организация системы работы ДОУ в части охраны и укрепления здоровья воспитанников»
методическая разработка по теме
Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОУ, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Эти требования предусматривают необходимость реализаций таких социально-педагогических воздействий, которые, с одной стороны, были бы достаточно эффективны с точки зрения разностороннего развития личности ребёнка, с другой – исключали бы возможный ущерб в процессе деятельности, который они могли бы нанести его здоровью. Подобный подход предъявляет особые требования к профессиональным качествам педагогов, работающих с дошкольниками, и предполагает активную позицию родителей.
Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив МКДОУ № 67 целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titova_gmo_dekabr.doc | 159.5 КБ |
prezentaciya_gmo.ppt | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 67»компенсирующего вида Нижегородской области,
город Дзержинск
Старший воспитатель МКДОУ «Детский сад № № 67»
Титова Светлана Александровна
«Организация системы работы ДОУ в части охраны и укрепления здоровья воспитанников»
Слайд 2.Современное общество предъявляет высокие требования к работе ДОУ, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Эти требования предусматривают необходимость реализаций таких социально-педагогических воздействий, которые, с одной стороны, были бы достаточно эффективны с точки зрения разностороннего развития личности ребёнка, с другой – исключали бы возможный ущерб в процессе деятельности, который они могли бы нанести его здоровью. Подобный подход предъявляет особые требования к профессиональным качествам педагогов, работающих с дошкольниками, и предполагает активную позицию родителей.
Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллектив МКДОУ № 67 целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников.
Слайд 3 Сегодня стратегическое направление государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей регламентируется рядом нормативно-правовых документов. Они представлены на слайде.
Слайд 4.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников (Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010г. №2106)
предъявляют систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников и включают восемь групп требований: Они представлены на слайде.
Для нашего ДОУ данные требования не являются новыми. Вид и специфика нашего учреждения не мыслима без выполнения большинства требований. Реализация оздоровительной деятельности в детском саду - это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически - формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами.
В структуру Образовательной программы ДОУ и годового плана работы включены разделы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников, что соответствует требованию к целостности системы деятельности по здоровьесбережению ( о чем говорит п.5. п.п.1 ФТ) и требованию к рациональной организации образовательного процесса (п.7,п.п1. ФТ)
Раздел образовательной программы ДОУ «Физическая культура» реализуется согласно требованиям Программы комплексной физической реабилитации детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата «Родничок»» под редакцией Л.С. Сековец, особенности которой и позволяют в полной мере реализовать комплексное сопровождение детей с НОДА.
Программа «Родничок»:
- имеет коррекционно-развивающий, индивидуально-ориентированный характер;
- направлена на коррекцию общего физического развития детей, коррекцию развития микромоторики, психокоррекцию;
- отличается оздоровительной направленностью, учитывающей важную роль в реабилитации детей с НОДА;
- осуществляет принцип комплексного подхода к коррекции и реабилитации детей с НОДА, в реализации которого опирается на совместную деятельность медико-психолого-педагогического коллектива ДОУ;
- Предполагает индивидуальный темп освоения каждым ребенком программы по физическому воспитанию.
Слайд 5. Данная программа является модифицированной так как разработана на основе ряда программ, реализуемых в системе ДОУ:
Программа развития и воспитания детей в детском саду под редакцией Васильевой;
Программа по валеологии и физической культуре для ДОУ «Здоровье с детства», Т.С. Казаковцева;
Программа и программные требования «Физическая культура дошкольникам», Л.Д.Глазырина;
Программа (проект) «Воспитание и обучение детей с церебральным параличом дошкольного возраста», Н.В. Симонова. М.1986.
Программа социокультурного развития детей дошкольного возраста. «Родник» (для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата). СПб.,1997.
При разработке данной комплексной программы были учтены предложения ряда авторов, – О.В.Козыревой «Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата)»; Банникова Л.П. (2007), Гаврюченой Л.В., Е.С. Фролова и Е.Э. Цветковой в практическом пособии «Познай себя» по формированию у детей дошкольного возраста теоретических знаний и практических навыков здорового образа.
Слайд 6. Основная цель и задачи деятельности ДОУ в области сохранения и укрепления здоровья : (представлены на слайде)
Слайд 7. В организации сопровождения ребенка в нашем ДОУ ( в исполнении требований к комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников (п. 11 ФТ) можно выделить условно общие (системные) и частные (индивидуальные) аспекты
В общих аспектах сопровождения детей с нарушением ОДА большую роль играет организация режима дня .Особое внимание при работе с детьми с нарушением ОДА мы уделяем выполнению основных требований к рациональной организации образовательного процесса.
Они представлены на слайде.
1. Соблюдению санитарных норм (объем нагрузки при реализации программ ДОУ, в соответствии с учебным планом)
2. Индивидуально-ориентированному подходу к обеспечению режима (отсутствие принуждения в выполнении отдельных его составляющих, учет степени адаптации, динамики работоспособности, изменение нагрузок или освобождение от отдельных занятий, строгое дозирование физической нагрузки, специальный выбор закаливающих воздействий и т.д.)
3. Формированию и повышению нервно-психической устойчивости к обязательным занятиям (что одновременно является и подготовкой к школьному обучению) — сочетание занятия со статическим напряжением и динамическим.
4. Созданию оптимальных гигиенических условий жизни детей (температурный и воздушный режим, достаточная освещенность, мебель в соответствии с результатами антропометрии и т.д.)
5. Организации питания.
Частные (индивидуальные) аспекты организации сопровождения детей с нарушением ОДА рассматриваются во взаимодействии и сотрудничестве деятельности специалистов разного профиля. Интеграция образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения осуществляется в следующих направлениях:
медицинское направление;
педагогическое направление;
социально-психологическое направление;
физкультурно-оздоровительное направление;
координационно-управленческое направление.
Слайде 8 Задачи по каждому из направлений представлены на слайде.
Слайд 9
Медицинские аспекты в нашем ДОУ выступают на первый план. Медицинские работники выполняют спектр оздоровительных, профилактических и лечебных мероприятий совместно со всеми специалистами и педагогами ДОУ. Это позволяет создать медико-психолого-педагогическое сопровождение реализуемой комплексно-системной работы.
Огромную роль в медицинском сопровождении играют ЛФК, массаж, плавание, сауна, гидромассаж, поддерживающая фитотерапия и аппаратная физиотерапия. Эти мероприятия проводятся по показаниям врача-ортопеда, врача–педиатра, врача- невропатолога. Модуль профилактики и коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата используется в совокупности с любой формой двигательной активности. Комплексы утренней гимнастики, физкультурных занятий, гимнастики после дневного сна, физкультурные паузы, двигательные разминки обязательно содержат упражнения, направленные на укрепление мышц спины, свода стопы, шеи и т.д., элементы самомассажа, упражнения на дыхание, упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения на релаксацию.
Слайд 10 «Система закаливания»
Большое значение придается закаливающим мероприятиям, которым в обязательном порядке предшествует беседа с родителями для объяснения им необходимости тех или иных процедур, а также по согласованию с врачом-педиатром. На слайде представлены разные виды закаливания , используемые нами в организации оздоровительной работы с детьми.
Слайд 11
Социально-психологическое направление ориентировано, прежде всего, на укрепление психофизического здоровья и коррекцию патологического напряжения мышц и предполагает использование следующих эффективных психокоррекционных средств, представлены на слайде.
Психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, элементов психогимнастики , музыкотерапии, сказкотерапии ,организация адаптационного режима детей, индивидуальная и подгрупповая работа с детьми – всё это обеспечивает благоприятный эмоционально-психологический климат, необходимый для организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста ( о чем нам говорит пункт 7, подпункт 10 ФТ).
Слайд 12
Педагогическое направление включает комплексную, системную работу всех участников образовательного процесса дошкольного учреждения. Она позволяет обеспечить результативность и эффективность труда всего педагогического коллектива в удовлетворении естественной биологической потребности ребенка в движении, в положительных эмоциях, в желании играть и с удовольствием ходить в детский сад
Педагоги проводят работу с детьми с учетом личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, с учетом детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности, в ходе воспитания и обучения, с учетом рекомендаций специалистов (показаний, противопоказаний) .
В группах оздоровительная работа проводится постоянно и систематически. Все оздоровительно-коррекционные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде «Тропинки здоровья» , в каждой группе разработана модель двигательного режима. Слайд 12.
Слайд 13 Физкультурно-оздоровительное направление направление это прежде всего двигательно-оздоровительная деятельность ,которая включает в себя сочетание базовых форм и вариативных форм физического воспитания. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.
Работа инструктора по физической культуре строится в тесной взаимосвязи с медицинским персоналом и воспитателями, в результате чего дети получают оптимальную нагрузку на физкультурных занятиях и утренней гимнастике с учетом адаптационного периода после заболевания, с учетом уровня физического развития, с учетом физкультурной группы и уровня овладения детьми основными движениями.
Слайд 14.КООРДИНАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Администрация ДОУ осуществляет координацию деятельности всех специалистов, занимающихся сохранением здоровья детей. Для успешного проведения мониторинга состояния здоровьяи физического развития детей в ДОУ создан «Паспорт здоровья детей дошкольного учреждения №67» в виде файловой папки, которая хранится у заведующей. В неё собирается информация по результатам обследования детей, списки детей по соотнесению к определенным группам, обобщенные данные мониторинга состояния здоровья и физического развития, план оздоровительно- коррекционной работы ДОУ на учебный год, а также инструментарий мониторинга.
Слайд15
Для отслеживания качества проведенной работы в нашем дошкольном учреждении проводится системный мониторинг состояния работы по здоровьесбережению детей, который включает в себя много разных направлений:
- Оценка состояния здоровья детей и уровня физического развития;.
- Диагностика физической подготовленности дошкольников;
- Анализ профессиональной компетенции воспитателей;
- Проверка состояния физкультурно-оздоровительной работы;
- Анкетирование среди родителей
Первой, важнейшей составной частью системы мониторинга в ДОУ, является оценка состояния здоровья воспитанников и уровня их физического развития.
Данная система оценки включает в себя три аспекта:
медицинский;
психологический;
педагогический.
Все три аспекта содержат составные части, касающиеся вопросов здоровья. Полученные данные заносятся в диагностические таблицы для Паспорта здоровья ДОУ и в «Листы здоровья» групп, отражающие уровень физического развития и здоровья детей и хранятся на протяжении всего периода посещения ребенком ДОУ.
Сбор информации осуществляется следующими методами:
-осмотр детей;
-наблюдение за деятельностью ребенка и анализ его результатов;
-изучение и анализ документов;
-определение компетентности детей с последующим анализом результатов;
-тестирование и анализ результатов.
Первый аспект – медицинский, направлен на оценку и изучение состояния здоровья детей, осуществляется медицинскими работниками на основе профилактических осмотров и медицинской диагностики.
Слайд 16 Оценка состояния здоровья детей включает в себя следующие показатели (представлены на слайде)
- общая заболеваемость (уровень и структура);
- - заболеваемость детей в случаях, в днях на 1 ребенка;
- процент часто болеющих детей (ЧБД);
- индекс здоровья;
- процент детей, имеющих морфофункциональные отклонения;
- процент детей с хроническими заболеваниями;
- процент детей, функционально незрелых к обучению в школе;
- процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к дошкольному учреждению;
- распределение детей по группам физического развития;
- распределение детей по группам здоровья;
- процент детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях.
Слайд 17 Кроме этого ,в нашем ДОУ оценка и изучение состояния здоровья детей определяется еще и по таким параметрам:
1. Сравнительные результаты тестовых заданий:
- плантография (метод получения отпечатков человеческих стоп в позе естественного прямостояния на специальном приборе-плантографе с последующим анализом, расшифровкой и диагнозом и соответствующими рекомендациями);
- антропоскопия (визуальная оценка физического развития детей: осанка, грудная клетка, живот, форма ног, стопа);
- гониометрия (измерение осанки);
- антропометрия (по методике В. В. Бунак - измерение длины тела, массы тела, обхвата груди);
2. Переход из одной группы здоровья - в другую.
3. Постановка функциональных проб:
- динамометрия (измерение силы мышц сгибателей кисти и пальцев);
- ЖЕЛ (жизненная емкость легких - количество газа, которое можно выдохнуть после максимального вдоха);
- пробы с задержкой дыхания: Штанге (на вдохе) и Генчи (на выдохе) в сек.
4. Физическая подготовленность (комплекс навыков и умений, которыми владеет ребенок в данный момент):
- мышечная сила (максимальная, скоростная, силовая выносливость);
- общая выносливость (выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем, силовая выносливость мышц брюшного пресса, мыши спины);
- быстрота (движений и реакций);
- гибкость (подвижность в суставах);
- координационные способности (точность выполнения движений, устойчивость движений и поз).
Все тестовые показатели фиксируются в карте ребенка у врача ЛФК, форма № 042/У.
На основе полученных данных, мед. сестра, под руководством врача педиатра, заполняет листы здоровья, которые используются педагогами - специалистами, инструктором ЛФК, инструктором ФИЗО, воспитателями для планирования собственной деятельности с детьми. Владея полной информацией о состоянии здоровья каждого ребенка, педагог имеет возможность осуществлять дифференцированный подход к детям.
Часть результатов обследования детей МКДОУ №67 представлены на слайдах 18и 19,
Слайд 20
Второй аспект – психологический направлен на изучение нервно-психического, социально-личностного здоровья и психоэмоционального состояния детей.
Учителя-дефектологи и педагог-психолог, трижды в год отслеживают уровень психического развития детей, выявляя уровень развития психических процессов и уровень социального развития. Воспитатели группы раннего возраста- 1 раз в квартал проводят обследование детей по НПР по методике (К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях»)
Ежедневно, при помощи «Экрана настроения», воспитатели отслеживают эмоциональное состояние каждого ребенка, планируя дальнейшую работу по эмоциональному развитию детей своей группы. Данные обследования и результаты анализа передаются в Файловую накопительную папку « Результаты обследований детей специалистами ДОУ», которая хранится у старшего воспитателя .
Слайд 21. Третий аспект – педагогический направлен на выявление сформированности у детей компетентности в области здоровьесбережения и включает в себя:
- Оценку уровня двигательных возможностей детей по освоению основных движений. Представленные в программе методические рекомендации, определяют основные направления двигательного развития ребенка и требования к освоению содержания программы (представлен перечень умений и навыков, двигательных способностей, формируемых в процессе реализации программного содержания данного раздела программы в соответствии с двигательными возможностями, с учётом индивидуальных медицинских показаний и противопоказаний , определенного года обучения) .
Анализ результатов педагогической диагностики дает возможность инструктору физического воспитания разделить детей на подгруппы с целью осуществления дифференцированного подхода.
2.Оценку уровня усвоения детьми раздела образовательной программы по формированию здорового и безопасного образа жизни;
- уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям «Здоровье», «Безопасность»» - отслеживается воспитателями посредством срезовых диагностических занятий; бесед, игр–занятий и т.д. по методическому пособию Н.В.Верещагиной «Результаты мониторинга образовательного процесса»
Слайд 22 Результаты по НПР и физической подготовленности представлены на слайде
Слайд 23 . В целях формирования у детей знаний по основам безопасности и здорового образа жизни педагоги включают в свою деятельность цикл занятий "Познай себя" и «Уроки здоровья». Валеологический материал по программе «Зеленый огонек здоровья» М.Ю.Картушиной, и программе "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста" Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б.Стеркиной органично включается в структуру познавательных занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности.
Слайд 24
Важнейшим условием успешной деятельности ДОУ является комплексное взаимодействие педагогов, медиков и специалистов по всем направлениям: медицинскому, коррекционному, педагогическому.
Основные задачи данного взаимодействия представлены на слайде.
- обнаружение и ранняя (с первых дней пребывания воспитанника в ДОУ) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития воспитанника;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках, имеющихся в ДОУ возможностей;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие воспитанника, динамику его состояния.
Актуальным для всего коллектива ДОУ является целесообразный подбор максимально эффективных здоровьесберегающих методик и технологий. Нами на сегодняшний день используются такие здоровьесберегающие технологии:
- Игровой точечный массаж для профилактики и лечения насморка. А.А.Уманская, М.Ю. Картушина
- Пальчиковые гимнастики. С.Е. Большакова, А. Бейлина, О.И. Крупенчук, Е. Синицина, Л. Савина
- «Психогимнастика» М.И.Чистяковой
- «Гимнастика для глаз» В.Ф.Базарного
- Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.А. , Аркина, Бутейко
- Артикуляционные гимнастики. Е. Колесникова.
В ДОУ сделано много необходимых преобразований для создания оптимальной оздоровительной системы . Многие оздоровительные технологии работают успешно на протяжении ряда лет.
На протяжении 3-х лет реализовывалась Программа развития ДОУ « Будь здоров, малыш». На протяжении ряда лет задачи по сохранению и укреплению здоровья включаются в годовые задачи работы ДОУ. В 2011-2012 уч.году в педпроцесс ДОУ были внедрены новые здоровьесберегающие технологии (гимнастика пробуждения, релаксационные упражнения, упражнения на дыхание). В новом учебном году одной из задач годового плана стоит работа по обеспечению безопасности и предотвращению травматизма дошкольников. В нашем детском саду система методической работы, направленная на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей и включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий: проведение педагогических советов в нетрадиционных формах, семинаров, семинаров-практикумов, лекториев, консультаций, методических рекомендаций.
Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности ДОУ разработана таблица- циклограмма , где определены содержание информации, источники (кто собирает и анализирует), сформированы потоки информации и выход ее на соответствующие уровни управления. По блоку информации составляются технологические карты для сбора, анализа информации и принятия управленческого решения.
В изменении технологии создания, обработки, хранения и использования документов в дальнейшем будем стараться больше применять в процессах управления документы компьютерной техники, использовать автоматизацию делопроизводственных процессов, внедрять и применять системы электронного документооборота и электронных документов.
Слайд 25. Итак, результаты работы коллектива МКДОУ по реализации оздоровительной программы представленные на слайде, подтверждают, что созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Дошкольное учреждение будет продолжать работу по комплексному использованию здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья.
Сокращения, применяемые в таблице
АС — административное совещание
АХЧ — административно-хозяйственная часть
ВР — врач
Вр.ЛФК - врач ЛФК
З — заведующая
Уд= учитель-дефектолог
Л — логопед
МС — медицинская сестра
МР — музыкальный руководитель
МО — методическое объединение
ПК — педагогический коллектив
Пс — психолог
ПР — производственное совещание
ПС — педагогический совет
РК — родительский комитет
СтВ — старший воспитатель
СТК — совет трудового коллектива
ИФ — инструктор по физической культуре
Таблица -циклограмма по направлению
« Здоровье и здоровый образ жизни детей»
№ | Содержание информации | Когда, кто собирает, анализирует информацию | Выход | Где | ||||||||||
Авг. | Сент. | Окт. | Нояб. | Дек. | Янв. | Февр. | Март | Апр. | Май | Июнь | ||||
1 | Показатели здоровья | + ВР | + ВР |
|
|
|
|
|
|
|
| З | АС | Мед. Каб. |
2. | Показатели заболеваемости | МС | МС | МС | МС З | АС,ПС, ПМПс | Мед. Каб. | |||||||
3 | Показатели физического развития и физической подготовленности детей | + Вр. Вр. ЛФК | + |
|
| + Вр. Вр. ЛФК |
|
|
| + Вр. Вр. ЛФК |
| АС | Врач ЛФК | |
4 | Результаты диспансеризации детей с пролечиванием |
|
| + ВР | + МС |
| + ВР | + МС | + ВР | + МС |
| + МС, | АС | Мед.Каб |
5 | Акты санитарно-гигиенического режима ДОУ | + МС | + З | + МС | + З | + МС | + З | + МС | + З | + МС | + З | + МС | АС СТК | Мед. Каб. |
6 | Акты организации рационального питания | + З | + МС | + З | + МС | + З | + МС | + З | + МС | + З | + МС | + З | АС | Мед. Каб. |
7 | План оздоровительно-коррекционной работы мероприятий |
| + З СтВ ИФ |
|
|
| + З СтВ ИФ |
|
|
| + З СтВ ИФ | + З | ПС ПМПк | У заведую-щей |
8 | Результаты выборочной диагностики детей подготовительной к школе гр. |
| + ИФ СтВ |
|
|
| + ИФ СтВ |
|
| + ИФ СтВ |
| ПС | Пед. каб | |
9 | Оценка уровня двигательных возможностей детей по освоению основных движений | + ИФ | + ИФ | + ИФ | ПС | Пед. Каб. | ||||||||
10 | Оценка НПР Уровень адаптации | В СтВ | В СтВ | В СтВ | В СтВ | ПМПс ПМПк ПМПс | Пед.Каб. Пед. Каб. | |||||||
11 | Оценка уровня психического развития детей | Пс, УД | Пс, УД | Пс, УД | ПМПк | Пед.каб. | ||||||||
12 | Оценка уровня эмоционального развития детей | В., Пс | В., Пс | В., Пс | ПМПк | Пед.каб. | ||||||||
13 | Анализ работы по обеспечению охраны труда и безопасности детей и сотрудника | + З СтВ МС |
|
|
| + З СтВ МС |
|
|
|
| + З СтВ МС |
| СТК АС | У заведую щей |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Симпозиум «Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» ...
Методические рекомендации по организации музыкально-игровой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как средство развития творческих способностей
Организация музыкально - игровой деятельности включает в себя игровые ситуации и творческие задания, элементы дыхательных упражнений, гимнастик, направленных на укрепление и сохранение здоровья воспит...
Методическая разработка "Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"
Методическая разработка "Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"...
Доклад "Система работы по формированию навыков сохранения и укрепления здоровья у дошкольников в рамках ОО «Физическое развитие"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №5 г. Пугачёва Саратовской области» ДОКЛАД на тему: «Система ...
Презентация "Работа в ДОО по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"
Презентация "Работа в ДОО по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"...
Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"
Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...
Методическая разработка «Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»
laquo;Работа в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников»...