Проект «Что одному не под силу, то легко коллективу» в подготовительной группе
проект (подготовительная группа)

Каштанова Наталия Константиновна

Посещая детский сад, ребенок значительную часть своей жизни находится в коллективе со сверстниками. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Старшие дошкольники к одним испытывают большую симпатию, к другим – меньшую, к третьим – безразличны, а четвёртые вообще вызывают отрицательное отношение. Но как быто ни было, с каждым ребенком происходит взаимодействие, общение. Умение общаться дает ребенку возможность выстраивать желаемые взаимоотношения и избегать конфликтных ситуаций. Данный проект рассчитан на умение искать компромиссы в процессе общения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

на тему: «Что одному не под силу, то легко коллективу».

Тип проекта: практико - ориентированный

Подготовительная к школе группа № 10

Сроки реализации проекта: средней продолжительности (до месяца), 16.09. – 16.10.2024

Воспитатель:

Каштанова Н.К.

Паспорт проекта

1

Тема проекта

«Что одному не под силу, то легко коллективу».

2

Сроки реализации проекта

с 16.09.2024 г. по 16.10.2024 г.

3

Вид проекта

Практико- ориентированный.

4

 Участники проекта

Дети и родители подготовительной группы № 10

Педагоги: Каштанова Н.К.

Педагог-психолог: Чеботарева Д.Т.

Старший воспитатель: Батшева И.В.

5

Постановка проблемы

Посещая детский сад, ребенок значительную часть своей жизни находится в коллективе со сверстниками. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Старшие дошкольники к одним испытывают большую симпатию, к другим – меньшую, к третьим – безразличны, а четвёртые вообще вызывают отрицательное отношение. Но как быто ни было, с каждым ребенком происходит взаимодействие, общение. Умение общаться дает ребенку возможность выстраивать желаемые взаимоотношения и избегать конфликтных ситуаций. Данный проект рассчитан на умение искать компромиссы в процессе общения.

6

Цель проекта

Повышение сплоченности воспитанников, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

7

Задачи

Образовательные:

  1. Сформировать доверительные отношения в группе.
  2. Повысить статус каждого ребенка в группе.

Развивающие:

  1. Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.
  2. Организовать детско-родительское сотрудничество в разных видах деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
  2. Воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость.

8

Методы и формы работы

  • Непосредственно – образовательная деятельность.
  • Трудовые поручения.
  • Беседы.
  • Дидактические игры.
  • Предоставление информации для родителей.

9

Ожидаемые результаты

Дети:

Достижение поставленной цели и реализация выделенных задач позволит добиться у дошкольников следующих результатов:

  • Улучшение психологического климата;
  • Развитие коммуникативных навыков детей;
  • Усвоение детьми нравственных норм и правил;

Родители:

При совместной работе родителей и детей можно добиться следующих результатов:

  • Сплочению ребенка с семьей;
  • Раскрыть скрытые возможности ребенка.

10. Этапы проекта.

Подготовительный этап.

Мероприятия

Ответственный

Определение темы, цели и задач проекта;

Мониторинг знаний детей;

Изучение методической литературы.

Педагоги.

Подготовка развивающей среды: дидактических игр, иллюстрированных материалов, художественной литературы по теме.

Педагоги; старший воспитатель.

Составление плана мероприятий для дошкольников.

Педагоги; старший воспитатель; педагог – психолог.

Проведение анкетирования родителей «Особенности взаимоотношений дошкольников со сверстниками».

Педагоги; старший воспитатель

Составление картотеки на сплочение коллектива.

Педагоги, педагог – психолог; старший воспитатель.

Составление картотеки сюжетно – ролевых игр.

Педагоги, старший воспитатель.

Создание психологических сказок об эмоциях «Мини-сказки о простых, человеческих эмоциях».

Педагоги, педагог – психолог; старший воспитатель.

Основной этап.

Мероприятия

Цели

Ответственный

Создание стенда «Здравствуй, я пришел!».

Создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия у воспитанников

Педагоги.

Планшет – игра для поощрения и штрафов «Звезда».

По правилам игры, за неделю ребенку необходимо собрать определенное количество звёзд (сколько – вы решаете сами). Звезду можно получить, соблюдая правила.  
За нарушение правил звезда может быть снята.
Если, ребенок соберет установленное количество звезд, его может ждать не только похвала, но и поощрительный приз.

Приучение детей к самостоятельности.

Педагоги; старший воспитатель.

Внедрение дидактической игры «Найдем волшебные слова»

Закрепление правил речевого этикета у детей.

Педагоги.

Внедрение словесной игры «Позвони другу»

Формирование умения вступать в процесс общения.

Педагоги.

Сюжетно-ролевая игра «Телевидение».

(Е.И. Попова, А.Ф. Кондрашина «Сюжетно – ролевые игры 21 века для социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5 – 7 лет».

Создание игровой обстановки;

Рациональное распределение обязанностей.

Педагоги.

Внедрение интерактивной игры «Интервью».

Развитие коммуникативных навыков;

Активизация словаря;

Умение вступать в диалог.

Педагоги.

Театрализованная игра «Заюшкина избушка».

Умение распределять роли;

Формирование умения творчески подходить к роли;

Умение отходить от сценария.

Педагоги.

Внедрение дидактической игры «Приветствие гостей».

Умение детей применять правила этикета;

Использовать вербальные и невербальные средства общения;

Формирование доброжелательности и гостеприимства.

Педагоги.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе».

(Картотека сюжетно - ролевых игр).

Формирование навыка культуры поведения в общественных местах;

Воспитание дружеских взаимоотношений;

Педагоги.

Словесная игра «Закончи предложение».

Формирование умения добавлять слово по смыслу;

Закрепление правил личной гигиены.

Педагоги.

Интервью детей «Что такое дружба?».

Формирование положительных взаимоотношений в коллективе;

Развитие умения анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями.

Педагоги.

Беседы с детьми: «Что такое дружба?», «Как поступают настоящие друзья?», «Какую роль играют эмоции в жизни ребенка?», «Я и мое поведение».

Формирование у детей дружеского отношения друг к другу.

Уточнение детьми собственных чувств и эмоции.

Ознакомление детей с хорошими манерами и правилами поведения.

Педагоги.

Разучивание мирилок.

Создание музея «Мирилок». Поссорившиеся дети в любой момент могут подойти к мини-музею «Мирилок», выбрать мирилку и рассказать, как из-за чего у них произошла ссора. После этого дети берут» мирилку» так, чтобы оба держались за «мирилку» и вместе проговаривают «мирилку».

Развитие умения детей разрешать конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед, побуждать их отказаться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.

Педагоги.

Рассматривание иллюстраций «Мое настроение».

Ознакомление детей с понятиями «настроение» и «чувства», со способами управления и регуляции настроения.

Педагоги.

Чтение художественной литературы и обсуждение: «Сказка о полезных эмоциях», А. Толстой «Два товарища», сказка «Как светлячок друга искал», М.Пляцковский «Настоящий друг».

Развитие умения детей слушать собеседника, не бояться высказать свою точку зрения.

Педагоги.

Традиционный утренний круг «Добрые дела»: дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу (домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями).

Создание положительного эмоционального настроя; вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. 

Педагоги.

Карточки «Знай волшебные слова».

Довести до сознания детей, что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям; без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.

Педагоги; старший воспитатель.

Взаимодействие с педагогом-психологом в процессе проектной деятельности.

Мероприятия

Цели

Ответственный

Развивающее занятие «Мы так похожи».

Формировать у детей чувство принадлежности к группе; развивать способность детей к эмпатии.

Педагог-психолог

Развивающее занятие «Давайте жить дружно»

Продолжать формировать у детей чувство принадлежности к группе, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации.

Педагог-психолог

Развивающее занятие «Гнев»

Расширять представление детей об эмоции «гнев»; способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами, снятию негативных настроений, ослаблению агрессивности; учить детей анализировать свою агрессивность и устранять ее через игру и позитивное поведение.

Педагог-психолог

Работа с родителями

Мероприятия

Ответственный

Ознакомление родителей с темой, целью и задачами проекта.

Педагоги.

Беседы с родителями «Как с пользой провести вечер с ребенком?»

Педагоги.

Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми».

Педагоги.

Совместная деятельность детей и родителей: создание мини – музея «Мирилок».

Педагоги; родители.

Консультация для родителей «Учим ребенка общаться».

Педагоги.

Творческое задание: изготовление подарка другу своими руками.

Педагоги, родители.

Папка – передвижка «Как научить слушать и слышать других?».

Педагоги; старший воспитатель.

Заключительный этап.

Мероприятия

Цели

Ответственный

Проведение сравнительной диагностики.

Оформление результата проекта в виде презентации.

Педагоги; старший воспитатель.

11.Результат: в результате реализации проекта мы достигли высоких результатов. Сформировались доверительные отношения в группе между детьми. Коллектив сплоченный в нем царит дружеская и благоприятная атмосфера. Установили умения работать в команде, дети научились договариватьсямежду собой, вступать в совместную деятельность. Родители активно принимали участие в мероприятиях, запланированных в

проекте. У них сложился дружный и сплоченный коллектив между собой и сдетьми. Поставленные задачи в проекте выполнены.

12.Литература:

  1. Е.И. Попова, А.Ф. Кондрашина «Сюжетно – ролевые игры 21 века для социально – коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5 – 7 лет».
  2. Абрамян Л.А. «О возможности игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе воспитания».
  3. Богуславская, Н. Г., Купина Н. А. «Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка)».
  4. Мазурова Н.А. «Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки».
  5. Пазухина И.А. «Давай поиграем! Давай познакомимся! Система тренингов по развитию эмоциональной сферы дошкольников».



Предварительный просмотр:

       

                                           Анкета для родителей.

        «Особенности взаимоотношений дошкольников со сверстниками»

Опросный лист предлагается для выявления представлений родителей о

степени эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада и

осознания возможных причин неблагополучия (нужное подчеркнуть, дополнить).

1.С каким настроением Ваша дочь (сын) идет в детский сад: радостным;

иногда не хочет; часто отказывается; капризничает; другое_______________

_____________________________________________________________________

2.В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад: трудности в отношениях с педагогом, со сверстниками; привязанность к матери; позднее засыпание вечером; другие причины______________________

_____________________________________________________________________

3. Как вы считаете, много ли друзей в группе у вашего ребёнка: круг его друзей велик, общается в основном с 1-2 детьми, ни с кем не дружит, дружба носит кратковременный характер, свой вариант__________________________

_____________________________________________________________________

4. Во взаимоотношениях со сверстниками ваш ребёнок: предпочитает быть вожаком, подчиняется другим, предпочитает находится в стороне, избегает общения, умеет находит компромиссы, проявляет инициативу в общении со сверстниками, свой вариант_________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5. Как ведёт себя ребёнок в конфликтных ситуациях: уступает, дерётся, обзывает, кричит, обращается за помощью взрослого _____________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

6. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду:

а) прямого влияния не оказывают;

б) благополучие семейных отношений – это психологическая защита,

эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;

в) сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку;

Спасибо за сотрудничество!

                                 

                                              Анкета для родителей.

        «Особенности взаимоотношений дошкольников со сверстниками»

Опросный лист предлагается для выявления представлений родителей о

степени эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада и

осознания возможных причин неблагополучия (нужное подчеркнуть, дополнить).

1.С каким настроением Ваша дочь (сын) идет в детский сад: радостным;

иногда не хочет; часто отказывается; капризничает; другое_______________

_____________________________________________________________________

2.В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад: трудности в отношениях с педагогом, со сверстниками; привязанность к матери; позднее засыпание вечером; другие причины______________________

_____________________________________________________________________

3. Как вы считаете, много ли друзей в группе у вашего ребёнка: круг его друзей велик, общается в основном с 1-2 детьми, ни с кем не дружит, дружба носит кратковременный характер, свой вариант__________________________

_____________________________________________________________________

4. Во взаимоотношениях со сверстниками ваш ребёнок: предпочитает быть вожаком, подчиняется другим, предпочитает находится в стороне, избегает общения, умеет находит компромиссы, проявляет инициативу в общении со сверстниками, свой вариант_________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

5. Как ведёт себя ребёнок в конфликтных ситуациях: уступает, дерётся, обзывает, кричит, обращается за помощью взрослого _____________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

6. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду:

а) прямого влияния не оказывают;

б) благополучие семейных отношений – это психологическая защита,

эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;

в) сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку;

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Играйте вместе с детьми»

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим предметам.
Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.

С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими способностями.

Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл.

Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.



Предварительный просмотр:

Словесные игры

 «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Описание игры:  Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи свами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).



«Позвони другу»

Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила телефонного разговора.
Описание игры:  Дети стоят по кругу. В центре круга водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

«Позвони мне позвони..
И что хочешь мне скажи.
Может быль, а может сказку
Можешь слово, можешь два 
Только, чтобы без подсказки
Понял все твои слова.»

На кого покажет рука водящего, тот ему должен позвонить и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.



Предварительный просмотр:

Театрализованная игра

Инсценировка русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Роли и исполнители: лиса, заяц, собака, медведь, петушок - дети, ведущий – взрослый.

Декорации и атрибуты: элементы костюмов героев (шапочки или герои кукольного театра), имитация домиков (ледяная и лубяная).

Ведущий. Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна – у лисы избушка-то и растаяла, а у зайца стоит. Холодно лисе.

Лиса. Куда мне, бедной деться? Пойду, попрошусь к зайчику погреться. (Подходит к избушке зайца. Стучит.) Зайка!

Заяц (из избушки). Кто меня зовет?

Лиса. Зайка, это я, лиса. Пусти меня погреться.

Заяц. Ну, заходи, лиса.

Лиса. Да я ненадолго.

Ведущий. Пустил заяц лису, да напрасно. Выгнала лиса зайца из его избушки. Пошел зайчик, плачет.

Заяц. Что мне, бедному, делать?

Ведущий. Идет навстречу зайцу собака.

Собака. О чем, зайчик, плачешь?

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла – лиса и попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня.

Собака. Не плачь, зайчик, я ее выгоню.

Ведущий. Пошли заяц и собака к избушке.

Собака. Гав-гав, поди, лиса, вон!

Ведущий. А лиса им с печки отвечает…

Лиса (из дома). Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!

Собака. Гав-гав! (Убегает.)

Ведущий. Испугалась собака, убежала. Сел зайчик под кустик и плачет. Идет мимо медведь.

Медведь. О чем, зайчик, плачешь?

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла – лиса и попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня.

Медведь. Не плачь, зайчик, я ее выгоню.

Заяц. Нет, медведь, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, и ты не выгонишь.

Медведь. Нет, выгоню!

Ведущий. Пошли заяц и медведь к избушке.

Медведь. Поди, лиса, вон!

Лиса (из дома). Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!

Медведь. Р-р-р…

Ведущий. Медведь испугался и ушел. Сидит зайка под кустом и плачет. Идет мимо петушок – золотой гребешок, косу на плече несет. Увидел зайчика и спрашивает…

Петушок. Что ты, зайка, плачешь?

Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла – лиса и попросилась ко мне погреться, да и выгнала меня.

Петушок. Пойдем, я ее выгоню.

Заяц. Нет, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал.

Петушок. А я выгоню, пойдем! (Подходят к избушке.)

Петушок (поет). Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

Лиса (испугано). Одеваюсь, петушок…

Петушок. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

Лиса (испугано). Шубу надеваю, петушок…

Петушок (громко). Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

Лиса (выбегает). Ой-ей-ей!

Ведущий. Выскочила лиса из избушки, в лес убежала. А зайчик опять стал жить в своей избушке. Вот и сказочке конец – а кто слушал молодей!



Предварительный просмотр:

Занятие на сплочение детского коллектива «Вместе весело шагать…» для старшего дошкольного возраста.

Цель: создание комфортной доверительной атмосферы в группе, дружеских взаимоотношений.

Задачи:

1. Учить оказывать помощь и поддержку,  учить выражать словом свои чувства; понимать чувства другого; учить согласовывать свои действия с действиями партнёра.

 2. Формировать у детей умение применять полученные в ходе занятий знания на практике.

3. Развивать у детей социальные навыки и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

4. Развивать у детей техники вербальной и невербальной коммуникации

5. Повышать самооценку личности детей через расширение представлений о себе и других детях, прививать осознание собственной уникальности;

6. Развивать навыки совместной деятельности в коллективе;

7. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

8. Воспитывать доброжелательное, дружеское взаимоотношение в группе детского сада.

Ход занятия:

1. «Приветствие».

Педагог: Ребята, вы рады сегодня видеть друг, друга? Тогда давайте встанем в круг, и поприветствуем друг друга, произнесём вместе наши слова.

Дети произносят хором слова и выполняют движения:

Давай с тобой обнимемся,

И над землей поднимемся,

Тепло сердец соединим,

И станем солнышком одним!

Педагог: Молодцы.

2.«Ветер дует на...»

Педагог: Ребята, есть у нас игра такая, очень лёгкая, простая, очень интересная. Поиграете со мной в эту игру?  Игра называется «Ветер дует на…».  Я говорю слова «Ветер дует на ребят, которые любят играть и все, кто любит играть поднимает руки вверх.» Со словами «Ветер дует на...» психолог  начинает игру. Чтобы участники игры  больше узнали друг о друге, вопросы психолог задаёт следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые поднимают руки вверх. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много смеётся», «у кого есть друзья». «кто не обидит друга», «кто поможет другу в беде» и т.д.

Педагог: Хорошие у нас ребята. Все разные, но такие добрые.

3 «Дружба начинается с улыбки...»

Педагог: Ребята, дружба начинается с улыбки, давайте сядем в круг возьмёмся за руки, посмотрим соседу в глаза и по цепочки подарим всем самую добрую, улыбку и так по кругу.

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят, ему молча самую добрую, какая есть, улыбку.

Педагог: Ребята, какие у вас тёплые улыбки, мне очень стало тепло от них.

4. «Есть или нет?»

Педагог: Ребята, вам нравится отвечать на вопросы? Тогда слушайте внимательно.  Я говорю вопрос, если вы согласны с ним, то дружно хлопайте в ладоши, если нет, руки на колени.

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у совы?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли крылья у поросёнка?

Есть ли клюв у кролика?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

Педагог: Какие сложные вопросы и вы с ними справились.  Очень хорошо.

5. «Как поступить?»

Цель: Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. Помогать справляться с плохим настроением или с трудностями.

Педагог: Ребята, шла я сегодня на работу и увидела грустного мальчика, который шёл с мамой в детский сад. Улыбнулась ему и позвала с собой пообещав пригласить на занятие. Мальчик сразу повеселел.

а) Ребята, давайте представим, что нам стало грустно, потому что за нами не пришли родители;

Давайте представим, как грустит котёнок, которого не пустили домой;

Давайте представим, как грустит девочка, которой не купили игрушку;

Ребята, а у вас в группе есть дети, которые грустят? Как вы им помогаете? (Ответы детей).

б) Ребята, нахмуриться как:

  • осенняя туча;
  • рассерженный человек;

Ребята, а у вас в группе есть дети, которые сердятся? Как вы им помогаете? (Ответы детей).

в) Ребята, представьте, что вы сильно разозлились, как:

  • злая волшебница;
  • два барана на мосту;
  • голодный волк;
  • ребёнок, у которого отняли игрушку;

Ребята, как помочь тому, у кого отняли игрушку? (Ответы детей). 

г) улыбнуться, как:

  • кот на солнышке;
  • само солнце;
  • будто ты увидел чудо.

Ребята, какое у вас настроение? (Ответы детей). 

6. «Дракон кусает свой хвост»    

Педагог: Ребята, вы умеете дружить?

Дети: Да.

Педагог: Вот мы сейчас проверим. Давайте поиграем в игру «Дракон кусает свой хвост».    

Педагог: Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник — «голова», последний — «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Если дракон разорвался, игра останавливается.

Педагог: как дружно вы играли, молодцы.

7   Упражнение на умение оказывать взаимопомощь и поддержку.

Цель: Развивать умения  помогать, поддерживать, оказывать помощь.

Педагог: Ребята давайте разыграем небольшую сценку из мультфильма «Просто так», где щенок подарил букет цветов, а вместе с ним и свое хорошее настроение тому, кому было грустно, «просто так» – ничего не требуя взамен. И его доброе дело пошло по цепочке дальше – от одного героя к другому.

Я подарю Саше доброе пожелание «Будь радостным» просто так, а вместе с ним и свое хорошее настроение. А вы по кругу своему соседу, тоже подарите доброе пожелание, «просто так».  – ничего не требуя взамен. И ваше доброе слово пойдёт по цепочке дальше – от одного друга к другому.

8. «Прощание»

Педагог: Ребята, нам пора прощаться, давайте встанем в круг и произнесём слова.

Дети произносят хором слова и выполняют движения:

Давай с тобой обнимемся,

И над землей поднимемся,

Тепло сердец соединим,

И станем солнышком одним!



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Учим ребёнка общаться

Родителям хочется видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся,

умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребёнку самому удаётся разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых - помочь ему в этом.

Способность в общении включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»)
  2. Умение организовать общение («Я умею»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
  3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).

В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в общении. Большинство родителей уверены в том, что ребёнку нужны тёплый дом, хорошая еда, чистая одежда, хорошее образование и стараются всем этим обеспечить своих детей. Но не всегда хватает времени, душевных сил и просто знаний о том, как помочь ребёнку в его трудностях, как стать не просто родителями, настоящим другом. Отдельно хотелось бы рассмотреть типичные трудности в общении дошкольника –конфликтность, агрессивность, застенчивость и предложить варианты игровой коррекции. Среди причин личностных проблем ребёнка могут быть психофизиологические, соматические, наследственные, а также неблагополучные отношения в семье.

Важным компонентом благополучного развития ребёнка является формирование адекватной самооценки, на становление которой большое влияние оказывают родители, зачастую не давая себе отчёта в этом (уже с самого раннего возраста). Качества адекватной самооценки – активность, находчивость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт.

Советы родителям по формированию адекватной самооценки:

- Не оберегайте своего ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но не перегружайте его тем, что ему непосильно. Пусть ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

- Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрить его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

- Поощряйте в ребёнке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его;

- Не забывайте поощрять и других в присутствии ребёнка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого;

- Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела;

- Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Игры, позволяющие выявить самооценку ребёнка

«ИМЯ» - предложить ребёнку выбрать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите, почему нравится или нет имя. Это даст дополнительную информацию о восприятии и принятии имени ребёнком.

Как строить взаимоотношения с конфликтными детьми:

- Сдерживайте стремления ребёнка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотание чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда нет времени или сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

- Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребёнка в её возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

- После конфликта обговорите с ребёнком причину его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможности, способы выхода из конфликтной ситуации;

- Не обсуждайте при ребёнке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

- Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него – дети сами могут найти общий язык, при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает жертвой, следует прервать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

Принципы общения с агрессивным ребёнком:

- Для начала поймите причины, лежащие в основе агрессивного поведения ребёнка: он может привлекать к себе внимание, возможна разрядка накопившейся энергии, стремление завоевать авторитет, используя для этого не самые лучшие средства;

- Помните, что запрет, физическое наказание и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

- Дайте возможность выплеснуть свою агрессивность, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, помахать игрушечной саблей, разорвать на мелкие кусочки рисунок того объекта, который вызывает злость;

- Показывайте ребёнку пример миролюбивого поведения. Не обостряйте и не провоцируйте конфликт, не допускайте при ребёнке вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы мести;

- Пусть ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что нужен и важен для вас.

Игры на выплеск агрессивности:

«Брыкание» - ребёнок лежит на спине, ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличиваются сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребёнок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

Застенчивость

Последствия:

- Препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

- Удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

- Не дает другим людям возможности оценивать положительные качества человека;

- Усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

- Мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

- Сопровождается переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Помощь ребёнку в преодолении застенчивости – разрешима, пока ребёнок еще маленький. Так как с возрастом у застенчивого ребёнка складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт в этом своем недостатке.

Советы родителям замкнутых детей:

- Расширяйте круг общения вашего ребёнка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

- Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребёнку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

- Стремитесь сами стать для ребёнка примером эффективно общающегося человека;

- Если вы заметили, что несмотря на ваши усилия, ребёнок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за квалифицированной помощью.

Уважаемые родители - надеюсь, что эти рекомендации помогут Вам в вопросах воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание традиций с целью формирования детского коллектива в подготовительной группе детского сада.

В подготовительных группах  детских садов нередко складывается ситуация объединения двух малочисленных групп в одну. При этом, следует заметить, объединяются группы с уже сложившимися...

Проект с родителями по опытно - экспериментальной деятельности "Научные забавы" в подготовительной группе. Конспект итогового мероприятия по проекту "Мы - экспериментаторы"

Цель данного проекта: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Цель ито...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания. консультация (старшая, подготовительная группа) Чопанова Индира Сыравовна

Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности  к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если ...

Сценарий спортивного праздника ко Дню защитника Отечества «Папа и Я - вместе мы сила!» для детей и родителей подготовительной группы

Сценарий спортивного праздника ко Дню защитника Отечества «Папа и Я - вместе мы сила!» для детей и родителей подготовительной группы...

Номинация «Педагогический проект» Тема методической разработки: проект «Россия – Родина моя!» по патриотическому воспитанию детей в комбинированной подготовительной группе

Самое дорогое, великое чувство, самое глубокое и сильное это – любовь к Родине! Чтобы стать патриотом своей Родины, человек должен ощущать духовную связь со своим народом, принять его язык и кул...

Сценарий спортивного праздника «В единстве наша сила» для детей старшей и подготовительной группы.

4 ноября вся Россия отмечает День Народного Единства. Этот день занимает особое место среди государственных праздников современной России. Он связан с подвигом наших предков в далёком 1612 году,...