Проект "Народные промыслы России"
проект (подготовительная группа)
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Народные промыслы России»
Петрова Татьяна Александровна,
старший воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №411» г.о. Самара
1. Актуальность.
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Ее важность подчеркивается в государственных документах в области образования. Патриотическое воспитание – это не только процесс формирования человека, любящего свою Родину, но и гордящегося историческими свершениями своего народа и его народной культурой. Народное искусство – это, прежде всего, огромный мир духовного опыта народа. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память.
В современных условиях активного внедрения в жизнь и мировоззрение детей образов массовой культуры других стран, следует говорить о представлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. В современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах. У детей, к сожалению, нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у нет возможности близко соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. А ведь именно оно является одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры. Это и является причиной недостаточности знаний о народном творчестве у дошкольников.
Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, широко используется в воспитательно-образовательном процессе ДОО, рассматривается как средство патриотического воспитания. Основная задача педагога заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него. Успешность этой деятельности обуславливается определенным интересом детей дошкольного возраста к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям.
2. Цель проекта:
формирование чувства гордости за талант русского народа, интереса детей и родителей к народному прикладному искусству.
3. Задачи.
- продолжать знакомить детей с русскими народными игрушками, приемами работы народных мастеров;
- учить различать виды народного декоративно-прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях;
- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа.
- расширять представления педагогов об истории народной игрушки и приемов ее использования в педагогическом процессе
- вызвать у родителей интерес к народным промыслам ; вовлекать их в образовательный процесс посредством участия в проектах, выставках, конкурсах и др.
- создать условия в группе для приобщения детей к русской народной культуре.
4. Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта.
Словесные: беседа, вопросы к детям, пояснения, объяснения, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, заучивание наизусть стихов, потешек и т.п.
Игровые: дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры.
Наглядные: демонстрация иллюстраций и игрушек, показ способов изготовления игрушек, просмотр мультфильмов, презентаций.
Практические: обследование предметов, экспериментирование, выполнение заданий.
Технология проектной деятельности.
5. Ожидаемые результаты
Для детей:
- обогащены знания детей о различных видах декоративно- прикладного искусства (хохломская, городецкая, дымковская, богородская игрушка), быте и традициях русского народа;
- знают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства; сравнивают предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие;
-выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.; расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
- используют полученные знания в самостоятельной творческой деятельности.
- активизирован словарь по данной теме.
Для родителей: знают историю русской игрушки, активно участвуют в мини проектах и выставках, конкурсах.
Для педагогов: повышение уровня знаний и педагогического мастерства.
I этап – предварительный:
- мониторинг знаний детей;
- информирование родителей о задачах и содержании проекта;
- анкетирование родителей;
- составление плана работы по проекту;
- изучение литературы, сбор информации из разных источников;
- подбор детской художественной литературы, подготовка картинок, иллюстраций, презентаций, видеоматериалов, дидактического материала.
II этап – основной:
III этап – заключительный:
- Проведение итогового диагностирования детей, с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о видах народного искусства.
- Презентация проекта для педагогов ДОУ.
- Развлечение совместно с родителями «Ярмарка народных промыслов».
- Оформление в группе мини-музея «Город мастеров».
Итоговое мероприятие «Ярмарка народных промыслов»
Цель: Обобщить представления детей о народных промыслах России (роспись посуды и игрушек), воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа.
Задачи:
- закрепить знания о дымковской и богородской игрушках, хохломских и городецких изделиях;
-совершенствовать интонационную выразительность речи детей;
-развивать связную речь детей;
- совершенствовать умение двигаться под музыку;
-формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;
-совершенствовать двигательную активность детей («Физическая культура»);
Материалы и оборудование: народные костюмы, изделия мастеров, а также детские работы (рисование и аппликация) для оформления лавок; корзина для покупок, лента; музыкальное сопровождение – русские народные мелодии; физическая карта России, перышки, ложки, баранки, платки и юбки для матрешек.
Предварительная работа: сбор информации о промыслах создание в группе выставки посуды, украшенной знаменитыми росписями, изготовление работ с элементами Хохломской, Городецкой и Дымковской росписи, разучивание стихов, песен и народных игр.
Ход развлечения.
Звучит музыка о России, дети заходят в зал, встают полукругом. Далее дети читают стихотворение «Моя страна» Н. Забила.
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь, и горы!
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга!
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше, чем за десять дней,
И то едва домчится!
Как огромна и красива
Наша Родина – Россия!
Ведущий: (обращая внимание детей на карту России):
Да, велика наша страна – много городов, посёлков, деревень. В них живут добрые красивые и талантливые люди. В народе с уважением о них говорят: «Мастера на все руки». Мастера золотые руки». Откуда же берутся искусные мастера? Об этом известен в народе старинный сказ!
Жила в одном селении девушка Марья. Такая мастерица: и прясть, и ткать и игрушки из глины лепить, а уж посуду расписывала – залюбуешься! Прозвали её за это Марьей-искусницей!
Прослышал о ней Кощей Бессмертный и решил заполучить мастерицу в своё царство. Да только Марья-искусница обернулась жар-птицей, и , улетая, стала ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе. Куда падало перо, там и появлялись на русской земле новые мастера и мастерицы! Вот такой сказ!
Ребёнок:
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт!
Ведущий: С давних времён у русского народа был обычай – устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера и покупатели – себя показать да на других посмотреть! Вот и наши мастера приготовили товары на ярмарку. Самое время туда и отправится!
(Дети идут по залу и поют русскую народную песню «Весёлая ярмарка»; становятся полукругом.)
Ведущий:
Эй, вы люди добрые и недобрые!
Слушайте! Слушайте! Слушайте!
Как у нас бывало на святой Руси –
А то не соколы да слетаются,
А то мастера на ярмарку съезжаются!
(По завершению слов, дети встают возле лавок с изделиями Хохломы, Городца, Дымки, Богородской игрушки. Остальные дети – покупатели и гости ярмарки.)
Хохломские мастера:
Подходите! Подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка,
И не кольца, и не брошки –
Расписные чудо - ложки!
Ведущий:
Да откуда же товар,
Кто бы нам, друзья, сказал?
Хохломские мастера: (загадка)
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Как зовут товар такой?
Покупатели: Это Хохлома!
Ведущий: Как вы догадались? (ответы детей по содержанию загадки)
А посуда хороша,
Так и радуется душа!
Покупатели товаром любуются,
А ещё интересуются!
Вопросы покупателей:
- Почему так называется ваша посуда – Хохлома? (По названию села.)
- Из чего вы делаете свою посуду? (Из дерева липы и берёзы.)
-А узор какой? (ягодки, цветочки, стебелечки, листочки, завитки).: Да, Ведущий: сложная работа у хохломских мастеров!
Хохломские мастера:
Налетайте! Налетайте!
Покупайте! покупайте!
Нет изделий краше
Хохломы нашей!
Ведущий:
Покупаем чудо-ложки,
Потанцуем мы немножко! (Кладёт несколько изделий в корзину.)
Танец с ложками.
Вед: А теперь поиграем мы немножко!
«Игра с ложками».
Передавайте ложки,
По нашему кружочку.
Найдите чудо - ложки
Для себя дружочка!
(У кого из детей оказались ложки на момент окончания слов, выходят в круг, играют на ложках)
Ведущий : Э-ге-гей! Солнце красное встаёт,
К другой лавке спешит народ!
(Дети в костюмах с городецкими мотивами встречают остальных ребят возле своей лавки.)
Городецкие мастера:
Есть у нас в стране местечко
Где расписывают дощечки!
Вот на них растут цветы
Небывалой красоты.
Гирлянды птицы собирают,
Кони гривами играют!
Вы по Волге вниз спуститесь,
На другой берег поднимитесь,
Вас встретит, как родной отец,
Славный город Городец!
Ведущий: Да, красивые вещицы! Покупатели дивятся, а вопросы так и сыплются!
Вопросы покупателей:
- Что украшают городецкие мастера своей росписью? (Солонки, разделочные доски, хлебницы, а также шкатулки, сундуки, прялки и др.))
- Чем украшали посуду? (Цветами – розами, купавками, бутонами; волшебными птицами, грациозными конями, сценками из жизни людей.)
-Какие краски использует мастер для росписи посуды?
(В росписи используются разные цвета: розовый, красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, чёрный и белый. Белый цвет наносится сверху на узор – оживляет рисунок.)
Ведущий:
Будет дома красота
Из славного города - Городца!
(Помещает несколько изделий в корзину.)
А теперь, мастера!
Подходите-ка сюда!
Ярмарку продолжаем,
С ленточкой поиграем!
«Игра с лентой».
Вышел(а) (имя) погулять,
Стал(а) подружку (друга) выбирать,
Стал(а) подружку (друга) выбирать
Кому ленту передать!
Поклонись, поклонись
Да за ленточку возьмись!
Мы считаем -1,2,3 –
Ну-ка, ленту забери!
Ведущий:
Пока дружно мы играли,
Мастера новые приезжали!
Лавку открывают,
Гостей к себе зазывают!
(Дети – «дымковские мастера» встречают гостей возле третьей лавки.)
Вед обращает внимание на сундук:
Ведущий :Что это тут за чудесный сундук?
Дымковский мастер:
Сундучок тот не простой:
В нем товар расписной.
Здесь спрятались игрушки,
Веселые зверюшки.
Мастер вынимает из сундука игрушки, покупатели говорят потешки про каждую появившуюся игрушку:
Ой, люли, ой, люли,
Кони на лужок пошли.
Кони удалые, гордые, лихие.
Эта девица красна,
Тугая черная коса,
Щеки алые горят –
Замечательный наряд.
С виду, птичка – невеличка.
Только птичка не порхает –
В небеса не улетает.
Красотою удивляет!
Вот Индюк нарядный!
Весь такой он ладный!
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил!
Дымковский мастер:
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Ведущий: Красивые игрушки? Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг. Как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить её в движении.
Дети становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий произносит: «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как, по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками. Ведущий произносит: «Конь!», дети скачут, как лошадка. Ведущий произносит: «Индюк!», дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками – крыльями, надувая щёки и т.д .
Ведущий: Гости дорогие товары выбирайте,
И на вопросы отвечайте!
-Как называются эти игрушки? (Дымковская игрушка)
-А вы знаете, почему её называют именно дымковская игрушка? (потому что её делают в селе Дымково.)
Дым из труб идет столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали. И село большое
Дымково назвали.
-А как их изготавливает мастер? (ответы детей)
-Ребята, а какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки? (Ответы детей)
-Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки?
(Ответы детей)
Ведущий: Краски яркие, яркие, и потому пестро, весело выходит. Игрушки эти повсюду славятся.
Ярмарку продолжаем,
В игру поиграем!
Проводится народная игра «Пташечка».
Ведущий:
Почтенные господа, пожалуйте-ка сюда.
На нашей ярмарки игрушки лучшие - Богородские!
Мастера богородской игрушки проводят блиц-опрос:
- Почему игрушки называются богородским?
(Лучшими мастерами таких игрушек считались мастера из городка Богородское)
- Из чего их сделали?
(Из дерева вырезали)
- Какие деревья больше всего для этого подходили?
(ольха, липа, осина)
- Какое их главное отличие от других игрушек?
Игрушки эти двигаются, словно живые.
- Вам нравятся игрушки? Хотите их приобрести? Подходите, получите, ни копейки не платите. Игрушку тот получает, кто сможет о ней рассказать.
Дети берут игрушку и рассказывают о ней:
Богородская игрушка, деревянная зверушка: Мишка, зайка, петушок. Полюбуйся-ка, дружок.
Наш Мишутка –музыкант, замечательный талант. В барабан играет, белок потешает.
На деревне кузнецы все в большом почете, Мужички- молодцы целый день в работе.
Под ноги ложатся стружки. Вот и курочки – подружки. Весело зерно клюют. С ними радость и уют!
Ведущий: (Подзывает к себе детей жестами)
Накупили товару мы немало.
(Показывает полную корзинку)
А теперь пировать станем! Умелых мастеров славить!
Ребенок: Мы сегодня чудеса видали,
Мы на ярмарке весёлой побывали!
К лавкам своим подойдите,
На товары поглядите!
Тары-бары-растабары,
Раскупили все товары!
А теперь честной народ,
Вместе встанем в хоровод!
Хоровод «Русский сувенир» (Песня «Русский сувенир» музыка и слова Э. Чуриловой).
Ведущий:
Ярмарка завершается,
Чаепитие начинается!
(Дети и гости угощаются пряниками, баранками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности" Народные промыслы России"
Цель: формирование представления детей о русских промыслах.Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Музыка....
Народные промыслы России
Данная работа посвящена изучению детьми истории возникновения народных промыслов в России. Дети в презентации знакомяться с городецкими, хохломскими, дымковскими, филимоновскими изделиями, изготовлены...
"Народные промыслы России"
Презентация разделена на две части, при показе детям части нужно будет соединить. Для просмотра презентации детьми, фотографии использованные в презентации лучше увеличить....
Народные промыслы России
Стихотворения и к изображениям народных промыслов...
План воспитателя по самообразованию. Тема: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»
Годовой план работы воспитателя по самообразованию по теме "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Представлены цель, задачи...
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...
Народные промыслы России. Подготовка к Дню России.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526656","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20526661","attributes":{"alt":"","class"...