Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и ОВЗ
материал
Существующая потребность в инклюзивном образовании огромна, количество детей с подобными проблемами таково, что необходимо развивать инклюзивное направление в условии школы, совместно обучать разных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 454.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна
«ЦРР-Жемчужинка»
Семинар-практикум на тему:
«Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и ОВЗ»
Приготовили воспитатели:
О.В. Татарникова
З.П. Дударева
Т.В. Львова
О.Н. Жукова
Тулун, 2023г.
Цель: повышение педагогической культуры родителей, развитие детско-родительских отношений.
Задачи:
#1086;казать психолого-педагогическую и социальную поддержку семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
#1089;одействовать родителям ребенка с ОВЗ в решении актуальных задач развития, социализации.
#1092;ормировать педагогическую культуру родителей; ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий в семье, путем обучения родителей специфическим способам и приемам взаимодействия с ребенком.
Приветствие :
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Крикните громко и хором, друзья,
Помощь окажете нам? (нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет?
Пришли вы на наш семинар,
Сил совсем нет,
Вам семинар хочется слушать здесь? (Нет или да)
Мы вас понимаем…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да или нет)
Дайте нам тогда ответ
Помощь откажетесь нам? (Нет или да)
Последнее спросим у вас:
Активными все будете? (нет или Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем семинар - практикум.
Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру.
Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», «…инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Этот термин становится привычным для педагогов. Инклюзивное образование означает обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной природе.
В связи с этим возникла необходимость в создании консультативной поддержке родителей всех детей, посещающих детский сад, но особое внимание нужно обратить на специфике взаимодействия и оказания психолого-педагогической поддержки именно родителям детей с ОВЗ.
Существующая потребность в инклюзивном образовании огромна, количество детей с подобными проблемами таково, что необходимо развивать инклюзивное направление в условии школы, совместно обучать разных детей. Во всех странах и любой группе общества есть дети с ограниченными возможностями здоровья, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. В современной России насчитывается более 2млн. таких детей (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Ребенок с инвалидностью наравне с другими должен получать образование и развиваться. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их социальная адаптация – один из приоритетных вопросов российского образования
На сегодняшний день в ДОУ обучаются …. детей, из них …. имеют особые образовательные потребности в различной степени. Из них … детей имеют инвалидность.
Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это катастрофа, трагизм. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%), мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи. Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. И Россия не исключение.
В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.
Если ребенок с ОВЗ посещает ДОУ, семья взаимодействует с педагогами, социальными работниками, психологом, другими специалистами, а также, детским коллективом, хотя бы в небольшой степени.
Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:
- изолированность родителей от родительской общественности,
- отсутствие контакта ребенка со сверстниками;
- страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся;
- отсутствие объективной картины учебного процесса в школе;
- нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.
Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.
Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагога могут дать детям большое человеческое счастье.» (В. А. Сухомлинский).
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».
Главная цель в работе ПЕДАГОГА с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации СЕМЬИ, мобилизовать ее возможности. Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы воспитателя зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую ДОУ по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Основные принципы организации работы воспитателя с родителями детей с ОВЗ:
1) принимать детей с ОВЗ "как любых других детей в группе",
2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,
3) вовлекать детей в коллективные формы обучения и групповое решение задач,
4) использовать и другие формы коллективного участия - игры, совместные праздники, развлечения знаний и т.д.
Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:
1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания; круглые столы, родительские лектории, практикумы и др.)
2)Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни открытых дверей; праздники, мастер - классы и др.)
3) Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессе
(участие родителей группы в работе родительского комитета и др.)
Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная, групповая и коллективная работа.
Для изучения семейной микросреды ребенка с ОВЗ необходимо проводить диагностико-аналитическую работу с родителями.
Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.
Поэтому важным звеном в индивидуальной работе являются доверительные беседы с родителями ребёнка. В разговоре с родителями ребенка можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к детскому саду, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения учебных заданий и т.д.
Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации, беседы. Чтобы помочь родителям здоровых детей и детей с ОВЗ принять друг друга необходимо проводить беседы с родителями всей группы с целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ (не все готовы принять факт нахождения рядом с их чадом «не такого» ребенка); «индивидуальные консультации родителей детей с ОВЗ с целью корректного включения их детей в систему общего образования. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и воспитателем. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.
В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход воспитателя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»
Между воспитателем и родителями должна поддерживаться тесная связь в родительском чате, с информацией об успехах их детей, фото/видео фрагментов занятий, праздников. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Родители же могут делиться с педагогами ДОУ домашним видео о работе с ребенком в домашних условиях.
- Артикуляционная сказка
1. Мнемотаблица к артикуляционной сказке по Т.В. Мецлер «Жил-был язычок»
2. Мнемотаблица к артикуляционной сказке по Н.А. Лукиной «Ленивый котенок»
3. Мнемотаблица к артикуляционной сказке «Волк и три поросенка»
4.
- Практическое задание для родителей:
Правила общения с родителями, имеющими детей с ОВЗ
Этично | Не этично (Убрать готовые ответы) |
В разговоре с родителями называть ребёнка по имени | Говорить: «Ваш ребёнок» |
Обращаться к родителям по имени и отчеству или по имени, предварительно попросив разрешения | Обращаться: «Мамочка» |
Обсуждать проблемы ребёнка только с родителями | Обсуждать проблемы ребенка в присутствии других людей |
Использовать выражения: ментальные проблемы; недостаточный уровень интеллектуального развития | Употреблять термин «умственно отсталый» |
Если требуется сравнение с детьми без проблем в развитии, использовать выражения: дети с типичным развитием; при типичном развитии обычно дети… | Употреблять слова: «здоровые, нормальные дети» |
Использовать выражения: нетипичное развитие, особый ребёнок, ребёнок с особенностями в развитии | Использовать выражение: «больные, ненормальные дети» |
Если ребёнок не демонстрирует тот или иной навык, а родители утверждают, что дома он это может сделать, следует сказать: «По-видимому, у Пети нет генерализации этого навыка. Он может это сделать только в определенном месте и с некоторыми людьми. В таком случае наша задача добиться генерализации этого навыка. | Говорить: «Нет, он не может этого сделать, вы же видите, он не выполняет инструкцию» |
Употреблять слово «Пока»: «Ваня пока не может…», «Пока у Левы не получается…» | Просто констатировать отсутствие навыка |
Если групповые занятия на данном этапе развития не возможны, следует сказать: «Те навыки, которым необходимо обучать в первую очередь, проще и эффективнее формировать на индивидуальных занятиях» | Говорить: «О групповых занятиях не может быть и речи, он не потянет группу, он будет другим мешать» |
После каждого занятия обязательно подвести итог и отметить результат: «Сегодня мы учились складывать пазл из 2х частей. Миша может сделать это самостоятельно. Он научился с минимальной подсказкой показывать части тела. Мы начали учиться сортировать предметы по цвету, пока это получается с помощью». | Указывать только на недостатки. |
Если не удается сформировать какой-то навык, сказать: «Пока у меня не получается научить Аню решать примеры. Я подумаю, посоветуюсь с коллегами и попробую другие способы». | Говорить: «Она никак не научиться решать примеры, бьемся, бьемся и ни с мамы» |
- Пойми чувства ребенка
Инструкция: чтобы понять чувства ребенка, вам необходимо будет встать на его место. Перед вами таблица, в которой вам нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.
Ситуация и слова ребенка | Чувства ребенка |
«Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка выбил у меня портфель, и из него все посыпалось». Ребенок перед разбитой вазой (вашей любимой) : «Я хотел достать книжку с полки, а ваза упала и разбилась» Старший сын – маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: «Маленькая, маленькая», — а меня никогда не жалеешь». (Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча-а-шечка!». «Это тебе подарок! Сам сделал! » Ребенок протягивает непонятную конструкцию из пластилина. Вы замечаете, что пластилином вымазаны не только руки и одежда малыша, но и ковер около стола. |
- Игровое упражнение «Запрет».
Посмотрите, пожалуйста, на свои столы, у кого оказалась геометрическая фигура - треугольник выходит в круг, садится на стул, будет выступать в роли ребёнка. А каждый из нас мама этого ребенка.
- Я, как мама (каждая из вас), очень забочусь о своем ребенке, чтобы он был здоровенький, чистенький, сытый, общительный.
Участникам предлагается вспомнить и назвать наиболее часто употребляемые запреты в отношении детей. Каждый запрет фиксируется на “ребёнке”
(например, на запрет:
“Не кричи, кому сказала!” – завязываем рот;
“Не бегай, голова уже кругом!” – завязываем ноги;
“Не грызи ногти, черви заведутся!” – завязываем руки;
“Не подглядывай, а то по носу щелкну!” – завязываем глаза;
“Не крутись бестолку, как белка в колесе!” – забинтовываем корпус тела;
- Что ревешь, я тебя спрашиваю? Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! – завязываем платком сердце.
Какие чувства Вы (ребенок) испытывали с такими запретами? Какой из запретов Вас больше всего тяготил?
Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка. Давайте найдем позитивные решения
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
- Не завязывать руки – соблюдать чистоту рук;
- Не завязывать ноги – обучать правилам поведения;
- Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.
Рефлесия:
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на семинар-практикум: свой багаж мыслей, знаний. А на правую руку - то, что получили нового на семинаре-практикуме.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
А нам остаётся только поблагодарить вас за внимание, и за работу.
Дети – это будущие члены общества, и если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.
Спасибо за внимание!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Описаны формы работы с родителями, имеющих детей с ОВЗ...
Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование». Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», «…инклюзивное образование — это обеспечение равного ...
Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование». Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», «…инклюзивное о...
Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Необходимость создания условий для консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования, закреп...
Консультация для воспитателей "Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья."
Рекомендации по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ; способы установления прочного партнерского контакта с родителями для решения проблем ребенка....
Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Консультация для воспитателей об особенностях взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья...
Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В презентации раскрыты цель и задачи педагогов для работы с родителями детей с ОВЗ. А также указаны направления работы, формы взаимодействия и и указаны основные принципы работы....