Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
презентация по коррекционной педагогике
В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование». Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», «…инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». По сути, инклюзивное образование означает обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной природе. Необходимость создания условий для консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования, закреплена в главе III ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». Консультирование по вопросам инклюзивного образования необходимо для родителей всех детей, посещающих детский сад. Однако в данной статье мы остановимся на специфике взаимодействия и оказания психолого-педагогической поддержки именно родителям детей с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В России количество лиц с ОВЗ медленно, но стабильно растет. Детей, нуждающихся в специализированной помощи становиться ежегодно больше на 5-7%
В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование».
Цель инклюзии в дошкольном образовательном учреждении - как можно раньше обеспечить адаптацию ребенка в обществе, социализировать его.
Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ: — дети — инвалиды; - дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие особые образовательные потребности.
Внимательные родители; Родители, не признающие особых потребностей детей;
Для того чтобы начать взаимодействие с родителями детей с ОВЗ- необходимо установить с ними прочный контакт.
Родители не сразу обращают внимание на то, что у ребенка есть проблемы. Они прибегают к различным объяснениям этих «надуманных педагогом проблем»
Примеры из педагогической практики показывают, что родители бывают не готовы получить помощь специалистов для решения проблем ребенка.
До принятия конструктивных решений родители проходят ряд этапов:
1 этап: родители отрицают, что у ребенка есть проблема; 2 этап: родители начинают искать виноватых; 3 этап: родители направляют все свои масли на то, чтобы «откупиться от этой проблемы» ;
4 этап: нарушается сон и аппетит, появляется раздражение, а слёзы не приносят облегчение; 5 этап: к родителям возвращаются силы и положительные эмоции, они начинают задумываться о своём будущем и будущем своего ребенка.
Прежде чем начинать активное взаимодействие с родителями ребенка с ОВЗ, необходимо понять, на каком этапе находится родитель.
Способы установления прочного партнерского контакта с родителями для решения проблем ребенка: -универсальный способ -это рассказать им об успехах ребенка; -домашнее визитирование; -приглашение родителей посетить образовательную деятельность; -поддержка инициативы родителей в организации совместных мероприятий.
Вселить в родителей веру в успех и в необходимость в развитии своего ребёнка наша с вами задача!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Слайд 2.
В России количество лиц с ОВЗ медленно, но стабильно растет. Детей, нуждающихся в специализированной помощи становиться ежегодно больше на 5-7% .
Слайд 3
В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование». Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», «…инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». По сути, инклюзивное образование означает обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной природе.
Слайд 4
Тенденция современного образования идет к инклюзии, то есть не просто к включению детей с ОВЗ в общество, но и адаптации среды к таким детям.
Слайд 5.
Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ — это дети — инвалиды и дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие особые образовательные потребности.
Слайд 6-7
Родителей этих детей можно разделить на две категории:
- Внимательные родители, принявшие ситуацию «особого» ребенка в семье и хорошо адаптирующие его в обществе.
- Родители, не признающие особых потребностей детей. Они говорят: «У меня все хорошо, это воспитатели непрофессиональные и не могут с ним справиться», «У меня нормальный ребенок, нам не нужны никакие специалисты».
Слайд 8-9.
Родители не сразу обращают внимание на то, что у ребенка есть проблемы. Они прибегают к различным объяснениям этих «надуманных педагогом проблем»:
- Ребенок в четыре года разговаривает отдельными аморфными словами, не связывая их во фразу. (Мама оправдывается: «Папа тоже поздно заговорил, но сейчас-то он очень успешный человек».)
- Ребенок часами один молча катает машинки в углу. (Реакция мамы: «Он такой самостоятельный, долго может сам себя занять…»)
- Ребенок вырывает на прогулке у ровесников понравившиеся ему игрушки с криками и падениями на землю и их не отдаёт. (Сожаление мамы: «С ним никто не хочет играть…»)
- В возрасте трёх лет ребенок пьёт из бутылочки и не переходит на твёрдую пищу. (Мама, с улыбкой «Он у нас такой ленивый, весь в папу…»)
Слайд 10-12
Какие этапы проходят родители до момента принятия конструктивных решений.
1 этап. Родители отрицают, что у ребенка есть проблема. Отрицание может выражаться вербально: мама снова и снова, словно не расслышала или не поняла, уточняет слова или формулировки, в которых ей сообщили о проблеме. На самом деле в данный момент она не плохо слышит, а не хочет верить, что именно у её ребенка есть проблема. В период отрицания родители начинают возить ребенка по большому количеству детских учреждений в поисках специалистов для того, чтобы те им сообщили, что произошла ошибка, диагноз поставлен не верно и с ребенком всё хорошо.
2 этап. Родители начинают искать виноватых. Они не просто-не верят-они активно сомневаются в том, что им сообщили достоверную информацию, и направляют агрессию на её источник. (Например: «У нас дома с поведением ребенка проблем нет. Это воспитатели с ним справиться не могут!») Кроме того, у них появляется агрессия, направленная на себя и на близких людей: начинают анализировать генеалогическое древо и искать виновных в проблемах развития ребенка среди родственников. Решения, принятые на этой стадии, могут привести к негативным последствиям во внутрисемейных отношениях. Зачастую на этой стадии может произойти распад семьи.
3 этап. Родители направляют все свои масли на то, чтобы «откупиться от этой проблемы». Они дают себе зарок, обет что-то делать/не делать, надеясь, что проблема разрешится сама собой, то есть всё будет хорошо. Родители могут платить изменением своего поведения, делать пожертвования, могут решить посвятить время и силы чему-то, связанному с причиной горя. Из этого состояния они переходят на следующий этап.
4 этап. Эмоциональные реакции родителей обедняются, у них нарушается сон и аппетит, появляется раздражение, а слёзы не приносят облегчение. Если в таком состоянии родитель найдет в себе силы и обратится за квалифицированной помощью специалиста, то он переходит на следующий этап.
5 этап. Носит название конструктивных действий. К родителям возвращается ощущение внутренней опоры, возвращаются силы и положительные эмоции. Они начинают задумываться о своём будущем и будущем своего ребенка.
Слайд 13-14
Педагогам приходится искать способы установления прочного партнерского контакта с родителями для решения проблем ребенка.
Рассмотрим эти способы.
Универсальный способ установления позитивного контакта с родителями-это рассказать им об успехах ребенка. Порой педагогам сложно найти что-то положительное в ребенке, от криков которого устал уже весь персонал. Но, приглядевшись внимательнее, можно заметить, что сегодня он кричал чуть меньше, ел чуть лучше, спал чуть дольше. И рассказ об этих маленьких достижениях станет поводом для установления партнёрства с родителями. Родители перестанут ощущать в педагоге «врага», от которого необходимо защищаться.
Еще один способ установления контакта, широко практикующийся за рубежом и постепенно входящий и в отечественную педагогику, -это домашнее визитирование. Технология домашнего визитирования необходима, в первую очередь, для семей, воспитывающих детей раннего возраста и детей со сложными нарушениями развития. Педагог знакомится с семьёй, её укладом, общается с родителями в непринужденной обстановке. При грамотной позиции педагога родители чувствуют себя успешными в своей роли и понимают, что они делают всё необходимое для полноценного развития ребенка.
Следующий способ-приглашение родителей на групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Родителям детей с ОВЗ, не имеющим специального психологического и педагогического образования, крайне сложно играть и заниматься со своим ребенком. Они искренне удивляются, видя, как их дети могут выполнять инструкции, одновременно со всеми детьми делать упражнения, самостоятельно принимать пищу.
Чрезвычайно эффективным способом является поддержка инициативы родителей в организации совместных мероприятий. Часто семьи детей с ОВЗ ведут очень замкнутый образ жизни, и выход в детский сад-это «приоткрытие двери в общество». Многие их родителей уникальные таланты: предложите им подготовить декорации, костюмы, пособия для занятий, и они с удовольствием откликнутся на это.
Слайд 15
Таким образом, при планировании взаимодействия с родителями детей с ОВЗ нужно учитывать следующее:
- Родители должны участвовать в составлении индивидуального плана развития ребенка.
- Родители должны регулярно получать отчеты об успехах ребенка.
- При возможности следует организовать домашнее визитирование-посещать семью ребенка дома, так у педагогов будет возможность понять требования, предъявляемые к ребенку родителями.
- Родители приглашаются посещать групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Так униях будет возможность познакомиться с методами преподавания, применяемыми в дошкольном образовании.
- Поощряется помощь родителей в организации совместных мероприятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Описаны формы работы с родителями, имеющих детей с ОВЗ...
Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В настоящее время для педагогов уже становится привычным термин «инклюзивное образование». Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации», «…инклюзивное образование — это обеспечение равного ...
Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Необходимость создания условий для консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования, закреп...
Консультация для воспитателей "Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья."
Рекомендации по взаимодействию с родителями детей с ОВЗ; способы установления прочного партнерского контакта с родителями для решения проблем ребенка....
Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья
Консультация для воспитателей об особенностях взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья...
Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В презентации раскрыты цель и задачи педагогов для работы с родителями детей с ОВЗ. А также указаны направления работы, формы взаимодействия и и указаны основные принципы работы....
Особенности взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и ОВЗ
Существующая потребность в инклюзивном образовании огромна, количество детей с подобными проблемами таково, что необходимо развивать инклюзивное направление в условии школы, совместно обучать разных д...