Проект по экологии "Мы с природой дружим,мусор нам не нужен"
проект (старшая группа)
Значимость проекта:
Формирование у детей экологического мышления. Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_s_prirodoy_druzhim_musor_nam_ne_nuzhen_.docx | 40.5 КБ |
proekt_my_s_prirodoy_druzhim_musor_nam_ne_nuzhen_.docx | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №10 детский сад «64»Яблонька»
Проект по экологии
«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен».
в рамках образовательной области «Познавательное развитие»
старшая группа «Почемучки»
Воспитатель: Геворгян А.А.
Подкопытова С.Н.
г.о.Мытищи 2024г
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно – исследовательский, творческий.
По содержанию: ребенок и охрана природы.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности реализации проекта: краткосрочный с 1 апреля по 31 мая 2024г.
Актуальность
«Чисто не там, где убирают,
а там, где не мусорят».
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования. Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Вокруг нас в окружающей нас природе мы видим большое количество мусора и грязи. И их становится все больше и больше. Проблема мусора очень актуальна. Взрослые, не задумываясь, выбрасывают мусор из окна автомобиля, бросают на мостовую фантик от съеденной конфеты, тем самым показывая пример своим детям. Засоренность отходами жизнедеятельности людей влечет за собой неконтролируемое размножение насекомых и грызунов, которые являются переносчиками различных инфекционных заболеваний. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Задача взрослых помочь молодому поколению вовремя исправить допущенные ошибки и не повторять их в дальнейшем. Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей о видах бытовых отходов, их свойствах, об опасности бытовых отходов в жизни человека. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, был разработан проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».
Цель проекта:
В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе.
Задачи проекта:
- дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах, об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов;
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, опытным
путём выявить, какие отходы разлагаются быстрее, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
- формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
- развивать экологическую культуру;
- воспитывать бережное отношение к чистоте группы, участка, квартиры, улиц поселка.
Наш девиз: «Город - наш дом, не мусори в нем!»
Проблемная ситуация: Когда мы ходили на экскурсию по городу то обратили внимание, что мусор валяется на тротуарах, в кустах, у мусорных контейнеров (пакеты от чипсов, сухариков, грязные бумажки и т.д.). Дети стали задавать вопросы: «Почему люди бросают мусор на землю? Почему так много мусора вокруг? Что нужно сделать, чтобы его стало меньше? Можно ли дать мусору «вторую жизнь»?». Так у нас и возникла идея создания нашего исследования: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» И попытаться решить «мусорную проблему».
Как искали ответы на возникающие вопросы:
1. Провели целевую прогулку и отметили, что наши дворы и прилегающая территория к детскому саду сильно замусорены (на земле валяются жестяные банки, пластиковые пакеты и бумага).
2. С помощью слайдов, приготовленных воспитателем, познакомились с видами бытового мусора.
3. На практике проследили, какого мусора скапливается больше всего дома у детей и в детском саду.
4. Узнали о способах утилизации мусора и о понятии «сортировка мусора».
5. У мусора тоже может быть «вторая жизнь».
Принципы, лежащие в основе проекта:
1. Принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя.
2. Принцип систематичности и последовательности.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип доступности и посильности.
5. Принцип учёта возрастных особенностей детей.
Методы, используемые для реализации проекта:
- Наглядные методы. (Целевые прогулки, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций.)
- Словесные методы. (Чтение литературных произведений, пословиц и поговорок, беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя, отгадывание загадок.)
- Игровые методы. (Подвижные игры, сюжетно–ролевые, дидактические.)
- Практические методы. (Организация продуктивной деятельности детей, проведение опытов.)
При построении работы особое внимание было уделено основным направлениям:
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление – изучение свойств и качеств материалов: пластик, металл, бумага, резина.
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсии, наблюдения, опытов.
Техническое оснащение:
1.Мультимедийное оборудование.
2.Дидактические игры.
3. Сбор бросового материала.
4. Наглядно – демонстрационный материал.
5. Оборудование для проведения опытов и экспериментов.
Значимость проекта:
Формирование у детей экологического мышления. Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Этапы | Мероприятия |
1.Подготовительно-проектировочный этап | - Составление перспективного плана работы по реализации проекта. - Подбор наглядно –демонстрационного материала. - Сбор и анализ литературных источников по теме. - Подготовка родителей к работе над проектом. - Разработка консультации для родителей. - Разработка анкет для родителей. |
2.Практический этап | Форма работы с родителями -Беседы, консультации и сообщения экологической направленности. - Участие в выставках совместно с детьми. Форма работы с детьми: -Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором. - Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: пластик, металл, бумага, резина, стекло. - Наблюдения и целевые прогулки по улицам поселка. - Чтение художественной литературы. - Экологические, подвижные, дидактические игры. -Экологическая акция. -Экспериментальная деятельность. -Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участия в беседе, диалоге). |
3.Обобщающе - результативный этап | Обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. |
4. Презентация проекта | Оформление выставки поделок из бросового материала: «Вторая жизнь мусора». |
Предполагаемый результат:
- у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
-дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
- пополнится развивающая среда в группе.
-понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
- дети научаться вторично, использовать бытовой отход в разных видах деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: В заключении хочется сказать, что семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Проект помог детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно. Надо бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности. По итогам нашей проектной деятельности нами был сделан общий вывод: «Каждый из нас хочет жить на чистой планете, дышать чистым воздухом, купаться в чистой реке и любоваться природой, а не мусором. Добиться этого мы сможем все вместе. За нами будущее, чистое будущее!»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.:Мозаика-Синтез, 2006.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников.-2-е изд., испр.-М.:ТЦ Сфера, 2014.
- Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников.- М.:ТЦ Сфера, 2000.
- Журнал дошкольное воспитание №1/2017
- Занимательная книга знаний в вопросах и ответах / пер. с анг. М.
Беньковская и другие. – М.: МАХАОН, 2012.- 160 Иллюстрированная
энциклопедия почемучек / пер. с анг. Кабановой. – М.: АСТ:Астрель, 2008.
- Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образованиядошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Камерилова Г.С. Экология города. – М.: Дрофа, 2010.
- Кондратьева Н. Н. и др. «Мы». Программа экологического образованиядетей / – СПб.: Детство-Пресс, 2003
- Рыжова Н.А. Как воспитать Эйнштейна (лаборатория в ДОУ). Обруч № 5,2004.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки….Экологические рассказы,сказки и праздники. М.: Линка-Пресс, 2002 г.
- Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
- Рыжова Н.А. Экологическое воспитание и развивающая предметная средадетского сада. Экологическое образование: в школе, до школы, вне школы №2, 1999.
14. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз,
2000.
Приложение№1
Перспективный план реализации проекта
№ | Мероприятия | Сроки исполнения | Исполнители |
1 | Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Подбор методической литературы для реализации проекта. | 1 апреля | Воспитатель. |
2 | Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед. Разработка рекомендаций для родителей. | 8 апреля | Воспитатель. |
3 | Беседа: «Помогите природе». Целевая прогулка по улицам города. Чтение стихотворения: А. Сметанин: «Твой долг гражданина». Д/и: «Что я видел?». Сбор фотографий, материала по теме.Анкетирование родителей: «Утилизация отходов». | 15 апреля | Воспитатель, дети, родители. |
4 | Показ презентации: «Какой бывает мусор и как долго он может пролежать в земле до полного разложения». Опыт №1 «Если закопать в землю мусор, что произойдет?». Д/и: «Сортируем мусор правильно». | 22 апреля | Воспитатель, дети. |
5 | Беседа: «Бумажные секреты». Опыт №2 Изготовление новой бумаги. Чтение стихотворения: В. Степанов: О загрязнении«Не надо мусорить в лесу!». | 29 апреля | Воспитатель, дети. |
6 | Беседа: «В мире металлических предметов».Опыт №3 «Влияние воды на батарейку».Д/и: «Что лишнее?»Сюжетно-ролевая игра: «Магазин непродовольственных товаров». | 2 мая | Воспитатель, дети. |
7 | Беседа: «Ознакомление со свойствами стекла». Наблюдение: «Есть ли мусор на участках детского сада». Отгадывание загадок про мусор. Чтение стихотворения: С.Михалков: «Мусорная фантазия». Д/и: «Расскажи о предмете». | 6 мая | Воспитатель, дети. |
8 | Беседа: «Свойства пластмассы и резины». Д/и: «Отгадай материал». Зеленый патруль: «Чистый участок детского сада». | 13 мая | Воспитатель, дети. |
9 | Беседа: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!» Рисование: «Природоохранные знаки». Д/и: «Что из чего». | 20 мая | Родители, дети. |
10 | Сбор пословиц и поговорок про мусор. П/и: «Распредели мусор по цвету бака». Чтение стихотворения: М. Крюков «Меньше ездить на машинах». | 27 мая | Воспитатель, дети. |
11 | Акция, поделки (кормушки): «Покормим птиц». Зеленый патруль: «Чистота в группе». Д/и: «Найди друзей». | 31 мая | Воспитатель, дети. |
Приложение №2
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в опросе на тему: «Утилизация отходов».
Надеемся на ваши искренние ответы, на вопросы анкеты.
1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?
2. Сортируете ли вы мусор для утилизации?
3. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)
4. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
5. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?
6. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?
7. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
8. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?
9. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?
10. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?
11. Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?
12. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем поселке?
Благодарим за сотрудничество!
Приложение №3
Экспериментальная деятельность
Опыт №1. «Мусор в земле»
Закопаем в землю пластиковый стакан, фантик от конфеты, пластмассовую крышку, батарейку, огрызок яблока, апельсиновую корку, полиэтиленовый пакет. Через две недели раскопаем землю и посмотрим, что произойдет с этими предметами.
По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.
Опыт №2. «Изготовление новой бумаги»
1. Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.
2. На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея или ПВА, процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.
3. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.
4. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.
Опыт №3. «Влияние воды на батарейку»
Поместим батарейку в воду. В результате наблюдаем потемнение, затем ржавление. В этом случае происходит образование солей тяжелых металлов. Аналогично соли могут образовываться в природе, что ведет к попаданию их в почву и грунтовые воды.
В результате проведенного опыта приходим к следующим выводам:
Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера используемые для питьевого водоснабжения. Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.
Приложение№4
Дидактические игры:
Лото: «Сортируем мусор правильно»
Цель: Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.
1 вариант.
Оборудование.
Играющим раздаются карты с изображением в центре баков разного цвета для разных материалов (стекла, пластика и резины, бумаги, пищевых отходов, металла) и с пустыми клетками по краям.
У ведущего – карточки с изображением предметов, сделанных из разных материалов.
Ход игры.
Ведущий показывает карточку с изображением предмета, дети определяют, из какого материла, сделан предмет. Дети определяют, на чьей карте находится бак для этих предметов и выкладывает данную карточку на пустую клетку. И так до тех пор, пока все пустые клетки не будут заполнены у кого-нибудь из играющих. Первый, кто заполнил карту целиком, – побеждает.
2 вариант.
Оборудование.
Детям раздаются маленькие карточки с изображением различных предметов в равном количестве на каждого.
У ведущего - карты с изображением в центре баков разного цвета для разных материалов (стекла, пластика и резины, бумаги, пищевых отходов, металла) и с пустыми клетками по краям.
Ход игры. Дети рассматривают имеющиеся у них карточки и по очереди выкладывают их на карты ведущего, обосновывая свой выбор. Ребенок, совершивший ошибку, пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым разложит все карточки.
«Что я видел?»
Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.
Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.
«Расскажи о предмете»
Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.
Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.
Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.
«Что лишнее?»
Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.
Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.
Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему.
Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.
«Отгадай материал»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.
Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?
«Хорошо-плохо»
Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.
Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.
«Найди друзей»
Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.
Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.
«Наоборот»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.
Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).
«Что из чего»
Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.
Оборудование. Мяч.
Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: - «стакан» ребенок ловит мяч и отвечает - стекло.
Приложение № 5
Наблюдения на прогулке.
В течение нескольких дней обращали внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?
Во время прогулки проверить, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратить внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.
Беседа: «Помогите природе»
Цель: Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы. Дать представление: о видах и опасности бытовых отходов. Уточнить представления об основных источниках загрязнения. Развивать экологическую культуру.
Как же мы загрязняем природу? Можно ли это делать? Как человек помогает природе? Куда выбрасывать мусор? Что же все-таки делать с мусором? Как его сортировать?
Ознакомление со свойствами бумаги: «Бумажные секреты»
Цель: Познакомить детей с видами бумаги.
Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);
Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);
«Ознакомление со свойствами пластмассы»
Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.
Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);
Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);
Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;
Ознакомление со свойствами металлических предметов: «В мире металлических предметов»
Цель: Познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга).
Рассматривание металлических предметов;
Рассказ взрослого о разных видах металла;
Опытно-практическая деятельность:
металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера), притягивается магнитом;
«Ознакомление со свойствами резины»
Цель: Познакомить со свойствами резины.
Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);
Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);
«Ознакомление со свойствами стекла»
Цель: познакомить детей со свойствами стекла:
прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое.
Опытно-практическим путем изучить свойства стекла:
Познакомить с историей создания стекла.
Рассмотреть изделия из стекла;
Найти стеклянные предметы в группе;
Экспериментальным путем изучить свойства стекла.
Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).
Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)
Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла»
Беседа: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»
Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.
Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах).
Изготовление детьми природоохранных знаков. В дальнейшем по возможности, размещение их у реки, пруда, детского сада (на экскурсии);
Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, в другую - бумажные обрезки, которые необходимо утили зировать в компостные ямы ).
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №10 детский сад «64»Яблонька»
Проект по экологии
«Мы с природой дружим, мусор нам не нужен».
в рамках образовательной области «Познавательное развитие»
старшая группа «Почемучки»
Воспитатель: Геворгян А.А.
Подкопытова С.Н.
г.о.Мытищи 2024г
Паспорт проекта
Тип проекта: информационно – исследовательский, творческий.
По содержанию: ребенок и охрана природы.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности реализации проекта: краткосрочный с 1 апреля по 31 мая 2024г.
Актуальность
«Чисто не там, где убирают,
а там, где не мусорят».
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования. Ни для кого не секрет, что проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Вокруг нас в окружающей нас природе мы видим большое количество мусора и грязи. И их становится все больше и больше. Проблема мусора очень актуальна. Взрослые, не задумываясь, выбрасывают мусор из окна автомобиля, бросают на мостовую фантик от съеденной конфеты, тем самым показывая пример своим детям. Засоренность отходами жизнедеятельности людей влечет за собой неконтролируемое размножение насекомых и грызунов, которые являются переносчиками различных инфекционных заболеваний. Поэтому актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Задача взрослых помочь молодому поколению вовремя исправить допущенные ошибки и не повторять их в дальнейшем. Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей о видах бытовых отходов, их свойствах, об опасности бытовых отходов в жизни человека. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, был разработан проект «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!».
Цель проекта:
В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе.
Задачи проекта:
- дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах, об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов;
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности, опытным
путём выявить, какие отходы разлагаются быстрее, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
- формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
- развивать экологическую культуру;
- воспитывать бережное отношение к чистоте группы, участка, квартиры, улиц поселка.
Наш девиз: «Город - наш дом, не мусори в нем!»
Проблемная ситуация: Когда мы ходили на экскурсию по городу то обратили внимание, что мусор валяется на тротуарах, в кустах, у мусорных контейнеров (пакеты от чипсов, сухариков, грязные бумажки и т.д.). Дети стали задавать вопросы: «Почему люди бросают мусор на землю? Почему так много мусора вокруг? Что нужно сделать, чтобы его стало меньше? Можно ли дать мусору «вторую жизнь»?». Так у нас и возникла идея создания нашего исследования: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!» И попытаться решить «мусорную проблему».
Как искали ответы на возникающие вопросы:
1. Провели целевую прогулку и отметили, что наши дворы и прилегающая территория к детскому саду сильно замусорены (на земле валяются жестяные банки, пластиковые пакеты и бумага).
2. С помощью слайдов, приготовленных воспитателем, познакомились с видами бытового мусора.
3. На практике проследили, какого мусора скапливается больше всего дома у детей и в детском саду.
4. Узнали о способах утилизации мусора и о понятии «сортировка мусора».
5. У мусора тоже может быть «вторая жизнь».
Принципы, лежащие в основе проекта:
1. Принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли воспитателя.
2. Принцип систематичности и последовательности.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип доступности и посильности.
5. Принцип учёта возрастных особенностей детей.
Методы, используемые для реализации проекта:
- Наглядные методы. (Целевые прогулки, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций.)
- Словесные методы. (Чтение литературных произведений, пословиц и поговорок, беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя, отгадывание загадок.)
- Игровые методы. (Подвижные игры, сюжетно–ролевые, дидактические.)
- Практические методы. (Организация продуктивной деятельности детей, проведение опытов.)
При построении работы особое внимание было уделено основным направлениям:
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление – изучение свойств и качеств материалов: пластик, металл, бумага, резина.
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсии, наблюдения, опытов.
Техническое оснащение:
1.Мультимедийное оборудование.
2.Дидактические игры.
3. Сбор бросового материала.
4. Наглядно – демонстрационный материал.
5. Оборудование для проведения опытов и экспериментов.
Значимость проекта:
Формирование у детей экологического мышления. Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Этапы | Мероприятия |
1.Подготовительно-проектировочный этап | - Составление перспективного плана работы по реализации проекта. - Подбор наглядно –демонстрационного материала. - Сбор и анализ литературных источников по теме. - Подготовка родителей к работе над проектом. - Разработка консультации для родителей. - Разработка анкет для родителей. |
2.Практический этап | Форма работы с родителями -Беседы, консультации и сообщения экологической направленности. - Участие в выставках совместно с детьми. Форма работы с детьми: -Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором. - Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: пластик, металл, бумага, резина, стекло. - Наблюдения и целевые прогулки по улицам поселка. - Чтение художественной литературы. - Экологические, подвижные, дидактические игры. -Экологическая акция. -Экспериментальная деятельность. -Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участия в беседе, диалоге). |
3.Обобщающе - результативный этап | Обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. |
4. Презентация проекта | Оформление выставки поделок из бросового материала: «Вторая жизнь мусора». |
Предполагаемый результат:
- у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
-дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
- пополнится развивающая среда в группе.
-понимание детьми, что скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям; умение сортировать мусор из разного материала; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
- дети научаться вторично, использовать бытовой отход в разных видах деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: В заключении хочется сказать, что семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Проект помог детям и родителям понять, что нельзя мусорить бездумно. Надо бережно относиться к вещам, беречь их, делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности. По итогам нашей проектной деятельности нами был сделан общий вывод: «Каждый из нас хочет жить на чистой планете, дышать чистым воздухом, купаться в чистой реке и любоваться природой, а не мусором. Добиться этого мы сможем все вместе. За нами будущее, чистое будущее!»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.:Мозаика-Синтез, 2006.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников.-2-е изд., испр.-М.:ТЦ Сфера, 2014.
- Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников.- М.:ТЦ Сфера, 2000.
- Журнал дошкольное воспитание №1/2017
- Занимательная книга знаний в вопросах и ответах / пер. с анг. М.
Беньковская и другие. – М.: МАХАОН, 2012.- 160 Иллюстрированная
энциклопедия почемучек / пер. с анг. Кабановой. – М.: АСТ:Астрель, 2008.
- Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образованиядошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Камерилова Г.С. Экология города. – М.: Дрофа, 2010.
- Кондратьева Н. Н. и др. «Мы». Программа экологического образованиядетей / – СПб.: Детство-Пресс, 2003
- Рыжова Н.А. Как воспитать Эйнштейна (лаборатория в ДОУ). Обруч № 5,2004.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки….Экологические рассказы,сказки и праздники. М.: Линка-Пресс, 2002 г.
- Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
- Рыжова Н.А. Экологическое воспитание и развивающая предметная средадетского сада. Экологическое образование: в школе, до школы, вне школы №2, 1999.
14. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз,
2000.
Приложение№1
Перспективный план реализации проекта
№ | Мероприятия | Сроки исполнения | Исполнители |
1 | Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Подбор методической литературы для реализации проекта. | 1 апреля | Воспитатель. |
2 | Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед. Разработка рекомендаций для родителей. | 8 апреля | Воспитатель. |
3 | Беседа: «Помогите природе». Целевая прогулка по улицам города. Чтение стихотворения: А. Сметанин: «Твой долг гражданина». Д/и: «Что я видел?». Сбор фотографий, материала по теме.Анкетирование родителей: «Утилизация отходов». | 15 апреля | Воспитатель, дети, родители. |
4 | Показ презентации: «Какой бывает мусор и как долго он может пролежать в земле до полного разложения». Опыт №1 «Если закопать в землю мусор, что произойдет?». Д/и: «Сортируем мусор правильно». | 22 апреля | Воспитатель, дети. |
5 | Беседа: «Бумажные секреты». Опыт №2 Изготовление новой бумаги. Чтение стихотворения: В. Степанов: О загрязнении«Не надо мусорить в лесу!». | 29 апреля | Воспитатель, дети. |
6 | Беседа: «В мире металлических предметов».Опыт №3 «Влияние воды на батарейку».Д/и: «Что лишнее?»Сюжетно-ролевая игра: «Магазин непродовольственных товаров». | 2 мая | Воспитатель, дети. |
7 | Беседа: «Ознакомление со свойствами стекла». Наблюдение: «Есть ли мусор на участках детского сада». Отгадывание загадок про мусор. Чтение стихотворения: С.Михалков: «Мусорная фантазия». Д/и: «Расскажи о предмете». | 6 мая | Воспитатель, дети. |
8 | Беседа: «Свойства пластмассы и резины». Д/и: «Отгадай материал». Зеленый патруль: «Чистый участок детского сада». | 13 мая | Воспитатель, дети. |
9 | Беседа: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!» Рисование: «Природоохранные знаки». Д/и: «Что из чего». | 20 мая | Родители, дети. |
10 | Сбор пословиц и поговорок про мусор. П/и: «Распредели мусор по цвету бака». Чтение стихотворения: М. Крюков «Меньше ездить на машинах». | 27 мая | Воспитатель, дети. |
11 | Акция, поделки (кормушки): «Покормим птиц». Зеленый патруль: «Чистота в группе». Д/и: «Найди друзей». | 31 мая | Воспитатель, дети. |
Приложение №2
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в опросе на тему: «Утилизация отходов».
Надеемся на ваши искренние ответы, на вопросы анкеты.
1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?
2. Сортируете ли вы мусор для утилизации?
3. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)
4. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
5. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?
6. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?
7. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
8. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?
9. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?
10. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?
11. Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?
12. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем поселке?
Благодарим за сотрудничество!
Приложение №3
Экспериментальная деятельность
Опыт №1. «Мусор в земле»
Закопаем в землю пластиковый стакан, фантик от конфеты, пластмассовую крышку, батарейку, огрызок яблока, апельсиновую корку, полиэтиленовый пакет. Через две недели раскопаем землю и посмотрим, что произойдет с этими предметами.
По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.
Опыт №2. «Изготовление новой бумаги»
1. Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.
2. На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея или ПВА, процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.
3. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое.
4. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом и будем на ней рисовать.
Опыт №3. «Влияние воды на батарейку»
Поместим батарейку в воду. В результате наблюдаем потемнение, затем ржавление. В этом случае происходит образование солей тяжелых металлов. Аналогично соли могут образовываться в природе, что ведет к попаданию их в почву и грунтовые воды.
В результате проведенного опыта приходим к следующим выводам:
Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера используемые для питьевого водоснабжения. Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.
Приложение№4
Дидактические игры:
Лото: «Сортируем мусор правильно»
Цель: Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.
1 вариант.
Оборудование.
Играющим раздаются карты с изображением в центре баков разного цвета для разных материалов (стекла, пластика и резины, бумаги, пищевых отходов, металла) и с пустыми клетками по краям.
У ведущего – карточки с изображением предметов, сделанных из разных материалов.
Ход игры.
Ведущий показывает карточку с изображением предмета, дети определяют, из какого материла, сделан предмет. Дети определяют, на чьей карте находится бак для этих предметов и выкладывает данную карточку на пустую клетку. И так до тех пор, пока все пустые клетки не будут заполнены у кого-нибудь из играющих. Первый, кто заполнил карту целиком, – побеждает.
2 вариант.
Оборудование.
Детям раздаются маленькие карточки с изображением различных предметов в равном количестве на каждого.
У ведущего - карты с изображением в центре баков разного цвета для разных материалов (стекла, пластика и резины, бумаги, пищевых отходов, металла) и с пустыми клетками по краям.
Ход игры. Дети рассматривают имеющиеся у них карточки и по очереди выкладывают их на карты ведущего, обосновывая свой выбор. Ребенок, совершивший ошибку, пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым разложит все карточки.
«Что я видел?»
Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.
Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.
«Расскажи о предмете»
Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.
Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.
Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.
«Что лишнее?»
Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.
Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.
Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему.
Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т.п.
«Отгадай материал»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.
Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?
«Хорошо-плохо»
Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.
Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.
«Найди друзей»
Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.
Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.
«Наоборот»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.
Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).
«Что из чего»
Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.
Оборудование. Мяч.
Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит: - «стакан» ребенок ловит мяч и отвечает - стекло.
Приложение № 5
Наблюдения на прогулке.
В течение нескольких дней обращали внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?
Во время прогулки проверить, есть ли там мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратить внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.
Беседа: «Помогите природе»
Цель: Сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы. Дать представление: о видах и опасности бытовых отходов. Уточнить представления об основных источниках загрязнения. Развивать экологическую культуру.
Как же мы загрязняем природу? Можно ли это делать? Как человек помогает природе? Куда выбрасывать мусор? Что же все-таки делать с мусором? Как его сортировать?
Ознакомление со свойствами бумаги: «Бумажные секреты»
Цель: Познакомить детей с видами бумаги.
Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);
Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);
«Ознакомление со свойствами пластмассы»
Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.
Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);
Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);
Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;
Ознакомление со свойствами металлических предметов: «В мире металлических предметов»
Цель: Познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга).
Рассматривание металлических предметов;
Рассказ взрослого о разных видах металла;
Опытно-практическая деятельность:
металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера), притягивается магнитом;
«Ознакомление со свойствами резины»
Цель: Познакомить со свойствами резины.
Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);
Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);
«Ознакомление со свойствами стекла»
Цель: познакомить детей со свойствами стекла:
прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, водонепроницаемое.
Опытно-практическим путем изучить свойства стекла:
Познакомить с историей создания стекла.
Рассмотреть изделия из стекла;
Найти стеклянные предметы в группе;
Экспериментальным путем изучить свойства стекла.
Тактильные обследования (холодное, гладкое, шероховатое, тонкое, толстое, ребристое).
Экспериментальная деятельность (водонепроницаемое, стекло издает звук, хрупкое.)
Рассуждение детей на тему: «Что можно сделать из бросовых изделий из стекла»
Беседа: «Лучше мусорить сейчас, отвыкайте дети!»
Цель: Формировать навыки экологического воспитания детей.
Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе. Знакомство с природоохранными знаками (нельзя бросать мусор в реку, в лесу; загрязнять почву; выбрасывать мусор в непредназначенных местах).
Изготовление детьми природоохранных знаков. В дальнейшем по возможности, размещение их у реки, пруда, детского сада (на экскурсии);
Установление правила: сортировать групповой мусор (две мусорных корзинки: в одну собирать лом от игрушек, в другую - бумажные обрезки, которые необходимо утили зировать в компостные ямы ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проэкт по экологии "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен".
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких ...
Проект по экологии "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"
Проектная деятельность в подготовительной к школе группе по экологическому воспитанию...
Конспект открытого занятия по экологии "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"
Формирование у детей знаний о разнообразных видах деятельности по защите природы...
Проект по экологии «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен» (2020г)
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких ...
экологический проект на тему: Мы с природой дружим, мусор нам не нужен
Беречь планету мы должны.Поля, леса, моря и океаны,Материки, острова и страны.Чтобы планета жила,Чтобы планета цвела,Береги человек этот мир.Он создан – чтобы ты жил!...
Проект по экологии «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...
Проект по экологии «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен».
Исследовательский, творческий, краткосрочный...
- Мне нравится (1)