"Полезные ископаемые"
план-конспект занятия (старшая группа)

Инна Вячеславовна Маленкова

Совместная образовательная деятельность взрослого и ребенка в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Полезные ископаемые – богатства земли»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskopaemye.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная образовательная деятельность взрослого и ребенка в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

«Полезные ископаемые – богатства земли»

ТОГАДОУ «Центр развития ребенка-

детский сад «Возрождение»

Воспитатель: Маленкова И.В.

Современная система образования в детском саду все больше стремится отходить от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС, педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности.

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет поддерживать имеющийся интерес к самостоятельному поиску знаний, если подготовлены к этому соответствующие условия.

Актуальность темы несомненна, так как у детей дошкольного возраста развивается познавательная активность в процессе знакомства с богатством родной земли; закрепляется понятие о взаимосвязиприроды и человека; формируются навыки сотрудничества и исследовательские навыки; развиваетсялюбознательность, наблюдательность, речь детей, умение анализировать, объяснять, рассуждать.Фундамент этих процессов должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте.

Целью совместной образовательной деятельности являлось

развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с богатством родной земли (большой и малой Родины).

В ходе образовательной деятельности решались следующие задачи:

  • способствовать формированию первоначального представления детей о внутреннем содержании земли – полезных ископаемых;
  • познакомить с некоторыми полезными ископаемыми, их свойствами и применением в жизни человека;
  • дать представление о месторождении полезных ископаемых в Тамбовской области;
  • воспитывать потребность узнавать о природных ценностях родного края, беречь и охранять их;
  • продолжать совершенствовать умения детей включаться в коллективную работу;
  • формировать навыки сотрудничества и исследовательские навыки;
  • развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, умение анализировать, объяснять, рассуждать.

Сценарий интегрированного занятия составлен в соответствии с возрастом детей. На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к проблемно-поисковой мыслительной деятельности. Наглядные пособия соответствуют эстетическим требованиям, их размещение и использование в ходе занятия было продуманным и рациональным.

Мотивирующее начало занятия-создание игровой ситуации и организационный этап:в котором дети настраиваются на игру в соответствии с игровой легендой.Дети должны отыскать в группе новый предмет, которым оказывается вывешенная на доске карта России с отмеченными на ней значками – полезными ископаемыми.

Деятельностно-игровой этап: способствует переносу определенного запаса знаний в специально организованную педагогом исследовательско-игровую деятельность и самостоятельную деятельность детей.

Содержание: наблюдение-исследование на разных опытных участках.

Опытный участок 1: знакомство с газообразным природным ископаемым – природным газом.

Цель: познакомить с природным газом, свойствами, способами добычи, значением для людей; научить определять и самостоятельно формулировать основные свойства данного полезного ископаемого.

Опытный участок 2:знакомство с жидким полезным ископаемым – минеральной водой

Цель: Систематизирование знаний детей о свойствах и признаках минеральной воды, о ее значении в жизни человека, об использовании воды и водных ресурсов человеком; учить узнавать минеральную воду по вкусу.

Опытный участок3:знакомство с некоторыми твердыми полезными ископаемыми

Цель: Продолжать знакомить с полезными ископаемыми. Уточнение представлений о свойствах песка, гранита, глины, известняка. Закрепление знаний о значении полезных ископаемых для человека. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Ситуация-итог.

После исследований дети возвращаются к карте, где находят Тамбовскую область и отмечают наличие полезных ископаемых на родной земле. Беседуют о бережном отношении и использовании природных богатств.

В ходе педагогического мероприятия использовались следующие педагогические технологии:

  • Технология проблемного обучения;
  • Технология деятельносного подхода к образовательной деятельности;
  • Технологии исследовательской деятельности;
  • Технология интегрированной образовательной деятельности.

следующие методы:

  • Методы стимулирования исследовательско-игровой деятельности (организация игрового сюжета, подбор оборудования, выполнение занимательных заданий-исследований);
  • Методы организации взаимодействия детей и накопления социального опыта в игре (совместное нахождение лучшего решения, создание ситуаций совместных действий, установление доброжелательных отношений в ходе игры, оказание помощи друг другу);
  • Практические методы: обследование предметов, материалов, элементарные опыты, экспериментирование
  • Эвристические беседы – постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • Методы словесной передачи и смыслового восприятия (объяснение, рассказ, вопросы, беседа);
  • Методы наглядной передачи и зрительного восприятия (показ иллюстраций; опыты и эксперименты; окружающие предметы)
  • Использование художественного слова;
  • Постановка и решение проблемных педагогических ситуаций.

следующие приёмы:

  • Игровой приём. Вся деятельность была объединена единым сюжетом.
  • Прием появления нового предмета в ситуации, которая настраивает детей на поиск новой информации.
  • Наглядный приём. Для наглядности использовалась предметы, знакомые детям: вода, гранит, песок, глина, мел, соль, земля. Для наглядности также использовался мультимедийный экран, географическая карта.
  • Словесный приём в форме постановки проблемных вопросов для детей, которые побуждали их к мыслительной деятельности, уточнению и пояснению.
  • Приемы сравнения (вопросы поискового характера, индивидуальные задания, опыты и эксперименты (например: свойства глины и песка).

- были задействованы следующие виды деятельности: игровая,

коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы;

познавательно-исследовательская и познавательно-краеведческая.

В процессе мероприятия реализовывалась сменяемость разных видов деятельности, и интегрировались разные образовательные области. Дети чувствовали себя свободными, имели право на передвижение, общение друг с другом в процессе деятельности. Дети были заинтересованы и эмоциональны. Ожидаемые результаты в ходе занятия достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Самое полезное ископаемое"

Презентация к НОД "Формирование целостной картины мира"...

Соль полезное ископаемое

Занятие по ознакомлению с окружающим миром...

Детям о полезных ископаемых.Базальт.

Краткое описание,распространение и применение человеком....

Мел - полезное ископаемое Брянской области.

Краткое описание, распространение и применение....

"Малахитовая шкатулка или полезные ископаемые"

-Сбор информации и иллюстративного маетриала о камнях и их использовании;-Сбор камней для создания коллекции;-Чтение уральских сказов Павла Бажова;-Научные опыты(из чего сделана Земля,исчезающий мел, ...

Картотека - "Полезные ископаемые Кемеровской области"

Картотека - " Полезные ископаемые Кемеровской области"...