"Полезные ископаемые"
план-конспект занятия (старшая группа)
Совместная образовательная деятельность взрослого и ребенка в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Полезные ископаемые – богатства земли»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskopaemye.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная образовательная деятельность взрослого и ребенка в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет
«Полезные ископаемые – богатства земли»
ТОГАДОУ «Центр развития ребенка-
детский сад «Возрождение»
Воспитатель: Маленкова И.В.
Современная система образования в детском саду все больше стремится отходить от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС, педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет поддерживать имеющийся интерес к самостоятельному поиску знаний, если подготовлены к этому соответствующие условия.
Актуальность темы несомненна, так как у детей дошкольного возраста развивается познавательная активность в процессе знакомства с богатством родной земли; закрепляется понятие о взаимосвязиприроды и человека; формируются навыки сотрудничества и исследовательские навыки; развиваетсялюбознательность, наблюдательность, речь детей, умение анализировать, объяснять, рассуждать.Фундамент этих процессов должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте.
Целью совместной образовательной деятельности являлось
развитие познавательной активности детей в процессе знакомства с богатством родной земли (большой и малой Родины).
В ходе образовательной деятельности решались следующие задачи:
- способствовать формированию первоначального представления детей о внутреннем содержании земли – полезных ископаемых;
- познакомить с некоторыми полезными ископаемыми, их свойствами и применением в жизни человека;
- дать представление о месторождении полезных ископаемых в Тамбовской области;
- воспитывать потребность узнавать о природных ценностях родного края, беречь и охранять их;
- продолжать совершенствовать умения детей включаться в коллективную работу;
- формировать навыки сотрудничества и исследовательские навыки;
- развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, умение анализировать, объяснять, рассуждать.
Сценарий интегрированного занятия составлен в соответствии с возрастом детей. На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к проблемно-поисковой мыслительной деятельности. Наглядные пособия соответствуют эстетическим требованиям, их размещение и использование в ходе занятия было продуманным и рациональным.
Мотивирующее начало занятия-создание игровой ситуации и организационный этап:в котором дети настраиваются на игру в соответствии с игровой легендой.Дети должны отыскать в группе новый предмет, которым оказывается вывешенная на доске карта России с отмеченными на ней значками – полезными ископаемыми.
Деятельностно-игровой этап: способствует переносу определенного запаса знаний в специально организованную педагогом исследовательско-игровую деятельность и самостоятельную деятельность детей.
Содержание: наблюдение-исследование на разных опытных участках.
Опытный участок 1: знакомство с газообразным природным ископаемым – природным газом.
Цель: познакомить с природным газом, свойствами, способами добычи, значением для людей; научить определять и самостоятельно формулировать основные свойства данного полезного ископаемого.
Опытный участок 2:знакомство с жидким полезным ископаемым – минеральной водой
Цель: Систематизирование знаний детей о свойствах и признаках минеральной воды, о ее значении в жизни человека, об использовании воды и водных ресурсов человеком; учить узнавать минеральную воду по вкусу.
Опытный участок3:знакомство с некоторыми твердыми полезными ископаемыми
Цель: Продолжать знакомить с полезными ископаемыми. Уточнение представлений о свойствах песка, гранита, глины, известняка. Закрепление знаний о значении полезных ископаемых для человека. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Ситуация-итог.
После исследований дети возвращаются к карте, где находят Тамбовскую область и отмечают наличие полезных ископаемых на родной земле. Беседуют о бережном отношении и использовании природных богатств.
В ходе педагогического мероприятия использовались следующие педагогические технологии:
- Технология проблемного обучения;
- Технология деятельносного подхода к образовательной деятельности;
- Технологии исследовательской деятельности;
- Технология интегрированной образовательной деятельности.
следующие методы:
- Методы стимулирования исследовательско-игровой деятельности (организация игрового сюжета, подбор оборудования, выполнение занимательных заданий-исследований);
- Методы организации взаимодействия детей и накопления социального опыта в игре (совместное нахождение лучшего решения, создание ситуаций совместных действий, установление доброжелательных отношений в ходе игры, оказание помощи друг другу);
- Практические методы: обследование предметов, материалов, элементарные опыты, экспериментирование
- Эвристические беседы – постановка и решение вопросов проблемного характера;
- Методы словесной передачи и смыслового восприятия (объяснение, рассказ, вопросы, беседа);
- Методы наглядной передачи и зрительного восприятия (показ иллюстраций; опыты и эксперименты; окружающие предметы)
- Использование художественного слова;
- Постановка и решение проблемных педагогических ситуаций.
следующие приёмы:
- Игровой приём. Вся деятельность была объединена единым сюжетом.
- Прием появления нового предмета в ситуации, которая настраивает детей на поиск новой информации.
- Наглядный приём. Для наглядности использовалась предметы, знакомые детям: вода, гранит, песок, глина, мел, соль, земля. Для наглядности также использовался мультимедийный экран, географическая карта.
- Словесный приём в форме постановки проблемных вопросов для детей, которые побуждали их к мыслительной деятельности, уточнению и пояснению.
- Приемы сравнения (вопросы поискового характера, индивидуальные задания, опыты и эксперименты (например: свойства глины и песка).
- были задействованы следующие виды деятельности: игровая,
коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы;
познавательно-исследовательская и познавательно-краеведческая.
В процессе мероприятия реализовывалась сменяемость разных видов деятельности, и интегрировались разные образовательные области. Дети чувствовали себя свободными, имели право на передвижение, общение друг с другом в процессе деятельности. Дети были заинтересованы и эмоциональны. Ожидаемые результаты в ходе занятия достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Самое полезное ископаемое"
Презентация к НОД "Формирование целостной картины мира"...
Соль полезное ископаемое
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Детям о полезных ископаемых.Базальт.
Краткое описание,распространение и применение человеком....
Мел - полезное ископаемое Брянской области.
Краткое описание, распространение и применение....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Полезные ископаемые нашего Белгородского края»
Рассказать детям о полезных ископаемых нашего родного края...
"Малахитовая шкатулка или полезные ископаемые"
-Сбор информации и иллюстративного маетриала о камнях и их использовании;-Сбор камней для создания коллекции;-Чтение уральских сказов Павла Бажова;-Научные опыты(из чего сделана Земля,исчезающий мел, ...
Картотека - "Полезные ископаемые Кемеровской области"
Картотека - " Полезные ископаемые Кемеровской области"...