Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
статья (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_sovet_na_temu_sistema_raboty_po_nravstvenno-patrioticheskomu_vospitaniyu_v_dou.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ».
Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.
Главной целью ДОУ в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность.
Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе – раньше и теперь; счеты и компьютеры и т.п.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. п.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой (интегрированный подход) (например, «Мой город», «Столица нашей Родины – Москва»).
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия». Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности. Итоги такой работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
В работе по нравственно - патриотическому воспитанию используются и такие методы, как:
- целевые экскурсии;
- наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь;
- рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственным наблюдением детей;
- беседы с детьми;
- использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);
- разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
- знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством;
- наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество;
- привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении
- поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах;
- личный пример педагога. Мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам (День Конституции, День защитника Отечества, День Победы и др., а также национальные праздники).
Технологии, которые используют педагоги, при работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ:
- технология проектирования
- Технология интерактивного обучения
- ИКТ –технология
- Квест- технология
Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно - ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями.
Технология интерактивного обучения означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
ИКТ –технология – технология обмена информацией, коммуникации. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или Windows Live.
Как же ИКТ помогают нам, современным педагогам, в работе?
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Квест- технология - это командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией ,что является основным требованием ФГОС ДО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по нравственно – патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего ...
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы.
В презентации кратко представлена работа по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе....
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ
Методическая тема работы нашего детского сада – социализация ребёнка, ориентированная на приобщение к системе общественных ценностей и развитие личности ребёнка как индивидуальности в ус...
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами приобщения к истории, культуре родного города.
Данные программы составляют современную концепцию патриотического воспитания, которая трактует понимание патриотизма как сочетание любви к Родине и Земле....
Система работы по нравственно - патриотическому воспитанию в детском саду "Красная шапочка"
В докладе представлен материал по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду "Красная шапочка"....