План по самообразованию воспитателя старшей группы
методическая разработка (старшая группа)
«Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_lapuhina_23-24.docx | 34.37 КБ |
otchet_po_samoobrazovaniyu_lapuhina.docx | 39.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Зам зав. по УВР _________ О. В. Гаврущенко «____» __________ 2023 г. | Утверждено: Заведующий МАДОУ г. Нягани «Д/с № 5 «Дубравушка» ___________ И. А. Коломейцева Приказ № 136 «28» «августа»_ 2023 г. |
План по самообразованию воспитателя старшей группы
Лапухиной Оксаны Сергеевны
«Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику».
2023 - 2024 учебный год.
Нягань
Актуальность выбранной темы.
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.
Дошкольное образование теперь ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим создавать новые технические формы. Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как ЛЕГО – конструирование и другие виды конструирования. LEGO – конструирование, а также образовательная робототехника, предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников целостного представления о мире технике, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Эта технология актуальна в условиях внедрения ФГОС ДО потому что позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».) Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, формировать познавательные действия, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.
Благодаря разработкам компании LEGO Education появилась возможность знакомить детей дошкольного возраста с основами строения технических объектов, (моторами, датчиками, программированием на ПК.), при этом учитывается дидактический принцип:
- от простого к сложному (создание простых конструкций с использованием инструкций из набора «Простые механизмы» до проектирования и программирования.
Это не просто конструирование, а мощный инновационный образовательный инструмент, который успешно решает проблему социальной адаптации детей, делая переход от игры к учёбе.
Цель: приобщение дошкольников к детскому научно - техническому творчеству посредством робототехники.
Задачи:
- Способствовать развитию технического творчества и познавательного интереса к LEGO - конструированию и робототехнике.
- Повысить педагогический уровень у педагогов по воспитанию детей с помощью Лего – конструирования и робототехники.
- Формировать у родителей воспитательное, познавательное значение через техническое творчество в развитие речи детей.
Этапы работы:
Первый этап подготовительный:
Цель: подготовка и изучение материала по теме самообразования.
- Изучение литературы по теме: подготовка буклетов, консультации, провела собрания, родительский клуб, картотеку стихов, карточек - загадок, дидактических игр;
- Совместно с родителями и детьми разработать книгу «Технические сказки»;
- Подготовка к конкурсам, семинарам, вебинарам, викторинам;
- Подготовка и посещение педагогических советов, педагогических часов, ГМО, семинаров, вебинаров;
- Провести диагностическое обследование на начало учебного года у детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап основной:
Цель: практическое применение знаний, умений, навыков.
- Подготовила литературу по теме, буклеты, консультации, подготовила материал для собрания, родительского клуба, картотеки стихов, карточек - загадок, дидактических игр;
- Разработали с родителями и детьми книгу «Технические сказки»;
- Участие в конкурсах, семинарах, вебинарах, викторинах;
- Выступление на педагогическом часе, педагогическом совете, на ГМО, семинарах, вебинарах;
- Работа с детьми по итогам результатов диагностики.
Третий этап заключительный:
Цель: подведение итогов работы, осуществление распространения опыта, от полученных результатов.
- Раздала буклеты, памятки, провела консультации, родительские собрания, родительский клуб, создала картотеки стихов, карточек - загадок, дидактических игр;
- Создали и оформили книжку «Технические сказки».
- Повышение квалификации через участие в конкурсах, семинарах, вебинарах.
- Отчет по проделанной работе на педагогическом часе, педагогическом совете, ГМО, по семинарам, вебинарам;
- Провела диагностику на конец учебного года.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
№ п/п | Срок выполнения | Содержание работы. Основные вопросы | Способы оформления материала для использования в практике |
1 | На год |
2. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику»; 3. Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. 4. Повышения уровня самообразования |
|
Работа с педагогами 1 квартал | |||
Консультации для педагогов, выступление на педагогическом часе, педагогическом совете, на ГМО. | Повышение педагогической компетенции по теме самообразования. | ||
Работа с педагогами 2 квартал | |||
Консультация для педагогов «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста», буклеты, памятки. | Повышение педагогической компетенции. | ||
Работа с педагогами 3 квартал | |||
Консультация для педагогов: «Ребенок в море технологий». | Повышение педагогической компетенции. | ||
Работа с родителями 1 квартал | |||
1 | сентябрь | Консультация для родителей «Лего - конструирование и робототехника у дошкольников». | Повышение педагогической компетенции у родителей. |
2 | октябрь | Консультация для родителей: «Робототехника в ДОУ». | Повышение педагогической компетентности родителей о робототехнике в ДОУ. |
3 | ноябрь | Родительский клуб: Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику. | Повышение педагогической компетентности родителей о технической направленности через робототехнику. |
Работа с родителями 2 квартал | |||
4 | Декабрь | Разработать книгу «Технические сказки» | Повышение педагогической компетентности родителей. |
5 | Январь | Консультация для родителей: «Робототехника шаг в будущее». | Повышение педагогической компетентности родителей. |
6 | Февраль | Буклет для родителей «10 интересных фактов о конструкторах Лего». | Повышение педагогической компетентности родителей. |
Работа с родителями 3 квартал | |||
7 | март | Консультация для родителей: «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста». | Повышение педагогической компетентности родителей. |
8 | апрель | Создание книжки «Техническая сказка». | Повышение педагогической компетентности родителей через совместную деятельность. |
9 | май | Консультация для родителей: «Дошкольник и компьютер». | Повышение педагогической компетентности родителей. |
Работа с детьми 1 квартал | |||
1 | сентябрь | Диагностика уровня развития технических навыков у детей на начало года. | Выявление уровня знаний у детей через устное народное творчество |
2 | октябрь | Создание предметно -пространственной среды для занятий с детьми. | Картотека дидактических игр, стихов. |
3 | Ноябрь | Влияние конструирования и программирования в образовательном процессе. | Наблюдение за детьми в процессе занятия. |
Работа с детьми 2 квартал | |||
4 | декабрь | Проведение игры – викторины «Легобум» | Развитие конструкторских способностей детей. |
5 | январь | Подбор и создание картотеки для детей по теме «Техническое творчество». | Развитие познавательных способностей и навыков у детей по средствам технического творчества. |
6 | февраль | Конструирование и программирование по замыслу модели. | Совершенствование конструктивных способностей детей. |
Работа с детьми 3 квартал | |||
7 | март | Формирование технического словаря. Создание дидактических игр. | Создание «копилки» игр и пальчиковых гимнастик на занятиях по робототехнике с применением конструктора. |
8 | Апрель | Создание книжки «Техническая сказка». | Формировать коммуникативные умения и навыки взаимодействия в совместной деятельности. |
9 | Май | Диагностика уровня развития навыков у детей на конец года | Выявление уровня знаний у детей через техническое творчество |
Предполагаемый результат:
Ожидаемый результат для детей:
- У воспитанников сформирован интерес к Лего – конструированию и программированию, желание запоминать, рассказывать, слушать, отвечать на поставленные вопросы.
- У детей старшего дошкольного возраста сформированы навыки умения конструировать по схемам и вносить свои изменения, работать с ноутбуком.
Ожидаемый результат для родителей воспитанников:
- Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО – конструирования и робототехники.
- Создание книжки «Технические сказки».
Ожидаемый результат для педагогов:
Повышение педагогической компетенции педагогов по теме: «Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику».
Источники самообразования:
- буклеты, памятки, консультации и рекомендации для родителей;
- специализированная литература (методическая, научно - популярная);
- интернет - ресурсы;
- семинары, конкурсы;
- дистанционные курсы повышения квалификации.
Изучение учебно-методической литературы
- Вильямс Д. Программируемые роботы. - М. : NT Press, 2006.
- Конюх В. Основы робототехники. – М. : Феникс, 2008.
- Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб. :Наука, 2010.
- Теплова А. Б., С. А. Аверин «Образовательный модуль «Робототехника»». Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2019.
- Корягин А. В. Образовательная робототехника (Lego Wedo). Сборник методических рекомендаций и практикумов. -М. :ДМК Пресс, 2016.
- Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. -М. : Изд. дом «Карапуз», 1999.
- Изучение статей, конспектов по самообразованию на интернет сайтах: https://nsportal.ru, www.maam.ru, https://doshvozrast.ru.
Интернет ресурсы:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/12/19/pedagogicheskiy-opyt-na-temurazvitie-poznavatelnyh-sposobnostey-detey;
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2021/03/19/plan-samoobrazovaniya-na-temu-lego;
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/08/plan-po-samoobrazovaniyu.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2020/12/08/master-klass-dlya-roditeley-po-lego.
_____________/Лапухина О.С.
Подпись
_____________
Дата
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»
Отчет по самообразованию
воспитателя
Лапихиной Оксаны Сергеевны
за 2023 - 2024 учебный год
По теме: «Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику».
Нягань
Тема по самообразованию: - «Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику».
Актуальность: Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.
Дошкольное образование теперь ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим создавать новые технические формы. Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно - технической деятельности, такой как ЛЕГО – конструирование и другие виды конструирования. Лего – конструирование, а также образовательная робототехника, предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников целостного представления о мире технике, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Эта технология актуальна в условиях внедрения ФГОС ДО, потому что позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».) Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, формировать познавательные действия, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.
Благодаря разработкам компании LEGO Education появилась возможность знакомить детей дошкольного возраста с основами строения технических объектов, (моторами, датчиками, программированием на ПК.), при этом учитывается дидактический принцип:
- от простого к сложному (создание простых конструкций с использованием инструкций из набора «Простые механизмы» до проектирования и программирования.
Это не просто конструирование, а мощный инновационный образовательный инструмент, который успешно решает проблему социальной адаптации детей, делая переход от игры к учёбе.
Цель: приобщение дошкольников к детскому научно - техническому творчеству посредством робототехники.
Для реализации поставленной цели я определила ряд задач:
- Способствовать развитию технического творчества и познавательного интереса к LEGO - конструированию и робототехнике.
- Повысить педагогический уровень у педагогов по воспитанию детей с помощью Лего – конструирования и робототехники.
- Формировать у родителей воспитательное, познавательное значение через техническое творчество в развитие речи детей.
Этапы работы:
На первом этапе: На этом этапе я изучила методическую литературу по теме самообразования:
- Вильямс Д. Программируемые роботы. - М. : NT Press, 2006.
- Конюх В. Основы робототехники. – М. : Феникс, 2008.
- Корягин А. В. Образовательная робототехника (Lego Wedo). Сборник методических рекомендаций и практикумов. -М. :ДМК Пресс, 2016.
- Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. -М. : Изд. дом «Карапуз», 1999.
- Теплова А. Б., С. А. Аверин «Образовательный модуль «Робототехника»». Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2019.
- Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб. :Наука, 2010.
- Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах: https://nsportal.ru, www.maam.ru, https://doshvozrast.ru.
Познакомилась с опытом коллег, представленным на педагогических часах, электронных образовательных ресурсах в сети Интернет (статьи, программы, отчеты из опыта работы, конспекты, игры по темесамообразования):
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/12/19/pedagogicheskiy-opyt-na-temurazvitie-poznavatelnyh-sposobnostey-detey;
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2021/03/19/plan-samoobrazovaniya-na-temu-lego;
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/08/plan-po-samoobrazovaniyu.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2020/12/08/master-klass-dlya-roditeley-po-lego.
На данном этапе мною была созданы картотеки карточек – загадок, дидактических игра, стихов, буклеты, консультации, подобран материал для книги «Техническая сказка», подготовилась к конкурсам для воспитанников различных уровней по направлению темы самообразования: дистанционный конкурс «ИКаРенок без границ» для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках Всероссийского профориентационного технологического конкурса «Инженерные кадры России», II - ой Всероссийский открытый конкурс детского lego - конструирования и робототехники с международным участием «Лего - творчество», международный конкурс технического творчества ко Дню детских изобретений «Мир изобретателей», VI Всероссийский педагогический конкурс «Моя лучшая методическая разработка» с методическим материалом на интернет – портале РАОР. РФ, запланировала тему выступления на ГМО по социально - коммуникативному развитию и создание лэпбука по теме «Безопасность в интернете, семинар «Использование Лего - конструирования для решения развивающих задач», прослушивание вебинара «Лего - конструирование и образовательная робототехника в ДОО, как средство развития технического творчества у детей дошкольного возраста».
Проводила диагностику на начало учебного года у детей старшего дошкольного возраста.
Были выявлены результаты диагностики уровня знаний и умений на начало учебного года по техническому творчеству:
- не сформированы творческие, познавательные, коммуникативные способности детей.
На втором этапе: подготовила методическую литературу, карточки – загадки, дидактические игры, стихи, буклеты, консультации. Подготовила материал для родительского собрания, родительского клуба, для книги «Техническая сказка».
Участвовала в VI Всероссийском педагогическом конкурсе «Моя лучшая методическая разработка» с методическим материалом на интернет – портале РАОР. РФ по теме самообразования.
Участвовали с детьми совместно с родителями в конкурсах: дистанционный конкурс «ИКаРенок без границ» для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках Всероссийского профориентационного технологического конкурса «Инженерные кадры России; II - ой Всероссийский открытый конкурс детского lego - конструирования и робототехники с международным участием «Лего - творчество»; международный конкурс технического творчества ко Дню детских изобретений «Мир изобретателей».
Были выявлены результаты диагностики уровня знаний и умений с детьми:
- сформировать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей;
- обогащать словарь детей, воображение и речь;
- развивать зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику.
На третьем этапе: Раздала буклеты, провела консультации «Робототехника в ДОУ», «Стихи и загадки при игре с Лего – конструктором», «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста», «Использование Лего – технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста». Провела родительский клуб «Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику». Создала книгу «Технические сказки», карточки - загадки.
Повысила уровень профессионального мастерства через повышение квалификации, посещение семинаров, вебинаров, педагогических часов, педагогических советов, ГМО, конкурсов.
- Городской конкурс «Я исследователь» по теме «Разные конструкторы»;
- Всероссийский дистанционный конкурс для дошкольников «Эйнштейн»;
- Всероссийский конкурс детского творчества «Страна Лего - конструирования», в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».
- Участвовала на педагогическом часе с семинаром – практикумом «Использование конструктора Лего в оздоровлении детей дошкольного возраста»;
- Выступила на ГМО по социально - коммуникативному развитию и создала лэпбук по теме «Безопасность в интернете»;
- Повысила квалификацию «Инновационные подходы к методикам обучения детей робототехнике и Лего –конструированию в ДОУ»;
Отчет по проделанной работе по теме самообразования представленный на педагогическом совете.
Провела педагогическую диагностику на конец учебного года.
Были выявлены результаты диагностики уровня знаний и умений на конец учебного года по техническому творчеству:
- Сформировала творческие, познавательные, коммуникативные способности детей;
- Обогатила технический словарь детей, воображение, зрительное восприятие;
- Развила творчечкую активность, желание творить, и изобретать, инициативу и самостоятельность, логическое мышление, мелкую моторику через техническое творчество.
В работе с детьми использовала следующие методы:
- наглядный метод;
-словесный метод;
-игровой метод;
- практический метод.
Применяла следующие формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
По окончанию года поделилась опытом в соц. сетях, опубликовала на страницах: консультации, картотеки, буклеты, родительский клуб, родительские собрания, презентации, книгу «Технические сказки», карточки – загадки. Посещала ГМО, педагогические советы, педагогические часы, конкурсы, семинары, вебинары.
Консультация для родителей: «Роль конструктивной деятельности в развитии
речи дошкольников» (https://nsportal.ru/node/5780790)
Книга сказок «Технические сказки» (https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2024/04/25/tehnicheskie-skazki)
Картотека «Хочу все знать о конструкторе» (https://nsportal.ru/node/6539320)
Карточки - загадки ЛЕГО (https://nsportal.ru/node/6025573)
Консультация для родителей: «Памятка для родителей «Конструируем, играем, наших деток развиваем» (https://nsportal.ru/node/6281231)
Консультация для родителей «Ребенок в мире технологий» (https://nsportal.ru/node/6277520)
Консультация для родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста» (https://nsportal.ru/node/6203149)
Консультация для родителей: «Робототехника в ДОУ» (https://nsportal.ru/node/6203155)
Родительский клуб «Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику» (https://nsportal.ru/node/6551344)
Результативность:
Воспитанники:
- У детей сформирован интерес к техническому творчеству, желание слушать, запоминать, отвечать на поставленные вопросы.
- У воспитанников сформированы навыки умения конструировать по схемам и программировать, вносить свои изменения, работать с ноутбуком.
Педагоги и Родители (законные представители) воспитанников:
- Повысился педагогический уровень, профессиональное мастерство, компетентность родителей (законных представителей) и педагогов.
- Сформировались умения по воспитанию и обучения детей с помощью робототехники, развивались творческие, познавательные, коммуникативные способности на основе технического творчества.
______________/Лапухина О.С./ Дата______________
(Подпись)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию воспитателя старшей группы
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфог...
План по самообразованию воспитателя старшей группы.
Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования в процессе экспериментальной деятельности»....
План профессионального самообразования воспитателя старшей группы. Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».
Цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;развитие творческих способностей детей старшего возраста средствами кукольного театра.Задачи:Работа над...
План по самообразованию воспитателя старшей группы на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"
План по самообразованию воспитателя старшей группына тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"...
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2018-2019 гг. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей...
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2020-2021 гг. Ф.И.О: Черновой Наталии Сергеевны Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Начало работы над темой: сентябрь 2020 г.Предполагаемая дата окончания работы: май 2021 г.Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития позна...