План по самообразованию воспитателя старшей группы
методическая разработка (старшая группа)

«Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано:                                

Зам зав. по УВР

_________ О. В. Гаврущенко

«____»  __________ 2023 г.

Утверждено:

Заведующий

МАДОУ г. Нягани  

«Д/с  № 5 «Дубравушка»

 ___________ И. А. Коломейцева

Приказ № 136 «28» «августа»_ 2023 г.

План по самообразованию воспитателя старшей группы

Лапухиной Оксаны Сергеевны

«Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику».

2023 - 2024 учебный год.

Нягань

Актуальность выбранной темы.

Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.

Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.

Дошкольное образование теперь ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим создавать новые технические формы. Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно-технической деятельности, такой как ЛЕГО – конструирование и другие виды конструирования. LEGO – конструирование, а также образовательная робототехника, предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников целостного представления о мире технике, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Эта технология актуальна в условиях внедрения ФГОС ДО потому что позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».) Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, формировать познавательные действия, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

Благодаря разработкам компании LEGO Education появилась возможность знакомить детей дошкольного возраста с основами строения технических объектов, (моторами, датчиками, программированием на ПК.), при этом учитывается дидактический принцип:

- от простого к сложному (создание простых конструкций с использованием инструкций из набора «Простые механизмы» до проектирования и программирования.  

Это не просто конструирование, а мощный инновационный образовательный инструмент, который успешно решает проблему социальной адаптации детей, делая переход от игры к учёбе.

Цель: приобщение дошкольников к детскому научно - техническому творчеству посредством робототехники.

Задачи:

  1. Способствовать развитию технического творчества и познавательного интереса к LEGO - конструированию и робототехнике.
  2. Повысить педагогический уровень у педагогов по воспитанию детей с помощью Лего – конструирования и робототехники.
  3. Формировать у родителей воспитательное, познавательное значение через техническое творчество в развитие речи детей.

Этапы работы:

Первый этап подготовительный: 

Цель: подготовка и изучение материала по теме самообразования.

  1. Изучение литературы по теме: подготовка буклетов, консультации, провела собрания, родительский клуб, картотеку стихов, карточек - загадок, дидактических игр;
  2. Совместно с родителями и детьми разработать книгу «Технические сказки»;
  3. Подготовка к конкурсам, семинарам, вебинарам, викторинам;
  4. Подготовка и посещение педагогических советов, педагогических часов, ГМО, семинаров, вебинаров;
  5. Провести диагностическое обследование на начало учебного года у детей старшего дошкольного возраста.

Второй этап основной: 

Цель: практическое применение знаний, умений, навыков.

  1. Подготовила литературу по теме, буклеты, консультации, подготовила материал для собрания, родительского клуба, картотеки стихов, карточек - загадок, дидактических игр;
  2. Разработали с родителями и детьми книгу «Технические сказки»;
  3. Участие в конкурсах, семинарах, вебинарах, викторинах;
  4. Выступление на педагогическом часе, педагогическом совете, на ГМО, семинарах, вебинарах;
  5. Работа с детьми по итогам результатов диагностики.

Третий этап заключительный: 

Цель: подведение итогов работы, осуществление распространения опыта, от полученных результатов.

  1. Раздала буклеты, памятки, провела консультации, родительские собрания, родительский клуб, создала картотеки стихов, карточек - загадок, дидактических игр;
  2. Создали и оформили книжку «Технические сказки».
  3. Повышение квалификации через участие в конкурсах, семинарах, вебинарах.
  4. Отчет по проделанной работе на педагогическом часе, педагогическом совете, ГМО, по семинарам, вебинарам;
  5. Провела диагностику на конец учебного года.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

п/п

Срок выполнения

Содержание работы. Основные вопросы

Способы оформления материала для использования в практике

1

На год

  1. Изучение, подбор методической литературы;        

2. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику»;

3. Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

4. Повышения уровня самообразования

  1. Определить проблему, цель и задачи, объект и предмет исследования.
  2. Отобрать и систематизировать материал по исследуемой проблеме.

  1. Выступление на педсовете, отчет о проделанной работе.

  1. Курсы повышения квалификации, вебинары, семинары.

Работа с педагогами 1 квартал

Консультации для педагогов, выступление на педагогическом часе, педагогическом совете, на ГМО.

Повышение педагогической компетенции по теме самообразования.

Работа с педагогами 2 квартал

Консультация для педагогов «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста», буклеты, памятки.

Повышение педагогической компетенции.

Работа с педагогами 3 квартал

Консультация для педагогов: «Ребенок в море технологий».

Повышение педагогической компетенции.

Работа с родителями 1 квартал

1

сентябрь

Консультация для родителей «Лего - конструирование и робототехника у дошкольников».

Повышение педагогической компетенции у родителей. 

2

октябрь

Консультация для родителей: «Робототехника в ДОУ».

Повышение педагогической компетентности родителей о робототехнике в ДОУ.

3

ноябрь

Родительский клуб: Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику.

Повышение педагогической компетентности родителей о технической направленности через робототехнику.

Работа с родителями 2 квартал

4

Декабрь

Разработать книгу «Технические сказки»

Повышение педагогической компетентности родителей.

5

Январь

Консультация для родителей: «Робототехника шаг в будущее».

Повышение педагогической компетентности родителей.

6

Февраль

Буклет для родителей «10 интересных фактов о конструкторах Лего».

Повышение педагогической компетентности родителей.

Работа с родителями 3 квартал

7

март

Консультация для родителей: «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста».

Повышение педагогической компетентности родителей.

8

апрель

Создание книжки «Техническая сказка».

Повышение педагогической компетентности родителей через совместную деятельность.

9

май

Консультация для родителей: «Дошкольник и компьютер».

Повышение педагогической компетентности родителей.

Работа с детьми 1 квартал

1

сентябрь

Диагностика уровня развития технических навыков у детей на начало года.

Выявление уровня знаний у детей через устное народное творчество

2

октябрь

Создание предметно -пространственной среды для занятий с детьми. 

Картотека дидактических игр, стихов.

3

Ноябрь

Влияние конструирования и программирования в образовательном процессе.

Наблюдение за детьми в процессе занятия.

Работа с детьми 2 квартал

4

декабрь

 Проведение игры – викторины «Легобум»

Развитие конструкторских способностей детей.

5

январь

Подбор и создание картотеки для детей по теме «Техническое творчество».

Развитие познавательных способностей и навыков у детей по средствам технического творчества.

6

февраль

Конструирование и программирование по замыслу модели.

Совершенствование конструктивных способностей детей.

Работа с детьми 3 квартал

7

март

Формирование технического словаря. Создание

дидактических игр.

Создание «копилки» игр и пальчиковых гимнастик на занятиях по робототехнике с применением конструктора.

8

Апрель

Создание книжки «Техническая сказка».

Формировать коммуникативные умения и навыки взаимодействия в совместной деятельности.

9

Май

Диагностика уровня развития навыков у детей на конец года

Выявление уровня знаний у детей через техническое творчество

Предполагаемый результат:

Ожидаемый результат для детей:

  1. У воспитанников сформирован интерес к Лего – конструированию и программированию, желание запоминать, рассказывать, слушать, отвечать на поставленные вопросы.
  2. У детей старшего дошкольного возраста сформированы навыки умения конструировать по схемам и вносить свои изменения, работать с ноутбуком.

Ожидаемый результат для родителей воспитанников:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО – конструирования и робототехники.
  2. Создание книжки «Технические сказки».

Ожидаемый результат для педагогов:

Повышение педагогической компетенции педагогов по теме: «Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику».

Источники самообразования:

- буклеты, памятки, консультации и рекомендации для родителей;

-  специализированная литература (методическая, научно - популярная);

-  интернет - ресурсы;

-  семинары, конкурсы;

-  дистанционные курсы повышения квалификации.

Изучение учебно-методической литературы

  1. Вильямс Д. Программируемые роботы. - М. : NT Press, 2006.
  2. Конюх В. Основы робототехники. – М. : Феникс, 2008.
  3. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб. :Наука, 2010.
  4. Теплова А. Б., С. А. Аверин «Образовательный модуль «Робототехника»». Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2019.
  5. Корягин А. В. Образовательная робототехника (Lego Wedo). Сборник методических рекомендаций и практикумов. -М. :ДМК Пресс, 2016.
  6. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. -М. : Изд. дом «Карапуз», 1999.
  7. Изучение статей, конспектов по самообразованию на интернет сайтах: https://nsportal.ru, www.maam.ru, https://doshvozrast.ru.

Интернет ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/12/19/pedagogicheskiy-opyt-na-temurazvitie-poznavatelnyh-sposobnostey-detey;
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2021/03/19/plan-samoobrazovaniya-na-temu-lego;
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/08/plan-po-samoobrazovaniyu.
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2020/12/08/master-klass-dlya-roditeley-po-lego.

_____________/Лапухина О.С.

                                                    Подпись

                                                                                 _____________

                                                                                        Дата



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»

Отчет по самообразованию

воспитателя

Лапихиной Оксаны Сергеевны

за 2023 - 2024 учебный год

По теме: «Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику».

Нягань

Тема по самообразованию: - «Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику».

Актуальность: Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.

Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении. Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.

Дошкольное образование теперь ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим создавать новые технические формы. Инженерное мышление дошкольников формируется на основе научно - технической деятельности, такой как ЛЕГО – конструирование и другие виды конструирования. Лего – конструирование, а также образовательная робототехника, предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников целостного представления о мире технике, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Эта технология актуальна в условиях внедрения ФГОС ДО, потому что позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие».) Дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, формировать познавательные действия, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

Благодаря разработкам компании LEGO Education появилась возможность знакомить детей дошкольного возраста с основами строения технических объектов, (моторами, датчиками, программированием на ПК.), при этом учитывается дидактический принцип:

- от простого к сложному (создание простых конструкций с использованием инструкций из набора «Простые механизмы» до проектирования и программирования.  

Это не просто конструирование, а мощный инновационный образовательный инструмент, который успешно решает проблему социальной адаптации детей, делая переход от игры к учёбе.

Цель: приобщение дошкольников к детскому научно - техническому творчеству посредством робототехники.

Для реализации поставленной цели я определила ряд задач:

  1. Способствовать развитию технического творчества и познавательного интереса к LEGO - конструированию и робототехнике.
  2. Повысить педагогический уровень у педагогов по воспитанию детей с помощью Лего – конструирования и робототехники.
  3. Формировать у родителей воспитательное, познавательное значение через техническое творчество в развитие речи детей.

Этапы работы:

На первом этапе: На этом этапе я изучила методическую литературу по теме самообразования:

  1. Вильямс Д. Программируемые роботы. - М. : NT Press, 2006.
  2. Конюх В. Основы робототехники. – М. : Феникс, 2008.
  3. Корягин А. В. Образовательная робототехника (Lego Wedo). Сборник методических рекомендаций и практикумов. -М. :ДМК Пресс, 2016.
  4. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. -М. : Изд. дом «Карапуз», 1999.
  5. Теплова А. Б., С. А. Аверин «Образовательный модуль «Робототехника»». Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2019.
  6. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей. – СПб. :Наука, 2010.
  7. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах: https://nsportal.ru, www.maam.ru, https://doshvozrast.ru.

Познакомилась с опытом коллег, представленным на педагогических часах, электронных образовательных ресурсах в сети Интернет (статьи, программы, отчеты из опыта работы, конспекты, игры по темесамообразования):

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/12/19/pedagogicheskiy-opyt-na-temurazvitie-poznavatelnyh-sposobnostey-detey;
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2021/03/19/plan-samoobrazovaniya-na-temu-lego;
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/08/plan-po-samoobrazovaniyu.
  4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2020/12/08/master-klass-dlya-roditeley-po-lego.

На данном этапе мною была созданы картотеки карточек – загадок, дидактических игра, стихов, буклеты, консультации, подобран материал для книги «Техническая сказка», подготовилась к конкурсам для воспитанников различных уровней по направлению темы самообразования:  дистанционный конкурс «ИКаРенок без границ» для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках Всероссийского профориентационного технологического конкурса «Инженерные кадры России», II - ой Всероссийский открытый конкурс детского lego - конструирования и робототехники с международным участием «Лего - творчество», международный конкурс технического творчества ко Дню детских изобретений «Мир изобретателей», VI Всероссийский педагогический конкурс «Моя лучшая методическая разработка» с  методическим материалом на интернет – портале РАОР. РФ, запланировала тему выступления на ГМО по социально - коммуникативному развитию и создание лэпбука по теме «Безопасность в интернете, семинар «Использование Лего - конструирования для решения развивающих задач», прослушивание вебинара «Лего - конструирование и образовательная робототехника в ДОО, как средство развития технического творчества у детей дошкольного возраста».

Проводила диагностику на начало учебного года у детей старшего дошкольного возраста.

Были выявлены результаты диагностики уровня знаний и умений на начало учебного года по техническому творчеству:

  1. не сформированы творческие, познавательные, коммуникативные способности детей.

На втором этапе: подготовила методическую литературу, карточки – загадки, дидактические игры, стихи, буклеты, консультации. Подготовила материал для родительского собрания, родительского клуба, для книги «Техническая сказка».

Участвовала в VI Всероссийском педагогическом конкурсе «Моя лучшая методическая разработка» с методическим материалом на интернет – портале РАОР. РФ по теме самообразования.

Участвовали с детьми совместно с родителями в конкурсах: дистанционный конкурс «ИКаРенок без границ» для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках Всероссийского профориентационного технологического конкурса «Инженерные кадры России; II - ой Всероссийский открытый конкурс детского lego - конструирования и робототехники с международным участием «Лего - творчество»; международный конкурс технического творчества ко Дню детских изобретений «Мир изобретателей».

Были выявлены результаты диагностики уровня знаний и умений с детьми:

  1. сформировать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей;
  2. обогащать словарь детей, воображение и речь;
  3. развивать зрительное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику.

На третьем этапе: Раздала буклеты, провела консультации «Робототехника в ДОУ», «Стихи и загадки при игре с Лего – конструктором», «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста», «Использование Лего – технологий в оздоровлении детей дошкольного возраста». Провела родительский клуб «Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику». Создала книгу «Технические сказки», карточки - загадки. 

Повысила уровень профессионального мастерства через повышение квалификации, посещение семинаров, вебинаров, педагогических часов, педагогических советов, ГМО, конкурсов.

  1. Городской конкурс «Я исследователь» по теме «Разные конструкторы»; 
  2. Всероссийский дистанционный конкурс для дошкольников «Эйнштейн»;
  3. Всероссийский конкурс детского творчества «Страна Лего - конструирования», в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка».
  4. Участвовала на педагогическом часе с семинаром – практикумом «Использование конструктора Лего в оздоровлении детей дошкольного возраста»;
  5. Выступила на ГМО по социально - коммуникативному развитию и создала лэпбук по теме «Безопасность в интернете»;
  6. Повысила квалификацию «Инновационные подходы к методикам обучения детей робототехнике и Лего –конструированию в ДОУ»;

Отчет по проделанной работе по теме самообразования представленный на педагогическом совете.

Провела педагогическую диагностику на конец учебного года.

Были выявлены результаты диагностики уровня знаний и умений на конец учебного года по техническому творчеству:

  1. Сформировала творческие, познавательные, коммуникативные способности детей;
  2. Обогатила технический словарь детей, воображение, зрительное восприятие;
  3. Развила творчечкую активность, желание творить, и изобретать, инициативу и самостоятельность, логическое мышление, мелкую моторику через техническое творчество.

В работе с детьми использовала следующие методы:

- наглядный метод;

-словесный метод;

-игровой метод;

- практический метод.

Применяла следующие формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

По окончанию года поделилась опытом в соц. сетях, опубликовала на страницах: консультации, картотеки, буклеты, родительский клуб, родительские собрания, презентации, книгу «Технические сказки», карточки – загадки. Посещала ГМО, педагогические советы, педагогические часы, конкурсы, семинары, вебинары.

Консультация для родителей: «Роль конструктивной деятельности в развитии

речи дошкольников» (https://nsportal.ru/node/5780790)

Книга сказок «Технические сказки» (https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2024/04/25/tehnicheskie-skazki)

Картотека «Хочу все знать о конструкторе» (https://nsportal.ru/node/6539320)

Карточки - загадки ЛЕГО (https://nsportal.ru/node/6025573)

Консультация для родителей: «Памятка для родителей «Конструируем, играем, наших деток развиваем» (https://nsportal.ru/node/6281231)

Консультация для родителей «Ребенок в мире технологий» (https://nsportal.ru/node/6277520)

Консультация для родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста» (https://nsportal.ru/node/6203149)

Консультация для родителей: «Робототехника в ДОУ» (https://nsportal.ru/node/6203155)

Родительский клуб «Развитие технического творчества дошкольников через робототехнику» (https://nsportal.ru/node/6551344)

Результативность:

Воспитанники:

  1. У детей сформирован интерес к техническому творчеству, желание слушать, запоминать, отвечать на поставленные вопросы.
  2. У воспитанников сформированы навыки умения конструировать по схемам и программировать, вносить свои изменения, работать с ноутбуком.  

Педагоги и Родители (законные представители) воспитанников:

  1. Повысился педагогический уровень, профессиональное мастерство, компетентность родителей (законных представителей) и педагогов.
  2. Сформировались умения по воспитанию и обучения детей с помощью робототехники, развивались творческие, познавательные, коммуникативные способности на основе технического творчества.

______________/Лапухина О.С./                                    Дата______________

   (Подпись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя старшей группы

Успехи воспитанников  в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу,  способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфог...

План по самообразованию воспитателя старшей группы.

Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования в процессе экспериментальной деятельности»....

План профессионального самообразования воспитателя старшей группы. Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

Цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;развитие творческих способностей детей старшего возраста средствами кукольного театра.Задачи:Работа над...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"

План по самообразованию воспитателя старшей группына тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2018-2019 гг. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2020-2021 гг. Ф.И.О: Черновой Наталии Сергеевны Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Начало работы над темой:  сентябрь 2020 г.Предполагаемая дата окончания работы:  май 2021 г.Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития позна...