План по самообразованию воспитателя средней группы
методическая разработка (средняя группа)
Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO - конструирования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peredelanoe_samoobrazovanie.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Зам зав. по УВР _________ О. В. Гаврущенко «____» __________ 2022 г. | Утверждено: Заведующий МАДОУ г. Нягани «Д/с № 5 «Дубравушка» ___________ И. А. Коломейцева «____» __________ 2022 г. |
План по самообразованию воспитателя средней группы
Лапухиной Оксаны Сергеевны
«Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO - конструирования».
2022 - 2023 учебный год.
Нягань, 2022
Актуальность выбранной темы.
В настоящее время в центре внимания находится проблема формирования у ребенка интереса к изобретательской и исследовательской деятельности, к техническому творчеству.
Использование конструкторов LEGO дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умения общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи, а также дает детям проявлять инициативу и самостоятельность.
LEGO-конструирование развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов — настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. Конструкторами LEGO дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей (детали разного размера, формы и цвета, люди разных профессий и наций, дикие и домашние животные, транспорт, различные механизмы и конструкции).
Педагоги и родители, заботясь об интеллектуальном развитии ребенка, отдают предпочтение «умным» играм, способствующим развитию дошкольника. Развивающие игры привлекают свободой выбора, непринужденностью, самореализацией, самовыражением, возможностью проявить себя в разных областях. Конструкторы LEGO – удивительно яркий, красочный и многофункциональный материал, представляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Несомненно, конструкторы LEGO стимулируют детскую фантазию, воображение, формируют моторные навыки, конструктивные способности.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период воспитания у детей интереса к изобретательской и исследовательской деятельности, к техническому творчеству посредством LEGO конструирования.
Цель: Создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребенка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО — конструирования.
Задачи:
- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно - техническое творчество.
- Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу
- Развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
- Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Этапы работы:
Первый этап подготовительный: Цель: планирование по теме самообразования.
- Изучение литературы по теме; подготовка консультаций, памяток, буклетов
- Разработка картотеки схем, дидактических игр и пальчиковых гимнастик по конструированию; презентаций;
- Подготовка к конкурсам и выступлению на ГМО, посещение педчаса, открытых занятий;
- Проведение диагностики у детей.
Второй этап основной: Цель: практическое применение знаний, умений, навыков.
- Работа с детьми: дидактические игры, инсценировка Лего – сказки с детьми, создание «копилки» стихов и пальчиковых игр о Лего – конструировании, сборка моделей по схемам, проведение конкурса.
- Работа с родителями: в форме консультаций, бесед, проведение семейного клуба, проведение конкурса.
- Работа с педагогами: консультации для педагогов, индивидуальные беседы, участие в педчасе, в ГМО, в конкурсах, открытых занятиях, повышение квалификации, участие в семинарах, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта, форумах.
Третий этап заключительный: подведение итогов работы.
осуществление распространения опыта, от полученных результатов.
- Отчет на педагогическом совете.
- Диагностика у детей
- Проведение конкурса, создание интерактивной презентации.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
№ п/п | Срок выполнения | Содержание работы. Основные вопросы | Практический выход (результат) |
1 | На год | Методическая литература: 1. Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г. 2. Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. «LEGO в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION). ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015. 3. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2014. | Изучение методической литературы Определить проблему, цель и задачи, объект, предмет исследования. Отобрать и систематизировать материал по исследуемой проблеме. |
Работа с педагогами | Консультации для педагогов, индивидуальные беседы, выступление в педчасе, в ГМО, участие в конкурсах, семинарах, конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта, проведение и посещение открытых занятий, проведение семейного клуба, повышение квалификации. | Повышение педагогической компетенции по теме самообразования. | |
Работа с родителями | Консультации для родителей, беседы, проведение семейного клуба, проведение конкурса - фотовыставки. | Повышение педагогической компетенции у родителей. | |
Работа с детьми | Дидактические игры, инсценировка Лего – сказки с детьми, создание «копилки» стихов и пальчиковых игр о Лего – конструировании, сборка моделей по схемам, проведение конкурса - фотовыставки. | Приобщение дошкольников к детскому научно - техническому творчеству посредством LEGO конструирования. | |
Работа с педагогами 1 квартал | |||
Участие в конкурсах, педчасе и ГМО, конференциях. | Повышение педагогической компетенции по теме самообразования. | ||
Работа с педагогами 2 квартал | |||
Консультация для педагогов «Развитие технического творчества и познавательных интересов у детей среднего возраста», участие в открытых занятиях, форумах, семинарах. | Повышение педагогической компетенции. | ||
Работа с педагогами 3 квартал | |||
Консультация для родителей: «Ребенок в море технологий», повышение квалификации. | Повышение педагогической компетенции. | ||
Работа с родителями 1 квартал | |||
1 | сентябрь | Памятка для родителей «Что такое LEGO-конструирование?» | Повышение педагогической компетенции у родителей. |
2 | октябрь | Семейный клуб: Развитие технического творчества и познавательных интересов у детей среднего возраста. | Повысить педагогические компетенции родителей, что при помощи конструктора у детей расширяется представление о предметах, явлениях, они умеют наблюдать, сравнивать. |
3 | ноябрь | Консультация для родителей: «Развитие технического творчества и познавательных интересов у детей среднего возраста» | Повышение педагогической компетенции у родителей. |
Работа с родителями 2 квартал | |||
4 | Декабрь | Консультация для родителей: «Роль конструктивной деятельности в развитии речи детей» | Рекомендации и индивидуальные беседы по возникшим трудностям и вопросам на данную тему. |
5 | Январь | Буклет для родителей «10 интересных фактов о конструкторах Лего». | Знакомство родителей с методами Лего –конструирования. |
6 | Февраль | Памятка для родителей «Конструируем, играем, наших деток развиваем» | Советы для родителей при игре с конструктором. |
Работа с родителями 3 квартал | |||
7 | март | Консультация для родителей: «Конструирование – это пустое развлечение или полезная развивающая деятельность». | Рекомендации и индивидуальные беседы по вопросам на данную тему. |
8 | апрель | Фото – выставка детско-родительского творчества из ЛЕГО – конструктора «В мире фантазий с Лего – конструктором» | Создание интерактивной презентации работ из конструктора Лего с применением подручных средств. |
9 | май | Консультация для родителей: «Почему конструирование лучше другой игрушки». | Рекомендации и индивидуальные беседы по вопросам на данную тему. |
Работа с детьми 1 квартал | |||
1 | сентябрь | Мониторинг уровня развития технических навыков у детей на начало года. | Знакомство со схемами по конструированию с дошкольниками. |
2 | октябрь | Создание предметно -пространственной среды для занятий с детьми. | Картотека схем из конструктора. |
3 | Ноябрь | Введение конструирования в образовательный процесс с дошкольниками. | Наблюдение за детьми в процессе занятий |
Работа с детьми 2 квартал | |||
4 | декабрь | Лего – сказка посредством конструктора Лего. | Инсценировка Лего – сказки с детьми. |
5 | январь | Создание «копилки» стихов о Лего – конструировании. | Подборка стихов по теме. |
6 | февраль | Конструирование по замыслу с применением конструктора LEGO для формирования элементарных математических представлений (цвет, форма, размер, ориентировка в пространстве, количество). | Рассмотрение иллюстраций, подготовка необходимых деталей конструктора. |
Работа с детьми 3 квартал | |||
7 | март | Дидактические игры с LEGO – конструктором: «Найди постройку», «Кто быстрее», «Собери кирпичики Лего», «Светофор», «Что изменилось?», «Запомни и выложи ряд» | Создание «копилки» игр и пальчиковых гимнастик на занятиях по Лего – конструированию с применением конструктора Лего. |
8 | Апрель | Демонстрация опыта работы: Обобщение и трансляция опыта работы: | Показ интерактивной презентации детско-родительского творчества из ЛЕГО – конструктора и подручных средств «В мире фантазий с Лего – конструктором» |
9 | Май | Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете, отчет о проделанной работе. |
Предполагаемый результат:
Ожидаемый результат для детей:
- у детей сформирован устойчивый интерес к Лего - конструированию, желание изобретать, творить, экспериментировать;
- у детей развита крупная и мелкая моторика; они владеют основными движениями, могут управлять и контролировать свои движения;
- дети самостоятельно используют готовые схемы, чертежи и вносят свои изменения в созданные конструкции.
Ожидаемый результат для родителей воспитанников:
Повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО - конструирования и степени их вовлеченности в образовательный процесс.
Ожидаемый результат для педагогов:
Повышение педагогической компетенции по теме: «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO – конструирования».
Источники самообразования:
- буклеты, памятки, консультации и рекомендации для родителей, презентации;
- специализированная литература (методическая, научно - популярная);
- интернет - ресурсы и медиа - информация;
- семинары - практикумы, конференции, конкурсы;
- дистанционные курсы повышения квалификации.
Изучение учебно-методической литературы
- Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.
- Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. «LEGO в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION). ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015.
- Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2014. – 97 с.
- Фешина Е.В. «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
Интернет ресурсы:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/12/19/pedagogicheskiy-opyt-na-temurazvitie-poznavatelnyh-sposobnostey-detey;
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2021/03/19/plan-samoobrazovaniya-na-temu-lego;
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/08/plan-po-samoobrazovaniyu.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2020/12/08/master-klass-dlya-roditeley-po-lego.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию воспитателя средней группы : "Здоровый малыш"
План по самообразованию воспитателя средней группы : "Здоровый малыш"...
План по самообразованию воспитателя средней группы Гамрецкой Г.И.
План по самообразованиювоспитателя средней группы Гамрецкой Г.И....
План по самообразованию воспитателя средней группы «Одуванчики» Деньгиной И.В.
План по самообразованию воспитателя средней группы «Одуванчики» Деньгиной И.В....
План по самообразованию воспитателя - средняя группа
Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни» (средняя группа)Цель: способствовать формированию привычек здорового образа жизни, привитию стойких культурно - гигиенических на...
План по самообразованию воспитателя средней группе «Роль сказки в нравственно-духовном воспитании дошкольников»
Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком....
План по самообразованию воспитателя средней группы на 2018-2019 учебный год
План по самообразованию воспитателя средней группы на 2018-2019 учебный годТема «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»....
Перспективный план по самообразованию воспитателя средней группы
Тема:«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических знаний»...