Конспект НОД по соц.предм "Откуда хлеб пришёл"
методическая разработка (старшая группа)

Жулгутыпова Лилия Саматовна

План-конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_sots_pr.odt21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по предм. и соц. окружению в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Откуда хлеб пришёл»

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие литературы и фольклора

Цель: учить осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные отличия.

Программное содержание: закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле; расширить знания детей о том, как выращивают хлеб, донести до детей, что хлеб на столе - итог большой работы людей; воспитывать уважительное отношение к хлебу.

Предварительная работа: беседа «Как выращивают хлеб», пословицы про хлеб, считалки о хлебе, рассказ М.Глинский «Хлеб», физкультминутка  «В землю зёрнышко попало», загадки про хлеб.

Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: картинки «Хлеб», иллюстрации сельскохозяйственной техники, хлебобулочных и кондитерских изделий. Раздаточный материал: игрушка «Хлеб».

Планируемые результаты: знают откуда и как берётся хлеб.

                                                  Структура занятия

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

22 мин

1

Беседа

«Как выращивают хлеб»

5 мин

2

Пословицы

«Хлеб»

4  мин

3

Считалки

«Хлеб»

3 мин

4

Рассказ

М.Глинский «Хлеб»

4 мин

5

Физкультминутка

«В землю зёрнышко попало»

3 мин

6

Загадки

«Хлеб»

3 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность: 25 минут

                                                Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент
Игра-приветствие «Ладошки»
Воспитатель:
- здравствуйте, ребята (сидят на стульях по кругу)
- Давайте по очереди соединим свои ладошки с ладошками соседа и передадим улыбки друг другу.

II. Основная часть

1. Беседа «Как выращивают хлеб»

Воспитатель: - Дети, я хочу вам рассказать, какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем появиться у нас на столах.

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченной

Шел к тебе издалека…  

Вот он – хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал – пришел.

В нем - здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

         С. Погореловский

- Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши.

- А вы знаете из чего готовят хлеб? (Нет)
- Чтобы приготовить хлеб, нужно замесить тесто. Для этого понадобятся мука, вода, сахар, соль, масло, дрожжи. Сейчас выпекать хлеб на хлебозаводах людям помогают специальные машины. Громадные чаши наполняются нужными продуктами и замешиваются. Готовое тесто подаётся в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет ровные порции. Затем хлеб выпекают в специальных печах. Готовый продукт отправляют в магазины.

2. Пословицы «хлеб»

- Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный).

- Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).

- Хлеб – батюшка, вода – матушка. (Хлеб и вода одни из самых главных ценностей в жизни человека. Вода – ценнейший дар природы, а без хлеба никакая пища невкусна).

- Хлеб – дар божий, отец, кормилец.(Символ благополучия).

- Хлеб да соль, и обед пошел. — Будет хлеб — будет и песня.(Известно, что хлеб был раньше и, пожалуй, остается по сей день важнейшим продуктом).

- Рожь поспела — берись за дело. (Нужно браться за дело, как только оно появилось).

- Много снега — много хлеба. (Большое количество снега — это примета хорошего урожая).

 3. Считалки «Хлеб»

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?
4. Рассказ М.Глинский «Хлеб»

        Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу. Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.

      Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?» -Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко». Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал: «Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь». Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…» — Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор. — Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.

      Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем». -Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно. — Куда же теперь хлеб девать? В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска. — Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит, тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно!».

- Почему писатель назвала свой рассказ «Хлеб»? (Потому что речь в нем идет о хлебе)
- Какой хлеб дала мама Грише? (
Вкусный, душистый с блестящей корочкой)
- Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (
Бросил хлеб на землю)
- Почему он так поступил? (
Он наелся и не знал, что делать с хлебом)
- Правильно поступил Гриша? (
Нет)
- Почему неправильно? (
Хлеб надо беречь,в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, все деревни)
- Как Гриша исправил свою ошибку? (
Он отдал хлеб жеребенку)
- А как вы поступили бы на месте Гриши? (
Ответы детей: я бы быстро хлеб доел; я бы поделился с ребятами; я бы положила его на стол и т. д.)

- Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можно съесть.)
5. Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало,(приседают)
Прорастать на солнце стало,(руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал,(медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
6. Загадки «Хлеб»
 Отгадать легко и быстро:

 Мягкий, пышный и душистый,

 Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

              (Хлеб)

 Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья.

              (Зерно)

Мнут и катают,

В печи закаляют.

Потом за столом

Режут ножом.

              (Хлеб)

 Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

 Всем на загляденье.

 Ну и объедение!

         (Баранка или бублик.)

Вот он – тёплый, золотистый.

 В каждый дом, на каждый стол

– Он пожаловал – пришёл.

В нем – Здоровье, наша сила,

 В нем – Чудесное тепло.

 Сколько рук его растило,

 Охраняло, берегло!

                 (Хлеб)

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

               (Блины)

III. Заключительная часть

- Расскажите, что нового вы сегодня узнали?

- Что больше всего понравилось?

Все сегодня молодцы!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "Откуда хлеб пришёл"

В старшей группе 28.09.12. состоялась экскурсия в краеведческий музей. В музее проходил праздник "Каравай, каравай, лёгкий хлеб не выбирай". Дети старшей группы активно учавствовали в празднике: читал...

Конспект "Откуда к нам хлеб пришёл?"

Какой долгий путь прошёл хлеб, прежде чем появиться на полке в магазине....

Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?" - 2 занятия....

Конспект занятия "Откуда к нам хлеб пришёл"

Конспект занятия для детей подготовительной группы по экологии. На занятии дети закрепляют ранее полученные знания, обобщают полученный опыт. Занятие проводится в осенний период....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ НА СТОЛ»

Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его появлении на столе; объяснить, что хлеб пекут из муки, муку получают из зерна, зерно вырастает в поле и т. д.; воспитывать бережное...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия: "Откуда к нам хлеб пришёл?"

Конспект занятия по познавательномуразвитию в старшей группе«Откуда к нам хлеб пришёл»...