Конспект НОД по соц.предм "Откуда хлеб пришёл"
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по предм. и соц. окружению в старшей группе (5-6 лет)
Тема: «Откуда хлеб пришёл»
Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Деятельность детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие литературы и фольклора
Цель: учить осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные отличия.
Программное содержание: закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле; расширить знания детей о том, как выращивают хлеб, донести до детей, что хлеб на столе - итог большой работы людей; воспитывать уважительное отношение к хлебу.
Предварительная работа: беседа «Как выращивают хлеб», пословицы про хлеб, считалки о хлебе, рассказ М.Глинский «Хлеб», физкультминутка «В землю зёрнышко попало», загадки про хлеб.
Материалы и оборудование: Демонстрационный материал: картинки «Хлеб», иллюстрации сельскохозяйственной техники, хлебобулочных и кондитерских изделий. Раздаточный материал: игрушка «Хлеб».
Планируемые результаты: знают откуда и как берётся хлеб.
Структура занятия
I | Вводная часть | Организационный момент | 1 мин |
II | Основная часть | 22 мин | |
1 | Беседа | «Как выращивают хлеб» | 5 мин |
2 | Пословицы | «Хлеб» | 4 мин |
3 | Считалки | «Хлеб» | 3 мин |
4 | Рассказ | М.Глинский «Хлеб» | 4 мин |
5 | Физкультминутка | «В землю зёрнышко попало» | 3 мин |
6 | Загадки | «Хлеб» | 3 мин |
III | Заключительная часть | Итог | 2 мин |
Длительность: 25 минут
Ход занятия
I. Вводная часть
Организационный момент
Игра-приветствие «Ладошки»
Воспитатель: - здравствуйте, ребята (сидят на стульях по кругу)
- Давайте по очереди соединим свои ладошки с ладошками соседа и передадим улыбки друг другу.
II. Основная часть
1. Беседа «Как выращивают хлеб»
Воспитатель: - Дети, я хочу вам рассказать, какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем появиться у нас на столах.
Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченной
Шел к тебе издалека…
Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
С. Погореловский
- Впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши.
- А вы знаете из чего готовят хлеб? (Нет)
- Чтобы приготовить хлеб, нужно замесить тесто. Для этого понадобятся мука, вода, сахар, соль, масло, дрожжи. Сейчас выпекать хлеб на хлебозаводах людям помогают специальные машины. Громадные чаши наполняются нужными продуктами и замешиваются. Готовое тесто подаётся в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет ровные порции. Затем хлеб выпекают в специальных печах. Готовый продукт отправляют в магазины.
2. Пословицы «хлеб»
- Хлеб – всему голова! (Что значит «голова»? – главный. Почему хлеб всему главный).
- Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).
- Хлеб – батюшка, вода – матушка. (Хлеб и вода одни из самых главных ценностей в жизни человека. Вода – ценнейший дар природы, а без хлеба никакая пища невкусна).
- Хлеб – дар божий, отец, кормилец.(Символ благополучия).
- Хлеб да соль, и обед пошел. — Будет хлеб — будет и песня.(Известно, что хлеб был раньше и, пожалуй, остается по сей день важнейшим продуктом).
- Рожь поспела — берись за дело. (Нужно браться за дело, как только оно появилось).
- Много снега — много хлеба. (Большое количество снега — это примета хорошего урожая).
3. Считалки «Хлеб»
Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?
4. Рассказ М.Глинский «Хлеб»
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу. Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?» -Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу. Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко». Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал: «Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь». Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…» — Ладно, — согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор. — Поднял хлеб, положил на ладонь. — В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. — Отдал его Грише и ушел.
Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем». -Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно. — Куда же теперь хлеб девать? В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска. — Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит, тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl Ах, как вкусно!».
- Почему писатель назвала свой рассказ «Хлеб»? (Потому что речь в нем идет о хлебе)
- Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый с блестящей корочкой)
- Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю)
- Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что делать с хлебом)
- Правильно поступил Гриша? (Нет)
- Почему неправильно? (Хлеб надо беречь,в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, все деревни)
- Как Гриша исправил свою ошибку? (Он отдал хлеб жеребенку)
- А как вы поступили бы на месте Гриши? (Ответы детей: я бы быстро хлеб доел; я бы поделился с ребятами; я бы положила его на стол и т. д.)
- Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можно съесть.)
5. Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало,(приседают)
Прорастать на солнце стало,(руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал,(медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
6. Загадки «Хлеб»
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья.
(Зерно)
Мнут и катают,
В печи закаляют.
Потом за столом
Режут ножом.
(Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объедение!
(Баранка или бублик.)
Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
– Он пожаловал – пришёл.
В нем – Здоровье, наша сила,
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
(Хлеб)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
III. Заключительная часть
- Расскажите, что нового вы сегодня узнали?
- Что больше всего понравилось?
Все сегодня молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию "Откуда хлеб пришёл"
В старшей группе 28.09.12. состоялась экскурсия в краеведческий музей. В музее проходил праздник "Каравай, каравай, лёгкий хлеб не выбирай". Дети старшей группы активно учавствовали в празднике: читал...
Конспект "Откуда к нам хлеб пришёл?"
Какой долгий путь прошёл хлеб, прежде чем появиться на полке в магазине....
Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?"
Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?" - 2 занятия....
Конспект занятия "Откуда к нам хлеб пришёл"
Конспект занятия для детей подготовительной группы по экологии. На занятии дети закрепляют ранее полученные знания, обобщают полученный опыт. Занятие проводится в осенний период....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ НА СТОЛ»
Уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его появлении на столе; объяснить, что хлеб пекут из муки, муку получают из зерна, зерно вырастает в поле и т. д.; воспитывать бережное...
Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"
Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....
Конспект занятия: "Откуда к нам хлеб пришёл?"
Конспект занятия по познавательномуразвитию в старшей группе«Откуда к нам хлеб пришёл»...