программа кружка "Эколята"
методическая разработка (старшая группа)
Кружок «Эколята» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_ekologiya.docx | 54.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» корпус 2 г. Бабушкин муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия
Принято:
На педагогическом совете № 1
От «29» августа 2019 г.
Рабочая программа кружка
«Эколята»
с детьми 5-6 лет, старшая группа
Старший воспитатель: Казакова Л.В.
г. Бабушкин
2020г.
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это,
прежде всего, мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума».
В. Сухомлинский.
Направления и актуальность:
Кружок «Эколята» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.
Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания данной программы легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Причинами создания рабочей программы «Эколята» стали:
- направленность ДОУ на экологическое воспитание детей,
- желание родителей,
- работа со способными детьми.
При построении системы работы экологического кружка особое
внимание уделено следующим направлениям.
1. Познавательно-развивающее направление ставит целью знакомство детей с
компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на
эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира,
ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции
природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка
цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной
деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Основной целью программы является:
- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и
любить окружающий мир, бережно относиться к природе;
- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному,
положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и
безопасного
поведения в природе и в быту;
- закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих
участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного
края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Задачи:
Программа реализует следующие задачи:
1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса,
расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению
повествовательной речи (пересказывание, составление диалога), развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе ее взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом,
умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование
мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и
последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к
самостоятельным повторам.
3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения
сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах,
воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего
мира и бережно относиться к ней.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет
5-6 лет (старшая группа)
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Режим работы кружка 1 раз в неделю.
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений (в помещении, на прогулке, в домашних условиях) при использовании музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность;
Время проведения: Режим работы кружка 1 раз в неделю по 25 минут, каждая среда с 16.00 до 16.25.
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести
ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего
мира;
- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки
рационального природопользования;
- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания
его в разных условиях.
- понимать ценность природных объектов.
Результаты освоения программы:
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми.
Итоговое мероприятие: Экологический вечер развлечений: «Земля наш общий дом»
Возрастные особенности детей:
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста:
Дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее. Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным
и дифференцированным становится восприятие, произвольным – память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования.
Эколого-педагогическая работа с детьми возраста имеет сходства с системой среднего возраста, и отличие от нее. Организуются наблюдения, все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспитания: дети сенсорно – чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспечивают становление единственно правильного, действенного отношения к живым существам.
Литературным стержнем экологической работы являются произведения В. Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию
и возможностям усвоения его детьми. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение. Смену видов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных
объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Таким образом, эколого-педагогическая работа, с детьми старшей группы базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть является новым витком в общей системе экологического образования дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.
Содержание и методическое обеспечение программы
Тема | Программное содержание | Формы проведения | Оборудование | |
сентябрь | ||||
1 | «Что такое природа?» Понятие о живой и неживой природе | Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей различать по характерным признакам живую и неживую природу. | Беседа | Материалы из экспериментальной зоны (камни, песок, глина) |
2 | «Наш дом – природа»- экскурсия по экологической тропе.
| Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано, создание у детей радостного настроения , воспитание любви к природе | экскурсия | Объекты экологической тропы |
3 | «Как вести себя в природе» | Закреплять у ребят знания о культуре поведения в природе. Верно оценивать свои поступки и поступки окружающих, знакомить детей с экологическими знаками | Беседа. | Презентация «Правила поведения в природе» Экологические знаки |
4 | «Что нас окружает?» | Воспитывать бережное отношение к природе, различать объекты созданные природой и человеком, рукотворный мир - предметы созданные человеком, нерукотворный мир – мир, созданный природой | ОД | Различные предметы, сделанные человеком; объекты природы (живой и неживой) Альбомы. презентация |
Октябрь | ||||
1 | «Вода вокруг нас» (вода в природе, водоемы, осадки) | Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. | ОД | Глобус, иллюстрации с изображением различных водоёмов |
2 | Эта волшебница вода» (разнообразное состояние воды в природе: лед, пар) | Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. | Дидактическая игра « Какой вода бывает?» | Вода в жидком состоянии, намороженный лед, картинки снежинок, сосулек, дождя. Загадки о воде и её состоянии. |
3 | «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе) | дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. | Экспериментальная деятельность в комнате природы | Мисочки для воды, план – схема «Круговорот воды в природе» |
4 | «Узнаем, какая вода»- опыты и эксперименты | Выявить свойства воды: прозрачная , без запаха , без вкуса | Опытно- экспериментальная деятельность | Наборы для экспериментирования, лабораторная посуда |
Ноябрь | ||||
1 | «Воздух вокруг нас, свойства воздуха. Ветер – движение воздуха. | Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха | Опытно- экспериментальная деятельность | Воздушные шарики, стаканчики с мыльной водой и соломинки.
|
2 | «Прозрачный неведимка»- опыты с воздухом. | Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха. | Опытно- экспериментальная деятельность. | Полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля ,мыльные пузыри, воздушные шарики. |
3 | Чистый и загрязнённый воздух. | Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. | Опытно- экспериментальная деятельность. | Пылесос, картинки с изображение автомобилей, заводов с трубами. Презентация о загрязнении воздуха «Экологическая тревога» |
4 | Солнечная система. Солнце – источник света и тепла | Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы. Познакомить детей с «небесным светилом» - солнцем. Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе. | НОД: «Солнце, Земля и другие планеты | Карта солнечной системы, глобус и лампа для освещения шапочки с изображением солнца, мел, верёвка, бинокли |
декабрь | ||||
1 | Роль света в жизни растений , животных, человека. Сезонные изменения в природе. | Учить понимать причины сезонных изменений в природе, познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира. | Беседа в живом уголке комнаты практические занятия в уголке экспериментирования. | Горшочки для посадки растений (для дальнейшего наблюдения за ними в тёмном месте). |
2 | «Космос. Вселенная. Звёзды». | Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов, подчеркнуть уникальность планеты Земля. | Беседа | Иллюстрации с изображением Вселенной, звёзд, фото космонавтов. |
3 | Почва – верхний слой земли – «Живая земля» | Познакомить с составом Земли – почвой, с понятием «Живая земля». | Практическое занятие, чтение. | |
4 | Обитатели почвы. Значение почвы для жизни растений, животных, человека. | Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы. Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека | Практическое занятие | Образцы разных видов почвы: торф, песок, глина, земля, перегной. Рассказ «Почва- «живая земля» И. Белавина, |
январь | ||||
1 | Песок и глина. | Закрепить знания о минералах: песок, глина. | Практическое занятие в уголке экспериментирования. | Глина, песок, банка с водой,2-3 гвоздя, молоток, поднос для лепки, фишки для награждения |
2 | Камни. | Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: (морские, речные), ценные (мрамор, гранит), драгоценные. | Практическое занятие в лаборатории. | Наборы камней, лупы, кусок дерева, гвозди, молоток. Слайды изделий из гранита. Загадки о камнях. |
3 | Разнообразие видов растений. | Дать представление детям о многообразии растительного мира Земли. Познакомить детей с основными группами растений. Развивать умение выделять сходство и различие в растениях. | Беседа | Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим Т.А. Шорыгина « Кустарники. Какие они?» Т.А. Шорыгина « Травы. Какие они?» |
4 | Части растений. | Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений. | Беседа | Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», гербарий растений А.И.Иванова «Мир растений» |
февраль | ||||
1 | Развитие растений. Влияние света, тепла и воды на жизнь растений. | Формировать у детей представления о том, что для растениям необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва. | Экспериментальная образовательная деятельность | Растения теневыносливые и светолюбивые. Баночки с водой для посадки черенков растений в разных световых условиях. Черенки растений (бальзамина). |
2 | Комнатные растения. | Обобщить представления детей о комнатных растениях, об уходе за ними, закрепить знания об основных потребностях комнатных растений. | Беседа | Презентация о комнатных растениях , лейка с водой , салфетки для ухода за комнатными растениями |
3 | Понятие о дикорастущих и культурных растениях. Лекарственные и ядовитые растения. | Познакомить детей с разновидностями растений. Учить различать их в природе. | Игра – путешествие в страну «Полезных и вредных растений» | Презентация о лекарственных и ядовитых растениях |
4 | Охрана растений. Красная книга природы | Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, сформировать чувство зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать желание к этой деятельности. | Беседа | Изображения охраняемых растений, Красная книга, плакаты по охране природы, репродукции художников - пейзажистов И.И. Шишкина, Ф.А.Васильева. |
март | ||||
1 | Дикие и домашние животные. | Продолжать знакомить детей с разнообразными видами животных. Уточнить признаки диких и домашних животных, чем они отличаются друг от друга. | Рассматривание иллюстраций, энциклопедий о животных разных широт, беседа по содержанию | Демонстрационный материал из серии «Знакомство с окружающим миром», «Животные» |
2 | Рыбы. | Расширять знания детей о разновидностях рыб (аквариумные; пресноводные – прудовые, речные; морские; океанические). | Рассматривание иллюстраций о рыбах, беседа по содержанию, рисование рыб. | Иллюстрации с видами рыб и мест их обитания, аквариум с рыбами, альбомы, цветные карандаши Демонстрационный материал из Серии «Знакомство с окружающим миром»: «Рыбы в картинках», «Обитатели океана в картинках» |
3 | Земноводные. | Углублять у детей знания о земноводных животных. Продолжать учить сравнивать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения. Воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю. | ОД | Иллюстрации, видеопроектор. Иллюстрации: тритон, саламандра, древолаз, жаба, квакши, озерная лягушка. Картинки: изображения животных. |
4 | Пресмыкающиеся | Уточнить, систематизировать и закрепить знания ребёнка о пресмыкающихся животных; Формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни пресмыкающихся; пресмыкающееся – рептилия. | ОД | Презентация, раздаточный материал: «Дорисуй картинку» - раскраски «Обведи по цифрам» (змея), раскраски «Обведи по точкам» (черепаха, крокодил). |
апрель | ||||
1 | Насекомые. | Расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках; обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни; -уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека; прививать бережное отношение ко всему живому. | ОД, экскурсия по территории детского сада. Наблюдения за насекомыми, рассматривание картин с изображением насекомых | Предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха. |
2 | Птицы | Уточнять и расширять представление детей о птицах - их внешнем виде, строении, образе жизни, среде обитания. Развивать умение узнавать, называть, сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия: в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи; Закрепить умение классифицировать птиц на перелётных и зимующих. Учить устанавливать причинно-следственные связи (клюв – еда; птицы не умеют делать себе запасы на зиму, поэтому улетают в тёплые страны и называются перелётными); | ОД, наблюдения на прогулках | Конверты с загадками и заданиями к играм «Четвёртый лишний» и «Составь рассказ по схеме»; картинки с изображением зимующих и перелётных птиц; карточки с изображением строения птиц, их сходством и отличием; круги разного размера для классификации птиц. |
3 | Животные разных Стран. Красная книга Природы. | уточнить представления детей о животных разных стран: внешний вид, характерные особенности. Формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания, развивать интерес к представителям живой природы. | ОД | Глобус, карта, картинки с изображением животных, обитающих в теплых странах и на Севере. |
4 | Пищевые цепочки |
| ОД с театрализованной деятельностью | Бумажные цепочки, картины с изображением животных, растений; магнитная доска, оборудование для театрализованного представления, шапочки героев. |
май | ||||
1 | Лес - как пример сообщества. | уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Исчезновение какого-либо звена ведет к гибели других звеньев. Учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса, развивать логическое мышление. Продолжать воспитывать экологическое сознание. | ОД | Презентация с постановкой задачи от Лесовичка, модель «этажи леса», карточки животных леса и птиц, знаки поведения в лесу, аудиозаписи звуки леса. |
2 | Лес и человек. Охрана леса. | воспитывать чувство любви к окружающим нас природным богатствам, чуткости, понимаю многообразных тайн скрытых в природе и бережному отношению к ним. Продолжать формировать представление детей о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о необходимости бережного отношения к лесным богатствам. | ОД | зеленый листок дерева, иллюстрации деревьев, использование ИКТ, презентация о пользе леса в жизни людей и о правилах поведения в лесу. |
3 | Десять заповедей друзей природы. |
Развивать познавательный интерес к миру природы, развивать речь в беседе, логическое мышление, внимание через дидактические игры. помочь детям осознать свое отношение к природе, вывести правила поведения в природе, • помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться, • дать им представление о нравственной стороне отношения к природе. Оборудование: мультимедиа с презентацией, магнитофон с голосами птиц, кар помочь детям осознать свое отношение к природе, вывести правила поведения в природе, • помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться, • дать им представление о нравственной стороне отношения к природе. Оборудование: мультимедиа с презентацией, магнитофон с голосами птиц, кар Помочь детям осознать свое отношение к природе, вывести правила поведения в природе, помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться, дать представление о нравственной стороне отношения к природе | ОД с просмотром презентации | Презентация «Сберегающие знаки в природе», детские рисунки о правилах поведения в природе |
4 | Экологическое развлечение « Земля наш общий дом» | формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие), развития эстетических чувств - умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её. | Развлечение |
Список литературы
1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»,Москва 2001.
2. Л. Г Горькова , А.В.Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
3. О.В. Дыбина, Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.
4 .А.И. Иванова «Живая экология»,Москва 2005.
5. Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей», Минск 2001.
6. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.
7. С.Н.Николаева«Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.
8. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.
9. С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010.
10. Т.А Шорыгина«Зелёные Сказки»,Москва 2005.
11. Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.
12. Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
13. Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
14. Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И...
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа. Программа для установки через интернет
lt;div class="uchmag_main_162014"><div class="uchmag_table"><div class="uchmag_td_c" align="center"><a target="_blank" href="http://www.uchmag.ru/estore/e241522/?partner=507"><...
Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)
Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....
Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет
В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...