Кратковременный проект в подготовительной к школе группе "Читающая мама"
проект (подготовительная группа)

Сафонкина Юлия Петровна

В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. Многие считают, что в наш век – век развития компьютерных и других технических технологий не актуально развивать у детей интерес к чтению книг.

Однако чтение оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями и сравнениями.

С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка.

Вот почему так важно прививать детям любовь к книге.

Мамино чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения. Семейное чтение способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.

К сожалению, не все родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение интереса к чтению, но и благодаря совместному чтению ребенок с раннего детства привыкает к тому, что читать, не только нужно, но и очень интересно. Проведя опрос родителей, стало понятно, что проблема семейного чтения становится особенно актуальной и значимой и для детей. Ребенок растет в окружении не читающих взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chitayushchaya_mama.docx264.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

«Центр образования «Кудрово»Центр образования

Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе

«Читающая мама-читающая семья»

        

Составил: воспитатель

высшей квалификационной категории

Сафонкина Юлия Петровна

2024 год

«Если с детства у ребенка не воспитана

любовь к книге, если чтение не стало его

духовной потребностью на всю жизнь -

в годы отрочества душа подростка

будет пустой, на свет божий выползает, как

будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

Введение

В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. Многие считают, что в наш век – век развития компьютерных и других технических технологий не актуально развивать у детей интерес к чтению книг.

Однако чтение оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями и сравнениями.

С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка.

Вот почему так важно прививать детям любовь к книге. 

Мамино чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения. Семейное чтение способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.

К сожалению, не все родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение интереса к чтению, но и благодаря совместному чтению ребенок с раннего детства привыкает к тому, что читать, не только нужно, но и очень интересно. Проведя опрос родителей, стало понятно, что проблема семейного чтения становится особенно актуальной и значимой и для детей. Ребенок растет в окружении не читающих взрослых.

Актуальность

Книга в руках мамы — главная воспитательная сила, то, что открылось ребенку со страниц книги, прочитанной ему мамой в раннем детстве, становится частью его, навечно ассоциируется с теплотой материнского голоса.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Вид проекта: краткосрочный.

Продолжительность проекта: октябрь 2024г.

Возраст детей: подготовительная группа (6-7 лет).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы ТНР «Дружба», воспитатель, родители воспитанников.

Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Задачи проекта:

  • Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
  • Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  • Через художественную литературу и иллюстрации к ней воспитывать высокие нравственные качества: милосердие, справедливость, внимание друг к другу и т. д.;
  • Способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
  • Воспитывать бережное отношение к книге.

Методы:

  • Наглядные
  • Игровые
  • Словесные
  • Практические

Ожидаемый результат:

  • Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
  • Возрождение традиции домашнего чтения.
  • Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
  • Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Этапы реализации проекта

1этап. Подготовительный.

Постановка целей и задач проекта; постановка проблемы; подбор наглядного материала и иллюстраций, подбор стихов и создание картотеки для совместного чтения; подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группе; привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, знакомство с целями и задачами проекта;

2этап. Основной.

Ежедневный ритуал чтения; беседы по содержанию, пересказ художественных произведений рассматривание и рисование иллюстраций; знакомство с литературными жанрами: загадка, сказка, рассказ, басня, стихотворение; включение художественного слова в разные режимные моменты; просмотр мультфильмов; прослушивание аудио; настольные игры; дидактические игры, игры – драматизации; конкурс чтецов; презентация «История возникновения книги»; виртуальная экскурсия в библиотеку; выставка «Книги бывают разные»; изготовление закладки для книг; трудовая деятельность «Книжкина больница»; сюжетно-ролевые игры «Книжный магазин», «Библиотека»; встреча с библиотекарем «Какие книги для дошкольников доступны в библиотеке»; оформление фотоальбома «Читающая мама»

3 этап. Заключительный.

Презентация проекта «Читающая мама- читающая семья» в ДОУ; выставка книг «Книга, которую мне читают дома»; Выставка рисунков и поделок «Моя любимая сказка».

1.Физическое развитие

Подвижные игры:

Артикуляционная гимнастика:

Пальчиковая гимнастика:

Дыхательная гимнастика:

«Леший»

Цель: развивать быстроту и ловкость, воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам.

«Репка».

Цель: развивать быстроту и ловкость, воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам.

 "Гуси лебеди"

Цель: учить детей четко проговаривать слова; упражнять в ловкости и быстроте реакций.

Сказка «Как язычок пил горячий чай» Н.В.Рыжкова

 "Бабушка Яга".

Цель: развитие мелкой моторики руки.

«Сказка осенних листочков»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох, осваивать носовое дыхание

2.Социально- коммуникативное развитие

Беседы

Чтение художественной литературы

 «Что такое сказка? Моя любимая сказка».

Цель: развивать связную монологическую речь, мышление, память, воображение.

Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой ведет!».

Цель: расширять понятие «народная сказка», формировать знания о разделении сказок на три вида: волшебные, про животных, бытовые

 «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается».

Цель: способствовать формированию активного слушания от начала до конца не перебивая, способствовать воспитанию уважения к рассказывающему, говорящему.

«Герои сказок – какие они?»

Цель: учить называть отличительные черты героев, называя положительные и отрицательные качества; описывать поступки и объяснять из значения; способствовать развитию речи и расширению словаря детей.

«Ю.А.Васнецов – художник-иллюстратор сказок»

Цель: знакомить с художником - иллюстратором, с понятием «иллюстрация», «художник-иллюстратор».

«Сказка ложь, да в ней намёк! Добру молодцу урок - чему учат сказки?» 

Цель: обобщать и закреплять полученные знания по сказкам, способствовать воспитанию

любви к русскому народному творчеству.

Просмотр мультфильмов

Прослушивание аудио

«Красная шапочка»,

«Снежная королева»,

«Приключение Буратино»,

«Живая шляпа»,

«Золушка», «Морозко»;

«Городок в табакерке» (рассказы и сказки).

3.Речевое развитие

Игровые упражнения

дидактические игры

«Театр настроения»,

«Расскажи сказку»,

«Играем в сказку»,

 «Любимые сказки»,

 «Сказочная азбука»,

 «Сложи картинку»;

 «Отгадай-ка!»,

«Узнай героя сказки по описанию»,

«Кто, где живёт»,

«Найди ошибку»,

«Найди пару»,

«Волшебные предметы»,

 «Сказки – загадки»

  1. Познавательное развитие

Н О Д:

«Путешествие по сказкам»

Цель: Закрепить знания детей о сказках, умение узнавать и называть их по фрагментам, иллюстрациям, загадкам, отдельным предметам.

Развивать навыки речевого общения, логическое мышление, воображение, память, фантазию.

Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

«Русские народные сказки»

Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество.

Обеспечить развитие памяти, логического мышления.

Способствовать развитию коммуникативных способностей.

5.Художественно-эстетическое развитие   

Аппликация

Рисование

Лепка

Конструктивная деятельность

Досуги, развлечения

«Царевна-лягушка»

Цель: Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию. Совершенствование навыка пользования ножницами и изменения формы предмета способом срезания уголков детали.

«Рисование по мотивам русских народных сказок» (рисование по замыслу)

Цель: учить рисовать сказочные сюжеты, самостоятельно выбирая эпизод из сказки; изображать героев сказок крупно и чётко, обращая внимание на позы (сидит, стоит, обращать внимание на мимику героев)

"Бабушкины сказки"

Цель: учить детей лепить по мотивам русских народных сказок: самостоятельно выбирать отдельного героя, или сюжет, определять способы и приёмы лепки, в зависимости от характера образа придавать персонажам сказочные черты.  

«Путешествие в сказочное государство»

Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках; узнавать героев сказок по иллюстрациям и загадкам; научить детей из базовой формы «треугольник» делать фигурку медведя, развивать мелкую моторику.

Изготовление закладки для книг.

Встреча с библиотекарем;

конкурс чтецов

Взаимодействие с родителями:

•        консультации для родителей «Десять «почему детям необходимо читать книжки», «Книга в жизни ребенка».

•        Анкета для родителей по теме «Папа, мама, я- читающая семья»

•        оформление книжек-малышек;

•        Круглый стол «Вечернее чтение в семье»

•        Методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», «Как развить у детей умение размышлять и обсуждать прочитанное»

•        Совместная деятельность родителей и детей «Мамы читали детям дома и снимали видеоролики»

•        Родительское собрание «Мы читающая семья» (конкурс)

•        Памятка «Золотые ключики от потайной дверцы в мир чтения»

•        10 правил чтения для родителей или все, что необходимо знать для превращения вашего ребёнка в настоящего читателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние забавы" - спортивное развлечение для группы кратковременного пребывания "Ясли для малыша - школа для мамы"

"Зимние забавы" - спортивное развлечение для группы кратковременного пребывания "Ясли для малыша - школа для мамы". Цель: Способствовать ранней социализации ребёнка к условиям дошкольного учреждения ч...

Программа оказания психолого-педагогической помощи родителям и их детям в возрасте от 1 до 1,5 лет, неохваченных дошкольным образованием. (группа кратковременного пребывания) «Ясли для малыша-школа для мамы»

    Программа нацелена на оказание психологической и педагогической поддержки родителям и детям, не охваченным дошкольным образованием на укрепление здоровья ребенка, поддержание у не...

Проект в подготовительной к школе группе "Мама – в этом слове солнца свет"

Творческий проект в подготовительной к школе группе посвященной Дню Матери...

Проект в подготовительной к школе группе №1 «Галчата» ко дню матери «Пусть всегда будет мама!»

Очень большое значение для развития личности ребёнка имеет взаимопонимание между ребёнком и матерью. Любовь мамы - это забота и помощь во всём. Несмотря на это, всё чаще любовь к маме дети связыв...

Творческий проект в подготовительной к школе группе «Мама, папа, я – читающая семья»

Творческий проект в подготовительной к школе группе  «Мама, папа, я – читающая семья»...

Проект в подготовительной к школе группе «Всех важней на свете - МАМА»

Данный проект направлен на развитие положительного отношения ребенка к окружающему миру, приобщению детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме....

Педагогический краткосрочный проект в подготовительной к школе группе «Мама-солнышко мое!»

Педагогическийкраткосрочный проект в подготовительной к школе группе «Мама-солнышко мое!»...