Кратковременный проект в подготовительной к школе группе "Читающая мама"
проект (подготовительная группа)
В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. Многие считают, что в наш век – век развития компьютерных и других технических технологий не актуально развивать у детей интерес к чтению книг.
Однако чтение оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями и сравнениями.
С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка.
Вот почему так важно прививать детям любовь к книге.
Мамино чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения. Семейное чтение способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.
К сожалению, не все родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение интереса к чтению, но и благодаря совместному чтению ребенок с раннего детства привыкает к тому, что читать, не только нужно, но и очень интересно. Проведя опрос родителей, стало понятно, что проблема семейного чтения становится особенно актуальной и значимой и для детей. Ребенок растет в окружении не читающих взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chitayushchaya_mama.docx | 264.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
«Центр образования «Кудрово»
Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе
«Читающая мама-читающая семья»
Составил: воспитатель
высшей квалификационной категории
Сафонкина Юлия Петровна
2024 год
«Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь -
в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет божий выползает, как
будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В.А. Сухомлинский
Введение
В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. Многие считают, что в наш век – век развития компьютерных и других технических технологий не актуально развивать у детей интерес к чтению книг.
Однако чтение оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского языка: в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями и сравнениями.
С помощью художественного слова ребенок овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средством формирования личности ребенка.
Вот почему так важно прививать детям любовь к книге.
Мамино чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения. Семейное чтение способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с матерью, звучанием ее голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также возможностью задать вопрос, получить разъяснение, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.
К сожалению, не все родители понимают, что совместное чтение – это не только пробуждение интереса к чтению, но и благодаря совместному чтению ребенок с раннего детства привыкает к тому, что читать, не только нужно, но и очень интересно. Проведя опрос родителей, стало понятно, что проблема семейного чтения становится особенно актуальной и значимой и для детей. Ребенок растет в окружении не читающих взрослых.
Актуальность
Книга в руках мамы — главная воспитательная сила, то, что открылось ребенку со страниц книги, прочитанной ему мамой в раннем детстве, становится частью его, навечно ассоциируется с теплотой материнского голоса.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Вид проекта: краткосрочный.
Продолжительность проекта: октябрь 2024г.
Возраст детей: подготовительная группа (6-7 лет).
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы ТНР «Дружба», воспитатель, родители воспитанников.
Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Задачи проекта:
- Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
- Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
- Через художественную литературу и иллюстрации к ней воспитывать высокие нравственные качества: милосердие, справедливость, внимание друг к другу и т. д.;
- Способствовать поддержанию традиций семейного чтения;
- Воспитывать бережное отношение к книге.
Методы:
- Наглядные
- Игровые
- Словесные
- Практические
Ожидаемый результат:
- Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
- Возрождение традиции домашнего чтения.
- Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Этапы реализации проекта
1этап. Подготовительный.
Постановка целей и задач проекта; постановка проблемы; подбор наглядного материала и иллюстраций, подбор стихов и создание картотеки для совместного чтения; подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группе; привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, знакомство с целями и задачами проекта;
2этап. Основной.
Ежедневный ритуал чтения; беседы по содержанию, пересказ художественных произведений рассматривание и рисование иллюстраций; знакомство с литературными жанрами: загадка, сказка, рассказ, басня, стихотворение; включение художественного слова в разные режимные моменты; просмотр мультфильмов; прослушивание аудио; настольные игры; дидактические игры, игры – драматизации; конкурс чтецов; презентация «История возникновения книги»; виртуальная экскурсия в библиотеку; выставка «Книги бывают разные»; изготовление закладки для книг; трудовая деятельность «Книжкина больница»; сюжетно-ролевые игры «Книжный магазин», «Библиотека»; встреча с библиотекарем «Какие книги для дошкольников доступны в библиотеке»; оформление фотоальбома «Читающая мама»
3 этап. Заключительный.
Презентация проекта «Читающая мама- читающая семья» в ДОУ; выставка книг «Книга, которую мне читают дома»; Выставка рисунков и поделок «Моя любимая сказка».
1.Физическое развитие | Подвижные игры: Артикуляционная гимнастика: Пальчиковая гимнастика: Дыхательная гимнастика: | «Леший» Цель: развивать быстроту и ловкость, воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам. «Репка». Цель: развивать быстроту и ловкость, воспитывать любовь и интерес к русским народным сказкам. "Гуси лебеди" Цель: учить детей четко проговаривать слова; упражнять в ловкости и быстроте реакций. Сказка «Как язычок пил горячий чай» Н.В.Рыжкова "Бабушка Яга". Цель: развитие мелкой моторики руки. «Сказка осенних листочков» Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох, осваивать носовое дыхание |
2.Социально- коммуникативное развитие | Беседы Чтение художественной литературы | «Что такое сказка? Моя любимая сказка». Цель: развивать связную монологическую речь, мышление, память, воображение. Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой ведет!». Цель: расширять понятие «народная сказка», формировать знания о разделении сказок на три вида: волшебные, про животных, бытовые «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается». Цель: способствовать формированию активного слушания от начала до конца не перебивая, способствовать воспитанию уважения к рассказывающему, говорящему. «Герои сказок – какие они?» Цель: учить называть отличительные черты героев, называя положительные и отрицательные качества; описывать поступки и объяснять из значения; способствовать развитию речи и расширению словаря детей. «Ю.А.Васнецов – художник-иллюстратор сказок» Цель: знакомить с художником - иллюстратором, с понятием «иллюстрация», «художник-иллюстратор». «Сказка ложь, да в ней намёк! Добру молодцу урок - чему учат сказки?» Цель: обобщать и закреплять полученные знания по сказкам, способствовать воспитанию любви к русскому народному творчеству. |
Просмотр мультфильмов Прослушивание аудио | «Красная шапочка», «Снежная королева», «Приключение Буратино», «Живая шляпа», «Золушка», «Морозко»; «Городок в табакерке» (рассказы и сказки). | |
3.Речевое развитие | Игровые упражнения дидактические игры | «Театр настроения», «Расскажи сказку», «Играем в сказку», «Любимые сказки», «Сказочная азбука», «Сложи картинку»; «Отгадай-ка!», «Узнай героя сказки по описанию», «Кто, где живёт», «Найди ошибку», «Найди пару», «Волшебные предметы», «Сказки – загадки» |
| Н О Д: | «Путешествие по сказкам» Цель: Закрепить знания детей о сказках, умение узнавать и называть их по фрагментам, иллюстрациям, загадкам, отдельным предметам. Развивать навыки речевого общения, логическое мышление, воображение, память, фантазию. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству. «Русские народные сказки» Цель: Помочь детям понять, что такое устное народное творчество. Обеспечить развитие памяти, логического мышления. Способствовать развитию коммуникативных способностей. |
5.Художественно-эстетическое развитие | Аппликация Рисование Лепка Конструктивная деятельность Досуги, развлечения | «Царевна-лягушка» Цель: Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию. Совершенствование навыка пользования ножницами и изменения формы предмета способом срезания уголков детали. «Рисование по мотивам русских народных сказок» (рисование по замыслу) Цель: учить рисовать сказочные сюжеты, самостоятельно выбирая эпизод из сказки; изображать героев сказок крупно и чётко, обращая внимание на позы (сидит, стоит, обращать внимание на мимику героев) "Бабушкины сказки" Цель: учить детей лепить по мотивам русских народных сказок: самостоятельно выбирать отдельного героя, или сюжет, определять способы и приёмы лепки, в зависимости от характера образа придавать персонажам сказочные черты. «Путешествие в сказочное государство» Цель: Закрепить знания детей о русских народных сказках; узнавать героев сказок по иллюстрациям и загадкам; научить детей из базовой формы «треугольник» делать фигурку медведя, развивать мелкую моторику. Изготовление закладки для книг. Встреча с библиотекарем; конкурс чтецов |
Взаимодействие с родителями:
• консультации для родителей «Десять «почему детям необходимо читать книжки», «Книга в жизни ребенка».
• Анкета для родителей по теме «Папа, мама, я- читающая семья»
• оформление книжек-малышек;
• Круглый стол «Вечернее чтение в семье»
• Методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», «Как развить у детей умение размышлять и обсуждать прочитанное»
• Совместная деятельность родителей и детей «Мамы читали детям дома и снимали видеоролики»
• Родительское собрание «Мы читающая семья» (конкурс)
• Памятка «Золотые ключики от потайной дверцы в мир чтения»
• 10 правил чтения для родителей или все, что необходимо знать для превращения вашего ребёнка в настоящего читателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зимние забавы" - спортивное развлечение для группы кратковременного пребывания "Ясли для малыша - школа для мамы"
"Зимние забавы" - спортивное развлечение для группы кратковременного пребывания "Ясли для малыша - школа для мамы". Цель: Способствовать ранней социализации ребёнка к условиям дошкольного учреждения ч...
Программа оказания психолого-педагогической помощи родителям и их детям в возрасте от 1 до 1,5 лет, неохваченных дошкольным образованием. (группа кратковременного пребывания) «Ясли для малыша-школа для мамы»
Программа нацелена на оказание психологической и педагогической поддержки родителям и детям, не охваченным дошкольным образованием на укрепление здоровья ребенка, поддержание у не...
Проект в подготовительной к школе группе "Мама – в этом слове солнца свет"
Творческий проект в подготовительной к школе группе посвященной Дню Матери...
Проект в подготовительной к школе группе №1 «Галчата» ко дню матери «Пусть всегда будет мама!»
Очень большое значение для развития личности ребёнка имеет взаимопонимание между ребёнком и матерью. Любовь мамы - это забота и помощь во всём. Несмотря на это, всё чаще любовь к маме дети связыв...
Творческий проект в подготовительной к школе группе «Мама, папа, я – читающая семья»
Творческий проект в подготовительной к школе группе «Мама, папа, я – читающая семья»...
Проект в подготовительной к школе группе «Всех важней на свете - МАМА»
Данный проект направлен на развитие положительного отношения ребенка к окружающему миру, приобщению детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме....
Педагогический краткосрочный проект в подготовительной к школе группе «Мама-солнышко мое!»
Педагогическийкраткосрочный проект в подготовительной к школе группе «Мама-солнышко мое!»...