Программа работы с родителями воспитанников
методическая разработка (старшая группа)

Классен Анжелика Михайловна

Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и родителями, выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания
оптимальных условий для развития личности ребенка.
Задачи:

  • обеспечить единство воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
  • способствовать просвещению родителей воспитанников (педагогические, психологические и правовые аспекты);
  • знакомить родителей с эффективными методами и приемами воспитания детей, оказывать практическую помощь семье;
  • приобщать родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и обогащению развивающей предметно-пространственной среды через внедрение нетрадиционных форм работы с семьей.
  • привлекать родителей к передаче положительного опыта семейного воспитания;
  • создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_s_roditelyami.docx39.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

        образовательное учреждение  «Детский сад №1 «Алёнушка»

 Программа работы с родителями воспитанников «Воспитываем вместе»

Срок реализации программы: 1 учебный год (2023-2024)

Автор программ:

воспитатель Классен А.М.

г. Туринск

Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и родителями, выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания
оптимальных условий для развития личности ребенка.
Задачи:

  • обеспечить единство воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
  • способствовать просвещению родителей воспитанников (педагогические, психологические и правовые аспекты);
  • знакомить родителей с эффективными методами и приемами воспитания детей, оказывать практическую помощь семье;
  • приобщать родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и обогащению развивающей предметно-пространственной среды через внедрение нетрадиционных форм работы с семьей.
  • привлекать родителей к передаче положительного опыта семейного воспитания;
  • создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.

        Принципы реализации программы

      Основными принципами, определяющими концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка, являются следующие.

1. Принцип организующей роли педагогов (воспитатель выступает как организатор, проявляет инициативность; нацеливает родителей на роль полноправных союзников с педагогами в решении поставленных задач образования и воспитания детей).

2. Принцип преемственности, согласованных действий (согласованность воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку).

3. Принцип сотрудничества педагогов и родителей.

4. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ (признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого).

5. Принцип открытости  и доверия (предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду).

6. Принцип индивидуального подхода предполагает учитывать особенности каждой семьи.

7. Принцип систематичности и последовательности (систематическое и последовательное формирование у родителей  психолого-педагогических знаний и навыков).

8. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ (формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др.)

9. Принцип обратной связи (она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ).

        Ожидаемые результаты реализации программы

     Выбор определения критериев результативности исходит из цели и задач программы. Таким образом, ожидаемыми результатами программы являются:

  • создана прочная система взаимодействия ДОУ с семьей,  установлено единство с педагогами ДОУ в воспитании, обучении и развитии детей;
  • сформированы психолого-педагогическая культура родителей, теоретические знания и практические умения  по вопросам воспитания обучения  и развития детей;
  • сформирована  активная позиции родителей как субъектов воспитательно-образовательного процесса; развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ;
  • родители транслируют собственный положительный опыт семейного воспитания;
  • улучшен микроклимат внутри дошкольного коллектива, способствующий оптимизации воспитательно-образовательного процесса.

Основные формы и направления работы по реализации программы

     Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ:

  • Информационно – аналитическое

 Цель: изучение семьи ребенка, её статуса и потенциала; особенностей детско-родительских отношений, образовательных потребностей родителей; установление тесного контакта с ними для согласования воспитательного воздействия на ребенка.

  • Познавательное

Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания  и развития детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетентности.

  • Наглядно – информационное

Цель: информирование родителей о работе группы, предстоящей деятельности детей, о результатах работы; педагогическое просвещение родителей.

  • Организационно-методическое (досуговое)

Цель: способствовать вовлечению родителей  в педагогический процесс, развитие их творческой инициативы.

     В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с семьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.

Таблица 1

Основные формы работы с родителями при реализации программы

Формы работы с родителями

Традиционные формы

Нетрадиционные формы

Информационно-аналитические

Анкетирование

Беседа

Наблюдение

Социологический срез, опрос

«Почта (телефон) доверия»

Познавательные

Родительское собрание

Консультация

Тематическая беседа

Круглый стол

Семинар-практикум

Тренинг

Педагогическая гостиная

Проектная деятельность

«Вечер вопрос и ответов»

Мастер-класс

Творческая мастерская

Наглядно-информационные

Папка-передвижка

Информационный стенд

Выставка детских работ

Фотовыставка

Брошюра, памятка, буклет

Сайт детского сада

День открытых дверей

Открытый просмотр занятий

Презентация

Видеоролик

Выставка семейных газет и плакатов

Досуговые

Совместный праздник, развлечение, утренник

Участие в конкурсах различного уровня, акциях, проектах

Совместная прогулка,  экскурсия

 Этапы реализации программы

    Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:

Первый этап – подготовительный (организационный), 1 месяц

Целью данного этапа является определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса; создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.

На данном этапе:

- изучается методическая литература по теме;

- планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;

- разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;

- подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;

- изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).

Второй этап – основной (практический), 9 месяцев

Его цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. 

Третий этап – заключительный , 2 месяца

Цель – подведение итогов социального партнерства, определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.

Перспективное планирование работы с родителями

Перспективный план работы с родителями в старшей группе

Месяц

Мероприятия

Цели

Сентябрь

  • Родительское собрание: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, задачи воспитания и обучения на новый учебный год»
  • Буклет «Возрастные особенности детей 5-6 лет»
  • Фотовыставка «Вот и лето прошло»

  • Анкетирование родителей: «Какой вы родитель?»

  • Папка-передвижка «Лексическая тема «Осень»

  • Мастер – класс «Изготовление нетрадиционного оборудования в спортивный уголок»
  • «Дни добрых дел: помощь в создании предметно – развивающей среды в группе»
  • Смотр-конкурс поделок из природного материала

Познакомить родителей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду детей 5 – 6 лет.

Педагогическое просвещение родителей.

Привлечь родителей к воспитательно-образовательной деятельности, дать возможность семьям представить положительный опыт семейного воспитания.

Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей, особенности детско-родительских отношений.

Познакомить родителей с методиками и приемами развития речи детей.

Дать практические рекомендации по изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования для спортивного уголка в детском саду и дома.

Приобщить родителей к созданию предметно – развивающей среды в группе.

Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.

Октябрь

  • Консультация «Грипп. Меры профилактики. Симптомы данного заболевания»
  • Осенний праздник  для детей и родителей

  • Круглый стол «Воспитание девочек и мальчиков в современной семье»
  • Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?»        
  • Совместное посещение с родителями и детьми театра

Педагогическое просвещение родителей.

Способствовать вовлечению родителей  в педагогический процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников.

Способствовать реализации в детском саду и дома единых методов воспитания детей с учетом их гендерных особенностей.

 Распространять педагогических знаний среди   родителей.

Способствовать сплочению родителей, детей и педагогов; объединить усилия для развития и воспитания детей.

Ноябрь

  • Коллаж ко Дню матери «Мама-главное слово»

  • Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?»

  • Семинар – практикум «Семья глазами ребенка»

  • Стендовая информация «Семейное чтение», «Роль художественной литературы в развитии речи детей».
  • Выставка «Книги, которые мы читаем дома»

Демонстрировать уважительное отношение детского сада к семейным ценностям. Воспитывать любовь к матери.

Способствовать проведению полезного семейного досуга.

Распространять педагогические знания среди родителей.

Оказывать практическую помощь семье в вопросах воспитания детей.

Педагогическое просвещение родителей.

Способствовать вовлечению родителей  в педагогический процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников.

Декабрь

  • Папка-передвижка «Лексическая тема «Зима». Домашнее задание»
  • Консультация «Безопасный Новый год»
  • «Дни добрых дел» - изготовление совместно с детьми кормушек для птиц
  • Мастер-класс «Развивающие игры с камешками Марблс»
  • Новогодний утренник

  • Конкурс на лучшее украшение группы к Новому году

Распространять педагогических знаний среди   родителей, способствовать речевому развитию детей.

Способствовать формированию ОБЖ дошкольников.

Побуждать родителей к активному участию в воспитательно-образовательной деятельности.

Научить родителей изготавливать развивающие игры своими руками.

Способствовать вовлечению родителей  в педагогический процесс.

Побуждать родителей активно участвовать в жизни группы.

Январь

  •  Буклет «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей»
  • Консультация «Зимние забавы. Активный отдых в семье».        
  • Круглый стол «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».
  • Семейная фотовыставка: «В здоровом теле, здоровый дух»

  • Конкурс снежных построек на участке

Дать практические рекомендации по укреплению здоровья детей.

Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения.

Формировать у родителей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью своих детей. 

Содействовать укреплению связей между родителями, детьми  и детским садом.

Февраль

  • Родительское собрание: «Особенности речевого развития у детей старшего возраста.
  • Мастер-класс «Обучение рассказыванию детей по мнемотаблицам»
  • Видеоролик «Ах, как весело зимой»

  • Стендовая информация «Речевые игры с ребёнком по дороге из детского сада»
  • Анкетирование «Какова роль отца в семье?»
  • Фотогазета «Мой папа смелый, ловкий!»
  • Спортивный досуг «Вместе с папой, я герой»

        

Повышать педагогическую культуру родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

Практическая помощь родителям.

Знакомить родителей с жизнью детей в детском саду,  вызывать интерес к воспитательно-образовательному процессу.

Вооружить родителей практическими инструментами по развитию речи детей.

Выявить роль отца в семейном воспитании.

Формировать понимание роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива сада.

Март

  • Выставка детских работ «Портрет моей мамы»
  • Стенгазета  «Мамин помощник»
  • Совместная проектная деятельность родителей «Огород на окне»

  • Опрос «Семейные традиции»
  • Родительская гостиная «Семейные традиции»
  • Праздник, посвященный 8 марта

Укреплять взаимодействие семьи и детского сада, воспитание любви и уважения детей к маме.

Привлекать к совместной деятельности родителей и детей, побуждать родителей к создания предметно-развивающей среды в группе.

Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. Способствовать обмену положительным опытом семейного воспитания, традициями.

 Показывать достижения детей в художественно-эстетической деятельности. Способствовать  вовлечению родителей  в педагогический процесс.

Апрель

  • Консультация для родителей «Как организовать предметно-развивающую среду в семье».
  • Папка-передвижка «Береги себя» (ОБЖ: о чем можно побеседовать с ребенком)
  • Конкурс совместного детско-родительского творчества на тему «Космос»

  • Природоохранная акция «Делаем дом для птиц своими руками».
  • Проектная деятельность «Пословицы как средство познавательно-речевого развития детей»
  •  Открытый показ образовательной деятельности

Содействовать созданию единого воспитательного пространства в семье и детском саду.

Формировать педагогическую компетентность родителей.

Продолжать внедрять в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком.

Привлечь родителей к изготовлению и развешиванию скворечников.

Способствовать взаимодействию педагогов и родителей с целью совершенствования педагогического процесса

Содействовать вовлечению родителей в педагогический процесс, показать результаты работы с детьми.

Май

  • Итоговое родительское собрание по теме: «Вот и стали мы на год взрослее» с просмотром презентации
  • Папка-передвижка «День Победы: что и как рассказать ребёнку
  • Совместная прогулка по местам воинской славы г. Смоленска
  • Беседы с родителями  «Дисциплина на улице – залог безопасности» 
  • «Дни добрых дел»: помощь родителей в подготовке участка и веранды к летнему сезону, высадка цветов на клумбы
  • Педагогическая диагностика эффективности программы (анкетирование, наблюдение)

Укреплять взаимодействие педагогов и родителей, распространять педагогические знания среди родителей.

Просвещать родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей.

Продолжать работу по развитию сотрудничества между педагогами и родителями. Развивать чувство патриотизма

Способствовать единым воспитательным воздействиям родителей и педагогов, направленных безопасное поведение детей

Способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитывать экологическую культуру. Приобщать дошкольников и родителей к коллективному социально-значимому труду.

Качественный и количественный анализ результативности освоения программы по работе с родителями.

В течение года

Работа «Родительской почты» («Почты доверия»)

Участие в конкурсах различного уровня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с родителями воспитанников в старшей группе.

В своей работе по взаимодействию с семьей стараюсь использовать инновационные технологии....

Программа работы с родителями воспитанников «Воспитываем вместе»

Актуальность представленной программа работы с родителями воспитанников "Воспитываем вместе" обусловлена возрастающей потребностью в сотрудничестве дошкольного образовательного учреждения и ...

Программа работы с родителями воспитанников «Воспитываем вместе»

laquo;Сколько-нибудь успешная воспитательная работа...

ПРОГРАММА работы с родителями воспитанников

  Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и родителями,  выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образова...

Программа работы с родителями воспитанников «Воспитываем вместе»

Срок реализации программы:  2 учебных года (2021-2022, 2022-2023 гг.)...

Программа работы с родителями воспитанников «Воспитываем вместе»

  Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольного образовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние...