Программа работы с родителями воспитанников
методическая разработка (старшая группа)
Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и родителями, выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания
оптимальных условий для развития личности ребенка.
Задачи:
- обеспечить единство воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
- способствовать просвещению родителей воспитанников (педагогические, психологические и правовые аспекты);
- знакомить родителей с эффективными методами и приемами воспитания детей, оказывать практическую помощь семье;
- приобщать родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и обогащению развивающей предметно-пространственной среды через внедрение нетрадиционных форм работы с семьей.
- привлекать родителей к передаче положительного опыта семейного воспитания;
- создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_s_roditelyami.docx | 39.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №1 «Алёнушка»
Программа работы с родителями воспитанников «Воспитываем вместе»
Срок реализации программы: 1 учебный год (2023-2024)
Автор программ:
воспитатель Классен А.М.
г. Туринск
Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и родителями, выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания
оптимальных условий для развития личности ребенка.
Задачи:
- обеспечить единство воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
- способствовать просвещению родителей воспитанников (педагогические, психологические и правовые аспекты);
- знакомить родителей с эффективными методами и приемами воспитания детей, оказывать практическую помощь семье;
- приобщать родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и обогащению развивающей предметно-пространственной среды через внедрение нетрадиционных форм работы с семьей.
- привлекать родителей к передаче положительного опыта семейного воспитания;
- создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.
Принципы реализации программы
Основными принципами, определяющими концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка, являются следующие.
1. Принцип организующей роли педагогов (воспитатель выступает как организатор, проявляет инициативность; нацеливает родителей на роль полноправных союзников с педагогами в решении поставленных задач образования и воспитания детей).
2. Принцип преемственности, согласованных действий (согласованность воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребенку).
3. Принцип сотрудничества педагогов и родителей.
4. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ (признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого).
5. Принцип открытости и доверия (предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду).
6. Принцип индивидуального подхода предполагает учитывать особенности каждой семьи.
7. Принцип систематичности и последовательности (систематическое и последовательное формирование у родителей психолого-педагогических знаний и навыков).
8. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ (формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ и др.)
9. Принцип обратной связи (она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ).
Ожидаемые результаты реализации программы
Выбор определения критериев результативности исходит из цели и задач программы. Таким образом, ожидаемыми результатами программы являются:
- создана прочная система взаимодействия ДОУ с семьей, установлено единство с педагогами ДОУ в воспитании, обучении и развитии детей;
- сформированы психолого-педагогическая культура родителей, теоретические знания и практические умения по вопросам воспитания обучения и развития детей;
- сформирована активная позиции родителей как субъектов воспитательно-образовательного процесса; развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ;
- родители транслируют собственный положительный опыт семейного воспитания;
- улучшен микроклимат внутри дошкольного коллектива, способствующий оптимизации воспитательно-образовательного процесса.
Основные формы и направления работы по реализации программы
Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ:
- Информационно – аналитическое
Цель: изучение семьи ребенка, её статуса и потенциала; особенностей детско-родительских отношений, образовательных потребностей родителей; установление тесного контакта с ними для согласования воспитательного воздействия на ребенка.
- Познавательное
Цель: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста, обучение родителей методам и приемам взаимодействия с ребенком, повышение педагогической компетентности.
- Наглядно – информационное
Цель: информирование родителей о работе группы, предстоящей деятельности детей, о результатах работы; педагогическое просвещение родителей.
- Организационно-методическое (досуговое)
Цель: способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, развитие их творческой инициативы.
В основу программы положена модель взаимодействия воспитателя с семьей. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
Таблица 1
Основные формы работы с родителями при реализации программы
Формы работы с родителями | Традиционные формы | Нетрадиционные формы |
Информационно-аналитические | Анкетирование Беседа Наблюдение | Социологический срез, опрос «Почта (телефон) доверия» |
Познавательные | Родительское собрание Консультация Тематическая беседа Круглый стол | Семинар-практикум Тренинг Педагогическая гостиная Проектная деятельность «Вечер вопрос и ответов» Мастер-класс Творческая мастерская |
Наглядно-информационные | Папка-передвижка Информационный стенд Выставка детских работ Фотовыставка Брошюра, памятка, буклет | Сайт детского сада День открытых дверей Открытый просмотр занятий Презентация Видеоролик Выставка семейных газет и плакатов |
Досуговые | Совместный праздник, развлечение, утренник | Участие в конкурсах различного уровня, акциях, проектах Совместная прогулка, экскурсия |
Этапы реализации программы
Организация и проведение мероприятий по программе осуществляется в три этапа:
Первый этап – подготовительный (организационный), 1 месяц
Целью данного этапа является определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса; создание условий и подбор средств, ресурсов для эффективной реализации программы.
На данном этапе:
- изучается методическая литература по теме;
- планируется и подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования;
- разрабатываются конспекты мероприятий, индивидуальных консультаций на актуальную тематику;
- подбираются видеоматериалы, презентации, фотоматериалы;
- изготавливаются наглядный и раздаточный материалы информационно - просветительской направленности (памятки, буклеты).
Второй этап – основной (практический), 9 месяцев
Его цель – реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Третий этап – заключительный , 2 месяца
Цель – подведение итогов социального партнерства, определение эффективности реализации программы посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников.
Перспективное планирование работы с родителями
Перспективный план работы с родителями в старшей группе
Месяц | Мероприятия | Цели | ||
Сентябрь |
| Познакомить родителей с требованиями программы воспитания и обучения в детском саду детей 5 – 6 лет. Педагогическое просвещение родителей. Привлечь родителей к воспитательно-образовательной деятельности, дать возможность семьям представить положительный опыт семейного воспитания. Выявить уровень заинтересованности родителей в воспитании и обучении детей, особенности детско-родительских отношений. Познакомить родителей с методиками и приемами развития речи детей. Дать практические рекомендации по изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования для спортивного уголка в детском саду и дома. Приобщить родителей к созданию предметно – развивающей среды в группе. Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми. | ||
Октябрь |
| Педагогическое просвещение родителей. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников. Способствовать реализации в детском саду и дома единых методов воспитания детей с учетом их гендерных особенностей. Распространять педагогических знаний среди родителей. Способствовать сплочению родителей, детей и педагогов; объединить усилия для развития и воспитания детей. | ||
Ноябрь |
| Демонстрировать уважительное отношение детского сада к семейным ценностям. Воспитывать любовь к матери. Способствовать проведению полезного семейного досуга. Распространять педагогические знания среди родителей. Оказывать практическую помощь семье в вопросах воспитания детей. Педагогическое просвещение родителей. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс, активизация их участия в жизнедеятельности дошкольников. | ||
Декабрь |
| Распространять педагогических знаний среди родителей, способствовать речевому развитию детей. Способствовать формированию ОБЖ дошкольников. Побуждать родителей к активному участию в воспитательно-образовательной деятельности. Научить родителей изготавливать развивающие игры своими руками. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс. Побуждать родителей активно участвовать в жизни группы. | ||
Январь |
| Дать практические рекомендации по укреплению здоровья детей. Развивать творческие способности и воображение взрослых и детей в процессе игрового общения. Формировать у родителей представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью своих детей. Содействовать укреплению связей между родителями, детьми и детским садом. | ||
Февраль |
| Повышать педагогическую культуру родителей по вопросам речевого развития дошкольников. Практическая помощь родителям. Знакомить родителей с жизнью детей в детском саду, вызывать интерес к воспитательно-образовательному процессу. Вооружить родителей практическими инструментами по развитию речи детей. Выявить роль отца в семейном воспитании. Формировать понимание роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива сада. | ||
Март |
| Укреплять взаимодействие семьи и детского сада, воспитание любви и уважения детей к маме. Привлекать к совместной деятельности родителей и детей, побуждать родителей к создания предметно-развивающей среды в группе. Укреплять взаимодействие детского сада и семьи. Способствовать обмену положительным опытом семейного воспитания, традициями. Показывать достижения детей в художественно-эстетической деятельности. Способствовать вовлечению родителей в педагогический процесс. | ||
Апрель |
| Содействовать созданию единого воспитательного пространства в семье и детском саду. Формировать педагогическую компетентность родителей. Продолжать внедрять в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком. Привлечь родителей к изготовлению и развешиванию скворечников. Способствовать взаимодействию педагогов и родителей с целью совершенствования педагогического процесса Содействовать вовлечению родителей в педагогический процесс, показать результаты работы с детьми. | ||
Май |
| Укреплять взаимодействие педагогов и родителей, распространять педагогические знания среди родителей. Просвещать родителей в вопросах воспитания, образования и развития детей. Продолжать работу по развитию сотрудничества между педагогами и родителями. Развивать чувство патриотизма Способствовать единым воспитательным воздействиям родителей и педагогов, направленных безопасное поведение детей Способствовать выполнению посильных «добрых дел»; воспитывать экологическую культуру. Приобщать дошкольников и родителей к коллективному социально-значимому труду. Качественный и количественный анализ результативности освоения программы по работе с родителями. | ||
В течение года | Работа «Родительской почты» («Почты доверия») Участие в конкурсах различного уровня |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями воспитанников в старшей группе.
В своей работе по взаимодействию с семьей стараюсь использовать инновационные технологии....
Программа работы с родителями воспитанников «Воспитываем вместе»
Актуальность представленной программа работы с родителями воспитанников "Воспитываем вместе" обусловлена возрастающей потребностью в сотрудничестве дошкольного образовательного учреждения и ...
Программа работы с родителями воспитанников «Воспитываем вместе»
laquo;Сколько-нибудь успешная воспитательная работа...
ПРОГРАММА работы с родителями воспитанников
Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и родителями, выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образова...
Программа работы с родителями воспитанников «Воспитываем вместе»
Срок реализации программы: 2 учебных года (2021-2022, 2022-2023 гг.)...
Программа работы с родителями воспитанников «Воспитываем вместе»
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольного образовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние...