Проект "Удивительные буквы"
проект (подготовительная группа)

Ананьева Яна Владимировна

"Удивительные буквы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_udivitelnye_bukvy.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 9 «КАЛИНКА» Г.НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Организация детской проектной деятельности

Название проекта: «Удивительные буквы»

Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие.

                   

           Выполнили:

                                           Ананьева Я. В., Мальцева Г. Г.

                                                             воспитатели МАДОУ Д/с №9 «Калинка»

                                               Яковлева И. С. учитель-логопед.

Назарово

                                                      2024 г.

Название проекта: «Удивительные буквы»

В настоящее время и педагоги, и родители сталкиваются с проблемой преемственности ступеней образования. Программа ДОУ включает в себя формирование предпосылок обучения грамоте. У детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи»,  как правило, встречаются нарушения произносительной стороны речи, фонематических процессов, мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы, произвольного внимания, пространственных представлений. Поэтому дети с ОНР испытывают трудности в запоминании букв, в чтении и написании слов. 

Для успешной адаптации в начальной школе необходимо помочь детям с освоением азбуки, чему способствует использование игровых технологий. Это и является главной целью проекта «Удивительные буквы». Наивысший эмоциональный отклик вызывает у детей совместная с родителями творческая деятельность.  В. А.  Сухомлинский писал: «Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, их самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка». 

Творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения, развивать мелкую моторику, эмоционально-волевую сферу, коммуникативные способности. Важным моментом является высокий интерес и устойчивая мотивация детей к знакомству с буквами. Воспитанники с гордостью представляют сделанную своими руками букву и с интересом рассматривают, используют в игровой деятельности буквы других ребят.  

Цель проекта: развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста к овладению грамотой посредствам игровых технологий.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с акустическим и графическим образом букв русского языка.

2. Развивать фонематические процессы, закреплять навыки правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

3. Развивать высшие психические процессы у детей (восприятие, память, мышление, воображение). 

4. Развивать коммуникативные и творческие способности детей, способствовать положительному эмоциональному контакту педагогов, родителей с детьми через совместную деятельность.

5. Мотивировать родителей к активному участию в реализации проектной деятельности. 

6. Повысить уровень компетентности родителей в вопросе создания предпосылок у детей к обучению грамоте, к профилактике нарушений чтения и письма.  

Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта.

- ННОД (интеграция образовательных областей).

- Работа с родителями.

- Продуктивная деятельность.

- Рассматривание иллюстраций, картинок.

- Чтение художественной литературы.

-Беседы.

Предполагаемые  результаты:

  • Дети знакомы с акустическим и графическим образом букв, умеют читать и печатать буквы в тетради.
  • Дифференцируют понятия «звук – буква», владеют навыками фонематического анализа и синтеза слов. 
  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросе создания предпосылок к обучению грамоте, профилактике нарушения чтения и письма. 
  • Налажен эмоциональный контакт педагогов и родителей с детьми через совместную творческую деятельность. 

Сценарий совместной деятельности по решению задач

(основные шаги реализации проекта).

  • Выбор темы проекта.
  • Постановка проблемы.
  • Составление плана проекта.
  • Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
  • Подборка дидактических, развивающих игр и упражнений по теме.
  • Подборка необходимого материала.
  • Разработка конспектов занятий, сценариев мероприятий.
  • Работа с  педагогами и родителями по данной теме.

Содержание деятельности каждой группы участников проекта по реализации проекта.

Дети:

  • ННОД: «По дороге к азбуке», «Буквы потерялись».
  • Лепка «Моя любимая буква».
  • Аппликация «Буква моего имени» (из различного материала).
  • Рисование «Изобрази букву».
  • Дидактические игры: «Ребусы», «Прочитай по первой букве», «Играем со звуками», «Зашифрованное слово», «Схемы слов».
  • СРИ: «Мудрая Сова», «Школа», «Я-ученик».
  • Коммуникативные игры: «Угадай букву», «Где спряталась буква?», «Какая буква неправильная?», «Допиши букву».
  • Чтение художественной литературы: М. Раскатов «Пропавшая буква», Е. Ульева «Букварь в сказках», А. Лугарев «Буквоград».
  • Творческое рассказывание детей по темам: «Буква потерялась», «Выходной день у буквы А» и др.
  • Беседы с детьми «Готов ли я к школе?», «Как разгадывать ребусы».
  • Составление рассказов по сюжетным картинкам.
  • Конструирование «Выдуманная буква».

Родители:

  • Консультация: «Роль семьи в формировании личности ребенка», «Дисграфия: причины, виды, профилактика», «10 заповедей для родителей».
  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.
  • Обмен опытом между родителя «Секреты взаимопонимания родителей и детей».

Итоги проекта:

 - Фотовыставка «Удивительные буквы».

- Выставка детских работ: аппликация «Буква моего имени», рисование «Изобрази букву», лепка «Моя любимая буква».

- Оформление мини-музея «Чудо буковка».

- Итоговое мероприятие «День Наума Грамотника».

Вид проекта: познавательно-творческий.

Состав участников: дети подготовительной группы «Мальвина».

Воспитатели: Ананьева Я. В., Мальцева Г. Г.

Учитель-логопед: Яковлева И.С.

Родители детей.

Интеграция образовательных областей.

 

пп

Название образовательной

области

Содержание

(краткое)

Задачи

1

Художественно-эстетическое развитие

  • Лепка «Моя любимая буква».

  • Аппликация «Буква моего имени» (из различного материала).

  • Рисование «Изобрази букву».

  • Чтение художественной литературы: М. Раскатов «Пропавшая буква», Е. Ульева «Букварь в сказках», А. Лугарев «Буквоград».

- Закреплять умения

лепить предметы различной формы пластическим способом, приминать снизу поделку для ее устойчивости.

- Развивать творческие способности детей, способствовать положительному эмоциональному отклику между детьми через совместную деятельность.

- Развивать творческие способности детей, воображение.

- Расширять словарный запас детей, совершенствовать умения слушать; развивать память, мышления детей.

2

Речевое развитие

  • Коммуникативные игры: «Угадай букву», «Где спряталась буква?», «Какая буква неправильная?», «Допиши букву».
  • Беседы с детьми «Готов ли я к школе?», «Как разгадывать ребусы».

  • Творческое рассказывание детей по темам: «Буква потерялась», «Выходной день у буквы А» и др.
  • Составление рассказов по сюжетным картинкам.

- Формировать коммуникативные умения ребенка с помощью коллективной деятельности.

- Расширять словарный запас; совершенствовать навыки логического мышления, умение излагать  мысли последовательно.

-  Совершенствовать умения использовать уменьшительно-ласкательные слова; развивать творческие способности у детей.

-Формировать грамматически правильную речь, активизировать словарный запас.

3

Познавательное развитие

  • ННОД «По дороге к азбуке».

  • ННОД «Буквы потерялись».

  • Чтение художественной литературы: М. Раскатов «Пропавшая буква», Е. Ульева «Букварь в сказках», А. Лугарев «Буквоград».

- Формировать умения узнавать  буквы русского алфавита через игровую деятельность, развитие интереса к овладению грамоте. Формирование и развитие навыка чтения слогов. Развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, восприятия).

- Закреплять умения выделять заданный звук в слове. Способствовать созданию чувства сплоченности

коллектива, положительного

эмоционального настроя.

- Развивать познавательный интерес к чтению художественной литературы.

4

Социально-коммуникативное развитие

  • СРИ: «Мудрая  Сова», «Школа», «Я-ученик».

  • Коммуникативные игры:

«Угадай букву», «Где спряталась буква?», «Какая буква неправильная?», «Допиши букву».

  • Дидактические

игры: «Ребусы», «Прочитай по первой букве», «Играем со звуками», «Зашифрованное слово», «Схемы слов».

  • Конструирование

 «Выдуманная буква».

- Развивать эмоциональную сферу детей, умение выражать свои чувства, сопереживать, испытывать чувство сопричастности и ответственности.

- Формировать умения устанавливать контакт и доверия друг к другу; учить оказывать помощь; закреплять знания о буквах.

- Актуализировать знания детей по составлению схемы слова. Формировать умения разгадывать ребусы, загадки.

- Упражнять в конструировании букв из магнитного конструктора.

Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта:

- Изучение необходимой литературы.

- Привлечение родителей  к реализации  проекта «Удивительные буквы».

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • Центр «Рисовалочка»: образец «Изобрази букву».
  • Центр «Почитай-ка» (художественная литература):

М. Раскатов «Пропавшая буква»;

 Е. Ульева «Букварь в сказках»;

А. Лугарев «Буквоград».

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Время года: Зима.

Продолжительность проекта: среднесрочный (с 22.01.2024 г.  по 16.02.2024 г.)

 пп

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме;наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

4 неделя января

2

Аналитический

Анализ собранной информации и разработка содержания проекта: «Удивительные буквы»

1 неделя февраля

3

   

Практический

Активная деятельность педагогов, родителей и детей.

Дети:

  • ННОД: «По дороге к азбуке», «Буквы потерялись».
  • Лепка «Моя любимая буква».
  • Аппликация «Буква моего имени» (из различного материала).
  • Рисование «Изобрази букву».
  • Дидактические игры: «Ребусы», «Прочитай по первой букве», «Играем со звуками», «Зашифрованное слово», «Схемы слов».
  • СРИ: «Мудрая Сова», «Школа», «Я-ученик».
  • Коммуникативные игры: «Угадай букву», «Где спряталась буква?», «Какая буква неправильная?», «Допиши букву».
  • Чтение художественной литературы: М. Раскатов «Пропавшая буква», Е. Ульева «Букварь в сказках», А. Лугарев «Буквоград».
  • Творческое рассказывание детей по темам: «Буква потерялась», «Выходной день у буквы А» и др.
  • Беседы с детьми «Готов ли я к школе?», «Как разгадывать ребусы».
  • Составление рассказов по сюжетным картинкам.
  • Конструирование «Выдуманная буква».

Родители:

  • Консультация: «Роль семьи в формировании личности ребенка», «Дисграфия: причины, виды, профилактика», «10 заповедей для родителей».
  • Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
  • Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.
  • Обмен опытом между родителя «Секреты взаимопонимания родителей и детей».

В течение реализации проекта

4

Презентационный

Итоги проекта: 

- Фотовыставка «Удивительные буквы».

- Выставка детских работ: аппликация «Буква моего имени», рисование «Изобрази букву», лепка «Моя любимая буква».

- Оформление мини-музея «Чудо буковка».

- Итоговое мероприятие «День Наума Грамотника».

3 неделя февраля

5

Контрольный

Анализ проведённых мероприятий по теме проекта, обобщение.

Организационные формы работы над проектом

 пп

Формы работы

Название / тема

Сроки

1

ННОД

- «По дороге к азбуке».

- «Буквы потерялись».

В течение реализации проекта

2

Рисование

- «Изобрази букву».

В течение реализации проекта

3

Аппликация

- «Буква моего имени» (из различного материала).

В течение реализации проекта

4

Лепка

- «Моя любимая буква».

В течение реализации проекта

5

Чтение художественной литературы

- М. Раскатов «Пропавшая буква»,

Е. Ульева «Букварь в сказках»,

А. Лугарев «Буквоград».

В течение реализации проекта

6

СРИ

-  «Мудрая Сова».

- «Школа».

  «Я-ученик».

В течение реализации проекта

7

 Дидактические игры

- «Ребусы».

- «Прочитай по первой букве».

- «Играем со звуками».

- «Зашифрованное слово».

 - «Схемы слов».

В течение реализации проекта

8

Творческое рассказывание детей по темам

- «Буква потерялась».

- «Выходной день у буквы А» и др.

В течение реализации проекта

9

Коммуникативные игры

- «Угадай букву».

- «Где спряталась буква?».

- «Какая буква неправильная?».

- «Допиши букву».

В течение реализации проекта

10

Конструирование

- «Выдуманная буква».

В течение реализации проекта

11

Беседы

- «Готов ли я к школе?».

- «Как разгадывать ребусы».

В течение реализации проекта

12

Взаимодействие с родителями

- Консультация: «Роль семьи в формировании личности ребенка», «Дисграфия: причины, виды, профилактика», «10 заповедей для родителей».

- Информирование родителей о задачах и содержании проекта.

- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом.

- Обмен опытом между родителя «Секреты взаимопонимания родителей и детей».

В течение реализации проекта

Форма проведения презентации:

  • Фотовыставка «Удивительные буквы».
  •  Выставка детских работ: аппликация «Буква моего имени», рисование «Изобрази букву», лепка «Моя любимая буква».
  • Оформление мини-музея «Чудо буковка».
  • Итоговое мероприятие «День Наума Грамотника».

Список литературы:

1. Затулина Г. Я. «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» подготовительная группа. – Москва: Центр педагогического образования 2008

2. Краснощекова Н. В. Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста. - Ростов- на- Дону: Феникс,2012.

3. «Книга для чтения в детском саду и дома». – Москва ОНИКС 2009.

4. Сахипова С. Г. Читаем детям. - Ленинград: Просвещение, 1987.

5. О маме. Стихи и рассказы. - М.: Детская литература,1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект "Моя удивительная буква"

Д.С. Лихачев в своей книге «Поэзия садов» писал, что детский сад – совершенно особый микромир, особое пространство счастливого окружения. Детство ради детства – ключевая формула дошкольного образовани...

Проект: "Удивительный мир животных и птиц жарких стран" (Описание проекта)

Материал содержит детальное описание проекта: "Удивительный мир животных и птиц жарких стран"...

Удивительные буквы

Цель проекта:       Познакомить детей старшего дошкольного возраста с образом букв.Задачи проекта:Запоминание образа букв.Развитие фонематического восприятия.Развитие инт...

Ярмарка инновационных проектов "Территория генерации новых идей "3 место за проект "Удивительный мир мультипликации"(2021год)

Проект "Удивительный мир мультипликации "был представлен на 15 ярмарке "Территория генерации новых идей "в 2021 году, где проекту присвоено 3 место. В проекте описаны все  эта...

Образовательный проект «Удивительный мир прошлого» в подготовительной группе Продолжительность проекта: 2 недели.

Детский совет на тему «По следам древних животных. Динозавры»  Цель: формирование элементарных представлений об эволюции Земли и животного мира на примере древних животных через ...