Рекомендации для воспитателей по успешной адаптации детей к условиям детского сада.
консультация (младшая группа)
Воспитатель в группе – главное действующее лицо. Он контролирует поведение подопечных, проводит обучающие занятия. От личности воспитателя во многом зависит климат в группе. Он должен активно взаимодействовать с каждым малышом и проводить работу с родителями.
РАБОТА С РЕБЕНКОМ
Воспитатель с первых дней должен обеспечить ребенку максимальный комфорт, физический и психологический.
- Обращаться к детям надо по имени, но с другой стороны надо подчеркивать принадлежность к группе, например: «Ребята, давайте поиграем, Настя, а ты садись сюда».
- Непривычные действия надо объяснять, повторять многократно.
- Стараться обратить внимание детей друг на друга, чтобы они запомнили имена, начали общаться, играть вместе.
- Большое внимание уделяется детской игре – воспитатель руководит процессом, старается сделать так, чтобы каждый дошкольник проявлял активность. Но если малыш пока не хочет играть, не стоит его заставлять.
- В первое время посещение сада организуется не на полный день, а на несколько часов. Обычно через 7-10 дней большинство детей уже переходит на полный день.
- Дошкольник должен понимать, что он остается в саду не навсегда, а его родные скоро за ним придут.
- Если малыш плохо ест, кормить его насильно нельзя.
Особые трудности могут возникнуть с детьми 5-6 лет, которых отдали в сад сразу в подготовительную группу, чтобы они привыкли быть в коллективе перед школой. У них есть навыки самообслуживания, они умеют проситься в туалет.
Однако такие дети привыкли быть дома под присмотром родственников. Они могут стесняться о чем-то попросить, устают от шума, плохо запоминают имена сверстников. Такие дети могут не воспринимать себя как часть группы, не отличаются наблюдательностью по отношению к окружающим.
Задача воспитателя – все показать, объяснить, помочь войти в коллектив.
Если дошкольник плачет:
- Разговаривать с ним спокойным, ровным голосом.
- Постараться отвлечь, заинтересовать игрушкой, которая находится в помещении группы.
- Сказать, что он может немного поиграть, после чего мама заберет его домой.
Дошкольник должен чувствовать, что воспитатель – друг, которому можно доверять и рядом с ним безопасно.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Помимо работы с детьми педагогу приходится планировать работу и проводить беседы и с родителями.
Важно, чтобы взрослые понимали, насколько непросто приходится дошкольнику в первые дни нахождения в детском учреждении.
Воспитатель должен объяснить, как проходит период адаптации детей к новым условиям, что делать родителям, чтобы малыш быстрее привык, как вести себя дома, собирая ребенка в садик.
Психологический настрой очень важен. Родителям надо рассказывать малышу, как интересно в детском саду, что здесь можно играть, общаться с другими ребятами. Формирование положительного имиджа садика – сложная, но необходимая задача. В этом случае дошкольник привыкнет быстрее.
Если в группе создана благоприятная атмосфера, дети посещают ее с удовольствием. Современный воспитатель – это профессионал, владеющий различными методиками. Но надо заниматься не только развитием детей, но и способствовать быстрой и как можно менее болезненной адаптации.
При возникновении сложностей педагог может порекомендовать консультацию психолога. Во многих детских учреждениях есть штатные специалисты, которые работают непосредственно с дошкольниками и их родителями.
ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ ВОСПИТАТЕЛЯ
Неопытный воспитатель может совершить ряд ошибок, что усложнит адаптацию дошкольника к детскому учреждению.
- Исчезновение мамы. Когда малыш только приходит в сад, любопытство может подтолкнуть его, чтобы пойти познакомиться с другими детьми или исследовать помещение. В этом момент некоторые воспитатели настаивают на том, чтобы мама незаметно ушла.
Такой подход может привести к тому, что не обнаружив близкого человека, ребенок сильно испугается. Он еще не понимает, что происходит, куда делась мама. В итоге в следующий раз малыш будет бояться идти в группу.
- Другая крайность – слишком долгие проводы. Мама не отпускает малыша от себя, показывает волнение. Результат тот же – страх и слезы.
- Разрешать родителям долго присутствовать в детском саду. Дошкольник начнет привыкать, что мама всегда рядом.
- Оставлять сразу на весь день. Это грозит сильным эмоциональным потрясением.
- Сразу заставлять соблюдать распорядок детского учреждения. Приучать надо постепенно, понимая, что малыш попал в совершенно незнакомую для него обстановку.
- Незаинтересованность в адаптации. Непрофессиональный воспитатель может решить, что ребенок привыкнет сам.
- Отсутствие поддержки. Малыша сразу отправляют играть с остальными детьми, взрослые не оказывают ему внимания. В этом случае дети чувствуют себя беззащитными.
- Ругать за промахи, ошибки. Негативная обстановка способствует тому, что ребенок будет отказываться ходить в садик.
- Игнорировать, если у малыша плохое настроение, он не хочет ни с кем общаться, плачет.
- Запугивать, что, если он будет себя плохо вести, мама за ним не вернется.
Адаптация – сложный период для детей и их родителей. Чуткое отношение, профессионализм, индивидуальный подход к каждому воспитаннику позволят создать в группе благоприятную атмосферу, а малышам привыкнуть к чужой для них обстановке.
Успешная адаптации и скорость ее завершения зависит от совместной работы воспитателя и родителей. Только работая в команде и проводя воспитательные мероприятия в садике и дома, можно за короткое время подготовить ребенка к детскому саду и помочь ему социализироваться в новом коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Успешная адаптация детей к условиям детского сада
ДОКЛАД на тему: «УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА - КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»...
Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада
Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....
Статья "Успешная адаптация детей к условиям детского сада"
Статья "Успешная адаптация детей к условиям детского сада"...
Методы и приемы, используемые для успешной адаптации детей к условиям детского сада
Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. По темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка. При этом быстрый темп развития о...
УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА - КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»
Цели и задачи адаптацииЦель. Способствовать успешной адаптации детей к новым условиям жизни в приспособление к окружающим условиям.детском саду, развивать эмоциональную сферу в различных видах де...
«УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА- КАК ФАКТОР ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»
Успешная адаптация в детском саду...
Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада.
В данной статье вы ознакомитесь, как необходимо организовать предметно - пространственную среду, чтобы она способствовала наиболее легкой адаптации детей в группе раннего возраста....