«Юный путешественник»
проект (подготовительная группа)

Герасимовская Элла Сергеевна

Описание проекта

Актуальность: развитие начал технического образования обозначено одним из приоритетных направлений в Концепции развития дошкольного образования Красноярского края на период до 2025 года, это связано с технологизацией современного общества, необходимостью развития технических способностей воспитанников. В Концепции техническое образование дошкольников рассматривается совокупностью действий, направленных на развитие технических способностей, навыков изобретательства, расширение технического кругозора в сочетании с познавательной инициативой. Современные тенденции развития образования направлены на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, на основе духовно – нравственных ценностей народов Российской Федерации.

    Поэтому так важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче. И каждый из нас может быть ей полезным не зависимо от возраста, национальности, религиозным или иным предпочтениям. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Любовь к родной стране, к родному краю, к своей семье играют ключевую роль в воспитании чувства патриотизма у детей старшего возраста. Воспитание патриотизма сложный, непрерывный процесс, но с помощью современной техники, интернета и интерактивных пособий, карт, становится увлекательным. Поэтому для повышения качества образования, реализации принципа индивидуализации необходимо:

- дополнить содержание образовательной деятельности;

- предоставить детям право участвовать в планировании, обеспечить возможность выбора, реализацию своих идей в партнерстве с другими;

- пространство городов России должно восприниматься как образовательная среда;

- модернизировать предметно-пространственную среду;

- установить партнерские отношения с семьями воспитанников для наилучшей реализации образовательного процесса.

 

Цель: создание условий для формирования основ технической грамотности, исследовательских навыков старших дошкольников в процессе организации развития познавательной активности.

Задачи:

Для детей

   - познакомить детей с интерактивной картой как средством для игр, работы.

   - формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

   - формирование представлений о России как о родной стране;

 - развивать способности детей в использовании современной информационной технологии.

  - воспитывать интерес к интерактивной карте как современному средству познания окружающего мира.

- воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_puteshestvennik.docx653.15 КБ

Предварительный просмотр:

Территориальный отдел главного управления образования

администрации города по Октябрьскому району города

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                                           «Детский сад №322 «Морозко»________________________

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru

Конкурс «Лучший педагогический проект»

Номинация: «Развитие начал технического образования детей дошкольного возраста»

Образовательный проект МАДОУ № 322 «Морозко»

«Юный путешественник»

Авторы разработчики:

воспитатель – И. С. Илюшина

воспитатель – Э. С. Герасимовская

учитель-логопед – Е.С. Солдатова

Сроки выполнения проекта: сентябрь 2023 г - май 2024 г

Красноярск 2023

Аннотация

Образовательный проект «Юные путешественники» — это собственный педагогический опыт, который использовался в работе с детьми старшего дошкольного возраста.  Внедрение IT - технологий в образовательный процесс способствует более эффективной мотивацией в познавательной деятельности и воспитании ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий безусловно, влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению. Формирование начал технической грамотности выстраивается через различные виды детской деятельности – игру, познавательно-исследовательскую деятельность.

Описание проекта

Актуальность: развитие начал технического образования обозначено одним из приоритетных направлений в Концепции развития дошкольного образования Красноярского края на период до 2025 года, это связано с технологизацией современного общества, необходимостью развития технических способностей воспитанников. В Концепции техническое образование дошкольников рассматривается совокупностью действий, направленных на развитие технических способностей, навыков изобретательства, расширение технического кругозора в сочетании с познавательной инициативой. Современные тенденции развития образования направлены на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, на основе духовно – нравственных ценностей народов Российской Федерации.

    Поэтому так важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче. И каждый из нас может быть ей полезным не зависимо от возраста, национальности, религиозным или иным предпочтениям. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Любовь к родной стране, к родному краю, к своей семье играют ключевую роль в воспитании чувства патриотизма у детей старшего возраста. Воспитание патриотизма сложный, непрерывный процесс, но с помощью современной техники, интернета и интерактивных пособий, карт, становится увлекательным. Поэтому для повышения качества образования, реализации принципа индивидуализации необходимо:

- дополнить содержание образовательной деятельности;

- предоставить детям право участвовать в планировании, обеспечить возможность выбора, реализацию своих идей в партнерстве с другими;

- пространство городов России должно восприниматься как образовательная среда;

- модернизировать предметно-пространственную среду;

- установить партнерские отношения с семьями воспитанников для наилучшей реализации образовательного процесса.

Цель: создание условий для формирования основ технической грамотности, исследовательских навыков старших дошкольников в процессе организации развития познавательной активности.

Задачи:

Для детей

   - познакомить детей с интерактивной картой как средством для игр, работы.

   - формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

   - формирование представлений о России как о родной стране;

 - развивать способности детей в использовании современной информационной технологии.

  - воспитывать интерес к интерактивной карте как современному средству познания окружающего мира.

- воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Для родителей:

- Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.

 - Участие родителей в образовательном процессе группы.

Для педагогов:

 - Повышать профессиональное мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий.

- Систематизировать, обновлять и пополнять информационные ресурсы  образовательного процесса- создание  презентаций, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе воспитателя ДОУ.

Предполагаемый результат:

- повышение эффективности процесса обучения;

- активизация познавательной деятельности детей;

- повышение уровня профессионального мастерства педагогов;

- раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ДОУ и семье;

- активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов, для создания единой информационной среды.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА

   Отправной точкой в создании проекта стало то, что после летнего отдыха, дети привезли небольшие сувениры (магниты) из городов, в которых отдыхали с родителями или с другими родственниками. Воспитанники группы с удовольствием рассматривали магнитики, пробовали читать название городов, спрашивали, где находится тот или иной город, на самолете или поезде можно добраться до определенного города, что там интересного. Дети отвечая на вопросы, задались вопросами: как далеко находится город, в котором провели летние каникулы, от г. Красноярска, какие животные и растения произрастают в том регионе, где дети отдыхали, какая достопримечательность самая интересная в этом городе.

   Участники проекта: воспитанники подготовительной группы №4 «Солнечный город», родители воспитанников, авторы проекта: воспитатели и логопед группы.

   Вид проекта: долгосрочный.

   Тип проекта: исследовательско – творческий, информационно - практико  - ориентированный.

   Сроки реализации проекта: 01.09.2021-30.05.2022

   База реализации проекта: МАДОУ № 322 «Морозко» г. Красноярска

   Продукт деятельности: коллекция сувенирной продукции из городов России «Моя многоликая Россия», каталог видео презентаций городов России, а также книга «Города России», использование интерактивной карты.

Этапы проектной деятельности

Мероприятия

Сроки, участники

Результат

 1 Подготовительный этап

1. Определение темы проекта, формулировка цели, определение

задачи проекта;

2.Проработать и подобрать методическую литературу и наглядно-дидактический материал по данной теме;

Сентябрь 2023г.

Дети, родители, педагоги группы

Анализ полученных данных. Принятие решения о необходимости разработки проекта.

Создание пространства в группе и за ее пределами для проведения проекта.

Согласование, утверждение проекта с педагогическим коллективом

Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Согласование, утверждение проекта с родительской общественностью

2 этап Практический

Консультации для родителей

 по созданию видео презентаций.

Октябрь - ноябрь 2023

Формирование психолого– педагогической культуры родителей.

Составление каталога презентаций «Города России»

Систематизация информации.

Просмотр презентаций совместно с детьми, беседа о городах, в которых отдыхали семьи

Обогащение активного и пассивного словарного запаса;  Развитие умения составлять разные виды рассказов;   Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;     Развитие речевого творчества у детей

Начало формирования коллекции сувенирной продукции  из городов России

Декабрь – январь 2024

Выставка «Моя многоликая Родина»»

Совместный поиск информации по истории города, символов города (герб, флаг), о национальностях, проживающих на этой территории.

Приобщение детей к  истории России, толерантном отношении к традициям и духовным ценностям других национальностей.

Начало работы с интерактивной картой и планшетом (природа, животные, растительность)

Февраль – март 2024

- Знакомство детей с 3D проекцией на карте;

- знакомство детей с гигиеной интернета

Измерение расстояний от г. Красноярска до городов, где отдыхали дети, внесение данных в таблицу, разработанную совместно с детьми.

- Разработка таблицы (расстояние от и до, транспорт, животные, и т.д.)

- Внесение данных в таблицу.

Оформление выставки сувенирной продукции (магниты, тарелки и др.)

Апрель 2024

-Родителями создана аудиокнига для детей.

- Выставка рисунков по прослушанным аудиосказкам «В мире сказок»

Оформление книги «Города России»

Знакомство детей с литературным жанром «Поэзия»

3 тап Заключительный

Итоговое мероприятие «Города России».

Май 2024

Сформированы разнообразные знания, умения и навыки  у юных читателей.

Награждение благодарственными грамотами, детей и родителей, принявших активное участие в работе над проектом.

Систематическое пополнение чемодана « Юных читателей» для обмена художественной литературой.

Оценка результатов проекта

Оценка результатов

индикатор

Безопасность

Отсутствие травматизма

Интерес со стороны дошкольников, родителей

Создание  в группе книги, выставки. Использование при обучении 3D карт, книг.

Повышение педагогической компетентности

Владение и внедрение новой технологии  3D карт, книг, календарей в образовательный процесс

Анкетирование родителей на выявление потребности у детей путешествовать по городам нашей Родины и узнавать новое.

Более 80% респондентов, отмечают повышенный интерес к печатной продукции с применением планшетов, смартфонов.

Распространение результатов проекта

- На официальном сайте МАДОУ

-Тиражирование опыта  на образовательных площадках

Устойчивость  проекта

Возможные риски

Способы решения

Неустойчивый интерес  у дошкольников к происходящим событиям во время реализации проекта

Соревновательный метод, создание проблемных ситуаций и поиск креативных решений, использовать игровые моменты, включить каждого ребенка в деятельность, учитывая индивидуальные особенности и возможности

Пассивность и занятость родителей по отношению к проекту

Использование социальных групп, детских надежд

Снижение интереса со стороны педагогов

Стимулирование сотрудников

Бюджет проекта

Реализация проекта обеспечивается за счет выделения бюджетных и внебюджетных средств, а также посредством безвозмездной благотворительной помощи родителей воспитанников.

Список  литературы

1.Петрова Т. Использование ИКТ в коррекционной логопедической работе/http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-ikt-v-korekcionoi-logopedicheskoi-rabote.html.

2.Селиванова С.А. Информационно-компьютерные технологии в логопедической работе//Детский сад: теория и практика.-2011, №6,с.38-41.

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение к истокам русской  народной культуры: Программа, учебно-методическое пособие /О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство – Пресс, 2000.

4. Комратова, Надежда Георгиевна. Мир, в котором я живу : методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. - Москва : Сфера, 2005. - 142, [2] с.; 21 см. - (Программа развития).;

5. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа, (Скрипторий, 2019), Обл, c.96

  1. Материально-техническое:

- Планшет или смартфон

- Интерактивная карта GLOBEN Россия

  • Видеотека «Гора самоцветов»
    1. «Самое дорогое» - русская народная сказка.
    2. «Как собака друга искала»- народы севера.
    3. «Кит и олень» - чукчи.
    4. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - русская народная сказка.
    5. «Гуси-лебеди» - русская народная сказка.
    6. «Птичья нога» - башкирская сказка.
    7. «Гордая мышь» - осетинская сказка.
    8. «Заяц слуга» - татарская сказка.
  • Видеотека «Мы живем в России»
  1. Народы России
  2. История России для детей (5 частей)
  3. Я расскажу вам о России.

Аудиоэнциклопедия с Чевостиком:

  1. Как жили на Руси.
  2. Московский Кремль
  3. Леса России
  4. Наша страна Россия.
  5. Третьяковская галерея
  6. Эрмитаж.

Приложение № 1

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста:

«Широка страна моя родная»

Цели:

·        Формирование представлений о России, как одном из самых больших государств на планете: о многообразии растительного и животного мира, об истории городов России, людей проживающих в этих городах.

Задачи:

Развивающие:

- развивать коммуникативные, познавательные умения детей, умение слушать, выражать эмоции; умение вести диалог, выразительно рассказывать, умение импровизировать.

-развивать навыки взаимодействия дошкольников в группе;

- расширять представления детей о родной стране, родном крае при помощи интерактивной карты и планшета, а также видео презентаций о местах отдыха воспитанников и сувениров.

Воспитательные:

- привлечь родителей к совместному с ребенком творческому созданию видео презентаций и фотоотчетов;

- воспитывать у участников проекта бережное отношение к историческому, культурному наследию городов России, другим национальностям и религиям;

- разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросу приобщения детей к духовной жизни народов России.

Коррекционные:

        Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

        Развитие речевого творчества;

        Развитие познавательной сферы,

        Развитие высших психических функций.

Предварительная работа:

Беседа-общение: «Многонациональная Россия», «Отражение традиции в многонациональном костюме».

Дидактическая игра «Чей костюм».

Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, нанайские, чукотские, дагестанские).

Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов.

Разучивание подвижных игр народов России.

Рассматривание предметов народных промыслов России

Слушание песен и стихов разных народов России.       

Ход беседы:

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

Наша страна называется … (Россия).

Наша страна очень … (большая, огромная).

В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

         Мы живем и родились в самой большой и прекрасной стране. Как называется наша страна? (Россия). Наша страна великая, сильная и красивая, и очень большая. На поезде пересечь нашу страну можно за несколько дней, долететь на самолете – за один день; когда на западе утро, на востоке уже вечер. Вот какая большая страна. (смотрим на  карте границы России).

Почему мы говорим родная страна? (Ответы детей).

– Мы говорим – «родная страна», потому что здесь родились вы, ваши родители, дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки. Мы все граждане России.

А в каких городах нашей страны вы побывали? (Ответы детей)

Каким транспортом добирались? Как долго? (Ответы детей)

        Что интересного вы там увидели, где побывали? (Ответы детей)

        Нашли друзей, видели интересных животных? (Ответы детей)

        Какие сувениры привезли? (Ответы детей)

Физкультминутка

Руки в стороны - в полет   (Стойка ноги врозь, руки в стороны)

Отправляем самолет,

Правое крыло вперед,  (поворот вправо)

Левое крыло вперед.  (поворот влево)

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

Ребята, как вы думаете, какой город находится дальше всего от нашего города Красноярска? (Ответы детей)

А как далеко расположен главный город нашей родины город – герой Москва? (Ответы детей).

Да, знакомство с городами России поможет детям лучше узнать нашу Родину. Сегодняшнее занятие мне хочется закончить замечательной песней.

Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).

C:\Users\i\Desktop\Мама Ира\учебный год 2023-2024\фото\IMG-3549e7a2d06f1a92a6abe82dbcced911-V.jpg             C:\Users\i\Desktop\Мама Ира\учебный год 2023-2024\фото\IMG-c1f4b5344223a71c64de350b1dc1ab8d-V.jpg

Приложение № 2

Каталог видео презентаций

 https://drive.google.com/file/d/1Vu4SMw9pmGaa0AXwvsuN1K-smeI2tr0o/view?usp=drivesdk (Ильина Ксения  - озеро Яровое, Алтайский край)

https://cloud.mail.ru/stock/5NyEq9XY5bmCQPj2zMw8gVcy (Чечетка Ева  - Алания Турция)

https://www.viber.com/invite/031ac7f32438fb86a356f7e90cebea63a4cf1130526cf2303b4201ac3fc57339  ( Белокопытов Миша – Сочи)

https://cloud.mail.ru/stock/brrAWp6ncaSGZ6Y7CfdGQvnW (Дерезин Матвей -  Владивосток)

https://cloud.mail.ru/stock/9qitUCpLVXUqkoehKi5V3nc3 (Килина Аля - Геленджик)

Населенный пункт

Фи ребенка

Сувенир

Алания, Турция

Ева

Магнит, футболка

Геленджик, Краснодарский край

Аля

Магнит

Владивосток,

Матвей

Соус

Сочи, Краснодарский край

Миша

Футболка.

Яровое озеро, Алтайский край

Ксюша

Магнит

Приложение № 3

Интерактивная карта Globen России политико-административная размер 101х70 см - фото 1Карта наглядно отражает административное устройство России. А с помощью бесплатного приложения IQ Globen строгая карта превращается в интерактивную энциклопедию. Герои приложения любознательные Ариша, Тема и Митя с четвероногими друзьями Астором и Ириской проведут вас по самым интересным уголкам нашей Родины и познакомят поближе с ее жителями и обитателями. Юные исследователи расскажут о ландшафте России и ее политико-административном устройстве, главных достопримечательностях и национальных богатствах, народах, населяющих нашу необъятную страну и животных, которых можно повстречать на её просторах. А любой объект, о котором рассказывают герои приложения, можно увеличить и рассмотреть со всех сторон на экране смартфона или планшета.

• скачайте бесплатное приложение IQ Globen на свой смартфон или планшет

• выберите в главном меню «Карта России»

• наведите камеру мобильного устройства на достаточное расстояние от карты, зафиксируйте на несколько секунд до появления эффекта дополненной реальности

• путешествуйте по России вместе с героями приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг "Юные путешественники"

Дошкольники любят ходить в походы, но для этого нужно знать некоторые правила, которые предлагаются в конспекте НОД....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру "Юные путешественники"

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру "Юные путешественники"...

Сценарий развлечения математической направленности "Юные путешественники на Луну"

Данный сценарий поможет истематизировать представления детей в математическом развитии; доставит детям радость от игр развивающей направленности; поддержит интерес к интеллектуальной деятельности....

Проект "Юные путешественники"

Проект "Юные путешественники"  разработан с целью приобщения воспитанников ДОУ к туризму. Детский туризм позволяет ребёнку, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, знакомитьс...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Юные путешественники».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Юные путешественники» Конспект непосредственной образовательной деятельности по по...

Разработка долгосрочного, информационно- практического, группового проекта "Клуб юных путешественников" в старшей группе.

Задачи проекта : закреплять знания детей о глобусе, как модели Земли, карте. Формировать умение находить на глобусе и карте необходимые географические объекты (океаны и материки) Обогащать знания дете...

НОД "ЮНЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"

Обоснование актуальности темы: деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает, что дети младшег...