НОД "ЮНЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Нечай Анастасия Андреевна

Обоснование актуальности темы: деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает, что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. В то же время дерево  прекрасный объект для фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья  довольно крупные объекты, поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevya_-_nashi_druzya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад

№52 Калининского района  

г. Санкт-Петербург

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Деревья –наши друзья»

                                                                                  Воспитатель группы №7

                                                            Нечай А.А.

2017г.

Цель: закрепить знания детей о деревьях, их строении и пользе,  плодах.

 

Задачи:

  1. Образовательная:

-расширять представления детей о дереве, его свойствах и качествах;

-закрепить названия деревьев, их отличительные признаки;

-учить устанавливать причинно- следственные связи между свойством материала и способом использования;

-формировать умения делать выводы на основе практического опыта.

  1. Развивающая:  развивать память,  творческие способности.
  2. Воспитательная:  воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним и природе, разумное её использование.

Интеграция:  подготовительное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.  

  Планируемые результаты: дети принимают активное участие в ходе непосредственно-образовательной деятельности, овладеть умением формулировать ответы на вопросы воспитателя, овладеть диалогической формой речи, активно и доброжелательно вести себя в процессе совместной деятельности.

  Материал и оборудование: картинки  с изображением деревьев , плоды деревьев,спилы деревьев,  коллекция коры и брусков, посуда с водой, модели деревьев, презентации на тему: «Лиственные и хвойные деревья».

Ход занятия.

Дети заходят в группу

Организационный момент:

. Воспитатель говорит: «Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся»

Воспитатель и дети проходят .

  Мой звоночек звенит , заливается,

и ребята все вокруг собираются.

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

 

Дети и воспитатель присаживаются на стульчики.

 

В. Ребята,  я хочу вам показать вам интересные картинки. Нам пришло волшебное письмо. Давайте его прослушаем. (Видеозапись с просьбой посадить новые деревья в лесу)

Лесовик. Здравствуйте, ребята. Я-лесовик.  У меня в лесу  приключилась беда- засохло много деревьев.

И теперь у белочки нет дупла, у лисички -норки, насекомым некуда спрятаться на зимовье. Ребята помогите посадить новые деревья!

В. А от кого пришло письмо? Поможем Лесовику посадить деревья?,Сегодня мы пойдём в лесную экспедицию.

РАЗ , два ,три-повернись ,

И в лесу ты окажись!

давайте вспомним название деревьев.  . Отгадайте загадки.

 

  1. Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если кто-то только скажет:

«Желуди на нем» (Дуб)

2.Это дерево цветёт,

Аромат и мёд даёт,

И спасает нас от гриппа,

От простуд царевна- Липа!

3. Весь июнь цветёт,

В октябре созревает,

Цвет зелёный меняет ,

А коричневый оставляет. (Каштан)

4.Никто её не пугает,

А она дрожит.(Осина)

5.Он стоит высокий ,стройный,

Лист на нём резной, узорный.

Ветками качает он.

Кто скажите это…? (Клён)

6.У меня иголки

Длиннее, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветки- только на макушке.(Сосна)

7.Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит.

И в один из теплых дней

Май серёжки дарит ей.(Береза)

При ответе детей появляются слайды отгаданными деревьями.

Воспитатель:

 если в лесу растут одни ёлки и сосны, то как будет называться такой лес?

Дети: Хвойный.

Воспитатель:  если деревья только с листочками?

Дети: Лиственный.

Воспитатель: в если лесу все деревья растут: и лиственные, и хвойные. Какой же тогда лес у нас?

Дети: Смешанный!

В: У людей есть руки, ноги, голова и много ещё чего. А у дерева что есть?

Дети: Ствол, крона, ветви, корень, кора.

Показ модели дерева.

В:  Молодцы! А для чего дереву корень?

  • Дети: Через корень дерево питается полезными соками ,пьёт воду. Ещё корень держит дерево крепко в земле и ветер не может сломать его, но иногда сильный ветер вырывает дерево с корнем и оно погибает, потому что не может питаться.

Лесовик:  кора для чего?

Дети: Кора защищает ствол, по которому бегут соки в веточки дерева, и дерево живёт и растёт.

Воспитатель.  Сейчас, ребята,  поиграем в игру "Волшебный сундучок". (Плоды деревьев)

Проводится игра.

В. Ребята, предлагаю вам поэкспериментировать! Перед вами спилы деревьев. Возьмите их

Если на них внимательно посмотреть, то можно увидеть круги, или их ещё называют кольца.

Что можно определить по этим кольцам

Дети. Возраст дерева.

Как можно узнать возраст ели?

В.  сейчас проведите рукой по спилу.

 Какой спил?(Дети отвечают: гладкий, твёрдый)

Лесовик: А как вы думаете, спил прочный?

Дети: Да, прочный?

В: Давайте проверим. Попробуем приложить усилие и сломать его. (Дети пробуют - не получается)

В: Да, спил прочный. А теперь приложите его к щеке. Что чувствуете?

Дети: Тепло

В: Это говорит о том, что дерево удерживает тепло и не пропускает холод.

Теперь возьмите спил и подуйте на него. Подуйте теперь на спил. Чувствует ваша рука, что вы дуете?

Дети: Нет.

В: Это говорит о том, что дерево не пропускает сильную струю воздуха.  Теперь понюхайте спил. Что ощущаете?

Дети: Пахнет вкусно и приятно.

Лесовик: на свет через него посмотрите.

В: Не видно ничего.

В: Итак, ребята, какими же качествами обладает дерево?(Выслушивает ответы детей и, если они затрудняются ответить, помогает им: прочное, твердое, ветер не пропускает, свет не пропускает, тепло удерживает)

В: теперь ,внимание! Смотрите!(Беру спил и опускаю в контейнер с водой). Что вы видите?

Дети: Он не тонет!

Зарисовать выводы, полученные в ходе экспериментов на подготовленных планшетах.

В:  теперь подойдите к этому столу.( Дети подходят к столу, накрытому салфеткой. Убираю салфетку- на столе стоят поделки из дерева: посуда,  игрушки, богородская игрушка, мутовка и др.

каждый ребёнок берёт и рассказывает про него.

Посмотрите, ребята, сколько красивых, нужных вещей у меня есть. Из чего же они сделаны?

Дети: Из дерева, вещи деревянные.

В: Совершенно верно. Человек очень часто использует в своей жизни дерево. Назовите, что делают из дерева?(Дети отвечают)

В: Правильно, Дерево не пропускает холод, держит тепло, не тонет, что же ещё можно из него сделать? (Выслушиваю ответы детей, помочь если затрудняются)

Да, люди строят деревянные дома, делают лодки. А ещё- бумагу! А уж из неё- книги и тетради.

В. Не только людям нужны деревья нужны .  кому ещё?

Д. Лес -это дом птиц, животных и насекомых . Плодами и  корой деревьев питаются лесные жители,

В. Молодцы.  как ещё пользу деревья приносят для всех живых существ ?

Д .Дают воздух,  тень и прохладу в жаркий день, тепло во время холодов.

свежий

В Много пользы приносит дерево человеку. Поэтому мы должны беречь и охранять наши леса и природу.

В. Ребята , давайте немного отдохнём.

Физминутка: «Берёза»
Мы березку посадили,( Выпрямиться.)
Мы водой ее полили, (Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.)
И березка подросла, (Встать.)
К солнцу ветки подняла,( Руки вверх.)
А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила. ( Поклоны головой.)

Послушайте стихотворение про правила поведения в лесу. (рассказывание с использоваием мнемотаблицы)

Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!    
Н. Рыжова

В. Спасибо, ребята. Хочу ещё добавить , что нельзя разводить костры. Чтобы дерево выросло, много лет должно пройти, поэтому нужно очень бережно относиться к деревьям!

В. Дети, нам же необходимо помочь Лесовичку? Что он нас просил сделать?

 Сейчас мы посадим свой лес. Дети берут свои деревья и сажают лес.

Нам снова пришло письмо от Лесовичка.  Давайте послушаем его.

(Ребята, спасибо вам за помощь, вы посадили красивый лес. Лесные жители  очень обрадовались!)

В. Вот, ребята, наша лесная экспедиция подошла к концу. Раз, два ...Мы вернулись в детский сад.

Итог.

В. Что вы сегодня делали?

Молодцы! Вы все справились!

В. Лесовичок прислал вам угощенье в корзинке. А что там спрятано вы узнаете, отгадав его загадку.

Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке,

Заглянешь в середину –

Увидишь сердцевину,

Из плодов он тверже всех,

Называется ОРЕХ .

Угощают гостей, прощаются и уходят.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Веселые путешественники"

Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...

НОД «Шарики путешественники»

Образовательные: формирование представлений об окружающем мире, совершенствование взаимодействия детей и родителей, создание эмоционально-благополучного настроения, знакомство с цветом.Развивающие: ра...

Конспект интегрированной образовательной деятельности во 2-й младшей группе по теме «Мы путешественники»

Образовательные области: познание (ознакомление с окружающим) и конструирование.Образовательные задачи.Закрепить представления детей о видах транспорта: воздушный, наземный, водный.Расширять сло...

Проект "Клуб путешественников"

Педагогический проект "Клуб путешественников" для детей старшего дошкольного возраста. Тип проект: практико-ориентированный.Продолжительность: 1 учебный год....

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре "Муравей путешественник".

Это сюжетно-игровое занятие для детей среднего дошкольного возраста. Подражательные и имитационные сюжетно-образные движения помогают быстро и осознанно усвоить технику движения. Это позволяет сократи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в художественно продуктивной деятельности на тему: "Путешественники"

Занятие по продуктивной деятельности в нетрадиционных технологиях в подготовительной группе детского сада...