«Психологическая готовность детей к обучению в школе»
классный час (подготовительная группа)
Формирование у родителей представление о важности психологической подготовки детей к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Детский сад «Тополек» муниципального образования
Ясненский городской округ
Выступление педагога-психолога на родительском собрании
«Психологическая готовность детей к обучению в школе»
Подготовила и провела:
педагог-психолог Горлова Ш.И.
Цель выступления на родительском собрании: Формирование у родителей представление о важности психологической подготовки детей к школе
Задачи:
обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению;
дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе;
Участники: родители (законные представители) будущих первоклассников, педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед.
Вступительное слово
Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно, что вы нашли возможность прийти на наше мероприятие. Сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу.
Готовите ли вы своих детей к школьному обучению? Как вы готовите детей к обучению? (ответы родителей)
По мнению детского психолога Венгера Л. А. – «Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность. Родителям необходимо знать, что существуют два понятия: педагогическая готовность и психологическая готовность. Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать. Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога). Или через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т. д. Это другая сторона готовности к школе – психологическая.
Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты (на доске по центру крепится: психологическая готовность детей к обучению в школе):
Вокруг надписи «психологическая готовность» пишу все компоненты включающие психологическую готовность.
1. интеллектуальная готовность, включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, т. е развитие познавательных процессов
2. социально-личностная готовность. Настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе.
3. мотивационная готовность, предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе:
- игровой, основан на том, что там много ребятишек и будет с кем поиграть.
- познавательный, ребенок хочет узнать что-то новое и интересное.
– социальный - ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место.
Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться, стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности.
Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:
- расскажите, что значит быть школьником, и какие обязанности появятся в школе;
- на доступных примерах покажите важность уроков, уроков, школьного распорядка;
- воспитывайте интерес к содержанию знаний, к получению новых знаний;
- воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
- никогда не говорите о том, что в школе не интересно, что это напрасная трата времени и сил.
- организуйте экскурсии в школу, знакомьте с атрибутами школьной жизни;
- подбирайте развивающие игры и упражнения.
А сейчас попробуйте оценить готовность своего ребенка к школе. На столах лежат цветные жетоны (зеленый-ребенок полностью готов к школе; желтый- средний уровень готовности; красный-ребенок совсем не готов к обучению в школе). Почему вы так решили?
Практический блок.
А сейчас давайте с вами поиграем в некоторые игры и упражнения, которые вы можете использовать дома, вместе с ребенком, для развития мотивационной готовности к школе.
1. Упражнение «Ассоциация на слово «первоклассник».
Инструкция. Упражнение выполняется по кругу. Ведущий предлагает назвать ассоциации, возникающие на слово «первоклассник». Начинает тот, кому ведущий передает мяч. Затем, первый играющий называет свою ассоциацию и перебрасывает мяч любому следующему игроку и т.д.
2. Упражнение «Собираем портфель».
Инструкция. Родители сидят в кругу. Первый участник говорит: «Я возьму с собой в портфель…» - и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий повторяет название предмета, который назвал предыдущий человек и добавляет свой предмет, следующий – первые два слова и свое, последний повторяет все названные предметы.
3. Упражнение «Громко – тихо».
Инструкция. Ведущий произносит незаконченные предложения, например: «Когда ты на уроке, ты разговариваешь…», «На уроке физкультуры ты говоришь…», «У доски отвечаешь…», «Повторяешь правило…» и бросает мяч одному из участников. Его задача – закончить фразу, крикнув: «Громко!», или прошептать: «Тихо!».
Каким бы интеллектуально развитым ребенок не был, как бы хорошо не умел читать и писать, без желания учиться и получать новые знания, он не будет успешным в школе, так как школьная обстановка будет ему в тягость.
Нам взрослым нужно помнить, что отношение ребенка к школе формируется еще до того как он в нее пойдет и формируем его мы – родители и педагоги.
Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.
Спасибо за активное участие и сотрудничество! Надеюсь, эта встреча была полезной для всех!
Литература:
- Алферов А. Д. Психология развития школьников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 384 с.
- Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 23 октября 2010 г. - [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.info
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - 3-е изд. - СПб.: Речь, 2010. - 152 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"
1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...
Презентация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе"
В презентации представлены основные компоненты школьной готовности....
Психологическая готовность детей к обучению в школе.
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна ...
Статья "Психологическая готовность детей к обучению в школе"
Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна ...
Родительское собрание "Психологическая готовность детей к обучению в школе"
Говоря о психологической готовности ребёнка к обучению в школе, имеют в виду уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой, эмоциональн...
Психологическая готовность детей к обучению в школе.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Готовность к обучению предполагает определенный уровень ...
Тема «Психологическая готовность детей к обучению в школе»
Родительское собрание...