Психологическая готовность детей к обучению в школе.
консультация на тему

Никитина Наталья Анатольевна

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Готовность к обучению предполагает определенный уровень физического, психического и социального развития, необходимый для благополучной учебы без ущерба для здоровья. Многие полагают, что готовность детей к школе — это умение читать и писать. Однако не эти навыки самое главное для поступления в школу. Существуют гораздо более важные качества, которыми должен обладать дошкольник к шести-семи годам.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Никитина Н.А., педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 35»-

присмотра и оздоровления

г.Стерлитамак РБ

Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Многие полагают, что готовность детей к школе — это умение читать и писать. Однако не эти навыки самое главное для поступления в школу. Существуют гораздо более важные качества, которыми должен обладать дошкольник к шести-семи годам.  

Готовность к обучению предполагает определенный уровень физического, психического и социального развития, необходимый для благополучной учебы без ущерба для здоровья. Физиологическая готовность — это состояние здоровья и уровень развития физических качеств школьника. Социальная готовность — умение общаться с учителями и сверстниками. Психологическая готовность представляет собой определенные личностные качества, знания и навыки.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Педагоги-ученые и педагоги-практики, много лет исследовавшие успешность освоения знаний младшими школьниками, выявили качества, наиболее важные для начала учебы. Так  Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков[3] приводят так называемые учебно-важные качества, определяющие успехи ребенка на ранних этапах. К ним относятся:

1) мотивационная готовность (положительное отношение к школе и учению);

2) волевая готовность (достаточно высокий уровень развития произвольности поведения, обучаемость и способность принимать учебную задачу);

3) интеллектуальная, или умственная готовность (наличие определенных умений, навыков, уровня развития познавательных процессов, логическое и образное мышление, вербальная механическая память, произвольность регуляции деятельности, графический и другие навыки);

4) социальная, или нравственная готовность (сформированность тех качеств, которые обеспечивают установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вхождение в жизнь класса, выполнение совместной деятельности и т. п.).

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает, что ребенок уже овладел (или находится в процессе овладения) необходимыми для освоения школьной программы поведенческими характеристиками.

Чтобы понять, что это такое, рассмотрим их подробнее.

У детей могут быть самые разные мотивы обучения: осознание  необходимости и важности учебы, проявление интереса к новым знаниям. Одних привлекают новые дружеские связи, другие стремятся получить одобрение взрослых или идут в школу только потому, что так требуют родители. Выработка у детей позитивного отношения к учебе — одна из самых важных задач дошкольной подготовки. К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что это такое, каким образом проходит обучение. И самое главное — должно быть собственное желание учиться.

К этому времени важно выработать способность принимать задачу. То есть первоклассник должен осознавать необходимость выполнения предложенного учителем задания и понимать, что нужно делать и каков должен быть результат. Дело в том, что до школы дети усваивают знания,  в основном непроизвольно, чаще в ходе игры. А теперь надо прилагать усилия для овладения знаниями. Поэтому ребенок будет готов к обучению, только если он может принять и понять поставленную перед ним учебную задачу и хочет ее решить. Кроме того, в школе не обойтись без такого важного качества, как обучаемость, то есть способность к обучению под руководством взрослого. Малыш должен научиться объединять предметы и явления по их отдельным свойствам. Тем самым закладываются основы для дальнейшего развития логического мышления. Также  необходимо научиться анализировать графические объекты, вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом. Эти навыки сформируют образное мышление.

Один из важнейших показателей готовности к обучению — уровень развития вербальной механической памяти. Дети должны легко запоминать слова на слух. От этой способности будут зависеть скорость и качество усвоения информации. Особенно важно развить начальные графические навыки — они определяют способность писать. Недостаток тренированности мускулатуры кистей рук, а также опыта рисования и конструирования может замедлить обучение письму, что затормозит освоение большинства предметов школьной программы. При поступлении в школу от первоклассника также требуется  частичное владение определенными вводными навыками: речевые знания и умения (чтение, словарный запас, правильное звукопроизношение), математические знания (прямой и обратный счет в пределах десяти, решение задач на сложение и вычитание, представление об основных геометрических фигурах — круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике, овале), навыки учебной работы (правильная посадка за партой, умение держать пишущий предмет, умение слушать и выполнять задания учителя).

В дошкольный период основной деятельностью детей была игра. В школе ее заменяет учеба. Поэтому необходимо наличие у ребенка способностей к произвольному регулированию своих действий. То есть он должен самостоятельно управлять речью и поступками в соответствии с нормами, принятыми в учебном заведении. Как правило, школьники с недостаточным развитием этого навыка неорганизованны, невнимательны, неусидчивы, нарушают правила поведения на уроке. Уровень знаний у таких детей  низкий.

         Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению — это необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.

Если уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению, так как из-за несоответствия он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Важно иметь в виду, что воздействие, которые среда оказывает на ребенка, а также требования, идущие от среды, только тогда становятся факторами его развития, когда эти требования входят в структуру его собственных потребностей. Ребенок стремится выполнить требование среды, «если его выполнение не только обеспечивает соответствующее объективное положение ребенка среди окружающих, но и дает возможность занять то положение, к которому он сам стремится, то есть удовлетворяет его внутреннюю позицию» [2]

Ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться в школе и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей,  а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность,  которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И.Божович «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию она придавала очень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Следует заметить, что именно школа является связующим звеном между детством и взрослостью. И если посещение дошкольных учреждений является необязательным, то посещение школы строго обязательно, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному и для ребенка, и для окружающих его взрослых.

Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст. Важно отметить, что попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста приводят к замедлению развития мотивации учения, а следовательно, к более позднему появлению психологической готовности к школе. Последняя вырастает не из целенаправленной подготовки детей к школьному обучению, а из традиционно детских занятий, главное место в которых занимает игра.

И главное условие успешной учебы - сформировать не «потребность выучить от сих до сих», а развитие так называемого "пытливого ума". Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача взрослых - эту пытливость поддерживать, а не подавлять.

Литература:

  1. Амонашвили,Ш.А. Единство цели / Ш.А. Амонашвили. -  М.:Просвещение, 1987. – 80 с.
  2.  Гуткина, Н. И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития // Активные методы в работе школьного психолога. -  Киров,1991. – С.17
  3. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков. – М.: Владос, 2001. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе. Анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию первоклассников"

1.Понятие о психологической готовности детей к школе2. Показатели психологической готовности2.1. Мотивационная готовность2.2. Волевая готовность2.3. Интеллектуальная готовность2.4. Социальная готовнос...

Презентация для родителей "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

В презентации представлены основные компоненты школьной готовности....

Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Важнейшая  задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей  к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна ...

Статья "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Важнейшая  задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания – всестороннее развитие личности ребенка и подготовка детей  к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – одна ...

Родительское собрание "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

Говоря о психологической готовности ребёнка к обучению в школе, имеют в виду уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой, эмоциональн...

Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС

Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...