«Картотека игр и игровых упражнений направленных на развитие мелкой и ручной моторики у детей»
картотека

Дядичкина Кристина Александровна

Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять. Это является залогом готовности к обучению в школе и формированию почерка. Все движения, которые совершаются нашими пальцами, способствуют развитию важных психических функций – памяти, внимания, мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №313 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей»

«КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ

МЕЛКОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ»

Автор: Дядичкина Кристина Александровна

воспитатель

                                                       

                                                            УЧИМСЯ ПЛЕСТИ

Цель: развитие мелкой и ручной моторики

Игровые действия:

Младший возраст – детям предлагаются основы для плетения и на выбор разноцветные

                                  ленточки, которые они продевают в отверстия решётки в любом

                                 порядке; в дальнейшем можно предложить детям заполнять ряды

                                  определённым   цветом

Старший возраст – сначала дети заполняют ячейки по своему желанию, затем воспитатель

                                  показывает образец правильного продевания лент в отверстия, в

                                  дальнейшем детям предлагается выполнить продевание лент в

                                  определённой последовательности, после чего даётся задание в

                                  придумывании и составлении узора из лент на основе для плетения

                   

                                                                КЛУБОЧКИ

Цель: развитие мелкой и ручной моторики

Игровые действия:

Младший возраст – детям предлагается сначала размотать клубочки, затем с помощью

                                   взрослого они учатся сматывать нитки в клубки

Старший возраст – дети самостоятельно разматывают и сматывают нитки в клубок,

                                 также им  предлагается  выполнить задание на скорость (кто быстрее),

                                 у кого клубок аккуратнее.

                                                       

                                                         КОЛЮЧИЕ ШАРИКИ

Цель: развитие мелкой и ручной моторики

Игровые действия:

Младший возраст – детям предлагается выполнить массажные движения сначала с

                                   большими массажными шариками, а в дальнейшем перевести

                                   выполнение  упражнений с маленькими шариками:

  • Сжимание шарика двумя руками
  • Сжимание шарика одной рукой
  • Круговые движения по ладошкам
  • Прокатывание шарика по всей длине руки
  • Выполнение перекладывания шарика из руки в руку через стороны, через верх,
  • за спиной руки при этом прямые
  • Выполнение массажных движений каждого пальца руки воспитателем
  • каждому ребёнку в рамках индивидуальной работы

Старший возраст – только на начальном этапе предлагаем выполнить движения с большими шариками, затем переводим выполнение движений на мелкие шарики:

  • Те же что младший возраст
  • Выполнение перекладывания шарика из руки в руку через стороны, через верх,
  • за спиной руки при этом прямые
  • Выполнение массажных движений каждого пальца руки при помощи колец

                                                          УПРЯМОЕ КОЛЕЧКО

Цель: развитие силовых качеств мелкой и ручной моторики

Игровые действия:

Младший возраст – детям предлагается сжать эспандер двумя руками на несколько

                                  секунд,воспитатель сначала выполняет действия, наложив свои руки

                                  на руки ребёнка, постепенно воспитатель ослабляет силу сжимания своих рук,    чтобы дать возможность ребёнку почувствовать силу своих рук. Это упражнение  целесообразно проводить после тренировки рук с игрушкой «Лицемер», «Мякиш»

Старший возраст – на начальном этапе детям предлагается сжать эспандер двумя руками, затем дети начинают выполнять действия каждой рукой по очереди, сжимая эспандер на 2-3 секунды и перекладывая его в другую руку, в дальнейшем можно предложить детям сжать эспандер одной или двумя руками под счёт (кто дольше продержит)

                                                      РАЗНОЦВЕТНАЯ ЗМЕЙКА

Цель: развитие  ручной моторики

Игровые действия:

Младший возраст – дети выполняют движения с мочалкой, повторяя за

                                  воспитателем, количество повторений от3 до5 раз

  • Держа за петли разводить руки в стороны перед собой
  • Держа за петли разводить руки в стороны над головой
  • Держа за петли развести руки в стороны перед собой выполнить повороты туловища в стороны
  • Держа за петли развести руки в стороны над головой выполнить покачивания

          туловищем в стороны

  • Держа за петли разводить руки в стороны перед собой под счёт до 5
  • Держа за петли разводить руки в стороны над головой под счёт до 5

Старший возраст – упражнения те же что и в младшем возрасте, в дальнейшем усложняем – держать мочалку за определённые звенья, удерживать позицию под счёт до 10, увеличить количество повторений до 10 раз

                                                                        МЯКИШ

Цель: развитие силовых качеств мелкой и ручной моторики

Игровые действия:

Младший возраст – воспитатель предлагает детям выполнить следующие действия, при этом

                                  ребёнок должен нащупать внутри мякиша фигурку:

  • Сжимания мякиша в кулак двумя руками несколько секунд 5 раз
  • Сжимание мякиша в кулак двумя руками под счёт до 5-7
  • Сжимание мякиша в кулак одной рукой несколько секунд 5 раз
  • Сжимание мякиша в кулак одной рукой под счет до 5-7

Старший возраст – детям предлагаются те же упражнения что и в младшем возрасте, но

                                 увеличивается количество повторов до 10 раз и удерживание под счёт

                                  до 15 (кто дольше)

                                                                     ЛИЦЕМЕР

Цель: развитие мелкой и ручной моторики

Игровые действия:

Младший возраст – воспитатель предлагает детям выполнить следующие действия

  • Сжимания  в кулак двумя руками несколько секунд 5 раз
  • Сжимание  в кулак двумя руками под счёт до 5-7
  • Сжимание  в кулак одной рукой несколько секунд 5 раз
  • Сжимание  в кулак одной рукой под счет до 5-7
  • Предложить выполнить движения как и с пластилином – скатать, раскатать, сплющить

Старший возраст – детям предлагаются те же упражнения что и в младшем возрасте, но

                                 увеличивается количество повторов до 10 раз и удерживание под счёт до 15 (кто дольше), предлагаем слепить смешную рожицу, чтобы каждый раз она не была похожа на предыдущую.

                                                                     ВОЛЧКИ

Цель: развитие мелкой моторики

Игровые действия:

Младший возраст – воспитатель показывает детям действие руки при вращении волчка,

                                  предлагает поиграть с волчком вызывая правильные движения

                                   пальцев рук.

Старший возраст – воспитатель показывает детям правильные движения пальцев рук при вращении волчка и предлагает выполнить следующие движения

  • Запускание волчка правой рукой (левой рукой)
  • Запускание волчка левой рукой (правой рукой)
  • Запускание волчка обеими руками одновременно

                                                                       ПЛАТОЧКИ

Цель: развитие мелкой  моторики

Игровые действия:

Младший возраст – воспитатель вызывает у детей манипулятивные действия с платочком

                                  двумя руками – сделай как я

  • Складывание платочка в разных направлениях
  • Скомкать платочек двумя руками – спрятать в кулак

Старший возраст – воспитатель предлагает выполнить движения сначала вместе, затем

                                 по словесным указаниям

  • Складывание платочка двумя руками в разных направлениях
  • Складывание платочка одной рукой в разных направлениях
  • Скомкать платочек в кулак одной рукой

ВРЕДНЫЕ РЕЗИНКИ

Цель: развитие мелкой  моторики 

Игровые действия:

Младший возраст - воспитатель вызывает у детей манипулятивные действия с платочком

                                  двумя руками – сделай как я

  • Натягивание резинки на запястье
  • Растягивание резинки между пальцами обеих рук

Старший возраст – воспитатель предлагает выполнить движения сначала вместе, затем

                                 по словесным указаниям

  • Те же что и в младшем возрасте
  • Растягивание резинки между пальцами одной руки

КАМУШКИ

Цель: развитие силовых качеств мелкой и ручной моторики

Игровые действия:

Младший возраст – предложить детям переложить камушки из одного ведёрка в другое.

                                   Выполнить с камушками некоторые упражнения, количество

                                    повторений от3 до5 раз

  • Поднять камень вверх двумя руками
  • Поднять камень вверх одной рукой
  • Перекладывание камня из одной руки в другую перед собой, на вытянутых руках
  • Перекладывание камня из одной руки в другую за спиной, на вытянутых руках
  • Выполнение покачиваний одной рукой с камнем в руках

Старший возраст -  предложить детям переложить камушки из одного ведёрка в другое

                                  на скорость. Выполнить с камушками  упражнения те же что и в

                                  младшем возрасте, количество повторений от 5 до 10 раз

ПРИЩЕПЛЯЛКИ

Цель: развитие мелкой  моторики

Игровые действия:

Младший возраст - воспитатель вызывает у детей манипулятивные действия с

                                  различными видами прищепок – прикрепить прищепки к основе

Старший возраст – детям предлагаются следующие виды заданий

  • Прищипывание зажима  к основе (кто быстрее, кто больше)
  • Выполнение массажных движений падушечек пальцев с помощью зажима
  • Сжимание зажима двумя пальцами руки в разной комбинации
  • Сжимание зажима двумя пальцами на обеих руках

 

                                         Сделаем куклам бусы

Дидактическая задача. Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.

Материал: бусинки разных цветовых тонов

     Руководство.

Воспитатель показывает детям кукул и говорит, что кукла пришла к ним в гости.

 Взрослый рассказывает, что кукла принесла с собой бусинки и нитки1 (шнурки) разного цвета, она хочет сделать себе бусы, но не умеет. Педагог предлагает воспитанникам помочь кукле.

Вначале воспитатель просит каждого ребенка выбрать бусинки одного цвета из предложенных  цветовых тонов. При этом взрослый предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать бусинки понравившегося цвета. После того как все дети выберут необходимые предметы, воспитатель раздает им шнуры и предлагает нанизывать на них бусинки. На одном конце шнура следует заранее завязать узел, чтобы нанизанные бусинки не соскакивали.

В ходе занятия воспитатель помогает затрудняющимся детям нанизывать бусинки. После того как все бусинки будут нанизаны, воспитатель завязывает концы шнуров узлом. Детям поочередно он предлагает надеть бусы на куклу.

                                 Нанизывание больших и маленьких бус

Дидактическая задача. Учить детей чередовать предметы по величине.

Материал. бусины разных величин. Тонкие шнуры или толстые нитки .

 Руководство. Воспитатель показывает детям красивую куклу, поясняет, что она пришла к ним в гости и что-то принесла в корзиночке. Кукла здоровается с детьми, и воспитатель предлагает детям тоже поздороваться с куклой. Педагог сажает куклу на свой стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показывает детям, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка.

Педагог объясняет, что кукла просит сделать для нее красивые бусы. Обращая внимание детей на то, что бусы можно нанизывать по-разному, взрослый берет вначале большую, затем маленькую бусинку и нанизывает их на нитки одну за другой. Подозвав кого-либо из детей к себе, воспитатель предлагает взять из коробочки вначале большую, затем маленькую бусинку, показать их всем ребятам, положить на стол и нанизать вначале большую бусинку, а затем маленькую.

Переходя от одного ребенка к другому, воспитатель обучает каждого малыша нанизыванию бус. После того как все дети нанижут по две бусинки на общую нитку, воспитатель хвалит их и надевает кукле бусы. Кукла благодарит детей за украшение.

Усложнения: - самостоятельное нанизывание бус по заданию воспитателя

                       - нанизывание бус с учетом цвета и величины

                       - нанизывание бус с учетом величины и формы

                       - нанизывание бус с учетом формы и цвета

                      - нанизывание бус с чередованием 2 на 2, 3 на 3

                             Нанизывание бус разной формы

Дидактическая задача. Учить детей чередовать предметы по форме.

Материал. бусины разной формы формы Толстые нитки или тонкие шнуры для нанизывания.

Руководство. Пришедшая в гости кукла или другой персонаж приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, взаимных лриветствий, знакомства с гостем воспитатель обращает внимание на то, что лежит в корзиночке. Кукла просит детей сделать для остальных кукол украшения.

Воспитатель показывает детям бусинки, говорит о том, что они разные по форме. Подготовив пару бусин для нанизывания, взрослый определяет порядок действия.. Далее приглашает к своему столу кого-либо из наиболее подготовленных детей, предлагает выбрать из коробочки две бусинки  и нанизать их. Внимание всех ребят фиксируется на том, что на нитке оказались надеты бусины в определенной последовательности.

Постепенно воспитатель подходит со своим материалом к каждому ребенку, предлагает отобрать пару бусин разной формы и в. определенном порядке нанизать их.

Во время самостоятельной работы педагог периодически дает словесные указания одним, оказывает непосредственную помощь другим детям в подборе предметов и выполнении действий. Важен конечный результат. Воспитатель, разложив нитку с бусами, вместе с каждым малышом проверяют ход его действий. Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание правильно.

Усложнения: - самостоятельное нанизывание бус по заданию воспитателя

                       - нанизывание бус с учетом цвета и величины

                       - нанизывание бус с учетом величины и формы

                       - нанизывание бус с учетом формы и цвета

                      - нанизывание бус с чередованием 2 на 2, 3 на 3

                                Нанизывание бус разного цвета

Дидактическая задача. Учить чередовать предметы по цвету.

Материал.  Бусы разных цветов. Тонкие шнуры или толстые нитки с укрепленными концами. Коробочки для бус.

Руководство. Игра-занятие начинается традиционным приходом в гости кого-либо из кукол, медведей, собачек, которые приносят дидактический материал и для которых дети делают украшения.

Воспитатель обращает внимание на то обстоятельство, что бусы разного цвета. Отобрав две бусинки — белую и красную, он объясняет: «Эта бусинка белая, а еще есть вот такая — красная, как флажок или ягодка. Вначале будем нанизывать бусинку вот такого, белого цвета, а затем, вот такого, красного цвета».

Далее руководство осуществляется так же, как и на предыдущем занятии: вначале дети отбирают и нанизывают бусинки на общую нитку, а потом выполняют задание самостоятельно. Педагог акцентирует внимание детей на предварительной подготовке материала для нанизывания: каждую пару бусин класть на столе так, чтобы белую бусинку было удобнее взять в первую очередь.

Воспитатель помогает тем, кто ошибается: снимает неправильно нанизанные бусы и предлагает малышу выполнить задание не спеша, повнимательнее. Некоторые дети нуждаются в поэлементном диктанте: «Найди вот такую, беленькую бусинку, а теперь другого цвета. Вот такого, красного» и т. д.

По мере выполнения задания воспитатель, как и на предшествующем занятии, предварительно завязав концы ниток узлом, предлагает детям подойти к его столу, показать кукле, мишке, а затем надеть другим кукольным персонажам украшения.

Усложнения: - самостоятельное нанизывание бус по заданию воспитателя

                       - нанизывание бус с учетом цвета и величины

                       - нанизывание бус с учетом величины и формы

                       - нанизывание бус с учетом формы и цвета

                      - нанизывание бус с чередованием 2 на 2, 3 на 3

ВЕСЁЛЫЕ ЗАСТЁЖКИ

Цель: развитие мелкой моторики и зрительно-пространственных ориентаций, творческих способностей                                                                                                                                              Детям предлагается:

- пристегнуть части так чтоб получился целый предмет (мишка и др) двумя руками    (проводится с детьми с низким и средним уровнем развития)                                                                                                                                                       - используя только левую руку или только правую; предлагаем посоревноваться «кто быстрее пристегнёт все часть предмета ( игра проводится с детьми высокого уровня развития)                  

 – детям предлагается придумать новый предмет, пристегивая к основе разные части и назвать получившийся образ ( с детьми любого уровня развития)

УМНЫЕ ШНУРОЧКИ

Цель: развитие мелкой и ручной моторики, зрительно-пространственных ориентаций и

          координации движений.      

 На начальном этапе необходимо вызвать интерес ребёнка к процессу шнурования – воспитатель выполняет действия вместе с детьми. (проводится с детьми с низким уровнем развития)                

В дальнейшем ребёнок выполняет шнурование самостоятельно без использования образца или задания. (проводится с детьми среднего уровня развития)                                                                   В последствии детям объясняется последовательность выполнения того или иного пришнуровывания, используются задания и образцы выполнения. ( игра проводится с детьми высокого уровня развития)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

Данные виды игр были подобраны для работы с  детьми и нашли успешное применение для развития мелкой и ручной моторики. На карточках указана цель, примерный ход игры и усложнения....

Картотека игр и игровых упражнений, направленных на развитие моторики у детей

Данные игры и упражнения применются для развития мелкой моторики детей. На карточках указана цель, примерный ход игры и усложнения....

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

Краткая аннотация:  в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушар...

Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет

Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у дошкольниковЦель комплекса: развитие мелкой моторики рук, координации движений рук у детей 3-4 лет через ис...

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушарного взаимодействия. Раск...

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

КЛУБОЧКИЦель: развитие мелкой и ручной моторикиИгровые действия:детям предлагается сначала размотать клубочки, затем с помощьювзрослого они учатся сматывать нитки в клубкиКОЛЮЧИЕ ШАРИКИЦель: развитие ...

Картотека игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики

Уровень развития движения рук ребёнка определяет уровень его физического и психического развития...