Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет
картотека (младшая группа)

Васильева Оксана Анатольевна

 

Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у дошкольников

Цель комплекса: развитие мелкой моторики рук, координации движений рук у детей 3-4 лет через использование пальчиковых игр и игр с предметами.

Задачи:

  • улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • улучшить общую двигательную активность;
  • развивать воображение, зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, творческую активность;
  • создавать эмоционально комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет

Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 73 «Малыш»

г. Смоленска

Васильева Оксана Анатольевна

Смоленск 2019

Цель комплекса: развитие мелкой моторики рук, координации движений рук у детей 3-4 лет через использование пальчиковых игр и игр с предметами.

Задачи:

  • улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • улучшить общую двигательную активность;
  • развивать воображение, зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, творческую активность;
  • создавать эмоционально комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Целевыми ориентирами в работе по развитию мелкой моторики рук служат следующие показатели:

  • у ребенка наблюдается положительная динамика в развитии крупной моторики, мелкой моторики, ребенок стремится осваивать различные виды движения в процессе игр и упражнений;
  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними - ребенок эмоционально вовлечен в действия с играми и пособиями на развитие мелкой моторики, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • в играх на развитие мелкой моторики может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях при проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики; начинают появляться игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

Для достижения желаемого результата необходимо проводить работу регулярно, используя следующие формы работы:

  • индивидуальная работа с детьми;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

В каждый комплекс игр и игровых упражнений входит:

  •  самомассаж кистей руки пальцев с предметами или без них;
  •  пальчиковую гимнастику в сопровождении стихов, потешек;
  •  дидактические игры с использованием различных предметов.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически, включая её в разные виды деятельности детей в течение дня. Место планирования зависит от целей, поставленных при разучивании комплексов упражнений для пальчиков.

Комплекс игр и игровых упражнений

Тема: «Я и моя семья»

Цель: формирование умения разгибать по очереди пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках; учить подражать движениям взрослого; укрепление и развитие мышц кисти, указательного и большого пальцев; нормализация мышечного тонуса; обогащение представлений о семье

Название игры / упражнения

Содержание игры / упражнения

Самомассаж пальчиков «Мышиная семья»

 

Воспитатель рассказывает потешку и демонстрирует детям массажные движения, дети повторяют их за воспитателем. Выполняется самомассаж обеих рук поочерёдно.

Раз гостила у меня

Вся мышиная семья:

(круговые движения одной ладошки по другой)

Папа-мышка,

Мама-мышка,

Мышь-дочурка,

Мышь-сынишка

И ещё сынок-мышонок –

Самый маленький ребёнок.

(растирание пальцев, как бы снимая кольцо, от основания к кончику, начиная с большого)

Вот такая у меня

Раз в гостях была семья!

(круговые движения одной ладошки по другой)

Е. Савельева

Пальчиковая гимнастика

«Моя семья»

 

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся семья!

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

Игра проводится сначала на одной руке, затем на другой. При успешном выполнении можно предложить детям поиграть пальчиками двух рук одновременно.

Игра с бумагой: «Выгладим платочки для мамы и для дочки»

Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Детям, у которых уже не возникает затруднений при выполнении упражнения, можно предложить сделать тоже самое одной рукой или пользуясь двумя большими пальцами (указательными).

Игра с прищепками «Маленькие помощники»

Воспитатель предлагает детям помочь маме (бабушке) развесить на верёвочку разноцветные салфетки, прикрепив их прищепками соответствующих цветов.

Тема: «Осень»

Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в умении загибать пальцы по одному, начиная с большого, в игре с речевым сопровождением по подражанию; формирование умения застёгивать/расстёгивать кнопки на одежде, брать мелкие предметы щепотью; формирование произвольных, координированных движений обеих рук; расширение представлений детей об осени

Название игры / упражнения

Содержание игры / упражнения

Самомассаж грецким орехом

 

Ребёнок катает грецкий орех между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы был круглее всех.

О.И. Крупенчук

Пальчиковая гимнастика «Осень»

 

Ветер по лесу летал, 

(плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал: 

(загибают по одному пальчику на обеих руках) 

Вот дубовый,

Вот кленовый, 

Вот рябиновый резной, 

Вот с березки — золотой. 

Вот последний лист 

с осинки 

Ветер бросил на тропинку. 

(Укладывают ладони на коленки)

Н. Нищева

Игра-тренажёр «Запасливый ёжик»

Познакомьтесь - это ёжик,

Он знаток лесных дорожек.

Воспитатель предлагает ребёнку игрушку-тренажёр «Ёжик» с разными застежками (пуговица, пришивные кнопки разного диаметра, шнуровка, крючок), на которые нужно прикрепить грибы, осенние листья, яблоки.

Игра с фасолью «Золушка»

Воспитатель предлагает рассортировать ребёнку фасоль разных цветов по тарелочкам: красную фасоль брать левой рукой и класть в левую тарелочку, а белую фасоль брать правой рукой и класть в правую тарелочку.

Тема: «Домашние животные»

Цель: нормализация мышечного тонуса; формирование умения выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; развитие целенаправленность действий; расширение представлений о домашних животных.

Название игры / упражнения

Содержание игры / упражнения

Самомассаж шестигранным карандашом

 

Карандаш качу, качу,

Карандаш не уроню

(ребёнок катает карандаш на весу между ладошек)

Ладошка правая,

(катает карандаш на весу, правая ладонь сверху),

Ладошка левая,

Катаю ловко и умело я!

(катает карандаш на весу, левая ладонь сверху)    С.В. Ихсанова

Пальчиковая гимнастика

 «Наши уточки»

Наши уточки с утра —

Кря-кря, кря-кря.

Наши гуси у пруда —

Га-га, га-га.

(сложить пальцы обеих рук щепотью, при этом большой палец не соприкасается с остальными — получится раскрытый клюв)

Наши гуленьки вверху —

Гу-гу, гу-гу.

(поднять руки вверх и помашите кистями)

Наши курочки в окно —

Ко-ко, ко-ко.

(постучать указательными пальцами по столу, словно курочка клювом)

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!»

(выпрямить спину, поднять голову, развести руки в стороны, взмахнуть ими, как крыльями, и прокукарекать)

Игра

«Шаловливый котёнок»

Воспитатель говорит ребёнку, что котёнок очень любит играть с клубочком ниток и размотал бабушкин клубок. Предлагает помочь бабушке – намотать толстую нитку на катушку. Для усложнения задания позже предложить смотать нитку в клубок.

Игра «Разрезные картинки»

Предложить детям собрать разрезные картинки «Домашние животные» из 6 частей, предложив для образца изображение животного целиком. Для игры дети могут объединяться в пары.

Тема: «Мамин день»

Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в выполнении определенных действий пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; формирование умения брать мелкие предметы щепотью; развитие целенаправленности действий.

Название игры / упражнения

Содержание игры /

Самомассаж крупными бигуди

Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу-чу-чу!

Далеко я укачу»

Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой.

Т. Волгина

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка»

Кукле кашу я сварю:

(мешаем кашу)

В миску молока налью,

(наливаем молоко)

Положу туда крупу

(насыпать крупу)

И поставлю на плиту.

(поставить на плиту)

Будет каша хороша!

(поднять большой палец вверх)

Кушай, кукла, не спеша.

(пригрозить пальчиком)

Игра «Накорми колобка»

Воспитатель предлагает детям невысокие пластиковые баночки с крышками с изображением Колобка (отверстие на месте рта), крупную крупу (фасоль, горох).

Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта. Брать следует по одной горошине, чтобы «Колобок не подавился».

Игра «Собери бусы»

Предложить детям сделать бусы для мамы из пластиковых (деревянных) бусин или из маленьких трубочек, изготовленных из фломастеров, нанизывая их на цветные шнурки. Для усложнения задачи, поддержания интереса к игре, детям следует предложить различные цветовые схемы бус.

 Список литературы.

1. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 160 с.

2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 96с.

3. Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 45 с. – (Школа развития).

4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005. – 208 с.

5. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 151 с.

6. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: младшая группа / В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.

7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр и игровых упражнений направленный на развитие оптико-пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста

Учитывая, что количество детей с нарушениями речи все увеличивается необходимо поэтапное, планомерное развитие у них оптико - пространственного гнозиса, что создаст почву для полноценного овладения ле...

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

Данные виды игр были подобраны для работы с  детьми и нашли успешное применение для развития мелкой и ручной моторики. На карточках указана цель, примерный ход игры и усложнения....

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

Краткая аннотация:  в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушар...

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушарного взаимодействия. Раск...

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

КЛУБОЧКИЦель: развитие мелкой и ручной моторикиИгровые действия:детям предлагается сначала размотать клубочки, затем с помощьювзрослого они учатся сматывать нитки в клубкиКОЛЮЧИЕ ШАРИКИЦель: развитие ...

Картотека игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики

Уровень развития движения рук ребёнка определяет уровень его физического и психического развития...

«Картотека игр и игровых упражнений направленных на развитие мелкой и ручной моторики у детей»

Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять. Это является за...