Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет
картотека (младшая группа)
Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у дошкольников |
Цель комплекса: развитие мелкой моторики рук, координации движений рук у детей 3-4 лет через использование пальчиковых игр и игр с предметами.
Задачи:
- улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- улучшить общую двигательную активность;
- развивать воображение, зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, творческую активность;
- создавать эмоционально комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет
Старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 73 «Малыш»
г. Смоленска
Васильева Оксана Анатольевна
Смоленск 2019
Цель комплекса: развитие мелкой моторики рук, координации движений рук у детей 3-4 лет через использование пальчиковых игр и игр с предметами.
Задачи:
- улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
- улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- улучшить общую двигательную активность;
- развивать воображение, зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, творческую активность;
- создавать эмоционально комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Целевыми ориентирами в работе по развитию мелкой моторики рук служат следующие показатели:
- у ребенка наблюдается положительная динамика в развитии крупной моторики, мелкой моторики, ребенок стремится осваивать различные виды движения в процессе игр и упражнений;
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними - ребенок эмоционально вовлечен в действия с играми и пособиями на развитие мелкой моторики, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- в играх на развитие мелкой моторики может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях при проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики; начинают появляться игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
Для достижения желаемого результата необходимо проводить работу регулярно, используя следующие формы работы:
- индивидуальная работа с детьми;
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
В каждый комплекс игр и игровых упражнений входит:
- самомассаж кистей руки пальцев с предметами или без них;
- пальчиковую гимнастику в сопровождении стихов, потешек;
- дидактические игры с использованием различных предметов.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически, включая её в разные виды деятельности детей в течение дня. Место планирования зависит от целей, поставленных при разучивании комплексов упражнений для пальчиков.
Комплекс игр и игровых упражнений
Тема: «Я и моя семья» | |
Цель: формирование умения разгибать по очереди пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках; учить подражать движениям взрослого; укрепление и развитие мышц кисти, указательного и большого пальцев; нормализация мышечного тонуса; обогащение представлений о семье | |
Название игры / упражнения | Содержание игры / упражнения |
Самомассаж пальчиков «Мышиная семья»
| Воспитатель рассказывает потешку и демонстрирует детям массажные движения, дети повторяют их за воспитателем. Выполняется самомассаж обеих рук поочерёдно. Раз гостила у меня Вся мышиная семья: (круговые движения одной ладошки по другой) Папа-мышка, Мама-мышка, Мышь-дочурка, Мышь-сынишка И ещё сынок-мышонок – Самый маленький ребёнок. (растирание пальцев, как бы снимая кольцо, от основания к кончику, начиная с большого) Вот такая у меня Раз в гостях была семья! (круговые движения одной ладошки по другой) Е. Савельева |
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
| Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я. (Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого) Вот и вся семья! (Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно) Игра проводится сначала на одной руке, затем на другой. При успешном выполнении можно предложить детям поиграть пальчиками двух рук одновременно. |
Игра с бумагой: «Выгладим платочки для мамы и для дочки» | Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Детям, у которых уже не возникает затруднений при выполнении упражнения, можно предложить сделать тоже самое одной рукой или пользуясь двумя большими пальцами (указательными). |
Игра с прищепками «Маленькие помощники» | Воспитатель предлагает детям помочь маме (бабушке) развесить на верёвочку разноцветные салфетки, прикрепив их прищепками соответствующих цветов. |
Тема: «Осень» | |
Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в умении загибать пальцы по одному, начиная с большого, в игре с речевым сопровождением по подражанию; формирование умения застёгивать/расстёгивать кнопки на одежде, брать мелкие предметы щепотью; формирование произвольных, координированных движений обеих рук; расширение представлений детей об осени | |
Название игры / упражнения | Содержание игры / упражнения |
Самомассаж грецким орехом
| Ребёнок катает грецкий орех между ладонями (по кругу), приговаривая: Я катаю мой орех, Чтобы был круглее всех. О.И. Крупенчук |
Пальчиковая гимнастика «Осень»
| Ветер по лесу летал, (плавные, волнообразные движения ладонями) Ветер листики считал: (загибают по одному пальчику на обеих руках) Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки — золотой. Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. (Укладывают ладони на коленки) Н. Нищева |
Игра-тренажёр «Запасливый ёжик» | Познакомьтесь - это ёжик, Он знаток лесных дорожек. Воспитатель предлагает ребёнку игрушку-тренажёр «Ёжик» с разными застежками (пуговица, пришивные кнопки разного диаметра, шнуровка, крючок), на которые нужно прикрепить грибы, осенние листья, яблоки. |
Игра с фасолью «Золушка» | Воспитатель предлагает рассортировать ребёнку фасоль разных цветов по тарелочкам: красную фасоль брать левой рукой и класть в левую тарелочку, а белую фасоль брать правой рукой и класть в правую тарелочку. |
Тема: «Домашние животные» | |
Цель: нормализация мышечного тонуса; формирование умения выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; развитие целенаправленность действий; расширение представлений о домашних животных. | |
Название игры / упражнения | Содержание игры / упражнения |
Самомассаж шестигранным карандашом
| Карандаш качу, качу, Карандаш не уроню (ребёнок катает карандаш на весу между ладошек) Ладошка правая, (катает карандаш на весу, правая ладонь сверху), Ладошка левая, Катаю ловко и умело я! (катает карандаш на весу, левая ладонь сверху) С.В. Ихсанова |
Пальчиковая гимнастика «Наши уточки» | Наши уточки с утра — Кря-кря, кря-кря. Наши гуси у пруда — Га-га, га-га. (сложить пальцы обеих рук щепотью, при этом большой палец не соприкасается с остальными — получится раскрытый клюв) Наши гуленьки вверху — Гу-гу, гу-гу. (поднять руки вверх и помашите кистями) Наши курочки в окно — Ко-ко, ко-ко. (постучать указательными пальцами по столу, словно курочка клювом) А как Петя-петушок Рано-рано поутру Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!» (выпрямить спину, поднять голову, развести руки в стороны, взмахнуть ими, как крыльями, и прокукарекать) |
Игра «Шаловливый котёнок» | Воспитатель говорит ребёнку, что котёнок очень любит играть с клубочком ниток и размотал бабушкин клубок. Предлагает помочь бабушке – намотать толстую нитку на катушку. Для усложнения задания позже предложить смотать нитку в клубок. |
Игра «Разрезные картинки» | Предложить детям собрать разрезные картинки «Домашние животные» из 6 частей, предложив для образца изображение животного целиком. Для игры дети могут объединяться в пары. |
Тема: «Мамин день» | |
Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в выполнении определенных действий пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; формирование умения брать мелкие предметы щепотью; развитие целенаправленности действий. | |
Название игры / упражнения | Содержание игры / |
Самомассаж крупными бигуди | Загудел паровоз И вагончики повез: «Чу-чу-чу-чу-чу! Далеко я укачу» Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой. Т. Волгина |
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка» | Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу) В миску молока налью, (наливаем молоко) Положу туда крупу (насыпать крупу) И поставлю на плиту. (поставить на плиту) Будет каша хороша! (поднять большой палец вверх) Кушай, кукла, не спеша. (пригрозить пальчиком) |
Игра «Накорми колобка» | Воспитатель предлагает детям невысокие пластиковые баночки с крышками с изображением Колобка (отверстие на месте рта), крупную крупу (фасоль, горох). Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта. Брать следует по одной горошине, чтобы «Колобок не подавился». |
Игра «Собери бусы» | Предложить детям сделать бусы для мамы из пластиковых (деревянных) бусин или из маленьких трубочек, изготовленных из фломастеров, нанизывая их на цветные шнурки. Для усложнения задачи, поддержания интереса к игре, детям следует предложить различные цветовые схемы бус. |
Список литературы.
1. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 160 с.
2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 96с.
3. Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 45 с. – (Школа развития).
4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005. – 208 с.
5. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 151 с.
6. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: младшая группа / В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.
7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 56 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс игр и игровых упражнений направленный на развитие оптико-пространственного гнозиса у детей старшего дошкольного возраста
Учитывая, что количество детей с нарушениями речи все увеличивается необходимо поэтапное, планомерное развитие у них оптико - пространственного гнозиса, что создаст почву для полноценного овладения ле...
КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
Данные виды игр были подобраны для работы с детьми и нашли успешное применение для развития мелкой и ручной моторики. На карточках указана цель, примерный ход игры и усложнения....
Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики
Краткая аннотация: в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушар...
Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики
в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушарного взаимодействия. Раск...
КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
КЛУБОЧКИЦель: развитие мелкой и ручной моторикиИгровые действия:детям предлагается сначала размотать клубочки, затем с помощьювзрослого они учатся сматывать нитки в клубкиКОЛЮЧИЕ ШАРИКИЦель: развитие ...
Картотека игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики
Уровень развития движения рук ребёнка определяет уровень его физического и психического развития...
«Картотека игр и игровых упражнений направленных на развитие мелкой и ручной моторики у детей»
Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять. Это является за...