КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
картотека по коррекционной педагогике (младшая группа)
КЛУБОЧКИ
Цель: развитие мелкой и ручной моторики
Игровые действия:
детям предлагается сначала размотать клубочки, затем с помощью
взрослого они учатся сматывать нитки в клубки
КОЛЮЧИЕ ШАРИКИ
Цель: развитие мелкой и ручной моторики
Игровые действия:
детям предлагается выполнить массажные движения сначала с
большими массажными шариками, а в дальнейшем перевести
выполнение упражнений с маленькими шариками:
ü Сжимание шарика двумя руками
ü Сжимание шарика одной рукой
ü Круговые движения по ладошкам
ü Прокатывание шарика по всей длине руки
ü Выполнение перекладывания шарика из руки в руку через стороны, через верх,
ü за спиной руки при этом прямые
ü Выполнение массажных движений каждого пальца руки воспитателем
ü каждому ребёнку в рамках индивидуальной работы
УПРЯМОЕ КОЛЕЧКО Цель: развитие силовых качеств мелкой и ручной моторики Игровые действия: детям предлагается сжать эспандер двумя руками на несколько секунд,воспитатель сначала выполняет действия, наложив свои руки на руки ребёнка, постепенно воспитатель ослабляет силу сжимания своих рук, чтобы дать возможность ребёнку почувствовать силу своих рук. Это упражнение целесообразно проводить после тренировки рук с игрушкой «Лицемер», «Мякиш»
РАЗНОЦВЕТНАЯ ЗМЕЙКА
Цель: развитие ручной моторики
Игровые действия:
дети выполняют движения с мочалкой, повторяя за
воспитателем, количество повторений от3 до5 раз
ü Держа за петли разводить руки в стороны перед собой
ü Держа за петли разводить руки в стороны над головой
ü Держа за петли развести руки в стороны перед собой выполнить
повороты туловища в стороны
ü Держа за петли развести руки в стороны над головой выполнить
покачивания
туловищем в стороны
ü Держа за петли разводить руки в стороны перед собой под счёт
до 5
ü Держа за петли разводить руки в стороны над головой под счёт
до 5
ВОЛЧКИ
Цель: развитие мелкой моторики
Игровые действия:
воспитатель показывает детям действие руки при вращении волчка,
предлагает поиграть с волчком вызывая правильные движения
пальцев рук.
ПЛАТОЧКИ
Цель: развитие мелкой моторики
Игровые действия:
воспитатель вызывает у детей манипулятивные действия с платочком
двумя руками – сделай как я
ü Складывание платочка в разных направлениях
ü Скомкать платочек двумя руками – спрятать в кулак
ВРЕДНЫЕ РЕЗИНКИ Цель: развитие мелкой моторики Игровые действия: воспитатель вызывает у детей манипулятивные действия с платочком двумя руками – сделай как я ü Натягивание резинки на запястье ü Растягивание резинки между пальцами обеих рук
КАМУШКИ
Цель: развитие силовых качеств мелкой и ручной моторики
Игровые действия:
предложить детям переложить камушки из одного ведёрка в другое.
Выполнить с камушками некоторые упражнения, количество
повторений от3 до5 раз
ü Поднять камень вверх двумя руками
ü Поднять камень вверх одной рукой
ü Перекладывание камня из одной руки в другую перед собой, на
вытянутых руках
ü Перекладывание камня из одной руки в другую за спиной, на
вытянутых руках
ü Выполнение покачиваний одной рукой с камнем в руках
ПРИЩЕПЛЯЛКИ
Цель: развитие мелкой моторики
Игровые действия:
воспитатель вызывает у детей манипулятивные действия с
различными видами прищепок – прикрепить прищепки к основе
СДЕЛАЕМ КУКЛАМ БУСЫ.
Дидактическая задача. Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. Материал: бусинки разных цветовых тонов Руководство. Воспитатель показывает детям кукул и говорит, что кукла пришла к ним в гости. Взрослый рассказывает, что кукла принесла с собой бусинки и нитки1 (шнурки) разного цвета, она хочет сделать себе бусы, но не умеет. Педагог предлагает воспитанникам помочь кукле. Вначале воспитатель просит каждого ребенка выбрать бусинки одного цвета из предложенных цветовых тонов. При этом взрослый предлагает поочередно то одному, то другому малышу выбрать бусинки понравившегося цвета. После того как все дети выберут необходимые предметы, воспитатель раздает им шнуры и предлагает нанизывать на них бусинки. На одном конце шнура следует заранее завязать узел, чтобы нанизанные бусинки не соскакивали. В ходе занятия воспитатель помогает затрудняющимся детям нанизывать бусинки. После того как все бусинки будут нанизаны, воспитатель завязывает концы шнуров узлом. Детям поочередно он предлагает надеть бусы на куклу.
НАНИЗЫВАНИЕ БУС РАЗНОГО ЦВЕТА.
Дидактическая задача. Учить чередовать предметы по цвету.
Материал. Бусы разных цветов. Тонкие шнуры или толстые нитки с укрепленными концами.
Коробочки для бус.
Руководство. Игра-занятие начинается традиционным приходом в гости кого-либо из
кукол, медведей, собачек, которые приносят дидактический материал и для которых дети делают
украшения.
Воспитатель обращает внимание на то обстоятельство, что бусы разного цвета. Отобрав
две бусинки — белую и красную, он объясняет: «Эта бусинка белая, а еще есть вот такая —
красная, как флажок или ягодка. Вначале будем нанизывать бусинку вот такого, белого цвета, а
затем, вот такого, красного цвета».
Далее руководство осуществляется так же, как и на предыдущем занятии: вначале дети
отбирают и нанизывают бусинки на общую нитку, а потом выполняют задание самостоятельно.
Педагог акцентирует внимание детей на предварительной подготовке материала для
нанизывания: каждую пару бусин класть на столе так, чтобы белую бусинку было удобнее
взять в первую очередь.
Воспитатель помогает тем, кто ошибается: снимает неправильно нанизанные бусы и предлагает
малышу выполнить задание не спеша, повнимательнее. Некоторые дети нуждаются в
поэлементном диктанте: «Найди вот такую, беленькую бусинку, а теперь другого цвета. Вот
такого, красного» и т. д.
По мере выполнения задания воспитатель, как и на предшествующем занятии, предварительно
завязав концы ниток узлом, предлагает детям подойти к его столу, показать кукле, мишке, а
затем надеть другим кукольным персонажам украшения.
Усложнения: - самостоятельное нанизывание бус по заданию воспитателя
- нанизывание бус с учетом цвета и величины
- нанизывание бус с учетом величины и формы
- нанизывание бус с учетом формы и цвета
- нанизывание бус с чередованием 2 на 2, 3 на 3
ВЕСЁЛЫЕ ЗАСТЁЖКИ
Цель: развитие мелкой моторики и зрительно-пространственных ориентаций, творческих способностей Детям предлагается: - пристегнуть части так чтоб получился целый предмет (мишка и др) двумя руками (проводится с детьми с низким и средним уровнем развития) - используя только левую руку или только правую; предлагаем посоревноваться «кто быстрее пристегнёт все часть предмета ( игра проводится с детьми высокого уровня развития) – детям предлагается придумать новый предмет, пристегивая к основе разные части и назвать получившийся образ ( с детьми любого уровня развития)
УМНЫЕ ШНУРОЧКИ
Цель: развитие мелкой и ручной моторики, зрительно-пространственных ориентаций и
координации движений.
На начальном этапе необходимо вызвать интерес ребёнка к процессу шнурования –
воспитатель выполняет действия вместе с детьми. (проводится с детьми с низким
уровнем развития)
В дальнейшем ребёнок выполняет шнурование самостоятельно без использования
образца или задания. (проводится с детьми среднего уровня развития)
В последствии детям объясняется последовательность выполнения того или иного
пришнуровывания, используются задания и образцы выполнения. ( игра проводится с детьми высокого уровня развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение передового педагогического опыта Тема: «Развитие мелкой ручной моторики у детей раннего возраста в игровой деятельности»
Обобщение передового педагогического опыта Тема: «Развитие мелкой ручной моторики у детей раннего возраста в игровой деятельности» Воспитателя 1 младшей группы № 6 «Карапузики&r...
КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ
Данные виды игр были подобраны для работы с детьми и нашли успешное применение для развития мелкой и ручной моторики. На карточках указана цель, примерный ход игры и усложнения....
Картотека игр и игровых упражнений, направленных на развитие моторики у детей
Данные игры и упражнения применются для развития мелкой моторики детей. На карточках указана цель, примерный ход игры и усложнения....
Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет
Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у дошкольниковЦель комплекса: развитие мелкой моторики рук, координации движений рук у детей 3-4 лет через ис...
Картотека игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики
Уровень развития движения рук ребёнка определяет уровень его физического и психического развития...
Перспективный план работы по развитию мелкой и общей моторики для детей раннего возраста
В пособии представлена система коррекционных занятий по развитию мелкой и общей моторики для детей раннего возраста. Материал, содержащийся в пособии, имеет многофункциональный характер: формирует фон...
«Картотека игр и игровых упражнений направленных на развитие мелкой и ручной моторики у детей»
Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять. Это является за...