Календарно-тематическое планирование по национально-региональному компоненту /4-5 лет/
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Календарно-тематическое планирование по национально-региональному компоненту /4-5 лет/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_srednyaya_gruppa_rk.docx | 68.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
Региональный компонент «Мой край родной»
Формируя у ребенка чувства любви к Родине, необходимо, в первую очередь, воспитывать у него эмоционально – положительное отношение к тем местам, где он живет. Воспитывать умение видеть и осознавать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края: населяющих народах, его истории, природе, природных ресурсах. Формировать понятие о роли человека в охране и воспроизводстве окружающей среды.
Для решения этих задач необходимо дать детям элементарные географические и природоведческие представления о Крайнем Севере, культуре и традициях народов, населяющих его. Знакомить детей с трудом и профессиями, которые преобладают в данной местности, и результатами которого мы пользуемся. Дать детям понятие, что на Севере проживает несколько народностей и каждый народ имеет свою культуру.
Задачи о содержание раздела «Мой край» в образовательной программе МБДОУ «Мыскаменский детский сад», стр.24-26
Таблица программного материала средняя группа
Таблица 1
Животный мир тундры
Средняя | 1.Медведь 2.Черно-бурая лисица 3.Белка 4. Заяц | 1.Ворона 2.Серый гусь 3.Белая сова 4 Куропатка | 1.Ряпушка 2.Щука 3. Карась | 1.Мухи 2.Мошки 3.Пауки |
Таблица 2
Растительный мир тундры
Возрастная группа | Деревья, кустарники, цветущие | Грибы и ягоды |
Средняя | 1.Сосна обыкновенная 2.Рябина 3.Береза карликовая 4.Лишайник (ягель) 5.Ромашка | 1.Брусника 2.Голубика 3.Подберезовик 4.Мухомор красный |
Таблица 3
География полуострова Ямал
Возрастная группа | География ЯНАО | Реки, водоемы, озера, море и океан | Полезные ископаемые |
Средняя | 1. Находить на карте город Салехард | 1.Иметь представление о реке - Пур. 2.О водном пути – река Пур - Тазовская губа -Ледовитый океан | 1.Бурый уголь 2.Песок 3.Гравий |
Таблица 4
Быт, культура искусство народов Севера
Возрастная группа | Быт, культура и искусство народов Севера |
Средняя | 1.Название этносов Ямала (ханты, ненцы, коми, селькупы) 2.Жилище северных народов (чум) 3.Устное народное творчество (загадки, сказки: «Отчего у зайца уши длинные» – мансийская сказка, эскимоская сказка «Как ворон и сова друг друга покрасили», ненецкая сказка «Ягода -голубика», «Мышка» – ненецкая сказка, «Зайчик» – хантыйская сказка,) творчество писателей и поэтов («Почему рыбы живут в воде», «Черный и белый» И.Г. Истомин, «Лиса» В. Кудрявцева) 4.Поделки из меха (знакомство с экспонатами музеев и выставок) |
Таблица 5
Ознакомление детей с литературным словом народов Крайнего Севера
Средняя группа | Литературные загадки: • «Четыре брата – старшему брату кланяются. Как вместе сойдутся, – любое дело сделают» – пальцы руки. • «По речной глади деревянная уточкаскользит, крыльями о воду бьет, а взлететь не может» – лодка. • «Лежит у порога меховое кольцо – чужого в чум не пустит» – собака. • «Она как снег от солнца прячется. А мышки от нее» – сова. • «Длинноухий модник: летом – в сером кафтане бегает, а зимой – белую шубку надевает» – заяц. | «Отчего у зайца уши длинные» – мансийская сказка, эскимосская сказка «Как ворон и сова друг друга покрасили. | «Отчего у зайца уши длинные» – мансийская сказка, эскимосская сказка «Как ворон и сова друг друга покрасили. |
Таблица 6
Экологические знания
Возрастная группа | Возрастная группа |
Средняя группа | • не мусорить в тундре • ходить только по тропе • не шуметь в тундре • подкармливать птиц |
Перспективное планирование в средней группе (региональный компонент)
«Мой край родной»
Месяц | Основная тема | Региональный компонент | |
НОД | Совместная деятельность | ||
Сентябрь | Мы снова вместе. | Беседа «Как я провел лето» Цель: Выяснить, какими новыми впечатлениями обогатились дети за лето. Способствовать интеллектуальному развитию, расширению кругозора. Формировать положительное отношение к окружающему миру. Целевая прогулка по прогулочному участку. Цель: В интересной игровой форме познакомить детей с участком группы, уточнить представления детей о том, что на территории растут карликовые березки, кустарники, цветы. Полюбоваться красотой осеннего пейзажа, познакомить детей с карликовой березкой, рассмотреть его. | |
Осень-запасиха | Рассматривание иллюстраций грибов и ягод. Цель: Познакомить детей с грибами, которые растут в нашей местности. Рассказать, что грибы бывают съедобными (подберёзовик) и ядовитыми (мухомор). Напомнить правила поведения в природе. Познакомить детей с ягодами, которые растут в нашем лесу – брусникой, голубикой. Учить находить их среди других ягод. Коллективная лепка «На лесной полянке» Цель: Закреплять с детьми название известных грибов и ягод. Учить работать сообща. Закреплять навыки приёмов лепки грибов: раскатывание пластилина в виде столбика между ладонями, скатывание шара и разрезание его пополам. Продолжать учить пользоваться стекой. Чтение ненецкой народной сказки «Ягода – голубика» Цель: Расширить кругозор детей, приобщать к фольклору народов Севера. | ||
Перелетные птицы | Беседа: Гуси улетают на юг Цель: Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.Активировать в речи названия птиц и птенцов. Подвижные игры: «Охотники и утки» Цель: развитие точности движений, ловкости и быстроты реакции. «Гуси-лебеди» Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи. | ||
Дикие животные наших лесов | Аппликация Тема: «Как звери к зиме готовятся» Цель: Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Помогать устанавливать простейшие связи между ними. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Воспитывать любовь к природе и бережное отношениек ней. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться. Развивать мелкую моторику пальцев рук; побуждать к творчеству и самостоятельности. Развивать речь детей. | Дидактическая игра «Чей след?» Цель: Учить детей различать следы разных диких животных (белка, заяц, лось, лиса). (см. приложение) Чтение «Лиса» В. Кудрявцевой, а так же сказки: «Отчего у зайца уши длинные» (мансийская сказка), «Зайчик» (хантыйская сказка) Цель: Продолжать знакомить детей со сказками народов севера. На примере сказок рассказать детям о жизни животных в северных условиях. Просмотр презентации «Дикие животные наших лесов» Цель: Дать детям представления о диких животных (медведь,заяц,белка), рассказать об образе жизни, чем питаются, как называются детёныши. Свободное рисование (раскраска) «Заяц» Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе о том, что поздней осенью зайцы меняют летнюю шубку на зимнюю;совершенствовать нетрадиционную технику рисования методом тычка жёсткой полусухой кистью;формировать умение создавать выразительный образ (имитация фактурности пушистой шубки); отрабатывать умение держать кисть вертикально и ритмично ударять по силуэту зайца,воспитывать интерес к освоению изобразительных техник. | |
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей | |||
Октябрь | Чудо – дерево | Коллективная аппликация: «Осеннее дерево» Цель: Учить детей пользоваться трафаретами, вырезать по контору листья дерева. Закреплять умение в использовании клея и ножниц. Просмотр презентации «Деревья» Цель:Учитьразличать по коре и листьям 3 дерева (Рябина, береза, сосна обыкновенная). Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок» (см. О.А. Воронкевич«Добро пожаловать в экологию» стр. 132) Цель: Закреплять умение детей различать и называть деревья по форме их листьев, развивать память, внимание, умение соотносить движения со словами. | |
Осенний калейдоскоп | Познавательное развитие Тема: «Осень» Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения. Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. Воспитывать любовь к природе. | Чтение сказки «Черный и белый» И.Г. Истомина Цель: Расширить кругозор детей, приобщать к фольклору народов Севера. По средствам сказки сравнить белого и бурого медведей. Загадки – отгадки(народов севера – см. приложение) Цель: Учить детей отгадывать загадки о птицах, животных, живущих на Ямальской земле, соотносить художественное слово с соответствующей картинкой. Дидактическая игра «Опиши, а мы отгадаем» (см. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 131) Цель: Учить детей классифицировать растения по их признакам. Экспериментирование «Делаем облако» (см. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет» стр. 173). Цель: Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять как образуется дождь. | |
Одежда, обувь, головные уборы | Продуктивная деятельность (аппликация) «Украсим малицу» Цель: Учить детей выкладывать узор из геометрических фигур по ненецким мотивам и приклеивать его на готовую заготовку (малицу). Закреплять умения ориентироваться на плоскости; закрепить геометрические фигуры, цвета. Рассматривание на прогулке «Одежда осени» Цель: Рассмотреть с детьми, во что одеты люди, почему все надели пальто, перчатки, шапки и т.д. Провести аналогию с природой – во что оделись деревья осенью. Развивать словарный запас детей. Опыт «Ткань и бумага» Цель: На примере опыта закрепить свойства тканей в сравнении с бумагой; развивать познавательный интерес; желание к проведению опытов и экспериментов. | ||
Ноябрь | Мой посёлок по особому мне дорог. Мой дом, моя улица | Развитие речи «Мой посёлок – моя малая Родина» Цель: знакомство с родным посёлком, обогащение и расширение знаний опамятных местах поселка; определение отличительных черт посёлка и города; воспитание любви к родному посёлку; знакомство с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле. | Экскурсия в «Уголок ЯМАЛ-мой край родной» Цель: Конкретизировать, закрепить знания детей о растительном мире Ямала. Вызвать у детей желание узнать что – то новое. Познакомить детей с экспонатами: чумом, оленем, нартами, одеждой. Обратить внимание детей, в каких домах живут они и в каких живут дети севера(чуме). Беседа: «Чум» Цель:Познакомить детей с традиционным жилищем народов Ямала – чумом; воспитывать чувство уважения к коренным жителям ЯНАО и их традициям. Дидактическая игра «Найди на глобусесвою малую Родину» Цель:Учить на географическом глобусенаходить свой посёлок и столицу ЯНАО – город Салехард. Обозначать населённые пункты красными точками. Целевая прогулка «Что такое улица» Цель: Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находиться детский сад; дом в котором живут дети; объяснить, как важно знать свой адрес. |
Домашние животные и их детёныши | Беседа: «Аярик помощник охотника» Цель:В интересной форме познакомить детей с домашним животным собакой, рассказать о его помощи коренным жителям на охоте. Подвижная игра «Каюр и собаки» Цель:Вызвать желание поиграть в игру «Каюр и собаки». Наблюдение на прогулке: «Собака» Цель: Отметить с детьми, что собаки бывают разных пород.Учить детей описывать внешний вид собак, узнавать по внешнему виду породу «Лайка» | ||
Наши добрые дела | Рассматривание детских рисунков «Рисуют дети Ямала» Цель: Показать детям как их сверстники изображают жизнь и быт коренных жителей севера. Воспитывать интерес к изобразительному искусству. Просматривание презентации «Дети Ямала» Цель: Познакомить детей с жизнью их сверстников (ненцев), их культурой, рассказать, как они помогают родителям. Беседа: « Семья – это я!» Цель: Закрепить знания своих имени, фамилии и возраста, имени родителей. Формировать положительную самооценку, образ Я. (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший). Беседа: «Какие народы живут в ЯНАО» Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения ЯНАО, особо обратить внимание на коренные народы – ненцы, ханты, селькупы; воспитывать уважительные, дружелюбные чувства. | ||
Декабрь | Зимушка – зима в гости к нам пришла | Наблюдение на прогулке: «Зима на Ямале» Цель: Полюбоваться красотой зимнего пейзажа, отметить какие изменения произошли в природе. Свободное рисование: «Снегопад» Цель: Учить детей на тонированном листе рисовать снежинки разной формы. Продолжать учить пользоваться разными художественными материалами. Подвижная игра: «Льдинки, ветер и мороз» Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» Цель: познакомить со стихотворением, помочь запомнить его, развивать интонационную выразительность речи. | |
Зимующие птицы | Рисование. Тема: «Сова» Цель занятия: Познакомить детей с зимующей птицей севера – совой. Дать знания о её обитании, чем питается,внешний вид, где живёт. Помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). | Подвижная игра «Полярная сова и евражки» Цель: Развивать у детей выдержку, внимание, упражнять в беге. Беседа: «Что расскажет куропатка» Цель: Познакомить детей с птицами, которые живут на Ямале. На примере куропатки рассказать детям как выживают зимующие птицы,почему им не страшен мороз. Познавательно-исследовательская деятельность: поисковая игра «Следы на снегу» на прогулке Рассматривание и сравнение воробья и вороны (см. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 108) Цель: Расширять знания детей о жизни птиц зимой: внешнем виде, питании. Учить распознавать птиц – ворону и воробья по способам передвижения, издаваемым звукам. | |
Новогодняя мастерская | «Волшебный чум» Цель: познакомить с ненецким фольклором (загадками). Учить отгадывать ненецкие загадки. Развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес. Воспитывать интерес к фольклору ненецкого народа. Дидактическая игра «Музыкальная шкатулка» Цель: учить отгадывать название песенки. Закрепить слова знакомых песен. Развивать слуховое восприятие, память, мышление. Воспитывать уверенность в себе. Подвижная игра «Мороз красный нос» Цель: формировать умение четко говорить текст в игре; соблюдать правила игры. | ||
Новогодняя мастерская | Новогодний утренник | ||
Новогодние выходные | |||
Январь | Прощание с елкой. Рождество. | Игра–ситуация «Разговор по телефону с Дедом Морозом» Цель:Развивать диалоговою речь детей. Учить выстраивать логичноразговор. Воспитывать такт и вежливость. Наблюдение на прогулке «Мы идем к зеленой елке». Цель: Продолжить знакомство с природой родного края. Воспитывать бережное отношение к природе. | |
В гостях у сказки | Дидактическая игра «Чудесный сундучок» Цель: учить подбирать иллюстрации к сказкам («Мышка» – ненецкая сказка, «Зайчик» – хантыйская сказка). Развивать воображение, кругозор. Воспитывать интерес к культуре ненецкого народа. Свободное рисование «Лесная сказка» Цель: Закрепить знания детей о лесе, его обитателях. Формировать умение передавать содержание сказки в рисунке. Сюжетно – ролевая игра «Наш театр» Цель: Приобщать детей к миру театра. Вовлекать в ситуацию творчества и игры. Учить распределять роли. Трудовая деятельность. Сооружение из снега снежного городка для мультипликационных героев. | ||
А мы саночки возьмём и на улицу пойдём | Познавательное развитие «Ледяные забавы» Цель: Расширить представление у детей о качестве и свойстве льда (тает, замерзает, принимает определенную форму). Развивать познавательные процессы; развивать умение анализировать, сравнивать, видеть характерные признаки, делать выводы на основе наблюдений. Обогащать и активизировать словарь. Учить грамотно употреблять в речи сравнительные обороты (более прозрачен, менее прозрачен). Воспитывать у детей умение работать вместе, выслушивать друг друга. Подвижная игра «Каюр и собаки». Цель: Упражнять детей в беге сообща. Беседа: «Кому зимой хорошо» Цель: Вовлекать детей в непринужденную беседу о зимних забавах и занятиях. | ||
Февраль | Моё здоровье | Беседа: «Северные витамины» (ягоды) Цель:Формировать у детей представления о здоровом образе жизни. Закрепить названия ягод (брусника, голубика), дать представление о пользе ягод для организма человека, какие лекарства можно сделать (морс, отвар из листьев). Заучивание поговорок, пословиц народов севера Цель:Знакомство с пословицами и поговорками разных народов (русские, ненецкие, хантыйские). Приобщать к народному творчеству. | |
Мы поедем, мы помчимся, профессии на транспорте. Азбука безопасности. | Лепка Тема: «Олень – благородное животное Севера» Цель: Познакомить детей с животным Севера – оленем, установить взаимосвязь и зависимость жизни животных от человека и человека от животного. Дать знания о том, что для ненцев олень является средством передвижения. Учить передавать в движениях, жестах повадки животных под комментарий воспитателя. Воспитывать любовь к животным; уважение к коренным жителям Севера. | Беседа: «Как вести себя в лесу» Цель: Повторить с детьми правила поведения в природе (не мусорить, ходить по тропинкам, не шуметь, подкармливать птиц). Объяснить, почему это будет опасно для их жизни и здоровья. | |
Мой папа самый лучший | Беседа: «Будущие защитники» Цель: Воспитывать патриотические чувства. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины. Аппликация «Открытка для папы» Цель: Учить детей пользоваться технологическими картами самостоятельно, продолжать закреплять умения безопасного использования ножниц, клея. Развивать мелкую моторику рук. | ||
Растительный мир. Здравствуй матушка Весна. | Рисование. Тема: «Лишайник ягель». Цель: Познакомить детей с лишайником ягелем (оленьим мхом), с лесной феей тундры Миснэ, совершенствовать умение отгадывать загадки, познакомить с новой техникой рисования губкой, развивать наблюдательность, умение отвечать на вопросы, память, расширять кругозор, воспитывать любознательность и интерес к природе тундры. | Беседа: «Как узнать растение» (дерево, куст, траву) (см. О.А.Воронкевич«Добро пожаловать в экологию» стр. 112) Цель: Обобщить представления о типичной морфологии растений. Закреплять умение различать и называть части растений. Формировать представления о потребностях растений (тепло, свет, влага, земля). Беседа: «Идёт весна» Цель:Рассказать детям, что весна начинается поздно, становится теплее, тает снег, уходит лед, бегут ручьи. Из-за таяния большого количества снега начинается половодье на реках. Вызвать интерес к миру растений. Закреплять представления о среде обитания растений. Продуктивная деятельность: Поделки из природного материла (шишки, листья, хвоя, ягоды рябины, мох, веточки). Цель:Учить детей создавать из природного материала различные конструкции (деревья, животные, людей). Развивать фантазию и мелкую моторику рук. Просмотр презентации «Путешествие в весенний лес» Цель:Закрепить с детьмиприметы наступления весны. | |
Март | Мамин день | Беседа: «Мама – самый дорогой человек на свете» Цель: Воспитание чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме; развивать желание заботиться о своих самых близких людях. Дидактическая игра: «Мы танцуем и поем» Цель: Формировать навыки о всех видах музыкальной деятельности, подводить детей к самостоятельному использованию выученных музыкальных произведений. Развивать песенное и танцевальное творчество детей. Просмотр мультфильма «Северная сказка» (по мотивам ненецкой сказки) Цель:По средствам сказки воспитывать в детях уважительное отношение к маме, побуждать помогать маме по хозяйству, не лениться. | |
К счастью, помогает всюду нам различная посуда. Бытовые приборы. | Дидактическая игра «Что из чего?» Цель: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность,внимание, умение четко выполнять правила игры. Свободное рисование Тема: «Красивые ненецкие узоры на посуде» Цель: Развивать у детей чувство цвета, желание украсить готовые формы узором, способность замечать красивые предметы в быту. Закреплять навыки работы с красками: отжимать лишнюю, хорошо споласкивать. Продолжать развивать воображение и эстетическое восприятие. Экспериментирование «Волшебный материал» (см. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет» стр. 160). Цель: Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании. | ||
Мебель | Познавательное развитие Тема: «Чум» Цель: познакомить детей с традиционным жилищем народов Ямала – чумом, его устройством; воспитывать чувство уважения к коренным жителям ЯНАО и их традициям. | Сюжетно – ролевая игра: «Чум» Цель: Продолжать знакомить детей с бытом народов севера, дать представление о занятиях женщин ненецкого народа. Учить детей распределять роли. Подвижная игра «Волк и олени» Цель: Упражнять детей в беге и ходьбе; развивать ловкость, координацию движений, быстроту. | |
Народное творчество. День смеха. | Рассказ воспитателя о поделках из меха Цель: Познакомить детей с прикладным искусством ненецкого народа, рассмотреть несколько оберегов и рассказать о их назначении. Рассмотреть «Тучан» по другомуТучейка (женская сумка) Цель:Познакомить детей с национальной сумочкой хантыйских женщин «Тучан», рассмотреть орнамент. | ||
Апрель | Испокон века, книга растит человека | Развлечение «Край мой северный Ямал» (для детей средней группы и их родителей) Цель: продолжать знакомить дошкольников с многообразиемкультурных традиций народов, населяющих территорию России; формировать у детей познавательный интерес к изучению быта, культуры, традиционных занятий народов Севера; развивать коммуникативные качества детей, прививать навыки взаимодействия и сотрудничества детей между собой и с взрослыми; закрепить знания детей о природе, животном мире родного края; вовлекать родителей в воспитательно- образовательный процесс; способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков эффективного взаимодействия с ребёнком;воспитывать в детях терпимость и уважение друг к другу, к обычаям и традициям людей разных национальностей, разного этнического происхождения. | Беседа: «Книга – источник знаний» Цель: формировать интерес и потребность в чтении (восприятии книг). Рассматривание с детьми разных книг Цель: В игровой форме показать детям, что книги бывают разные (толстые, тонкие, с рисунками, необычные книги в виде раскладушек, книги –панорамы, книги из разных материалов и т.д.). Учить находить отличия, развивать внимание, аналитический ум. Малые фольклорные формы народов севера Цель: Закрепить с детьми знания пословиц, поговорок, загадок народов севера. |
Земля и солнце | Дидактическая игра «Что растёт на земле?» (играть как в съедобное - несъедобное) Цель: Закрепить знания детей о растениях, которые растут на земле(деревья, цветы, травы, кустарники), закреплять названия растений, которые изучили за год. Рассматривание макета земли – глобус Цель: Дать представления детям, что земля круглая, вращается вокруг солнца. На земле есть суша – метрики (на глобусе обозначены жёлтым цветом) и вода – моря, океаны, озёра, реки (голубым цветом). Подвижная игра «Солнце» Цель: Развивать внимание, быстроту реакции, фантазию. | ||
Шустрых рыбок ройпляшет под водой | Познавательное развитие | Рассматривание Северного Ледовитого океана на глобусе Цель: Учить детей элементарно читать карту (глобус), находить и показывать Северный ледовитый океан. Познакомить детей с некоторыми рыбами, которые обитают в ледовитом океане. Экспериментирование «Вода бывает тёплой, холодной, горячей» (см. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет» стр. 166) Цель: Дать понять, что вода в водоемах бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные. Чтение сказки И.Г. Истомина «Почему рыбы живут в воде» – см. приложение Цель: Продолжать знакомить детей с фольклором народов севера, воспитывать любовь к родному краю. Дидактическая игра «Путешествие по водному пути ЯНАО» Цель: Познакомить с водным путём ЯНАО (река Пур – Обская губа – Карское море – Ледовитый океан), рассказать о важности водного пути для других посёлков, где нет дорог(игра проводится с передвижением кораблика по карте) | |
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей | |||
Май | «Великий светлый День Победы» | Рассматривание фотографии обелиска Героям Великой отечественной войны. Цель: Познакомить детей через фотоэкспозицию с достопримечательностями посёлка. Отметить героизм людей во время ВОВ. Воспитывать патриотизм к своей Родине. Беседа: «Ромашковое поле» Цель: Учитьопределять цветущее растение (ромашка), находить её среди других цветов. Рассказать детям, что букетом из ромашек встречали победителя – солдата после войны. | |
Насекомые | Рисование Тема: «Сказка о паучке» Цель: Вызывать интерес к окружающему миру; на примере сказки знакомить с особенностями строения и поведения паука; учить находить одинаковое и разное между пауком нарисованным и игрушечным; воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Знакомить детей с нетрадиционными способами рисования – отпечатком. | Беседа о насекомых (см. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 94). Цель: Закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. Наблюдение на прогулке «Проснулись бабочки и жуки» Цель: Учить различать насекомых (мошки, мухи, пауки) по внешнему виду и называть их. Формировать желание наблюдать за насекомыми. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края. Цель: Закрепить с детьми названия всех живых существ, которых изучили за год. Способствовать развитию речи детей, обогащать словарь новыми словосочетаниями. Беседа по сказке К. Чуковского «Муха - Цокотуха» Цель: Пофантазировать с детьми, где же могла произойти такая история, могла ли она произойти в наших климатических условиях. Закрепить с детьми названия насекомых, которых дети уже знают. | |
Скоро лето! День защиты детей! | Беседа: «Скоро лето» Цель: Расширять представления детей о лете, сезонных изменения в природе.Рассказать, что лето на Севере начинается поздно, лето короткое, не жаркое. Длинный световой день, идут холодные дожди. В июне появляются листья, трава, цветы. Прилетают насекомые, птицы; в августе созревают ягоды, люди собирают грибы, в течение лета птицы выводят птенцов, а животные - детенышей. |
Список литературы
Художественная литература
1. Афанасьев Ю.Н. За белой горой. Рассказы и сказки – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 1999г.
2. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ – Свердловск: Средне-уральское книжное издательство, 1985г.
3. Лапцуй Л. Эдейка. – Свердловск: «Средне – уральское книжное издательство», 1978г.
4. Сказки народов Севера. – «Уральское книжное издательство», 1962г.
5. Туружина П. Сказки о серой мышке. – М: «Вилад», 2000г.
6. Шесталов И.Н. Сначала была сказка. – М: «Детская литература», 1984г.
7. Явтысый П.А. Взойдет росток души. – Нарьян-Мар, 1996г.
8. Явтысый П.А. Зов морошковой земли. – М: «Детская литература», 1989г.
9. Явтысый П.А. След аргиша. – Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1981г.
Учебно-методическая литература
1. Афанасьев Ю.Н. За белой горой. Рассказы и сказки – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 1999г.
2. Бармич М.Я. Ебцотакотохолку. Ненецкий язык в картинках – СПб: Отделение издательства «Просвещение», 2000г.
3. Географический атлас «Мир и человек» – Москва, 1988г.
4. Зеленый дом. – М: «Просвещение», 1998г.
5. История и культура хантов – под редакцией Н.В. Лукиной, Томск: «Издательство томского университета», 1995г.
6. Красная книга ЯНАО: животные, растения, грибы – отв. редактор Л.Н. Добринский, Екатеринбург: «Издательство уральского университета», 1997г.
7. Лапцуй Л. Где звезды не гаснут– М: «Советский писатель», 1981г.
8. Лучич М.В. Прогулки с детьми в природу, М: «Просвещение», 1969г.
9. Немысова Е.А., Вишняков Н.П. Методические рекомендации по развитию хантыйской речи для детей старшей группы детского сада (I и II части) – г. Ханты- Мансийск, 1990г.
10. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей, 1993г.
11. Окотэтто Е.Н. Ненецкие подвижные игры в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов Ямала – СПб: Филиал издательства «Просвещение», 1998г.
12. Петрова В.П., Харючи Г.П. Ненцы в истории Ямало-Ненецкого автономного округа – Томск: Издательство Томского Университета, 2001г.
13. Плешаков А.А. Мир вокруг нас – М: «Просвещение», 1995г.
14. Плешаков А.А. Природоведение.
15. Природа Ямала - отв. редактор Л.Н. Добринский, Екатеринбург: УИФ «Наука», 1995г.
16. Программа воспитания и обучения в детском саду – отв. редактор М.А. Васильева, М: «Просвещение», 1985г.
17. Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 1994г.
18. Фотоальбомы:
• Человек и Север;
• Кто на Севере живет?;
• Труд в природе;
• Знакомьтесь, Ямал! и другие
К концу года дети средней группы должны
знать:
- о четырех животных, живущих на территории ЯНАО (медведь, черно-бурая лисица, белка, заяц);
- о четырех птицах, обитающих на территории ЯНАО (ворона, гусь, белая сова, куропатка);
- 3 вида рыб (ряпушка, щука, карась);
- историю родного посёлка;
- название народов Крайнего Севера (ханты, ненцы, селькупы);
- устное народное творчество Ямала (загадки), «Лиса» В. Кудрявцевой, а также народные сказки: «Отчего у зайца уши длинные» – мансийская сказка, эскимосская сказка «Как ворон и сова друг друга покрасили», ненецкая сказка «Ягода -голубика», «Мышка», ненецкая сказка, «Зайчик» – хантыйская сказка, «Черный и белый» и «Почему рыбы живут в воде» – И.Г. Истомина.
- правила поведения в природе (не мусорить, ходить по тропинкам, не шуметь, подкармливать птиц).
иметь представления:
• о насекомых (мошки, мухи, пауки);
• о лишайнике (ягель);
• об обелиске «Героям Великой отечественной войны»;
• о жилище (чуме) северных народов;
• о поделках из меха;
• о сезонных изменениях в природе:
Осень рано начинается, она короткая, часто идут дожди, изменяется окраска листьев, они осыпаются, становится холодно, исчезают насекомые, люди собирают ягоды в тундре.
Зима рано начинается (еще в осенние месяцы), длинная, очень холодная, ветреная, лед на реке встает рано, птиц почти нет, наметает много снега.
Весна начинается поздно, становится теплее, тает снег, уходит лед, бегут ручьи. Из-за таяния большого количества снега начинается половодье на реках.
Лето на Севере начинается поздно, лето короткое, не жаркое. Длинный световой день, идут холодные дожди. В конце июня появляются листья, трава, цветы. Прилетают насекомые, птицы, созревают ягоды, люди собирают грибы, птицы выводят птенцов, а животные - детенышей.
уметь:
• различать по коре и листьям 3 дерева (рябина, карликовая береза, сосна обыкновенная), определять цветущее растение (ромашка);
• находить в природе ягоды и грибы (брусника, голубика, подберезовик и красный мухомор – ядовитый);
• находить на карте город Салехард.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по национально-региональному компоненту.
План на год по национально-региональному компоненту во второй группе раннего возраста....
Перспективное планирование по национально-региональному компоненту.
План на год по национально-региональному компоненту во второй группе раннего возраста....
Перспективное планирование по национально - региональному компоненту в подготовительной группе на 2015-2016 уч.год.
Перспективное планирование по национально-региональному компоненту....
Перспективное планирование по национально – региональному компоненту (по программе «Мы в Приморье живем»)
Из опыта работы...
Перспективное планирование по национально-региональному компоненту в подготовительной группе.
В плане расписаны мероприятия по региональному компоненту на учеьный год....
Планирование по национально – региональному компоненту в младшей группе
Планирование по национально – региональному компоненту в младшей группе...
Перспективное планирование по национально-региональному компоненту
Перспективное планирование по национально-региональному компонентуна первую младшую группу...