Календарно-тематическое планирование по национально-региональному компоненту /4-5 лет/
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Лебедева Екатерина Анатольевна

Календарно-тематическое планирование по национально-региональному компоненту /4-5 лет/ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_srednyaya_gruppa_rk.docx68.73 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Региональный компонент «Мой край родной»

Формируя у ребенка чувства любви к Родине, необходимо, в первую очередь, воспитывать у него эмоционально – положительное отношение к тем местам, где он живет. Воспитывать умение видеть и осознавать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края: населяющих народах, его истории, природе, природных ресурсах. Формировать понятие о роли человека в охране и воспроизводстве окружающей среды.

Для решения этих задач необходимо дать детям элементарные географические и природоведческие представления о Крайнем Севере, культуре и традициях народов, населяющих его. Знакомить детей с трудом и профессиями, которые преобладают в данной местности, и результатами которого мы пользуемся. Дать детям понятие, что на Севере проживает несколько народностей и каждый народ имеет свою культуру.

Задачи о содержание раздела «Мой край» в образовательной программе МБДОУ «Мыскаменский детский сад», стр.24-26

Таблица программного материала средняя группа

Таблица 1

Животный мир тундры

Средняя

1.Медведь

2.Черно-бурая лисица

3.Белка

4. Заяц

1.Ворона

2.Серый гусь

3.Белая сова

4        Куропатка

1.Ряпушка

2.Щука

3. Карась

1.Мухи

2.Мошки

3.Пауки

Таблица 2

Растительный мир тундры

Возрастная группа

Деревья, кустарники, цветущие

Грибы и ягоды

Средняя

1.Сосна обыкновенная

2.Рябина

3.Береза карликовая

4.Лишайник (ягель)

5.Ромашка

1.Брусника

2.Голубика

3.Подберезовик

4.Мухомор красный

Таблица 3

География полуострова Ямал

Возрастная группа

География ЯНАО

Реки, водоемы, озера, море и океан

Полезные

ископаемые

Средняя

1. Находить на карте город Салехард

1.Иметь представление о реке -  Пур.

2.О водном пути – река Пур - Тазовская губа -Ледовитый океан

1.Бурый уголь

2.Песок

3.Гравий

Таблица 4

Быт, культура искусство народов Севера

Возрастная группа

Быт, культура и искусство народов Севера

Средняя

1.Название этносов Ямала (ханты, ненцы, коми, селькупы)

2.Жилище северных народов (чум)

3.Устное народное творчество (загадки, сказки: «Отчего у зайца уши длинные» – мансийская сказка, эскимоская сказка «Как ворон и сова друг друга покрасили», ненецкая сказка «Ягода -голубика», «Мышка» – ненецкая сказка, «Зайчик» – хантыйская сказка,) творчество писателей и поэтов

(«Почему рыбы живут в воде», «Черный и белый»  И.Г. Истомин, «Лиса» В. Кудрявцева)

4.Поделки из меха (знакомство с экспонатами музеев и выставок)

Таблица 5

Ознакомление детей с литературным словом народов Крайнего Севера

Средняя группа

Литературные загадки:

• «Четыре брата – старшему брату кланяются. Как вместе сойдутся, – любое дело сделают» – пальцы руки.

• «По речной глади деревянная уточкаскользит, крыльями о воду бьет, а взлететь не может» – лодка.

• «Лежит у порога меховое кольцо – чужого в чум не пустит» – собака.

• «Она как снег от солнца прячется. А мышки от нее» – сова.

• «Длинноухий модник: летом – в сером кафтане бегает, а зимой – белую шубку надевает» – заяц.

«Отчего у зайца уши длинные» – мансийская сказка, эскимосская сказка «Как ворон и сова друг друга покрасили.

«Отчего у зайца уши длинные» – мансийская сказка, эскимосская сказка «Как ворон и сова друг друга покрасили.

Таблица 6

Экологические знания

Возрастная группа

Возрастная группа

Средняя группа

• не мусорить в тундре

• ходить только по тропе

• не шуметь в тундре

• подкармливать птиц

Перспективное планирование в средней группе (региональный компонент)

«Мой край родной»

Месяц

Основная тема

Региональный компонент

НОД

Совместная деятельность

Сентябрь

Мы снова вместе.

Беседа «Как я провел лето»

Цель: Выяснить, какими новыми впечатлениями обогатились дети за лето. Способствовать интеллектуальному развитию, расширению кругозора. Формировать положительное отношение к окружающему миру.  

Целевая прогулка по прогулочному участку.

Цель: В интересной игровой форме познакомить детей с участком группы, уточнить представления детей о том, что на территории растут карликовые березки, кустарники, цветы. Полюбоваться красотой осеннего пейзажа, познакомить детей с карликовой березкой, рассмотреть его.

Осень-запасиха

Рассматривание иллюстраций грибов и ягод.

Цель: Познакомить детей с грибами, которые растут в нашей местности. Рассказать, что грибы бывают съедобными (подберёзовик) и ядовитыми (мухомор). Напомнить правила поведения в природе. Познакомить детей с ягодами, которые растут в нашем лесу – брусникой, голубикой. Учить находить их среди других ягод.  

Коллективная лепка «На лесной полянке»

Цель: Закреплять с детьми название известных грибов и ягод. Учить работать сообща. Закреплять навыки приёмов лепки грибов:

раскатывание пластилина в виде столбика между ладонями, скатывание шара и разрезание его пополам. Продолжать учить пользоваться стекой.

Чтение ненецкой народной сказки «Ягода – голубика»

Цель: Расширить кругозор детей, приобщать к фольклору народов Севера.

Перелетные птицы

Беседа: Гуси  улетают на юг

Цель: Знакомить детей с жизнью перелетных птиц в естественных природных условиях: питании, приспособлении к среде обитания.Активировать в речи названия птиц и птенцов.

Подвижные игры:  «Охотники и утки»

Цель: развитие точности движений, ловкости и быстроты реакции. «Гуси-лебеди» Цель: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу. Упражняться в беге с увертыванием. Содействовать развитию речи.

Дикие животные наших лесов

Аппликация  Тема: «Как звери к зиме готовятся»

Цель:

Расширять представления детей о многообразии природных явлений.

Помогать устанавливать простейшие связи между ними.

Закреплять представления о сезонных изменениях в природе.

Расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

Воспитывать любовь к природе и бережное отношениек ней.

Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание трудиться.

Развивать мелкую моторику пальцев рук; побуждать к творчеству и самостоятельности.

Развивать речь детей.

Дидактическая игра «Чей след?»

Цель: Учить детей различать следы разных диких животных (белка, заяц, лось, лиса). (см. приложение)

Чтение «Лиса» В. Кудрявцевой, а так же сказки: «Отчего у зайца уши длинные» (мансийская сказка), «Зайчик» (хантыйская сказка)

Цель: Продолжать знакомить детей со сказками народов севера. На примере сказок рассказать  детям о жизни животных в северных условиях.

Просмотр презентации «Дикие животные наших лесов»

Цель: Дать детям представления о диких животных (медведь,заяц,белка), рассказать об образе жизни, чем питаются, как называются детёныши.

Свободное рисование (раскраска) «Заяц»

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе о том, что поздней осенью зайцы меняют летнюю шубку на зимнюю;совершенствовать нетрадиционную технику рисования методом тычка жёсткой полусухой кистью;формировать умение создавать выразительный образ (имитация фактурности пушистой шубки); отрабатывать умение держать кисть вертикально и ритмично ударять по силуэту зайца,воспитывать интерес к освоению изобразительных техник.

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей

Октябрь

Чудо – дерево

Коллективная аппликация: «Осеннее дерево»

Цель: Учить детей пользоваться трафаретами, вырезать по контору листья дерева. Закреплять умение в использовании клея и ножниц.

Просмотр презентации «Деревья»

Цель:Учитьразличать по коре и листьям 3 дерева (Рябина, береза, сосна обыкновенная).

Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок» (см. О.А. Воронкевич«Добро пожаловать в экологию» стр. 132)

Цель: Закреплять умение детей различать и называть деревья по форме их листьев, развивать память, внимание, умение соотносить движения со словами.

Осенний калейдоскоп

Познавательное развитие Тема: «Осень»

Цель:

Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.

Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Воспитывать любовь к природе.

Чтение сказки «Черный и белый» И.Г. Истомина

Цель: Расширить кругозор детей, приобщать к фольклору народов Севера. По средствам сказки сравнить белого и бурого медведей.

Загадки – отгадки(народов севера – см. приложение)

Цель: Учить детей отгадывать загадки о птицах, животных, живущих на Ямальской земле, соотносить художественное слово с соответствующей картинкой.

Дидактическая игра «Опиши, а мы отгадаем» (см. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 131)

Цель: Учить детей классифицировать растения по их признакам.

Экспериментирование «Делаем облако» (см. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет» стр. 173).

Цель: Продемонстрировать, как получаются облака; дать понять как образуется дождь.

Одежда, обувь, головные уборы

Продуктивная деятельность (аппликация) «Украсим малицу»

Цель: Учить детей выкладывать узор из геометрических фигур по ненецким мотивам и приклеивать его на готовую заготовку (малицу). Закреплять умения ориентироваться на плоскости; закрепить геометрические фигуры, цвета.

Рассматривание на прогулке «Одежда осени»

Цель: Рассмотреть с детьми, во что одеты люди, почему все надели пальто, перчатки, шапки и т.д. Провести аналогию с природой – во что оделись деревья осенью. Развивать словарный запас детей.

Опыт «Ткань и бумага»

Цель: На примере опыта закрепить свойства тканей в сравнении с бумагой; развивать познавательный интерес; желание к проведению опытов и экспериментов.

Ноябрь

Мой посёлок по особому мне дорог. Мой дом, моя улица

Развитие речи «Мой посёлок – моя малая Родина»

Цель: знакомство с родным посёлком, обогащение и расширение знаний опамятных местах поселка; определение отличительных черт посёлка и города; воспитание любви к родному посёлку; знакомство с устным народным творчеством через пословицы и поговорки о Родине, родной земле.

Экскурсия в «Уголок ЯМАЛ-мой край родной»

Цель: Конкретизировать, закрепить знания детей о растительном мире Ямала.     Вызвать у детей желание узнать что – то новое. Познакомить детей с экспонатами: чумом, оленем, нартами, одеждой. Обратить внимание детей, в каких домах живут они и в каких живут дети севера(чуме).

Беседа: «Чум»

Цель:Познакомить детей с традиционным жилищем народов Ямала – чумом; воспитывать чувство уважения к коренным жителям ЯНАО и их традициям.

Дидактическая игра «Найди на глобусесвою малую Родину»

Цель:Учить на географическом глобусенаходить свой посёлок и столицу ЯНАО – город Салехард. Обозначать населённые пункты красными точками.

Целевая прогулка «Что такое улица»

Цель:  Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, тротуар, проезжую часть. Продолжать закреплять название улицы, на которой находиться детский сад; дом в котором живут дети; объяснить, как важно знать свой адрес.

Домашние животные и их детёныши

Беседа: «Аярик помощник охотника»

Цель:В интересной форме познакомить детей с домашним животным собакой, рассказать о его помощи коренным жителям на охоте.

Подвижная игра «Каюр и собаки»

Цель:Вызвать желание поиграть в игру «Каюр и собаки».

Наблюдение на прогулке: «Собака»

Цель: Отметить с детьми, что собаки бывают разных пород.Учить детей описывать внешний вид собак, узнавать по внешнему виду породу «Лайка»

Наши добрые дела

Рассматривание детских рисунков «Рисуют дети Ямала»

Цель: Показать детям как их сверстники изображают жизнь и быт коренных жителей севера. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Просматривание презентации «Дети Ямала»

Цель: Познакомить детей с жизнью их сверстников (ненцев), их культурой, рассказать, как они помогают родителям.

Беседа: « Семья – это я!»

Цель: Закрепить знания своих  имени, фамилии и возраста, имени родителей. Формировать положительную самооценку, образ Я. (помогать каждому ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший).

Беседа: «Какие народы живут в ЯНАО»

Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения ЯНАО, особо обратить внимание на коренные народы – ненцы, ханты, селькупы; воспитывать уважительные, дружелюбные чувства.

Декабрь

Зимушка – зима в гости к нам пришла

Наблюдение на прогулке: «Зима на Ямале»

Цель: Полюбоваться красотой зимнего пейзажа, отметить какие изменения произошли в природе.

Свободное рисование: «Снегопад»

Цель: Учить детей на тонированном листе рисовать снежинки разной формы. Продолжать учить пользоваться разными художественными материалами.

Подвижная игра: «Льдинки, ветер и мороз»

Цель: воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения.

Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»  

Цель: познакомить со стихотворением, помочь запомнить его, развивать интонационную выразительность речи.

Зимующие птицы

Рисование. Тема: «Сова»

Цель занятия: Познакомить детей с зимующей птицей севера – совой. Дать знания о её обитании, чем питается,внешний вид, где живёт. Помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).

Подвижная игра «Полярная сова и евражки»

Цель: Развивать у детей выдержку, внимание, упражнять в беге.

Беседа: «Что расскажет куропатка»

Цель: Познакомить детей с птицами, которые живут на Ямале. На примере куропатки рассказать детям как выживают зимующие птицы,почему им не страшен мороз.

Познавательно-исследовательская деятельность: поисковая игра «Следы на снегу» на прогулке

Рассматривание и сравнение воробья и вороны (см. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 108)

Цель: Расширять знания детей о жизни птиц зимой: внешнем виде, питании. Учить распознавать птиц – ворону и воробья по способам передвижения, издаваемым звукам.

Новогодняя мастерская

«Волшебный чум»

Цель: познакомить с ненецким фольклором (загадками). Учить отгадывать ненецкие загадки. Развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес. Воспитывать интерес к фольклору ненецкого народа.

Дидактическая игра «Музыкальная шкатулка»

Цель: учить отгадывать название песенки. Закрепить слова знакомых песен. Развивать слуховое восприятие, память, мышление. Воспитывать уверенность в себе.

Подвижная игра «Мороз красный нос»

Цель:  формировать умение четко говорить текст в игре; соблюдать правила игры.

Новогодняя мастерская

Новогодний утренник

Новогодние выходные

Январь

Прощание с елкой. Рождество.

Игра–ситуация «Разговор по телефону с Дедом Морозом»

Цель:Развивать диалоговою  речь детей. Учить выстраивать логичноразговор. Воспитывать такт и вежливость. Наблюдение на прогулке «Мы идем к зеленой елке». Цель: Продолжить знакомство с природой родного края. Воспитывать бережное отношение к природе.

В гостях у сказки

Дидактическая игра «Чудесный сундучок»

Цель: учить подбирать иллюстрации к сказкам («Мышка» – ненецкая сказка, «Зайчик» – хантыйская сказка). Развивать воображение, кругозор. Воспитывать интерес к культуре ненецкого народа.

Свободное рисование «Лесная сказка»

Цель: Закрепить знания детей о лесе, его обитателях. Формировать умение передавать содержание сказки в рисунке.

Сюжетно – ролевая игра «Наш театр»  

Цель: Приобщать детей к миру театра. Вовлекать в ситуацию творчества и игры. Учить распределять роли. Трудовая деятельность. Сооружение из снега снежного городка для мультипликационных героев.

А мы саночки возьмём и на улицу пойдём

Познавательное  развитие «Ледяные забавы»

Цель: Расширить представление у детей о качестве и свойстве льда (тает, замерзает, принимает определенную форму).  Развивать познавательные процессы; развивать умение анализировать, сравнивать, видеть характерные признаки, делать выводы на основе наблюдений. Обогащать и активизировать словарь. Учить грамотно употреблять в речи сравнительные обороты (более прозрачен, менее прозрачен).   Воспитывать у детей умение работать вместе, выслушивать друг друга.

Подвижная игра «Каюр и собаки».

Цель: Упражнять детей в беге сообща.

Беседа: «Кому зимой хорошо»  

Цель: Вовлекать детей в непринужденную беседу о зимних забавах и занятиях.

Февраль

Моё здоровье

Беседа: «Северные витамины» (ягоды)

Цель:Формировать у детей представления о здоровом образе жизни. Закрепить названия ягод (брусника, голубика), дать представление о пользе ягод для организма человека, какие лекарства можно сделать (морс, отвар из листьев).  

Заучивание поговорок, пословиц народов севера

Цель:Знакомство с пословицами и поговорками разных народов (русские, ненецкие, хантыйские). Приобщать к народному творчеству.

Мы поедем, мы помчимся, профессии на транспорте. Азбука безопасности.

Лепка Тема: «Олень – благородное животное Севера»

Цель: Познакомить детей с животным Севера – оленем, установить взаимосвязь и зависимость жизни животных от человека и человека от животного. Дать знания о том, что для ненцев олень является средством передвижения. Учить передавать в движениях, жестах повадки животных под комментарий воспитателя. Воспитывать любовь к животным; уважение к коренным жителям Севера.

Беседа: «Как вести себя в лесу»

Цель: Повторить с детьми правила поведения в природе (не мусорить, ходить по тропинкам, не шуметь, подкармливать птиц). Объяснить, почему это будет опасно для их жизни и здоровья.

Мой папа самый лучший

Беседа: «Будущие защитники»  

Цель: Воспитывать патриотические чувства. Формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины.

Аппликация «Открытка для папы»

Цель: Учить детей пользоваться технологическими картами самостоятельно, продолжать закреплять умения безопасного использования ножниц, клея. Развивать мелкую моторику рук.

Растительный мир. Здравствуй матушка Весна.

Рисование.

Тема: «Лишайник ягель».

Цель:  Познакомить детей с лишайником ягелем (оленьим мхом), с лесной феей тундры Миснэ, совершенствовать умение отгадывать загадки, познакомить с новой техникой рисования губкой,  развивать наблюдательность, умение отвечать на вопросы, память, расширять кругозор, воспитывать любознательность и интерес к природе  тундры.

Беседа: «Как узнать растение» (дерево, куст, траву) (см. О.А.Воронкевич«Добро пожаловать в экологию» стр. 112)

Цель: Обобщить представления о типичной морфологии растений. Закреплять умение различать и называть части растений. Формировать представления о потребностях растений (тепло, свет, влага, земля).

Беседа: «Идёт весна»

Цель:Рассказать детям, что весна начинается поздно, становится теплее, тает снег, уходит лед, бегут ручьи. Из-за таяния большого количества снега начинается половодье на реках. Вызвать интерес к миру растений. Закреплять представления о среде обитания растений.

Продуктивная деятельность: Поделки из природного материла (шишки, листья, хвоя, ягоды рябины, мох, веточки).

Цель:Учить детей создавать из природного материала различные конструкции (деревья, животные, людей). Развивать фантазию и мелкую моторику рук.

Просмотр презентации «Путешествие в весенний лес»

Цель:Закрепить с детьмиприметы наступления весны.

Март

Мамин день

Беседа: «Мама – самый дорогой человек на свете»

Цель:  Воспитание чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме; развивать желание заботиться о своих самых близких людях.

Дидактическая игра: «Мы танцуем и поем»

Цель: Формировать навыки о всех видах музыкальной деятельности, подводить детей к самостоятельному использованию выученных музыкальных произведений. Развивать песенное и танцевальное творчество детей.

Просмотр мультфильма «Северная сказка» (по мотивам ненецкой сказки)

Цель:По средствам сказки воспитывать в детях уважительное отношение к маме, побуждать помогать маме по хозяйству, не лениться.

К счастью, помогает всюду нам различная посуда. Бытовые приборы.

Дидактическая игра «Что из чего?»

Цель: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность,внимание, умение четко выполнять правила игры.

Свободное рисование Тема: «Красивые ненецкие узоры на посуде»

Цель: Развивать у детей чувство цвета, желание украсить готовые формы узором, способность замечать красивые предметы в быту. Закреплять навыки работы с красками: отжимать лишнюю, хорошо споласкивать.  Продолжать развивать воображение и эстетическое восприятие.

Экспериментирование «Волшебный материал» (см. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет» стр. 160).

Цель: Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.

Мебель

Познавательное развитие Тема: «Чум»

Цель: познакомить детей с традиционным жилищем народов Ямала – чумом, его устройством; воспитывать чувство уважения к коренным жителям ЯНАО и их традициям.

Сюжетно – ролевая игра: «Чум»

Цель: Продолжать знакомить детей с бытом народов севера, дать представление о занятиях женщин ненецкого народа. Учить детей распределять роли.

Подвижная игра «Волк и олени»

Цель: Упражнять детей в беге и ходьбе; развивать ловкость, координацию движений, быстроту.

Народное творчество. День смеха.

Рассказ воспитателя о поделках из меха

Цель: Познакомить детей с прикладным искусством ненецкого народа, рассмотреть несколько оберегов и рассказать о их назначении.

Рассмотреть «Тучан» по другомуТучейка (женская сумка)

Цель:Познакомить детей с национальной сумочкой хантыйских женщин «Тучан», рассмотреть орнамент.

Апрель

Испокон века, книга растит человека

Развлечение «Край мой северный Ямал»  (для детей средней группы и их родителей)

Цель: продолжать знакомить дошкольников с многообразиемкультурных традиций народов, населяющих территорию России; формировать у детей познавательный интерес к изучению быта, культуры, традиционных занятий народов Севера; развивать коммуникативные качества детей, прививать навыки взаимодействия и сотрудничества детей между собой и с взрослыми; закрепить знания детей о природе, животном мире родного края; вовлекать родителей в воспитательно- образовательный процесс; способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков эффективного взаимодействия с ребёнком;воспитывать в детях терпимость и уважение друг к другу, к обычаям и традициям людей разных национальностей, разного этнического происхождения.  

Беседа: «Книга – источник знаний»

Цель: формировать интерес и потребность в чтении (восприятии книг).

Рассматривание с детьми разных книг  

Цель: В игровой форме показать детям, что книги бывают разные (толстые, тонкие, с рисунками, необычные книги в виде раскладушек, книги –панорамы, книги из разных материалов и т.д.). Учить находить отличия, развивать внимание, аналитический ум.

Малые фольклорные формы народов севера

Цель: Закрепить с детьми знания пословиц, поговорок, загадок народов севера.

Земля и солнце

Дидактическая игра «Что растёт на земле?» (играть как в съедобное - несъедобное)

Цель: Закрепить знания детей о растениях, которые растут на земле(деревья, цветы, травы, кустарники), закреплять названия растений, которые изучили за год.

Рассматривание макета земли – глобус

Цель: Дать представления детям, что земля круглая, вращается вокруг солнца. На земле есть суша – метрики (на глобусе обозначены жёлтым цветом) и вода – моря, океаны, озёра, реки (голубым цветом).

Подвижная игра «Солнце»

Цель: Развивать внимание, быстроту реакции, фантазию.

Шустрых  рыбок ройпляшет под водой

Познавательное развитие

Рассматривание Северного Ледовитого океана на глобусе

Цель: Учить детей элементарно читать карту (глобус), находить и показывать Северный ледовитый океан. Познакомить детей с некоторыми рыбами, которые обитают в ледовитом океане.

Экспериментирование «Вода бывает тёплой, холодной, горячей» (см. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет» стр. 166)

Цель: Дать понять, что вода в водоемах бывает разной температуры, в зависимости от температуры воды в водоемах живут разные растения и животные.

Чтение сказки И.Г. Истомина «Почему рыбы живут в воде» – см. приложение

Цель: Продолжать знакомить детей с фольклором народов севера, воспитывать любовь к родному краю.

Дидактическая игра «Путешествие по водному пути ЯНАО»

Цель: Познакомить с водным путём ЯНАО (река Пур – Обская губа – Карское море – Ледовитый океан), рассказать о важности водного пути для других посёлков, где нет дорог(игра проводится с передвижением кораблика по карте)

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей

Май

«Великий светлый День Победы»

Рассматривание фотографии обелиска Героям Великой отечественной войны.

Цель:  Познакомить детей через фотоэкспозицию с достопримечательностями посёлка. Отметить героизм людей во время ВОВ. Воспитывать патриотизм к своей Родине.

Беседа: «Ромашковое поле»

Цель: Учитьопределять цветущее растение (ромашка), находить её среди других цветов. Рассказать детям, что букетом из ромашек встречали победителя – солдата после войны.

Насекомые

Рисование

Тема: «Сказка о паучке»

Цель: Вызывать интерес к окружающему миру; на примере сказки знакомить с особенностями строения и поведения паука; учить находить одинаковое и разное между пауком нарисованным и игрушечным; воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Знакомить детей с нетрадиционными способами рисования – отпечатком.

Беседа о насекомых (см. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 94).

Цель: Закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов.

Наблюдение на прогулке  «Проснулись бабочки и жуки»

Цель: Учить различать насекомых (мошки, мухи, пауки) по внешнему виду и называть их. Формировать желание наблюдать за насекомыми.

Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.

Цель: Закрепить с детьми названия всех живых существ, которых изучили за год. Способствовать развитию речи детей, обогащать словарь новыми словосочетаниями.

Беседа по сказке К. Чуковского «Муха - Цокотуха»

Цель: Пофантазировать с детьми, где же могла произойти такая история, могла ли она произойти в наших климатических условиях. Закрепить с детьми названия насекомых, которых дети уже знают.

Скоро лето! День защиты детей!

Беседа: «Скоро лето»

Цель: Расширять представления детей о лете, сезонных изменения в природе.Рассказать, что лето на Севере начинается поздно, лето короткое, не жаркое. Длинный световой день, идут холодные дожди. В июне появляются листья, трава, цветы. Прилетают насекомые, птицы; в августе созревают ягоды, люди собирают грибы, в течение лета птицы выводят птенцов, а животные - детенышей.

Список литературы

Художественная литература

1. Афанасьев Ю.Н. За белой горой. Рассказы и сказки – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 1999г.

2. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ – Свердловск: Средне-уральское книжное издательство, 1985г.

3. Лапцуй Л. Эдейка. – Свердловск: «Средне – уральское книжное издательство», 1978г.

4. Сказки народов Севера. – «Уральское книжное издательство», 1962г.

5. Туружина П. Сказки о серой мышке. – М: «Вилад», 2000г.

6. Шесталов И.Н. Сначала была сказка. – М: «Детская литература», 1984г.

7. Явтысый П.А. Взойдет росток души. – Нарьян-Мар, 1996г.

8. Явтысый П.А. Зов морошковой земли. – М: «Детская литература», 1989г.

9. Явтысый П.А. След аргиша. – Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1981г.

Учебно-методическая литература

1. Афанасьев Ю.Н. За белой горой. Рассказы и сказки – Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 1999г.

2. Бармич М.Я. Ебцотакотохолку. Ненецкий язык в картинках – СПб: Отделение издательства «Просвещение», 2000г.

3. Географический атлас «Мир и человек» – Москва, 1988г.

4. Зеленый дом. – М: «Просвещение», 1998г.

5. История и культура хантов – под редакцией Н.В. Лукиной, Томск: «Издательство томского университета», 1995г.

6. Красная книга ЯНАО: животные, растения, грибы – отв. редактор Л.Н. Добринский, Екатеринбург: «Издательство уральского университета», 1997г.

7. Лапцуй Л. Где звезды не гаснут– М: «Советский писатель», 1981г.

8. Лучич М.В. Прогулки с детьми в природу, М: «Просвещение», 1969г.

9. Немысова Е.А., Вишняков Н.П. Методические рекомендации по развитию хантыйской речи для детей старшей группы детского сада (I и II части) – г. Ханты- Мансийск, 1990г.

10. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей, 1993г.

11. Окотэтто Е.Н. Ненецкие подвижные игры в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов Ямала – СПб: Филиал издательства «Просвещение», 1998г.

12. Петрова В.П., Харючи Г.П. Ненцы в истории Ямало-Ненецкого автономного округа – Томск: Издательство Томского Университета, 2001г.

13. Плешаков А.А. Мир вокруг нас – М: «Просвещение», 1995г.

14. Плешаков А.А. Природоведение.

15. Природа Ямала - отв. редактор Л.Н. Добринский, Екатеринбург: УИФ «Наука», 1995г.

16. Программа воспитания и обучения в детском саду –  отв. редактор М.А. Васильева, М: «Просвещение», 1985г.

17. Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание для детей дошкольного и младшего школьного возраста, 1994г.

18. Фотоальбомы:

• Человек и Север;

• Кто на Севере живет?;

• Труд в природе;

• Знакомьтесь, Ямал!  и другие

К концу года дети средней группы должны

знать:

  • о четырех животных, живущих на территории ЯНАО (медведь, черно-бурая лисица, белка, заяц);
  • о четырех птицах, обитающих на территории ЯНАО (ворона, гусь, белая сова, куропатка);
  • 3 вида рыб (ряпушка, щука, карась);
  • историю родного посёлка;
  • название народов Крайнего Севера (ханты, ненцы, селькупы);
  • устное народное творчество Ямала (загадки), «Лиса» В. Кудрявцевой, а также народные сказки: «Отчего у зайца уши длинные» – мансийская сказка, эскимосская сказка «Как ворон и сова друг друга покрасили», ненецкая сказка «Ягода -голубика», «Мышка», ненецкая сказка, «Зайчик» – хантыйская сказка, «Черный и белый» и «Почему рыбы живут в воде» – И.Г. Истомина.
  • правила поведения в природе (не мусорить, ходить по тропинкам, не шуметь, подкармливать птиц).

иметь представления:

•        о насекомых (мошки, мухи, пауки);

•        о лишайнике (ягель);

•        об обелиске «Героям Великой отечественной войны»;

•        о жилище (чуме) северных народов;

•        о поделках из меха;

•        о сезонных изменениях в природе:

Осень рано начинается, она короткая, часто идут дожди, изменяется окраска листьев, они осыпаются, становится холодно, исчезают насекомые, люди собирают ягоды в тундре.

Зима рано начинается (еще в осенние месяцы), длинная, очень холодная, ветреная, лед на реке встает рано, птиц почти нет, наметает много снега.

Весна начинается поздно, становится теплее, тает снег, уходит лед, бегут ручьи. Из-за таяния большого количества снега начинается половодье на реках.  

Лето на Севере начинается поздно, лето короткое, не жаркое. Длинный световой день, идут холодные дожди. В конце июня появляются листья, трава, цветы. Прилетают насекомые, птицы, созревают ягоды, люди собирают грибы, птицы выводят птенцов, а животные - детенышей.

уметь:

•        различать по коре и листьям 3 дерева (рябина, карликовая береза, сосна обыкновенная), определять цветущее растение (ромашка);

•        находить в природе ягоды и грибы (брусника, голубика, подберезовик и красный мухомор – ядовитый);

•        находить на карте город Салехард.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по национально-региональному компоненту.

План на год по национально-региональному компоненту во второй группе раннего возраста....

Перспективное планирование по национально-региональному компоненту.

План на год по национально-региональному компоненту во второй группе раннего возраста....

Перспективное планирование по национально-региональному компоненту в подготовительной группе.

В плане расписаны мероприятия по региональному компоненту на учеьный год....

Планирование по национально – региональному компоненту в младшей группе

Планирование  по национально – региональному компоненту в младшей группе...

Перспективное планирование по национально-региональному компоненту

Перспективное планирование  по национально-региональному компонентуна первую младшую группу...