Народное творчество как область культурного наследия Кубанского казачества»
статья (подготовительная группа)

Афонченкова Светлана Петровна

Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной грдости

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_narodnoe_tvorchestvo.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Народное творчество как область культурного наследия Кубанского казачества»

                                                «Человек не знающий своего прошлого

                                                Не знает ничего»

                                                Народная мудрость

        Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача. Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирования у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

        Актуальность выбранной мной темы очевидна: фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими кризисами породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий, бездуховность современной массовой культуры, кризис семьи и семейного воспитания, возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде, экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей, все это сказывается на  духовном развитии детей и на их психическом развитии – это делает необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить.

        Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности. Поэтому моя цель в том. Что, чтобы все дети полюбили народную музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Как отметил академик Д. С. Лихачев: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.» Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

        Невозможно переоценить роль музыки в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на непосредственной образовательной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

        В начале учебного года был составлен календарно-тематический план, созданный в условиях модернизации образования регионального компонента, при котором большое значение приобретает патриотическое воспитание и активизируются поиски новых технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Цель: Осуществлять ознакомление детей с жизнью и произведениями Кубанских композиторов, формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни станицы, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности.

Задачи: Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнавать больше об особенностях края, природы, истории.

        Формировать стремление приносить посильную помощь людям труда,

Родной природе, своему краю.

        Формировать начало самосознания ребенка, овладение элементарными сведениями о культуре Кубани.

           - Воспитывать бережное отношение к природе, знакомит с  

     произведениями Кубанских композиторов;

   - Приобщать к народной культуре как средству формирования у них

     патриотических чувств и развития духовности;

   - Использовать все виды народного творчества, знакомит с предметами

     народного быта;

   - Создать условия для гармоничного развития ребенка с учетом

     индивидуальности на всех основных этапах дошкольного  детства.

Формы работы: Слушание песен Кубанского казачьего хора;

                        Разучивание песен, колыбельных;

                        Разучивание танцев;

                        Развлечения;

                        Утренники;

                        Экскурсии

        Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы организации музыкальной деятельности, как музыкальные занятия. На них исполняются народные песни «как казак мыл коня» «Казачок» музыка В Дымкова, разучиваются народные игры и танцы, В беседах и концертах с использованием современных технологий я рассказываю детям я рассказываю детям о создании народного костюма, любуемся красотами нашей станицы, смотрим парады пеших и конных казаков. На праздниках и развлечениях я продолжаю знакомить детей с народным творчеством, на которых они вовлечены в яркое запоминающееся зрелище с участием взрослых. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с народной музыкой, тем более успешным станет его общее и духовно-нравственное развитие. В перспективный план по музыкальному воспитанию включен региональный компонент – современная и старинная музыка Кубани как образец высокой духовной и одновременно очень простой музыки, дошедшей до нас из глубины веков, игровой и танцевальный фольклорный материал. Я стараюсь подобрать нотный материал таким образом, чтобы он был удобным по диапазону. Это такие песни как «Песня о Кубани» музыка А. Пономаренко, «Молодыця» музыка народная и другие. Слушание нежных, небольших по объему колыбельных имеют большое значение для нравственного воспитания старших дошкольников. Дети с удовольствием поют колыбельные «бай-бай, иди, бука, под сарай», «Спи, дитя, мое родное», также разучивают пословицы и озорные потешки, которые впоследствии используются на развлечениях. Формирование у детей целостного представления о культуре Кубани происходит как на занятиях, так и в часы самостоятельной игровой деятельности. Педагоги моделируют общение детей с фольклором Кубани в разнообразных формах, учитывая их желания. Интересы, индивидуальные склонности и потребности. С этой целью в каждой групповой комнате создано миниатюрное подворье, на котором поместилось хата, колодец, фигурки животных. А на территории детского сада размещается хата в натуральную величину с настоящим подворьем, где проходят интересные экскурсии. Каждый год 1 июня проходит торжественное открытие Кубанского уголка, на котором присутствуют почетные гости. Детям очень интересно рассматривать интерьер комнаты, трогать предметы быта, качать люльку, подвешенную к потолку. Соприкасаются с историей Кубанского народа в историко-краеведческом музее, где опытные экскурсоводы продолжают знакомить с бытом казаков. Вместе с музыкальным руководителем Горб О.В. пригласили артистов объединения «Триоль», которые показали и рассказали о быте казаков, вовлекая детей в подвижные игры. В ответ дети показали гостям несколько концертных номеров.

        На Кубани нравственно-патриотическое воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе фольклора. Слушая народную музыку, дети осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого кубанского народа, воспевание красоты родной природы. Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков.

        Большие возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом кубанского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Произведения музыкального и устного народного творчества, которые я использую в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Дети с удовольствием поют такие песни как «Казачок» музыка П. Дымкова, «Казачата» музыка К. Листова, «Песня о Кубани» музыка А. Пономаренко, «Как казак мыл коня» музыка народная.

        Народные песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Это такие танцы, как «Казачий перепляс», «Терцы – казаки» музыка народная.

        Для наиболее успешного духовно-нравственного воспитания детей в процессе слушания музыки, я использую информационные компьютерные технологии, обеспечивая наглядность материала, Дети с большим интересом слушают Кубанский народный хор под управлением В. Захарченко, смотрят видео с концертами ансамбля «Богатица» и Хора ветеранов (станица Старощербиновская. Помимо этого дети совершают экскурсии по станице, где знакомятся с архитектурными памятниками. Дети также посещают Историко-краеведческий музей, где знакомятся с укладом Кубанского народа и бытовыми предметами.

        В годовой план включены развлечения с использованием фольклорного материала. Это «Осенние посиделки» «День Кубанских матерей», «Рождество». «Пасха», встреча весны «Жаворонки», Яблочный и Медовый Спас. Я знакомлю детей с красотой обряда, рассказываю о том, как бабушки и дедушки встречали весну, какими способами умели красить яйца, и о том, что из яйца появляется все живое, как важно любить друг друга и уважать старших, как нужно радоваться богатому урожаю и щедрым дарам природы, как важно добросовестно трудиться.

        Эти мероприятия надолго остаются в память детей и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания. Итогом всех мероприятий является открытие Кубанского подворья на территории детского сада.

        Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Я уверена, что дети должны знать историю своего народа, его прошлое. Связь прошлого с настоящим и мечтою о будущем поможет детям сильнее полюбить родную землю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение к национально -культурным традициям кубанского казачества по средствам изучения декоративно прикладного искусства»

—Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин-казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчик...

«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество». "Посиделки"

laquo;Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество».&qu...

«Формирование начального представления о кубанском казачестве в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества»

laquo;Формирование начального представления о кубанском казачестве в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества»...

ПРОЕКТ "Год народного искусства и нематериального культурного наследия наров России» Тема: «Книга русских народных сказок"

Актуальность проекта: Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей...