Самообразование по патриотическому воспитанию
методическая разработка (средняя группа)

Буянова Наталья Владимировна

Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности в соответствии с ФГОС и ФОП ДО средняя группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 19»

План по самообразованию педагога

Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности в соответствии с ФГОС и ФОП ДО»

Средняя группа

Выполнила: воспитатель

1категории

Буянова Н.В.

                                          2023-2024 учебный год

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

(Д. С. Лихачев)

 Актуальность моей темы по самообразованию обусловлена значительными социально-экономическими, культурными, политическими изменениями в обществе.

Приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847) утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Ныне, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Социально-коммуникативное развитие очень важно для детей дошкольного возраста, так как его основной целью является – позитивная социализация дошкольников, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств.

Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Содержание образовательной деятельности в области формирования основ гражданственности и патриотизма для детей 4-5 лет в соответствии с ФОП: воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам; воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях; развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут.

Понятие патриотизма сложное и широкое, а задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста могут решаться разными способами. Один из них игра.

Игра – естественный спутник в жизни ребенка, источник радостных эмоций, непременно обладающий воспитательной силой. Поэтому в своей работе я не могу не обратиться к игре. Играя, ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт; в игре каждый может добровольно отказаться от своих желаний, согласовать свои планы, договориться о совместных действиях, соблюдать правила игры, сдерживать эмоции и преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать свою принадлежность и принадлежность своих друзей.

Считаю, что  взятая мною тема по самообразованию поможет мне как педагогу реализовывать инновационные технологии в ДОУ по патриотическому воспитанию в соответствии с ФОП и ФГОС ДОО, изучить парциальную программу и внедрить ее в образовательный процесс средствами игровой деятельности.

Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.

Задачи:

  • разработать перспективный индивидуальный план работы по теме самообразования, а также план с детьми и педагогами, родителями воспитанников;
  • изучить и внедрить парциальную  программу   «Юный патриот» (авт. Т. Н. Ерофеева, Е. М. Марич, Е. А. Сухова), разработанную с учетом направлений духовно-нравственного и патриотического воспитания; направленную на решение задач патриотического воспитания через приобщение к традиционным отечественным духовно-нравственным ценностям и знакомство с национальной исконной культурой и формирования основ гражданской идентичности;
  • активизировать участие родителей в образовательном процессе;
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы, создание центра патриотического воспитания.

Успех реализации темы самообразования  обеспечивается следующими педагогическими условиями:

  • создание центра патриотического воспитания;
  • готовность педагога к изучению актуальной методической литературы,  парциальной  программы по патриотическому воспитанию и реализации ФОП ДО;
  • индивидуальный подход к каждому ребенку;
  • привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу.

Этап работы над темой самообразования:  1 год.

Формы работы с детьми:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей.

Патриотическое воспитание. Виды деятельности.

  • Познавательная - расширение первичных представлений о малой родине и Отечестве, о своем городе (селе), его истории, его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Закрепление представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений — магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Развитие познавательного интереса к родной стране, к освоению представлений о ее столице, государственном флаге и гербе, о государственных праздниках России, памятных исторических событиях, героях Отечества.
  • Коммуникативная – тематические беседы, творческая сочинительная деятельность. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.  Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей.
  • Игровая – все виды игр. Развитие игровой деятельности детей; формирование положительного отношения к себе, к окружающим; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Программа «Юный патриот» » (авт. Т. Н. Ерофеева, Е. М. Марич, Е. А. Сухова). разработана с учетом направлений духовно-нравственного и патриотического воспитания, заявленных в нормативных документах Российской Федерации, соответствует требованиям приказа Министерства Просвещения РФ от 2.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» и нацелена на:

  • решение задач патриотического воспитания через приобщение к традиционным отечественным духовно-нравственным ценностям и знакомство с национальной исконной культурой;
  • формирование основ гражданской идентичности;
  • обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации путем расширения представлений об окружающем мире на основе ближайшего социального окружения, формирования гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.

Работа с родителями:

Задача ДОУ вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия. Эту работу можно разделить на 3 блока:

Информационно-аналитический — направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.

Практический — предусматривает актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, викторины, КВН и др.), включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.).

Контрольно-оценочный — предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада — для этого необходимо использовать опросы, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика.

План деятельности воспитателя по теме самообразования

на учебный год

№п/п

Тема

Сроки

          Форма    

  распространения  

          опыта

1 этап: Информационно-аналитический

1.

Изучение методической литературы и  парциальной программы

«Юный патриот» (авт. Т. Н. Ерофеева, Е. М. Марич, Е. А. Сухова).

(сама программа и материалы к ней в сети интернет. Точка доступа: https://npctio.ru/yuniy_patriot)

 Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 25 ноября 2022 года № 1028

Сентябрь- октябрь

Изучение методик

Составление плана работы

2.

Создание и обогащение  центра патриотического воспитания в группе.

В течение года

Создать условия для патриотического воспитания в соответствии с ФОП и ФГОС в условиях дошкольного учреждения.

Повышение педагогических компетенций.

3.

Систематизация и реализация форм и методов работы с детьми по патриотическому воспитанию в игровой деятельности.

В течение года

Пополнение и обогащение РППС группы.

Пополнение педагогической копилки картотеками игр по патриотическому воспитанию.

4.

Разработать консультационные и презентационные  материалы для педагогов и родителей.

В течение года

Обобщить опыт работы по теме самообразования.

II. ЭТАП — внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1.

Провести цикл практических мероприятий  с детьми по теме самообразования

Сентябрь-май

Форма представления: просмотр игровой деятельности детей педагогами ДОУ.
Анализ оснащения РППС, центров активности.

3.

Презентация практического и методического  материала по теме самообразования

Май

Пополнение  методической копилки и РППС группы.

III. ЭТАП — представление опыта работы по теме

1.

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

В течение года

Папка по самообразованию с приложением.

2.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования

В течение года

Предполагает самоанализ педагогической деятельности.

3.

Презентация опыта работы по теме самообразования

Май

Творческий отчёт для педагогов ДОУ

IV. Работа с семьёй

1.

Поэтапная организация вовлечения родителей в процесс патриотического воспитания детей.

В течение года

2.

Поиск резервов повышения эффективности педагогического процесса в решении вопросов организации работы с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников

В течение года

3

Анализ эффективности работы с родителями в рамках темы по самообразованию.

Апрель

4.

Привлечь родителей  к организации совместной  презентационной работе по теме самообразования.

Май

Работа с детьми по теме самообразования  в течение года

Сокращение ПП (парциальная программа)
СРИ(сюжетно-ролевая игра)

Д/и (дидактическая игра)

Тема и форма

Источник  

Сроки

Комплект карточек с атрибутами праздников;

Комплект технологических карт с информацией о праздниках.

ПП «Юный патриот» (авт. Т. Н. Ерофеева, Е. М. Марич, Е. А. Сухова).

В течение года

Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Федеральной программы, пункт 33 (средняя группа)

Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 25 ноября 2022 года № 1028

Игровая деятельность с детьми:

Комплект тематических (настольно-печатных) игр к парциальной программе «Юный патриот». 

Флеш-накопитель с электронными материалами для работы с комплексом «Юный патриот».

Хрестоматия «Подвижные игры народов России» (сост. Т.Н. Ерофеева, Е.А. Сухова)

Создание картотек

ПП «Юный патриот» (авт. Т. Н. Ерофеева, Е. М. Марич, Е. А. Сухова).

Тематическая беседа «3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом»

Участие в досуге «1 сентября: День знаний».
Тематические беседы, целеполагание. Разучивание игр.

Интерактивная игра «Экскурсия по детскому саду»

Знакомить детей с трудом работников детского сада; воспитывать уважение к труду взрослых.

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

№1. Д/и «Наш детский сад »

№2. Д/и «Как найти дорожку в детский сад?»

№3. Д/и «Моих родителей зовут…»

Картотека СРИ. Игра «Моряки»


Игра -презентация «Что нам осень принесла?»  

Воспитывать любовь к прекрасному, к природе, Родине. Развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться, веселиться.     

Сентябрь

Тематическая беседа «1 октября: Международный день пожилых людей».

Картотека творческих и словесных игр.

Игровая ситуация «Маленькие помощники».

Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.


Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

№4. Д/и «Расскажи о своей  семье»

№5. Д/и «Мой адрес…»

№6. Д/и «История родного города»

Картотека СРИ. Игра «Военные разведчики»

Октябрь

Тематическая беседа «8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России»

Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада»

Знакомить детей с трудом работников детского сада; вызвать интерес к работникам различных профессий. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

№7. Д/и «Заколдованный город»

№8. Д/и «Путешествие по городу»

№9. Д/и «Загадки о городе»

Картотека СРИ. Игра «Пограничники»

Ноябрь

Рассматривание иллюстраций «3 декабря: День неизвестного солдата».

Познавательная презентация «5 декабря: День добровольца (волонтера) в России»

Выставка в центре патриотического воспитания «9 декабря: День Героев Отечества»

Картотека творческих и словесных игр

Словесная игра «Где это находится?»

Формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться в районах города, продолжать формировать знания о достопримечательностях родного города.

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

№10. Д/и «Сложи герб из фрагментов»       

№11. Д/и «Города ……………области»

 №12. Д/и «Где находится памятник?»

№13. Д/и «Знаешь ли ты?»

Картотека СРИ. Игра «МЧС-спасатели»

Декабрь

Интерактивная игра «Рождество»

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; раскрыть смысл праздника Рождества Христова и важность этого события в жизни каждого человека.                     

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

№14. Д/и «Район, в котором мы живём»

№15. Д/и ««Кто знает, тот угадает!»

№16. Д/и «В нашем городе гости»

Картотека СРИ. Игра «Летчики»

Тематическая беседа «27 января: День снятия блокады Ленинграда

Январь

Тематическая беседа «2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве»

Ситуативный разговор «15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества»

Картотека творческих и словесных игр

Игра-беседа на тему «Всё ли у нас в порядке в группе»

Стимулирование желания поддерживать порядок в группе; формирование стремления беречь труд взрослых и бережного отношения к игрушкам, книгам, вещам.

Словесная игра «Если бы не было…»

Игра-беседа «Маленький капитан»

Обогащать знания детей о моряках; формировать патриотические чувства.

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

№17. Д/и «Герб города»

№18. Д/и «Продолжи пословицу»

№19. Д/и  «Народные промыслы»

№20. Лото  «Народные промыслы»

Картотека СРИ. Игра «Российская армия»

Интерактивная игра «Широкая Масленица»

Формировать у детей понятие о русских народных традициях и обычаях, о праздновании Масленицы; знакомить с русским народным фольклором; воспитывать и пробуждать интерес к истории и культуре Росси.         

Февраль

Картотека творческих и словесных игр.

Игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки»

Воспитывать любовь к устному народному творчеству; формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках. Развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами.

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

№21. Д/и «Птицы нашего города»

№22. Д/и «Нарисуй узор»

№23. Д/и «Одень куклу»

№24. Д/и « Сортируй узоры»

№25. Д/и «Собери узор»

Картотека СРИ. Игра «Танкисты»

Познавательная беседа с рассматриванием иллюстраций  «18 марта: День воссоединения Крыма с Россией»

Март

Интерактивная игра

«Путешествие по разноцветной земле»
Познакомить детей с природой нашей страны, дать представление о хвойном лесе, его обитателях; воспитывать интерес к природе родной страны, любовь и бережное отношение к природе.                   

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

№26. Д/и «У кого какой домик »

№27. Д/и «Страны и народы»

№28. Д/и «Богатства недр земли»

№29. Д/и  «Назови кто»

Познавательная беседа с рассматриванием иллюстраций  «12 апреля: День космонавтики»
Оформление патриотического центра (макеты, лэпбуки)

Картотека СРИ. Игра «Космонавты», «Космическое приключение»

Апрель

Познавательная беседа «История праздника и как отмечают праздник в наши дни «1 мая: Праздник Весны и Труда».

Рассматривание иллюстраций , чтение стихотворений «9 мая. День Победы»

Картотека творческих и словесных игр

Игра — развлечение «Кот Васька».

Знакомить детей с русским народным фольклором: песнями, играми; знакомить детей с русским народным фольклором: потешками, песнями, играми. Развивать речь, память, познавательную и двигательную активность. Воспитывать любовь к животным.

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию

№30. Д/и «Узнай флаг»

№31. Д/и «Узнай герб нашей страны»

№32. Д/и «Кто и в какой стране живет

Картотека СРИ. Игра «Российская армия»

Май

Тематические ситуации общения

Наблюдение на прогулке

Игровая деятельность в режимных моментах

Развивающие игры

ежедневно

Работа с родителями по теме самообразования  в течение года

Тема и форма

Сроки

Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации) «3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом»

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Сентябрь

Оформление выставки рисунков к празднику «1 октября: Международный день пожилых людей».

Пригласить родителей воспитанников принять участие в пополнении центров активности детей игровым оборудованием, сделанными своими руками.

Октябрь

Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации)  «4 ноября: День народного единства»

Оформление тематической выставки рисунков, посвященной Дню матери.

Рекомендации «Воспитание маленького патриота»

Ноябрь

Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации)  «3 декабря: День неизвестного солдата», «5 декабря: День добровольца (волонтера) в России»,  «9 декабря: День Героев Отечества»«12 декабря: День Конституции Российской Федерации»

Памятка «Как создать герб и флаг своей семьи»

Декабрь

Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации)  «27 января: День снятия блокады Ленинграда.

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Январь

Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации) «2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве».

Рекомендации родителям

Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

Февраль

Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации) «18 марта: День воссоединения Крыма с Россией»

Сообщение на родительском собрании  «Первые чувства патриотизма»

Март

Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации) «12 апреля: День космонавтики»

Предложить принять участие в оформлении макетов и лэпбуков «День космонавтики». Детско-семейное творчество.

Апрель

Оформление приемной группы (тематические стенды, папки -передвижки, консультации) «1 мая: Праздник Весны и Труда», «9 мая: День Победы»

Привлечь родителей  к организации совместной  презентационной работе по теме самообразования.

Май

В течение года: индивидуальные беседы по теме самообразования по запросам родителей.

Материалы:

  • Комплект технологических карт «Для родителей» . ПП «Юный патриот» (авт. Т. Н. Ерофеева, Е. М. Марич, Е. А. Сухова).
  • Сборник консультаций и рекомендаций для родителей по «Нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» См. приложение
  • Наработки в процессе реализации темы самообразования.

Работа с педагогами по теме самообразования  в течение года

Тема и форма

Сроки

Утверждение темы по самообразованию: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности в соответствии с ФГОС и ФОП ДО»

Обсуждение актуальности темы.

Сентябрь

Сообщение для педагов.
Обмен опытом по организации развивающей среды в рамках патриотического воспитания в соответствии ФОП и ФГОС ДОУ.

Октябрь

Взаимодействие со специалистами ДОУ (взаимопросмотр центров активности детей по патриотическому воспитанию)

Обмен опытом по изготовлению атрибутов и развивающих игр по патриотическому воспитанию детей.

Ноябрь

Сообщение на педсовете «Виды игр по патриотическому воспитанию»

Декабрь

Взаимопросмотр игровой деятельности детей в разных возрастных группах по патриотическому воспитанию детей.

Январь

Мастер-класс «Изготовление лэпбука «Моя Родина -Россия»

Февраль

Педагогическая гостиная. Анализ вовлеченности родителей воспитанников группы в патриотическое воспитание дошкольников.

Март

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования.

Апрель

Презентация опыта работы по теме самообразования

Май

Дополнительная литература к изучению по теме самообразования:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005.
  2.  Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1
  3. Князева О. Л., Маханева Д. М. Приобщение к истокам Народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., и доп. - СПб.: Детство - Пресс, 1999.
  4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М,: ТЦ Сфера, 2009. (Синяя птица)
  5. Л.А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду». -М.: ТЦ Сфера, 2010.
  6. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра». -М.: ТЦ Сфера, 2015.
  7. Методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребёнок в детском саду», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» выпуски разных лет сценарии праздников, конспекты занятий.
  8. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. - М., Слово, 2004. - 245с.
  9. Педагогические знания - родителям. Белоногова Г., Хитрова Л. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1.
  10. Патриотическое воспитание дошкольников. Сакавичене О. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. 27. Патриотическое воспитание. Кириллина М., Мельчина Л // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5.
  11. Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6.
  12. Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013.  (Детям о самом важном)
  13. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л.А. Кондрыкинской. –М.: ТЦ Сфера, 2005. (Серия «Вместе с детьми»)
  14. Ресурсы сети интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме по самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Доклад отражает этапы работы по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»...

Призентация по самообразованию Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Тема Москва- мой любимый город

Особенности взаимодействия педагога с родителями в ДОУ. Нравственно-патриотичкское воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с р...

Конспект по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание детей"

формирование базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию....

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»...