Самообразование по патриотическому воспитанию
методическая разработка (средняя группа)
Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности в соответствии с ФГОС и ФОП ДО средняя группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovani_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_v_sredney_gruppe.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 19»
План по самообразованию педагога
Тема: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности в соответствии с ФГОС и ФОП ДО»
Средняя группа
Выполнила: воспитатель 1категории Буянова Н.В. |
2023-2024 учебный год
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
(Д. С. Лихачев)
Актуальность моей темы по самообразованию обусловлена значительными социально-экономическими, культурными, политическими изменениями в обществе.
Приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847) утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Ныне, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Социально-коммуникативное развитие очень важно для детей дошкольного возраста, так как его основной целью является – позитивная социализация дошкольников, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. От того, что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, зависит успешное формирование социально значимых личностных качеств.
Это, в свою очередь, влияет на успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное развитие его познавательных возможностей. Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Содержание образовательной деятельности в области формирования основ гражданственности и патриотизма для детей 4-5 лет в соответствии с ФОП: воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам; воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях; развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут.
Понятие патриотизма сложное и широкое, а задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста могут решаться разными способами. Один из них игра.
Игра – естественный спутник в жизни ребенка, источник радостных эмоций, непременно обладающий воспитательной силой. Поэтому в своей работе я не могу не обратиться к игре. Играя, ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт; в игре каждый может добровольно отказаться от своих желаний, согласовать свои планы, договориться о совместных действиях, соблюдать правила игры, сдерживать эмоции и преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать свою принадлежность и принадлежность своих друзей.
Считаю, что взятая мною тема по самообразованию поможет мне как педагогу реализовывать инновационные технологии в ДОУ по патриотическому воспитанию в соответствии с ФОП и ФГОС ДОО, изучить парциальную программу и внедрить ее в образовательный процесс средствами игровой деятельности.
Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.
Задачи:
- разработать перспективный индивидуальный план работы по теме самообразования, а также план с детьми и педагогами, родителями воспитанников;
- изучить и внедрить парциальную программу «Юный патриот» (авт. Т. Н. Ерофеева, Е. М. Марич, Е. А. Сухова), разработанную с учетом направлений духовно-нравственного и патриотического воспитания; направленную на решение задач патриотического воспитания через приобщение к традиционным отечественным духовно-нравственным ценностям и знакомство с национальной исконной культурой и формирования основ гражданской идентичности;
- активизировать участие родителей в образовательном процессе;
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы, создание центра патриотического воспитания.
Успех реализации темы самообразования обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- создание центра патриотического воспитания;
- готовность педагога к изучению актуальной методической литературы, парциальной программы по патриотическому воспитанию и реализации ФОП ДО;
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Патриотическое воспитание. Виды деятельности.
- Познавательная - расширение первичных представлений о малой родине и Отечестве, о своем городе (селе), его истории, его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Закрепление представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений — магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Развитие познавательного интереса к родной стране, к освоению представлений о ее столице, государственном флаге и гербе, о государственных праздниках России, памятных исторических событиях, героях Отечества.
- Коммуникативная – тематические беседы, творческая сочинительная деятельность. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей.
- Игровая – все виды игр. Развитие игровой деятельности детей; формирование положительного отношения к себе, к окружающим; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Программа «Юный патриот» » (авт. Т. Н. Ерофеева, Е. М. Марич, Е. А. Сухова). разработана с учетом направлений духовно-нравственного и патриотического воспитания, заявленных в нормативных документах Российской Федерации, соответствует требованиям приказа Министерства Просвещения РФ от 2.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» и нацелена на:
- решение задач патриотического воспитания через приобщение к традиционным отечественным духовно-нравственным ценностям и знакомство с национальной исконной культурой;
- формирование основ гражданской идентичности;
- обеспечение каждому ребенку условий ранней позитивной социализации путем расширения представлений об окружающем мире на основе ближайшего социального окружения, формирования гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.
Работа с родителями:
Задача ДОУ вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия. Эту работу можно разделить на 3 блока:
Информационно-аналитический — направлен на сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.
Практический — предусматривает актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, викторины, КВН и др.), включение родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.).
Контрольно-оценочный — предполагает анализ эффективности проводимых мероприятий специалистами детского сада — для этого необходимо использовать опросы, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика.
План деятельности воспитателя по теме самообразования
на учебный год
№п/п | Тема | Сроки | Форма распространения опыта | |
1 этап: Информационно-аналитический | ||||
1. | Изучение методической литературы и парциальной программы «Юный патриот» (авт. Т. Н. Ерофеева, Е. М. Марич, Е. А. Сухова). (сама программа и материалы к ней в сети интернет. Точка доступа: https://npctio.ru/yuniy_patriot) Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная | Сентябрь- октябрь | Изучение методик Составление плана работы | |
2. | Создание и обогащение центра патриотического воспитания в группе. | В течение года | Создать условия для патриотического воспитания в соответствии с ФОП и ФГОС в условиях дошкольного учреждения. Повышение педагогических компетенций. | |
3. | Систематизация и реализация форм и методов работы с детьми по патриотическому воспитанию в игровой деятельности. | В течение года | Пополнение и обогащение РППС группы. Пополнение педагогической копилки картотеками игр по патриотическому воспитанию. | |
4. | Разработать консультационные и презентационные материалы для педагогов и родителей. | В течение года | Обобщить опыт работы по теме самообразования. | |
II. ЭТАП — внедрение в практику Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | ||||
1. | Провести цикл практических мероприятий с детьми по теме самообразования | Сентябрь-май | Форма представления: просмотр игровой деятельности детей педагогами ДОУ. | |
3. | Презентация практического и методического материала по теме самообразования | Май | Пополнение методической копилки и РППС группы. | |
III. ЭТАП — представление опыта работы по теме | ||||
1. | Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. | В течение года | Папка по самообразованию с приложением. | |
2. | Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования | В течение года | Предполагает самоанализ педагогической деятельности. | |
3. | Презентация опыта работы по теме самообразования | Май | Творческий отчёт для педагогов ДОУ | |
IV. Работа с семьёй | ||||
1. | Поэтапная организация вовлечения родителей в процесс патриотического воспитания детей. | В течение года | ||
2. | Поиск резервов повышения эффективности педагогического процесса в решении вопросов организации работы с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников | В течение года | ||
3 | Анализ эффективности работы с родителями в рамках темы по самообразованию. | Апрель | ||
4. | Привлечь родителей к организации совместной презентационной работе по теме самообразования. | Май |
Работа с детьми по теме самообразования в течение года Сокращение ПП (парциальная программа) Д/и (дидактическая игра) | ||
Тема и форма | Источник | Сроки |
Комплект карточек с атрибутами праздников; Комплект технологических карт с информацией о праздниках. | ПП «Юный патриот» (авт. Т. Н. Ерофеева, Е. М. Марич, Е. А. Сухова). | В течение года |
Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Федеральной программы, пункт 33 (средняя группа) | Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утвержденная | |
Игровая деятельность с детьми: Комплект тематических (настольно-печатных) игр к парциальной программе «Юный патриот». Флеш-накопитель с электронными материалами для работы с комплексом «Юный патриот». Хрестоматия «Подвижные игры народов России» (сост. Т.Н. Ерофеева, Е.А. Сухова) | Создание картотек ПП «Юный патриот» (авт. Т. Н. Ерофеева, Е. М. Марич, Е. А. Сухова). | |
Тематическая беседа «3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом» Участие в досуге «1 сентября: День знаний». Интерактивная игра «Экскурсия по детскому саду» Знакомить детей с трудом работников детского сада; воспитывать уважение к труду взрослых. Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию №1. Д/и «Наш детский сад » №2. Д/и «Как найти дорожку в детский сад?» №3. Д/и «Моих родителей зовут…» Картотека СРИ. Игра «Моряки»
Воспитывать любовь к прекрасному, к природе, Родине. Развивать эстетический вкус, чувство дружбы, взаимопомощи, умение развлекаться, веселиться. | Сентябрь | |
Тематическая беседа «1 октября: Международный день пожилых людей». Картотека творческих и словесных игр. Игровая ситуация «Маленькие помощники». Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.
№4. Д/и «Расскажи о своей семье» №5. Д/и «Мой адрес…» №6. Д/и «История родного города» Картотека СРИ. Игра «Военные разведчики» | Октябрь | |
Тематическая беседа «8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России» Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада» Знакомить детей с трудом работников детского сада; вызвать интерес к работникам различных профессий. Воспитывать уважение к труду взрослых. Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию №7. Д/и «Заколдованный город» №8. Д/и «Путешествие по городу» №9. Д/и «Загадки о городе» Картотека СРИ. Игра «Пограничники» | Ноябрь | |
Рассматривание иллюстраций «3 декабря: День неизвестного солдата». Познавательная презентация «5 декабря: День добровольца (волонтера) в России» Выставка в центре патриотического воспитания «9 декабря: День Героев Отечества» Картотека творческих и словесных игр Словесная игра «Где это находится?» Формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться в районах города, продолжать формировать знания о достопримечательностях родного города. Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию №10. Д/и «Сложи герб из фрагментов» №11. Д/и «Города ……………области» №12. Д/и «Где находится памятник?» №13. Д/и «Знаешь ли ты?» Картотека СРИ. Игра «МЧС-спасатели» | Декабрь | |
Интерактивная игра «Рождество» Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры; раскрыть смысл праздника Рождества Христова и важность этого события в жизни каждого человека. Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию №14. Д/и «Район, в котором мы живём» №15. Д/и ««Кто знает, тот угадает!» №16. Д/и «В нашем городе гости» Картотека СРИ. Игра «Летчики» Тематическая беседа «27 января: День снятия блокады Ленинграда | Январь | |
Тематическая беседа «2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве» Ситуативный разговор «15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества» Картотека творческих и словесных игр Игра-беседа на тему «Всё ли у нас в порядке в группе» Стимулирование желания поддерживать порядок в группе; формирование стремления беречь труд взрослых и бережного отношения к игрушкам, книгам, вещам. Словесная игра «Если бы не было…» Игра-беседа «Маленький капитан» Обогащать знания детей о моряках; формировать патриотические чувства. Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию №17. Д/и «Герб города» №18. Д/и «Продолжи пословицу» №19. Д/и «Народные промыслы» №20. Лото «Народные промыслы» Картотека СРИ. Игра «Российская армия» Интерактивная игра «Широкая Масленица» Формировать у детей понятие о русских народных традициях и обычаях, о праздновании Масленицы; знакомить с русским народным фольклором; воспитывать и пробуждать интерес к истории и культуре Росси. | Февраль | |
Картотека творческих и словесных игр. Игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки» Воспитывать любовь к устному народному творчеству; формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках. Развивать мелкую моторику рук, учить соотносить действия со словами. Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию №21. Д/и «Птицы нашего города» №22. Д/и «Нарисуй узор» №23. Д/и «Одень куклу» №24. Д/и « Сортируй узоры» №25. Д/и «Собери узор» Картотека СРИ. Игра «Танкисты» Познавательная беседа с рассматриванием иллюстраций «18 марта: День воссоединения Крыма с Россией» | Март | |
Интерактивная игра «Путешествие по разноцветной земле» Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию №26. Д/и «У кого какой домик » №27. Д/и «Страны и народы» №28. Д/и «Богатства недр земли» №29. Д/и «Назови кто» Познавательная беседа с рассматриванием иллюстраций «12 апреля: День космонавтики» Картотека СРИ. Игра «Космонавты», «Космическое приключение» | Апрель | |
Познавательная беседа «История праздника и как отмечают праздник в наши дни «1 мая: Праздник Весны и Труда». Рассматривание иллюстраций , чтение стихотворений «9 мая. День Победы» Картотека творческих и словесных игр Игра — развлечение «Кот Васька». Знакомить детей с русским народным фольклором: песнями, играми; знакомить детей с русским народным фольклором: потешками, песнями, играми. Развивать речь, память, познавательную и двигательную активность. Воспитывать любовь к животным. Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию №30. Д/и «Узнай флаг» №31. Д/и «Узнай герб нашей страны» №32. Д/и «Кто и в какой стране живет Картотека СРИ. Игра «Российская армия» | Май | |
Тематические ситуации общения Наблюдение на прогулке Игровая деятельность в режимных моментах Развивающие игры | ежедневно |
Работа с педагогами по теме самообразования в течение года | ||
Тема и форма | Сроки | |
Утверждение темы по самообразованию: «Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности в соответствии с ФГОС и ФОП ДО» Обсуждение актуальности темы. | Сентябрь | |
Сообщение для педагов. | Октябрь | |
Взаимодействие со специалистами ДОУ (взаимопросмотр центров активности детей по патриотическому воспитанию) Обмен опытом по изготовлению атрибутов и развивающих игр по патриотическому воспитанию детей. | Ноябрь | |
Сообщение на педсовете «Виды игр по патриотическому воспитанию» | Декабрь | |
Взаимопросмотр игровой деятельности детей в разных возрастных группах по патриотическому воспитанию детей. | Январь | |
Мастер-класс «Изготовление лэпбука «Моя Родина -Россия» | Февраль | |
Педагогическая гостиная. Анализ вовлеченности родителей воспитанников группы в патриотическое воспитание дошкольников. | Март | |
Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования. | Апрель | |
Презентация опыта работы по теме самообразования | Май |
Дополнительная литература к изучению по теме самообразования:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005.
- Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1
- Князева О. Л., Маханева Д. М. Приобщение к истокам Народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., и доп. - СПб.: Детство - Пресс, 1999.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М,: ТЦ Сфера, 2009. (Синяя птица)
- Л.А. Кондрыкинская «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду». -М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Коломийченко Л.В. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра». -М.: ТЦ Сфера, 2015.
- Методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребёнок в детском саду», ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» выпуски разных лет сценарии праздников, конспекты занятий.
- Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А. Козловой. - М., Слово, 2004. - 245с.
- Педагогические знания - родителям. Белоногова Г., Хитрова Л. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №1.
- Патриотическое воспитание дошкольников. Сакавичене О. // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №3. 27. Патриотическое воспитание. Кириллина М., Мельчина Л // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5.
- Патриотическое воспитание. Шаламова Е. // Ребёнок в детском саду. - 2009. - №6.
- Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. (Детям о самом важном)
- С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л.А. Кондрыкинской. –М.: ТЦ Сфера, 2005. (Серия «Вместе с детьми»)
- Ресурсы сети интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание детей, основанное на их приобщении к русской народной культуре".
Приобщать детей к миру искусства через этнокультурную среду горницы....
Доклад по теме по самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Доклад отражает этапы работы по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»...
Призентация по самообразованию Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Тема Москва- мой любимый город
Особенности взаимодействия педагога с родителями в ДОУ. Нравственно-патриотичкское воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с р...
Конспект по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание детей"
формирование базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию....
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»...
План по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
План по самообразованию для 2 мл группы....
Самообразование «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
Социально-коммуникативное развитие...