Консультациия для воспитателей
консультация

Сайфутдинова Анастасия Петровна

художественно -прикладное искусство

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hudozhestvenno-prikladnoe_iskusstvo.doc534 КБ

Предварительный просмотр:

       

Консультация для воспитателей

«Художественно – дидактические игры с цветом»

Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. Считалось, что цвет влияет на настроение и самочувствие человека, что он может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. Одни цвета успокаивают нервную систему (зелёный, синий, голубой), другие, наоборот, раздражают, возбуждают (красный, оранжевый, пурпурный, жёлтые цвета). Иными словами, цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие.
      Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в их рисунках, аппликациях способствует развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета. Большую роль в решении этих задач играет знакомство детей с искусством и природой. Об этом в своё время писал ещё чешский педагог Я.А. Каменский.
      Интерес к цвету, по мнению Я.А. Каменского, формируется у детей постепенно и должен строится с учётом возрастных возможностей. Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребёнка как один из признаков предмета.

       Задачи сенсорного воспитания, в том числе  развития цвета включены в программное содержание системы занятий, разработанных Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Т.Г.Козаковой и др. Занятия основаны на расширении у детей представлений о сенсорных цветовых эталонах с целью формирования достаточно сложной системы понятий о цветах и оттенках.

       Решая задачи развития у детей цветовосприятия, прежде всего необходимо научить их различать и называть цвета и их оттенки  в природе, окружающей жизни, искусстве, эмоционально откликаться на цвет, его сочетания, оценивать их как красивые и некрасивые. Без этих начал невозможно воспитание сознательного использования цвета в рисунках. Особое значение в развитии восприятия цвета имеет изобразительная деятельность.

       Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразного материала, литературы, произведений искусств, дидактических игрушек, а также пособий по цвету. Использование пособий с детьми имеет большое значение для формирования чувства цвета. Это является необходимым условием.

       Ведущими средствами в сенсорном воспитании детей являются дидактические игры.  

       Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с цветом. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета и оттенки. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета.

      В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в определенной последовательности. Сначала дети осваивают контрастные основные цвета( красный, желтый, синий). Затем учатся различать еще несколько цветов ( оранжевый, зеленый, черный), приучаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его.

       Дидактические игры, признанные исследователями, педагогами и психологами, эффективным средством формирования   цветовосприятия дошкольников, имеют огромное значение для сенсорного развития детей. Они позволяют целенаправленно и ускоренно формировать восприятие цвета, помогают обнаружить пробелы и устранить пробелы в восприятии ребенка; позволяют в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс дошкольного  возраста.

                   

                     Виды дидактических игр по цветоведению 
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. 
В 
играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, квалификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и другим), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления. 
Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши ещё не могут находить едва заметные различия между предметами. 
В средней группе в игре используются такие предметы, в которых разница становится менее заметна. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие запоминания окраски предметов, различие в цветах. 
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. 
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, оттенку, или две куклы одетых в одинаковые по цвету, окрасу платья. 
Словесные игры построены на словах и действий играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющие представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам, находят алогизмы в суждениях и т.д.. 
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок  преодолевает легко, не замечая, что его учат.  В словесных играх развивается внимание, сообразительность, быстрота мышления, выдержка, чувство юмора. 
А так же рисование, лепка, аппликация. 
В лепке — показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, солёное и сдобное тесто, влажный песок, снег, манная каша), познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки), возможностями своего воздействия на материал и на этой основе учить детей: 
опытным путём и в сотворчестве с педагогом осваивать пластические материалы (месить, прихлопывать, ставить отпечатки, отрывать и отщипывать кусочки, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки острым концом карандаша и т.д.); 
видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме предметы (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, карандаш и кисточка, бублик и колечко от пирамидки); 
синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук; 
создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней; раскатывать шар (колобок) круговыми движениями ладоней — и слегка видоизменять их — преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр — в пластину), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, червячки, жучки, карандашик); 
пользоваться стекой для украшения вылепленных форм — процарапывание узоров на дисках и пластинах (красивое печенье для игрушек). 
В рисовании — развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок — это плоскостное изображение объёмных предметов, и на этой основе учить детей: 
видеть след, оставленный на бумаге карандашом или фломастером, и понимать, что это образ реального предмета; 
правильно держать карандаш, фломастер, ручку и оставлять «следы» на бумаге; 
знать назначение красок и кисти, понимать, что это взаимосвязанные предметы, знать особенности («правила») пользования кистью: правильно держать кисть, смачивать, набирать краску, вести кисть по ворсу, промывать, просушивать, ставить кисть в стаканчик или на подставку, не оставлять в банке с водой; не пачкать краски; 
видеть границы листа бумаги, страницы в книжке-раскраске и контуры силуэтного рисунка; рисовать и раскрашивать в пределах этих границ; 
отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами; 
рисовать карандашами и фломастерами — проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы; 
сопровождать движения карандаша (кисти) словами (например: Дождик, чаще — кап-кап-кап!, Бегут ножки по дорожке — топ-топ-топ!). 
В аппликации — знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействии на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, разрезается, приклеивается) и на этой основе учить детей: 
создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы (цыплята на лугу, пушистые тучки, жучки-паучки на листочках и т.д.); 
приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавал при этом выразительные образы; 
знакомить с ножницами как художественным инструментом. 
                                 

                                     Заключение

Цвет – главный компонент воспринимаемого предмета тогда, когда он:

- стал сигналом в результате выработанного рефлекса;

-  является характерным признаком предмета;

 - обозначается словом при восприятии незнакомого предмета;

        Цвет выполняет роль основного выразительного языка живописи,  совладения которым начинается приобщение ребенка к изобразительному искусству. Именно через овладение языком цвета, более доступным для ребенка, чем язык формы, линии, объема, величины и т. Д. дети открывают многообразие и смысловую наполненность живописных образов. Возможность восприятия и выражения в цвете настроения  позволяет ребенку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость добра.

       Приобретая опыт видения многоцветия мира, ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, и восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширяется, обогащается палитра изобразительных средств, с помощью которых он может более тонко выразить свои чувства и отношение в процессе создания изображения.

       Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребенка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться  в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.

       Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.

Список литературы

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человеком. – М.: Просвещение, 1982.

Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.  Книга для воспитателя дет. сада  Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер;  Под ред. Л.А.Венгера.  – М.: просвещение, 1988.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.; Союз, 1997.

Диагностика умственно развития. Под ред. Л.А.Венгера В.В.Холмовской –М., 1978

Диагностические игры в детском саду. Под ред. А.К.Бондаренко – М., Просвещение, 1991

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под ред. Л.А.Венгера – М., Просвещение, 1987

Казакова Т.Г. Развитие у детей творчества – М.: Просвещение, 1987

Комарова Т.С. Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005

Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. –М.: Изд. д. «Воспитание дошкольника», 2006

Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. Под ред. Т.С.Комаровой, А.В.Размысловой.  –М.: Просвещение, 2002  

       


Приложение 1

         Дидактичная игра « Воздушные шарики »

Цель : формировать у детей представление о цвете; вправлять детей в сопоставлении предметов по цвету, прикладывая друг к другу путем отбора.

Ход игры : на листке нарисованы цветные нити и отдельно вырезаны цветные кружочки - «шарики». дальше воспитатель закрепляет с детьми названия цветов; необходимо «привязать» воздушные пули к нитям, подобрав их по цвету.

       Дидактичная игра « Узнай и дорисовывай »

Цель: развивать чувство симметрии; обнаружить уровень знаний в выборе цвета предмета и последующей его заштриховки. Ход игры : на листках нарисована половина какого-то предмета ( цветок, избушка, елка. ). Нужно дорисовывать вторую частицу рисунка и закрасить его.
      Дидактичная игра «
Так не так ли »
Цель : учить детей в композиции картины замечать ошибку, нарушение целостного сочетания цветов.
Ход игры : в композиции картины, выполненной в холодной гаме, вводится яркий цвет ( налагается лоскуток бумаги, которая нарушает целостное сочетание цветов ). Деть должны найти ошибку, определить цветную гаму и объяснить, почему стало некрасиво.
      Дидактичная игра «
Дорисовывай узор »
Цель : вправлять детей в развитии внимания, памяти, развивать чувство симметрии с последующим разрисовыванием.
Ход игры : на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.
      Дидактичная игра «
Назови верно цвет »
Цель : обнаружить уровень сформированности восприятия и определения цвета предметов.
Ход игры : на листке изображены предметы разные по цвету. Ребенку нужно ответить на вопрос « Какого цвета ( яблоко, звездочка. ) »
      Дидактичная игра «
Найди друзей краски »
Цель : обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете
Ход игры : на листе нарисованные силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов « друзей » желтой, зеленой, синей, красной красок. Деть находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их. 
      Дидактичная игра «
Составь натюрморт »
Цель : совершенствовать композиционные навыки : умение создавать композицию на определенную тему ( натюрморт ), выделять главное, устанавливать связки, расположить изображение в пространстве.
Ход игры : в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.
       Дидактичная игра «
Закончи картинку »
Цель : обнаружить уровень сформированности восприятия и определения предмета за его частями, уметь его закончить рисовать; развивать фантазию, воображение.
Ход игры : на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить. 
       Дидактичная игра «
Оживи фигуру »
Цель : направлять детей на развитие творческого воображения, мышления; закреплять приемы рисования.
Ход игры : на карточках нарисованы геометрические фигуры, разные по размеру. Нужно определить на какой предмет похожая та или иная фигура, дорисовывать частицы - «оживить» ее.
       Дидактическая игра «
Подготовим стол к празднику »
Цель : развивать умение добирать оттенки к основным цветам, добирать красивую цветную гаму.
Ход игры : перед детьми разного цвета ( красного, желтого, синего, зеленого ) вырезаны бумажные скатерки и по 4 - 5 оттенков предметов посуды каждого из них ( также бумажных ). Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки. Предметы посуды добирать так, чтобы цвет гармонировал со скатертью.
      Дидактичная игра «
Составь  пейзаж »
Цель : совершенствовать композиционные навыки; умение создавать композицию на определенную тему (пейзаж); выделять главное, устанавливать связки, располагать изображение в пространстве.
Ход игры : в конверте находятся силуэты деревьев, растений, в разные времена года. Детям нужно выбрать деревья или растения и составить из них красивый пейзаж
      Дидактичная игра «
Разгадай картинку »
Цель : закрепить умение детей различать жанры, стили живописи; составлять целое из частей, привлекать внимание к сюжету, художественному образу, чувствовать настроение картины.
Ход игры : у детей находятся конверты с картиной, разрезанной на несколько частей. Деть должны сложить картину в единственное целое и определить стиль ( жанр ) живописи.
      Дидактичная игра «
Волшебная палитра »
Цель : дать понятие о том, что цвет может передавать настроение, каждая краска может иметь «свой характер»; развивать воображение детей, умения совмещать разные цвета; предоставлять рисунку разного настроения с помощью цветов; знакомить с последовательностью размещение цветов в спектре.
Ход игры : предложить детям составить палитру, угадать цвет за описанием. Составить вместе с детьми рассказ о жизни и приключениях красок. Потом деть раскрашивают рисунки в соответствии с настроением.
       Дидактичная игра «
Волшебный овал »
Цель : учить детей дорисовывать детали к геометрической фигуре, чтобы получить изображение, которое они представляют; развивать мышление, воображение, фантазию.
Ход игры : рассмотреть с детьми предметы, которые имеют овальную форму. Предложить им создать из овала какой - нибудь предмет.
      Дидактичная игра «
Эксперты»
Цель : закрепить знание о жанрах живописи ( пейзаж, натюрморт, портрет ); учить определять жанры живописи; развивать внимание, мышление, доказательное вещание; воспитывать заинтересованность, эстетичный вкус.
Ход игры : деть получают репродукции разных картин и определяют жанр живописи, объясняя свое мнение.
      Дидактичная игра «
В музее осени »
Цель : совершенствовать зрительную память, развитие логического мышления та наблюдательность.
Ход игры : нужно иметь 5 - 6 репродукций осенних пейзажей и наборы цифр ( по количества картин ) для каждого воспитанника. На начало игры вводится образ осени ( рисунок или кукла ), от имени которой зачитывается описание картины. Деть поднимают цифру, под которой находится картина, которая подходит под данное описание.
       Дидактичная игра «
Кто пробежал по тропинке »
Цель : закрепить знание о свойствах акварели и гуаши.
Ход игры : детям одевают на 2 пальчика резинку с мордашкой животного. Пальчики обмакивают в краску соответствующего цвета. « Крашенными » пальчиками « животные » проходят по черному полю ( черному листу бумаги ). Ведущий отгадывает, кто из животных загрязнил кавычки в акварели, а кто - в гуаши ( акварель не оставляет следы ).
       Дидактичная игра «
Нюанс и контраст »
Цель : ознакомить детей со значением слов «нюанс», «контраст»; учить определять контрастные цвета и нюансы цветов (оттенки)
Ход игры : на полу разложены кружочки разных цветов. Каждый ребенок выбирает себе один кружочек. Воспитатель называет слово «контраст», говоря его очень резко. Дети должны найти свою контрастную пару и закрякать друг к другу. Говорит воспитатель «нюанс» - деть ищут свою нюансную пару и мурлыкают, как будто котята.
      Дидактичная игра «
Радуга »
Цель : закрепить знание основных цветов радуги, и учить образовывать радугу последовательными цветами.
Ход игры : дети делятся на группы за количеством цветов радуги. Каждому ребенку цепляется на одежду лента одного из цветов радуги. Воспитатель объясняет, что все они вместе - радуга, а каждый отдельно - капелька воды. Играет резвая музыка дождя - капельки бегают и играют. Музыка изменяется - выходит солнышко - полоски радуги собираются вместе, выстраиваясь за цветами в радугу. В игре принимает участие каждая группа детей по очереди.

                                 

Приложение 2

 Картотека дидактических игр

с художественным содержанием,

направленных на развитие воображения и творчества

Упражнение: Ощущение цвета

(красный)

Посмотрите на эти предметы. (Перед детьми на розово-красной ткани лежат разнообразные предметы красного цвета.) Постарайтесь почувствовать, каким вам кажется этот цвет, какое настроение     он вызывает. Этот цвет вам кажется радостным или грустным? Тревожным или      спокойным? Горячим или холодным? Слабым или сильным? Праздничным или обычным, повседневным? Активным или

бездеятельным? Напряженным или расслабляющим? Вы замечательно почувствовали красный цвет. Молодцы. А я хочу добавить, что красный цвет — цвет радости и сильных чувств. Он яркий и красивый. А еще красный цвет — это сигнал опасности. Поэтому многие из вас почувствовали его как тревожный, возбуждающий и активный. Красный цвет поможет вам в минуты усталости, грусти и печали. Он улучшит настроение, даст вам энергию, решительность и уверенность в себе. Он поможет стать мужественным и сильным.

Упражнение: Он, она, оно красное…

Цель: Развитие цветовосприятия, умения дифференцировать красный цвет и его оттенки, обогащение словарного запаса Материалы: набор предметов или их изображений различных оттенков красного цвета

Ход игры:

Назовите те красные предметы, которые вам больше всего нравятся. При этом обязательно называйте цвет. Вот так: красный клубок, красные пуговицы, красное солнце.

Упражнение:

Кто самый внимательный

Цель: Развитие цветовосприятия, умения дифференцировать красный цвет и его оттенки

Ход игры:

Сегодня у многих из вас есть в одежде красный цвет.  Немногo поиграем и проверим вашу наблюдательность. Один ребенок поворачивается лицом к детям, а педагог задает ему вопросы: у кого из детей красный рисунок на платье, у кого красные носочки, красный бинтик и т. д.

Упражнение: Положи и скажи

Цель: Развитие цветовосприятия, умения дифференцировать зеленый цвет и его оттенки, обогащение словарного запаса Материалы: набор предметов или их изображений различных оттенков зеленого цвета, квадрат ткани (платок) зеленого цвета

Ход игры:

Перед вами квадрат из ткани зеленого цвета. Сейчас мы будем раскладывать на нем предметы зеленого цвета. Нужно взять лю6ой предмет, положить его на ткань и объяснить, в какое место положил этот предмет. Например, я взяла этот зеленый кубик и положила его в угол зеленой ткани. Скажу я об этом так: «Я положила зеленый кубик в (верхний) угол зеленого квадрата».

Варианты ответов детей:

Я поставил зеленую машину в нижний угол зеленого квадрата. Я положил зеленый цветок возле зеленого кубика. Я посадил зеленую бабочку на зеленый цветок. Я положил зеленый карандаш под зеленый листок.

Упражнение: Осень

Знаете ли вы, какое время года можно назвать «желтым» Какое? Почему? Давайте, почитаем осенние стихи. (Стихи дети разучили с педагогом заранее.) Посмотрите, машет Желтою косынкой Девочка Наташа. На лесной тропинке. Нату провожают Желтые березки, На ногах у Наты Желтые сапожки. Чем машет Наташа? (желтою косынкой)  Кто провожает Наташу? (желтые, березки) Что на ногах у Наты? (желтые сапожки) Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник и зарделись клены, И в лесу осеннем только дуб зеленый.

Что делала осень? Что произошла с орешником? Осень. По утрам морозы. В рощах желтый листопад. Листья около березы Золотым ковром лежат. Что говорится о листопаде? Какой он? (желтый листопад)

Листопад, листопад, Листья желтые летят. Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг. Желтый двор, желтый дом, Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна, Значит осень — не весна. Назовите все желтое, что вам запомнилось в этом стихотворении. (желтый клен...) Какое слово использует автор, что6ы описать землю? (земля желта) Какие еще «желтые» слова употребил автор для описания осени? (желтизна)

Упражнение: Ощущение цвета

(коричневый)

Посмотрите на предметы коричневого цвета. Нравится ли вам коричневый цвет? Почему нравится? Почему не нравится? Каким вам кажется этот цвет? Теплым или холодным? Мягким или грубым? Спокойным или тревожным? Приятным или отталкивающим? Надежным или не вызывающим доверия? Молодцы. Вы замечательно почувствовали этот цвет. Как я уже говорила, коричневый

цвет — это цвет самой земли. В природе встречаются коричневые камни, коричневая глина на, коричневый песок. У многих деревьев стволы и ветки коричневого цвета. Многие из знакомых вам животных коричневого цвета. Этот цвет дарит спокойствие, надежность и прочность Он помогает снять беспокойство   тревогу. Это цвет защиты, цвет — защитник

Помоги уточкам найти свое озеро

Цель: классификация цветов на теплые и холодные.

Материал: изображения двух озер, одно из которых выполнено в теплой цветовой гамме, другое – в холодной; изображения уточек, раскрашенных в теплые и холодные цвета.

Ход игры

Педагог вносит изображение озер и предлагает определить, какое озеро находится в теплой стране, какое - в холодной. Рассказывает детям, что злая волшебница заколдовала уточек, и они забыли, в каком озере живут. Дети подходят по одному, выбирают любую из лежащих на столе уточек и накладывает ее на изображение теплого или холодного озера. В конце педагог вместе с детьми прове- ряет правильность выполнения задания.

Трава из теплой и холодной страны

Цель: классификация оттенков зеленого цвета на теплые и холодные.

Материал: изображения лошадей в теплой и холодной гамме; изображение травы различных оттенков зеленого цвета.

Ход игры

Перед водящим игры разложено изображение травы. Каждый ребенок выбирает понравившееся изо6ражение «теплой» или «холодной» лошадки. Педагог предлагает «лошадкам» из теплой страны встать слева, а из холодной - справа. Водящий игры угощает лошадок травой соответствующего оттенка: теплого или холодного. Лошадки говорят «Иго-го!..», а если водящий ошибается, отрицательно мотают головой.

                                      

                        

Помоги украсить хвост павлину

Цель: закрепление знаний о получении производных цветов, их называние.

Материал: изображение павлина, в хвосте которого закрашены перышки основными цветами; между ними перышки белого цвета; перышки для каждого ребенка (не закрашенные); краски гуашь или акварель.

Ход игры Педагог вносит изображение павлина и от его имени просит сделать хвост разноцветным. Дети, смешивая основные цвета, раскрашивают перышки. 3атем они накладывают перышки на места

между теми основными цветами, которые смешивали.

Наряд для радуги

Цель: знакомство с последовательностью цветов радуги (спектра).

Материал: изображения Радуги в цветном и белом наряде; изображения домиков красок (красной, оранжевой, желтой, зеленой, голубой, синей, фиолетовой).

Ход игры

Педагог загадывает загадку: «Цветное коромысло над речкой повисло» . Спрашивает детей, когда бывает радуга, рассказывает: «У Радуги когда-то не было такого яркого наряда, и пошла она в гости к краскам» . Детям предлагается посмотреть на наряд радуги и расставить домики красок в том по-

рядке, в каком в ним заходила Радуга.

Сюжетная игра «Реставратор»

Цель. Развитие воображения Оснащение. Заготовки плоскостных изображений «разбившейся» посуды; белая бумага для восстановления утраченных фрагментов росписи;

Ход встречи-игры.

Воспитатель рассказывает о работе реставраторов. Уточняет, в чем она заключается. Показывает «разбившуюся» посуду и предлагает ребятам ее восстановить. Задача каждого реставратора - определить, какой фрагмент росписи утрачен, сделать эскиз, «возродить» рисунок и воссоздать изделие. Для затрудняющихся детей следует подготовить образцы росписи, которые помогут восстановить орнамент. Из «реставрированных» изделий можно создать композицию и украсить ею помещение.

Разноцветные мышки.

Цель: упражнять в дифференциации цветов. Оснащение.

Ход игры.

Ребятам предлагаются цветные «мышки», которых ловит «кот». Кубик с разноцветными гранями, находящийся у «кота» определяет, какой мышке грозит опасность, и ей надо спрятаться под колпачок.

Потерялся малыш.

Цель: упражнять в определении основных и составных цветов. Оснащение. Карточки- модели основных и со-

ставных цветов

Ход игры.

Используя модели основных и составных цветов, ребенок подбирает «родителей» и «малыша».

Найди пару.

Цель: соотносить цветное изображение с контурном или силуэтным. Оснащение. Парные карточки с контурным и цветным изображением.

Ход игры.

 Каждому из играющих раздаются несколько карточек с силуэтными или контурными изображениями. Ведущий показывает цветное изображение, спрашивает: «У кого..?» Ребенок распознавший цветное изображение накладывает его на контур или силуэт.

Дорисуй половину предмета.

Цель: развивать зрительное восприятие, ориентирование на листе бумаги. Оснащение. Карточки с изображением половины симметричного предмета, бумага, карандаши или фломастеры. Ход игры. Ребенок выбирает карточку, накладывает еѐ на лист бумаги и дорисовывает недостающую половину предмета.

Найди в рисунке спрятавшиеся геометрические фигуры

Цель: развивать творческое воображение, Оснащение. Листы бумаги с рисунками из геометрических фигур, карандаши или фломастеры.

Ход игры

 Ребенку предлагается показать, а затем раскрасить разные геометрические фигуры разным цветом.

Найди на картинке ошибки художника.

Цель: развивать зрительное восприятие, внимание, зрительную память. Оснащение. Карточки изображением «неправильных» картинок

Ход игры. Ребенку предлагается найти и назвать ошибки, которые сделал художник.

Например:

Дорисуй…

Цель: развивать творческое воображение, ориентирование на листе бумаги. Оснащение. Листы бумаги с изображением клякс или геометрических фигур, карандаши или фломастеры.

Ход игры.

Ребенку предлагается превратить кляксы или геометрические фигуры в забавные рисунки, пририсовав к ним какие-либо детали.

Составь рисунок

Цель: развивать творческое воображение, фантазию, умение разбивать целостное изображение на составные части. Оснащение. Рисунки из геометрических фигур, наборы геометрических фигур для

крепления на коврографе.

Ход игры Ребенку предлагается из элементов составить на коврографе изображение предмета сложной  формы.

Например:

«Найди предмет такого же цвета»

Цель: классификация хроматических цветов.

Материал: кружочки различного цвета, предметы (игрушки) различные по цвету.

Ход игры

Педагог раздает каждому играющему кружочки разного цвета. Определив, какого цвета кружок, дети подходят к столу, на котором лежат предметы (игрушки) и выбирают соответствующие цвету кружочка.

Волшебный вентилятор.

Цель: развивать творческое воображение.

Оснащение. Листы бумаги, карандаши или фломастеры.

Ход игры Смешай два предмета в воо6ражении, расскажи и нарисуй, что в результате получилось. Например: машина и снег, чашка и мех.

Далеко-близко.

Цель: развивать творческое воображение.

Оснащение. Листы бумаги с рисунками из причудливых разводов краски, рамки из картона меньшего размера

Ход игры Ре6ятам предлагается с помощью небольшой рамки поискать композицию на листе бумаги, по которому причудливо растеклись краски.

Твой клоун

Цель: восприятие цвета как способа передачи эмоционального состояния.

Материал: карточки с изображениями клоунов; детали для самостоятельного составления изображения клоуна.

Ход игры

Педагог предлагает детям обратить внимание на карточки и спрашивает, кто на них изображен.

— А теперь скажите, как вам кажется, какие это клоуны, какое у них настроение? (Строгий, спокойный, нежный, грустный, тихий, веселый, радостный и т.д.)

— Как вы это определили?

— Давайте обратим внимание на то, какого цвета клоуны, ведь у них у всех разного цвета лица, шапочки, волосы, воротнички.

— Вот обратите внимание на клоуна в розовой шапочке — вы назвали его нежным. Почему? (Потому что розовый цвет нам кажется нежным, а еще у него светлого цвета лицо и волосы.)

— Давайте теперь сравним нежного клоуна со строгим. Какую вы видите разницу? (Строгий клоун изображен темными красками.)

— А теперь попробуйте самостоятельно сделать клоуна и рассказать о нем.

Каждый ребенок составляет клоуна, а другие дети пытаются угадать, какое у него настроение.

Упражнение: Феи.

Цель: развивать творческое воображение.

У каждого из вас есть лю6имый цвет. Вы6ерите се6е кружок лю6имого вами цвета (Дети выбирают кружки из картона). Теперь вы феи. Назовите себя. (Я — синяя фея, я— красная фея...) Посмотрим, насколько внимательны феи цвета. Сейчас я буду называть разные предметы. Если это синий предмет, то свой кружок поднимет «синяя фея», если он красный — то «красная»... А если предмет бывает разных цветов, то свои кружки могут поднять сразу несколько фей. Например, какого цвета роза? Правильно, она бывает и белой, и красной, и

желтой... Приготовились? Слушайте.

Апельсин, снег, море, не6о, василек, лимон, лиса, вишня, банан, медведь, крот, колокольчик, лес, одуванчик, баклажан, солнце, платье, сирень, огонь, мак, цыпленок, туча, сливы, трава, ворона, заяц. Давайте посмотрим на картины природы (демонстрируются иллюстрации с изображением цветов, животных, заката, моря, гор и т. д.).

Расскажите, дорогие феи, какую работу вы совершили на Земле, что в природе вы окрасили в свой цвет.

С и н я я ф е я. Я окрасила в синий цвет воду, васильки, вечернее небо...

Ж е л т а я ф е я. Я окрасила в желтый цвет солнце, цыплят, одуванчики...

Упражнение: Чем похожи?

Цель: развивать творческое воображение, наблюдательность.

Посмотрите на предметы золотого цвета и найдите среди них два, чем-то похожих друг на друга. Ну, например, чем похожи золотая черепашка и золотое яйцо?

Дети: Золотая черепашка и золотое яйцо - овальной формы.

У золотой черепашки есть защита: панцирь, в который она прячется. У золотого яйца тоже есть защита - скорлупа. А чем отличаются золотая черепашка и золотое яйцо?

Дети. У черепашки есть голова, лапки, хвост, а у яйца ничего нет. Черепашка умеет ходить, а золотое  яйцо - только катиться. У черепашки толстый панцирь, а у яйца - тонкая скорлупа.

Упражнение: Сон.

Цель: развивать творческое воображение.

Сейчас фея Ночи коснется каждого из вас волше6ным пером, и вы уснете. Как только вы почувствуете мягкое прикосновение пера, сразу же закройте глаза, расслабьте личико, плечи, руки и постарайтесь «увидеть» темноту... Черную-черную ночь или черное-черное не6о... А теперь смотрите «сон». Сейчас на черном фоне что-то появится. Это может быть любая картина, любой человек или предмет, какое-то воспоминание... На черном фоне может появиться что угoдно. Это ваш сон. А теперь «проснитесь», oткройтe глаза... потянитесь... и расскажите, что вы увидели «во сне».

Упражнение: Фиолетовая дорога.

Цель: развивать творческое воображение.

(На полу лежит фиолетовая дорожка из ткани. На дорожке и вдоль нее лежат многочисленные предметы фиолетового цвета.)

Знаете ли вы игру «Краски»? В ней есть слова: «Пойди по фиолетовой дорожке, найди фиолетовые сапожки, поноси, поноси и мне принеси». Я тоже хочу предложить вам пройтись по фиолетовой дорожке. Каждый из вас по очереди пройдет по этой дорожке, выберет себе любой предмет и четко, громко, красиво расскажет о своих действиях. Сказать надо так: «Я прошел по фиолетовой дорожке и нашел фиолетовую … белку».

(Все дети выполняют задание.)

Упражнение: Ощущение цвета (Белый)

Цель: развивать творческое воображение- закреплять знание об ахроматических цветах. Посмотрим на предметы белого цвета. Нравится ли вам этот цвет? Что вы чувствуете? Каким вам кажется белый цвет? Теплым или холодным? Радостным или грустным? Активным или спокойным? Грубым или нежным? Праздничным или повседневным? Молодцы, вы очень хорошо ощутили этот цвет. Белый - цвет чистоты, удачи, добра и света. Белый очищает, помогает преодолеть трудности, снять напряжение, расслабиться. Он словно очищает дорогу тем, кто любит создавать что-то новое. Погрузившись сегодня в белый цвет, мы станем чуть-чуть добрее, красивее, сильнее и чище.

Упражнение: Оттенки розового цвета.

Цель: развивать творческое воображение, цветовосприятие.

Посмотрите на розовые предметы. Скажите, к какому цвету ближе всего розовый цвет? (К красному.)

Правильно. Розовый цвет — это оттенок красного цвета. Он состоит из смешения двух цветов: красного и белого. Розовый цвет очень разный. Он тоже имеет много оттенков: от бледно-розового до ярких, насыщенных тонов. Назовите мне сначала предметы светло-розового цвета. (Светло-розовое платье, светло розовое перышко...) Теперь назовите темно-розовые предметы. (Темно-розовая ткань, темно-розовая рыбка...)

Упражнение: Оттенки коричневого цвета.

Цель: развивать творческое воображение, цветовосприятие.

Каждый цвет всегда имеет оттенки, и коричневый тоже. Если цвет очень светлый, то говорят: светло-коричневый или бледно-коричневый. Если цвет очень густой и темный то говорят: темно-коричневый. А бывает, что в коричневом ощущается много желтого, как, например, у этого изюма Можно сказать, что изюм желто- коричневого цвета. А если в коричневом ощущается присутствие красного цвета, то

можно сказать: красно-коричневый. Если цвет насыщенный, яркий и сочный, то можно сказать: ярко-коричневый. Посмотрите внимательно на предметы и назовите их, употребляя оттенки коричневого цвета. (Красно-коричневая коробочка, желто-коричневый лук, темно-коричневый шоколад, светло-коричневое платье и т. д.)

Найди такой же узор.

Цели: учить детей последовательно осматривать расчлененную орнаментaльную форму; выделять, называть и запоминать еѐ части, их цвет и пространственное расположение в определенном порядке. Учить запоминать цветовое сочетание элементов, представленных в образце, и выбирать точно такое же из нескольких похожих вариантов. Развивать зрительное внимание и память с опорой на представление о цвете.

Материал. Демонстрационный: 3-4 пары карточек с орнаментальным изображением из геометрических фигур, окрашенных в разные оттенки красного цвета. (Узоры на картинках отличаются сочетанием цветов.)

Ход работы. Педагог выставляет на фланелеграфе образец узора (одну из 3-4 кар-

точек), выполненный из фигур красного, бордового, розового цветов. Предлагает детям рассмотреть и запомнить его. При рассматривании карточек педагог учит детей выделять сначала центральную фигуру, затем остальные. Затем убирает образец, просит найти такой же среди нескольких, выложенных на столе.

Найди узор по описанию.

Цели: продолжать учить детей последовательно осматривать расчлененную орнаментальную фoрму, выделять, называть и запоминать в определенном порядке ее части, их цвет и пространственное распо- ложение. Учить описывать и запоминать цветовое сочетание элементов, представленных в образце, и выбирать точно такое же из нескольких похожих вариантов по точному словесному описанию. Развивать самостоятельность детей, зрительное внимание и память с опорой на представление о цвете.

Материал. Демонстрационный: тот же.

Ход ра6оты. Педагог предлагает одному из детей описать образец узора, выбрав его по своему усмотрению из 3-4 карточек. Предварительно педагог напоминает, что в процессе описания узора сначaла следует выделять центральную фигуру, затем остальные. Эти карточки находятся за ширмой, и остальные дети их не видят. Дети слушают описание узора, запоминают его. Затем педагог просит найти такой же узор среди нескольких выложенных на столе, находящемся на удалении.

Узнай и назови

Цели: учить выделять все цвета, присутствующие в сюжетной картине, упражнять в соотнесении разнородных предметов по цвету.

Материал. Демонстрационный: сюжетная картина, соответствующая возрасту детей.

Раздаточный: набор кружков различных по цвету и оттенкам.

Ход работы. Вниманию детей предлагается сюжетная картина. Педагог просит внимательно рассмотреть ее и выложить только те цветные кружки, цвет которых присутствует на картине. Особое внимание уделяется сличению не только по цвету, но и оттенкам цветов.

Мозаика

Цели: развивать способность детей передавать яркость изображения, добиваться красивого сочетания элементов по цвету друг с другом и с фоном. Способствовать развитию художественного вкуса детей.

Материал. Раздаточный: дощечка, на которую налеплен ровный слой одноцветного пластилина; кусочки разноцветного стекла, фарфора, камушки.

Ход работы. Предложить детям составить какое-либо изображение из предложенных

камушков и стеклышек, которые легко вставляются в мягкий пластилин, - получается мозаика.

Этот вид изображения удобен тем, что дает взрослому возможность направить поиск наиболее удачных соединений цветов и частей изображения, а ребенку — заменять те детали мозаики, которые недостаточно выразительно передают его замысел.

Сложи узор. (1-й вариант)

Цели: учить детей выполнять несложный узор, используя сочетания трех оттенков синего, голубого, фиолетового и зеленого цветов; называть цвета, из которых составлен узор, с указанием их признаков

(светло-голубой, ярко-фиолетовый, темно- зеленый и т.д.).

Материал. Демонстрационный: образец узора «Калейдоскоп», состоящий из зеленых, фиолетовых, голубых и синих деталей трех оттенков. Раздаточный: чистый лист бумаги для выкладывания узора на-

бор из силуэтов деталей таких же цветов и оттенков. В наборе присутствуют 3-5 лишних деталей других оттенков, которых нет в образце.

Ход работы. Педагог предлагает детям рассмотреть образец, обращает внимание на взаимное расположение деталей, просит расположить свои детaли так же, как в узоре-образце с учетом их цветового сочетания. После выполнения задания работы детей анализируются, особо отмечаются

те, которые не допустили ни одной ошибки при составлении узора.

Сложи узор. (2-й вариант)

Цели: учить детей выполнять несложный узор по памяти, используя сочетания двух оттенков фиолетового, синего и голубого цветов; называть цвета, из которых составлен узор, с указанием их признаков (светло-синий, темно-фиолетовый и т.д.).

Материал. Образец узора «Калейдоскоп», состоящий из фиолетовых, синих и голубых деталей двух оттенков. Раздаточный: чистый лист бумаги для выкладывания узора и набор из силуэтов деталей таких же цветов и оттенков. В наборе присутствуют 2-3 лишние детали других оттенков,

которых нет в образце.

Ход работы. Педагог предлагает детям рассмотреть образец, обращает внимание на взаимное расположение деталей, их цветовое сочетание. Сообщает детям о том, что им предстоит выложить точно такой же узор по памяти, обращает внимание на то, что в наборе есть лишние детали других оттенков, которых нет в образце. Поэтому следует быть особенно внимательными при его об-

следовании. После того как образец убирается, педагог просит составить точно такой же узор с учетом цветового сочетания деталей. После выполнения задания работы детей анализируются, исправляются допущенные ошибки.

Что бывает такого цвета?

Цели: закреплять знания детей о цветах спектра. Учить пользоваться представлениями о цвете, оперировать ими; объединять представление о цвете со словом- наименованием, производить выбор цвета в окружающей обстановке по слову.

Материал. Карточки с изображениями предметов различных цветов спектра.

Ход работы. Дети называют предметы определенного цвета, а педагог предлагает им картинку с изображением правильно названного предмета. Когда все знакомые детям предметы данного цвета будут названы, они раскладывают картинки и называют изображения. Затем им предлагается назвать предметы синей и зеленой окраски в комнате.

Какого цвета не стало?

Цели: формировать у детей умение самостоятельно действовать в ситуации воспроизведения недостающего цветного объекта. Способствовать овладению детьми элементарной формой повторения как эффективного приема запоминания.

Материал. набор из 6-8 карточек разного цвета.

Ход работы. На фланелеграфе карточки, например, красного, розового, малинового, бордового цветов двух оттенков (темного и светлого, их расположение не упорядочено). Дети рассматривают карточки называют их цвет. Затем педагог закрывает карточки листам бумаги и незаметно забирает одну из них. Снимает бумагу и спрашивает: «Какого цвета не стало?» Игра повторяется 3-4 раза, каждый раз убирается карточка другого цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...