15.09.2024 г. Консультация для воспитателей по теме: «Как правильно оформить мини-музей»
статья

Виктория Каракчеева

Мини-музей кукол в детском саду должен быть оформлен следующим образом:

  1. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.

  2. Коллекция мини-музея располагается в специально отведенном месте группы, поэтому она всегда доступна для детей.

  3. Также в музее представлены:

  • детская литература;

  • сборник стихов о музее;

  • сборник стихов о куклах;

  • сборник загадок об игрушках;

  • подборка коммуникативных, сюжетно-ролевых и дидактических игр.

Экспонаты мини-музея могут быть использованы в процессе образовательной деятельности, при проведении праздников, тематических дней, акций, реализации проектов, для театрализованной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

по теме:

«Как правильно оформить

мини-музей»

Подотовила: воспитатель Каракчеева В. Г.

Организация в детском саду мини-музея, посвященная определенному предмету, объекту природы или явлению природы, способствует использование метода системного подхода.

Цели и задачи мини-музея.

  1. Реализация направления «Музейная педагогика»
  2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
  4. Формирование у дошкольников представления о музее.
  5. Расширение кругозора дошкольников.
  6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
  9. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
  10. Формирование активной жизненной позиции.

Где расположить мини-музеи.

Отметим сразу, что у любого места расположения мини-музея есть свои плюсы и минусы. Идеальных условий нет ни в одном из вариантов.

Групповое помещение.

Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Однако расположение мини-музеев в группах имеет и свои минусы. Во-первых, постоянный доступ к музею получают дети только одной группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея. Кроме того, родители детей других групп не имеют полного представления о работе детского сада.

Раздевалка.

Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет те же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки-те же.

Холлы.

В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. В то же время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов (да и не очень ценные, случается, пропадают).

Как оформить мини-музей.

Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей этой работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Горизонтальные и вертикальные поверхности.

Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрится коллекция, то есть предметы одного наименования. Например, коллекция морских раковин, отличающихся по окраске, форме, размеру, сразу дает представление об их многообразии.  В мини-музее вполне может быть представлена какая-нибудь коллекция, но все же его основная задача – показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. А это осложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. Если же у педагога нет возможности использовать более подходящие уголки, ситуация может быть исправлена следующим образом. Из крупных строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике можно выстроить разноуровневые подставки, скрепить их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.

Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

  • размещение материала на настенных полочках;
  • использование ширм;
  • использование стендов;
  • размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

Особенно удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. А этот факт играет немаловажную роль, что именно эффект новизны имеет большое значение в привлечении и удержании внимания ребенка.

Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним очень удобно крепить и легкие объемные предметы.

Если для музея отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку два-три небольших крючка. Это позволит разнообразить  композицию музея вертикальными элементами.

Как использовать в работе с детьми и родителями.

Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

  1. Иногда целесообразней разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.
  2. Конечно же, дошкольники обращают внимание и на другие стенды, рассказ о которых, возможно, не входит в сегодняшние планы педагога. В этом случае можно использовать такой тактический ход. Воспитатель сообщает: «Об этом мы поговорим в следующий раз. Но я предлагаю вам самим посмотреть внимательно и догадаться, о чем (воздух, дерево, вода и т. д.) хотели вам рассказать». Времени на обсуждение дается немного. Воспитатель не отвечает на вопросы детей, не дает наводящих вопросов. В ответ на детские предположения и вопросы сообщает: «Мы поговорим об этом в следующий раз». Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.
  3. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной  речи детей, то возможен и другой вариант. Педагог предлагает детям подойти к интересующему их разделу вместе с родителями и рассказать на следующий день о том, что они узнали, остальным детям.

Игры для мини-музеев.

При создании и использовании мини-музеев мы не забываем о том, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому в каждом мини-музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми-драматизациями, дидактическими и т. д. Дидактические игры или материалы для игровых упражнений располагаются в коробках и конвертах. Некоторые задания можно разместить на стендах. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить. Есть ряд «универсальных» игр, которые можно использовать при работе в любом мини-музее. Важно, что их правила хорошо знакомы детям. Педагог лишь изменяет содержание заданий в зависимости от тематики музея. («Лото», «Бродилки», «Солнышко», «Разноцветные прищепки», «Зашифрованные надписи», «Ящик ощущений»).

Для любого мини-музея можно также изготовить целый набор хорошо знакомых детям и любимых ими игр например:

  • «Четвёртый лишний»
  • «Найди пять отличий»
  • «Разрезные картинки»
  • «Угадай, что в мешочке»
  • «Чья тень?» (узнай по силуэту)
  • «Зашумлённые картинки» (рисунки со спрятанными изображениями)

Варианты тем мини-музеев.

  1. Мини-музей государственной символики
  2. Мини-музей «Куклы наших бабушек»
  3. Мини-музей «Хочу всё знать и измерять»
  4. Мини-музей «В гостях у сказки»
  5. Мини-музей «Волшебница вода»
  6. Мини-музей «Воздух невидимка»
  7. Мини-музей «Волшебный мир камня»
  8. Мини-музей «Такой разный песок»
  9. Мини-музей «Солнышко»
  10. Мини-музей «Падают листья»
  11. Мини-музей «Такая разная кора»
  12. Мини-музей «Цветок»
  13. Мини-музей «Коричневый цвет в природе»
  14. Мини-музей «Наша овечка»
  15. Мини-музей «Курочка Рябушка»
  16. Мини-музей «Чудо дерево»
  17. Мини-музей «Город мастеров»
  18. Мини-музей «Лучший друг»
  19. Мини-музей «Книжкин дом»
  20. Мини-музей «Игрушки-забавы»
  21. Мини-музей «Москва – любимый город»
  22. Мини-музей «Наша Родина - Россия»
  23. Мини-музей «Театральные куклы»
  24. Мини-музей театрального костюма
  25. Мини-музей природы
  26. Мини-музей книги

Правила поведения в мини-музее.

  1. В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками!
  2. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место!
  3. Экспонаты нельзя ломать и забирать домой!
  4. Можно и даже нужно задавать вопросы!
  5. Можно пополнять музей новыми экспонатами!

мама.jpg

Этапы проекта «Мини-музей» в детском саду.

Подготовительный этап.

Коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. Мини-музеи получаются разными и по оформлению, и по содержанию. Каждый воспитатель на педагогическом совете защищает собственный проект, который строится по схеме: оформление (чертеж-схема), описание (оборудование, экспонаты), название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в создании музея детей и родителей.

Методическая служба детского сада разрабатывает критерии конкурса на лучший мини-музей, которые будут обсуждены с коллективом после защиты проекта. Родителям предложить посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди и т. д.

Практический этап (или этап реализации проекта).

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники выбирают, что они считают нужным рассказать о своих мини-музеях.

Заключительный, обобщающий этап.

Третий этап – проведение конкурса на лучший мини-музей. На этом этапе сами дошкольники проводят для ребят других групп и родителей ознакомительные экскурсии. Для каждого мини-музея воспитатель составляет визитки, в которых содержится краткое описание экспозиции и приглашение ее посетить. Жюри оценивали прежде всего, оформление, содержание и оригинальность тематики и экспонатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Грамматически правильная речь воспитателя"

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, самоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаю...

Консультация для воспитателей на тему: «Грамматически правильная речь воспитателя»

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструмен­том, воздействующим на ребенка, по­могающим установить с ним контакт. Поэтому речь воспитателя...

Консультация для воспитателей на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков». Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин Киселева Э.

Консультация для воспитателей на тему:«Приёмы педагогической работы по воспитаниюу детей навыков правильного произношения звуков».Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин...

Консультация для воспитателей на тему: «Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи»

        Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка....

Консультация для воспитателей на тему "Как правильно составлять конспект"

Одним из приемов рационального обучения является конспектирование учебного материала.Это умение неразрывно связано с умением пользоваться книгой. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, ко...

Консультация для воспитателей на тему: «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»

Консультация для воспитателей на тему:«Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»...