15.09.2024 г. Консультация для воспитателей по теме: «Как правильно оформить мини-музей»
статья
Мини-музей кукол в детском саду должен быть оформлен следующим образом:
Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей.
Коллекция мини-музея располагается в специально отведенном месте группы, поэтому она всегда доступна для детей.
Также в музее представлены:
детская литература;
сборник стихов о музее;
сборник стихов о куклах;
сборник загадок об игрушках;
подборка коммуникативных, сюжетно-ролевых и дидактических игр.
Экспонаты мини-музея могут быть использованы в процессе образовательной деятельности, при проведении праздников, тематических дней, акций, реализации проектов, для театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 141.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
по теме:
«Как правильно оформить
мини-музей»
Подотовила: воспитатель Каракчеева В. Г.
Организация в детском саду мини-музея, посвященная определенному предмету, объекту природы или явлению природы, способствует использование метода системного подхода.
Цели и задачи мини-музея.
- Реализация направления «Музейная педагогика»
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
- Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
- Формирование у дошкольников представления о музее.
- Расширение кругозора дошкольников.
- Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
- Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
- Развитие творческого и логического мышления, воображения.
- Формирование активной жизненной позиции.
Где расположить мини-музеи.
Отметим сразу, что у любого места расположения мини-музея есть свои плюсы и минусы. Идеальных условий нет ни в одном из вариантов.
Групповое помещение.
Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Однако расположение мини-музеев в группах имеет и свои минусы. Во-первых, постоянный доступ к музею получают дети только одной группы. Удаленность от раздевалки ограничивает свободное общение детей с родителями по темам музея. Кроме того, родители детей других групп не имеют полного представления о работе детского сада.
Раздевалка.
Если позволяет площадь, то вариант размещения мини-музея в раздевалке имеет те же преимущества, что и музей в групповой комнате. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Недостатки-те же.
Холлы.
В этом варианте мини-музеи находятся в общедоступных местах, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время. Рассматривать экспозицию могут все родители, в том числе индивидуально, со своими детьми. Мини-музей дает стимул для общения. В то же время открытый и бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов (да и не очень ценные, случается, пропадают).
Как оформить мини-музей.
Внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей этой работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Горизонтальные и вертикальные поверхности.
Расположение всех экспонатов только в одной горизонтальной плоскости, например на детском столике, нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего смотрится коллекция, то есть предметы одного наименования. Например, коллекция морских раковин, отличающихся по окраске, форме, размеру, сразу дает представление об их многообразии. В мини-музее вполне может быть представлена какая-нибудь коллекция, но все же его основная задача – показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во-вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. А это осложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. Если же у педагога нет возможности использовать более подходящие уголки, ситуация может быть исправлена следующим образом. Из крупных строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике можно выстроить разноуровневые подставки, скрепить их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.
Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
- размещение материала на настенных полочках;
- использование ширм;
- использование стендов;
- размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Особенно удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды очень мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. А этот факт играет немаловажную роль, что именно эффект новизны имеет большое значение в привлечении и удержании внимания ребенка.
Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним очень удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музея отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку два-три небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
Как использовать в работе с детьми и родителями.
Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.
- Иногда целесообразней разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один подход можно рассмотреть сразу несколько тем.
- Конечно же, дошкольники обращают внимание и на другие стенды, рассказ о которых, возможно, не входит в сегодняшние планы педагога. В этом случае можно использовать такой тактический ход. Воспитатель сообщает: «Об этом мы поговорим в следующий раз. Но я предлагаю вам самим посмотреть внимательно и догадаться, о чем (воздух, дерево, вода и т. д.) хотели вам рассказать». Времени на обсуждение дается немного. Воспитатель не отвечает на вопросы детей, не дает наводящих вопросов. В ответ на детские предположения и вопросы сообщает: «Мы поговорим об этом в следующий раз». Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку стать экскурсоводом по конкретному разделу.
- Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможен и другой вариант. Педагог предлагает детям подойти к интересующему их разделу вместе с родителями и рассказать на следующий день о том, что они узнали, остальным детям.
Игры для мини-музеев.
При создании и использовании мини-музеев мы не забываем о том, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому в каждом мини-музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми-драматизациями, дидактическими и т. д. Дидактические игры или материалы для игровых упражнений располагаются в коробках и конвертах. Некоторые задания можно разместить на стендах. Желательно подобрать такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить. Есть ряд «универсальных» игр, которые можно использовать при работе в любом мини-музее. Важно, что их правила хорошо знакомы детям. Педагог лишь изменяет содержание заданий в зависимости от тематики музея. («Лото», «Бродилки», «Солнышко», «Разноцветные прищепки», «Зашифрованные надписи», «Ящик ощущений»).
Для любого мини-музея можно также изготовить целый набор хорошо знакомых детям и любимых ими игр например:
- «Четвёртый лишний»
- «Найди пять отличий»
- «Разрезные картинки»
- «Угадай, что в мешочке»
- «Чья тень?» (узнай по силуэту)
- «Зашумлённые картинки» (рисунки со спрятанными изображениями)
Варианты тем мини-музеев.
- Мини-музей государственной символики
- Мини-музей «Куклы наших бабушек»
- Мини-музей «Хочу всё знать и измерять»
- Мини-музей «В гостях у сказки»
- Мини-музей «Волшебница вода»
- Мини-музей «Воздух невидимка»
- Мини-музей «Волшебный мир камня»
- Мини-музей «Такой разный песок»
- Мини-музей «Солнышко»
- Мини-музей «Падают листья»
- Мини-музей «Такая разная кора»
- Мини-музей «Цветок»
- Мини-музей «Коричневый цвет в природе»
- Мини-музей «Наша овечка»
- Мини-музей «Курочка Рябушка»
- Мини-музей «Чудо дерево»
- Мини-музей «Город мастеров»
- Мини-музей «Лучший друг»
- Мини-музей «Книжкин дом»
- Мини-музей «Игрушки-забавы»
- Мини-музей «Москва – любимый город»
- Мини-музей «Наша Родина - Россия»
- Мини-музей «Театральные куклы»
- Мини-музей театрального костюма
- Мини-музей природы
- Мини-музей книги
Правила поведения в мини-музее.
- В нашем музее многие экспонаты разрешено трогать руками!
- Рассмотренные экспонаты нужно положить на место!
- Экспонаты нельзя ломать и забирать домой!
- Можно и даже нужно задавать вопросы!
- Можно пополнять музей новыми экспонатами!
Этапы проекта «Мини-музей» в детском саду.
Подготовительный этап.
Коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. Мини-музеи получаются разными и по оформлению, и по содержанию. Каждый воспитатель на педагогическом совете защищает собственный проект, который строится по схеме: оформление (чертеж-схема), описание (оборудование, экспонаты), название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в создании музея детей и родителей.
Методическая служба детского сада разрабатывает критерии конкурса на лучший мини-музей, которые будут обсуждены с коллективом после защиты проекта. Родителям предложить посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди и т. д.
Практический этап (или этап реализации проекта).
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники выбирают, что они считают нужным рассказать о своих мини-музеях.
Заключительный, обобщающий этап.
Третий этап – проведение конкурса на лучший мини-музей. На этом этапе сами дошкольники проводят для ребят других групп и родителей ознакомительные экскурсии. Для каждого мини-музея воспитатель составляет визитки, в которых содержится краткое описание экспозиции и приглашение ее посетить. Жюри оценивали прежде всего, оформление, содержание и оригинальность тематики и экспонатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Грамматически правильная речь воспитателя"
Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, самоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаю...

Консультация для воспитателей на тему: «Грамматически правильная речь воспитателя»
Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт. Поэтому речь воспитателя...

Консультация для воспитателей на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков». Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин Киселева Э.
Консультация для воспитателей на тему:«Приёмы педагогической работы по воспитаниюу детей навыков правильного произношения звуков».Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин...

Консультация для воспитателей на тему: «Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи»
Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка....

консультация для воспитателей на тему:Роль семьи в формировании личности ребёнка.Условия правильного воспитания в семье.
Роль семьи в формировании ребёнка...
Консультация для воспитателей на тему "Как правильно составлять конспект"
Одним из приемов рационального обучения является конспектирование учебного материала.Это умение неразрывно связано с умением пользоваться книгой. Потребность в конспекте может возникнуть в случаях, ко...

Консультация для воспитателей на тему: «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»
Консультация для воспитателей на тему:«Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного звукопроизношения»...