Консультация для воспитателей на тему: «Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, правильно излагать свои мысли. Оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
Администрации Сергиево – Посадского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №7»
141300. Московская область, город Сергиев Посад,
улица Птицеградская дом 6 «а»
телефон 551-69-77
Консультация для воспитателей на тему: «Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи»
Учитель-логопед
Калинина Анастасия Олеговна
г.Сергиев Посад
Грамматический строй языка делает нашу речь организованной и понятной для окружающих. Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, правильно излагать свои мысли. Оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К.Д.Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, на специальных речевых занятиях и в упражнениях, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.
Исправление грамматических ошибок в повседневной речи детей
Формирование грамматического строя речи детей – постоянный непрерывный процесс. Следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Не следует повторять ошибку, лучше неоднократно произнести правильную форму. Исправление делается громко, чтобы его восприняли все дети.
Усвоение детьми грамматического строя языка происходит постепенно, путём подражания. При формировании грамматически правильной речи детей различают работу над её морфологической и синтаксической стороной. Морфология – изучает грамматические свойства слова, его формы. Синтаксис – словосочетания и предложения. В норме к восьми годам ребёнок полностью усваивает грамматический строй языка.
Задачи формирования грамматически правильной речи детей
- Исправление грамматических ошибок в речи детей.
- Совершенствование синтаксической стороны речи детей; ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями; обучение распространению предложений и составлению сложных предложений.
- Предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка – тренировка детей в употреблении трудных морфологических категорий (начиная с младшей группы).
Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. Вновь усваиваемые слова ребёнок не всегда успевает запоминать в новой грамматической форме. Поэтому нужно проводить специальное обучение трудным грамматическим формам. Эта работа должна быть выделена в самостоятельный раздел, иметь своё содержание, проводиться целенаправленно, систематически. При этом внимание детей необходимо сосредотачивать на усвоении конкретных грамматических форм.
Чтобы отобрать для этой работы слова и морфологические категории в соответствии с возрастом детей, прежде всего, нужно руководствоваться указаниями, данными в разделе программы «Ознакомление с окружающим». Целесообразно закреплять трудные грамматические формы тех слов, с которыми дети знакомятся в данной возрастной группе.
Причины грамматических ошибок у дошкольников
- Общие психофизиологические закономерности развития ребёнка (состояние нервных процессов, развитие внимания, памяти, мышления);
- Трудности овладения грамматическим строем языка;
- Состояние речевого аппарата и уровень развития фонематического восприятия;
- Ограниченный запас знаний об окружающем мире и объём словаря;
- Неблагоприятное влияние окружающей речевой среды (состояние грамматической стороны речи окружающих взрослых: воспитатели, персонал детского сада, родственники детей);
- Недостаточное внимание к детской речи (педагогический контроль за правильностью речи ребёнка).
Пути формирования грамматически правильной речи у детей.
- Создание благоприятной языковой среды;
- Специальное обучение;
- Практика речевого общения;
- Исправление грамматических ошибок.
Специальное обучение.
Специальные занятия.
Занятия, на которых специально проводится работа по предупреждению или исправлению грамматических ошибок. На таких занятиях всё внимание детей привлекается только к нужной грамматической форме. На занятии дети получают образец, который запоминают и используют в речи.
Занятия носят характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него (в старшей группе). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки. В младшей группе на занятиях можно использовать игровые персонажи, особенно при повторении.
Часть занятия по развитию речи.
Занятия по грамматике должны быть непродолжительными. Игры и упражнения занимают 5-10 минут и составляют лишь часть занятия или проводятся на материале занятия.
Методы и приёмы формирования грамматически правильной речи.
Методы:
- дидактические игры;
- игры-драматизации;
- словесные упражнения;
- рассматривание картин;
- пересказ коротких рассказов и сказок.
Приёмы:
- образец;
- объяснение;
- сравнение двух форм;
- повторение;
- создание проблемной ситуации;
- подсказ нужной формы;
- вопросы подсказывающего и оценочного характера.
Образец – является основным приёмом на занятиях.
- Часть занятия по другим разделам программы.
Примеры игр и упражнений по морфологии:
«Чего (кого) не стало?», «Угадай, где я был?», «Один – много», «Много чего?», «Продолжи предложение», Назови ласково», «1-2-5», «Подбери пару», «Что делают?», «Кто как кричит?», «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Что где лежит?», «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Варим компот»; «Исправь ошибку», «Собери предложение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ» с презентацией
Консультация для воспитателей об использовании методов нетрадиционного рисования . В работе рассматриваются методы нетрадиционного рисования, применяемые к детям 2-ой младшей и средней группы....
Консультация для воспитателей "Техника рисунка. Методы и приёмы обучения дошкольников изодеятельности."
Консультация для воспитателей "Техника рисунка. Методы и приёмы обучения дошкольников изодеятельности." ...
ДОКЛАД на тему «Методы и приемы обучения развития речи младших дошкольников»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.Детский сад - это первая ступень образования, ...
Консультация для воспитателей на тему: «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей: «Методы и приемы обучения дошкольников с нарушениями зрения»
В данном материале рассказывается о метадах и приемах работы с дошкольниками, имеющими нарушения зрения. Указаны как дидактические методы и приемы, так и специальные, направленные на стимуляцию и разв...
Методы и приемы обучения дошкольников грамматически правильной речи
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в р...
Консультация для воспитателей на тему: «Дидактические игры как средство формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность...