Проект«Уж небо осенью дышало»
проект (старшая группа)

Лазарева Нелли Николаевна

Продолжать учить детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proet_uzh_nebo_osenyu_dyshalo.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №8 «Умка»

Проект

 «Уж небо осенью дышало»

Тип проекта – информационный

Старшая группа «Колокольчик»

Сроки реализации 04.09.23-15.09.23

Воспитатель

                                    Лазарева Н.Н.

                                        Чеботарева О.В.

                               

                                                                                                

Актуальность:

Осень — одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. При изучении природных явлений необходимо обращать внимание детей на многие признаки различных времен года, учить прослеживать связь между ними, а воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

В нашем городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. 

Цель:

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.

Задачи проекта:

1.Развивать познавательную активность детей в процессе систематизации представлений детей об осени, овощах, фруктах, грибах и хлебе.

2. Продолжать учить детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

3.Продолжать знакомить детей с лесом, рекой, как с экосистемой, систематизировать представления об изменениях, происходящих осенью.

4. Формировать знания о пользе витаминов, их значение для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.

5.Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе, умение отображать полученные знания в художественно – творческой деятельности.

7.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

8. Сформировать активность и заинтересованность родителей в педагогическом процессе.

Тип и вид проекта: творческий, групповой, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатель, дети 5-6 лет, родители.

Срок реализации: 2 недели.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение  представлений об осени, как времени года (сезонные изменения в природе,  признаки осени, ее дары).

2.Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.

3. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

4.Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам природы.

5. Формирование целостного представления у детей о процессе выращивания хлеба и профессиях людей,

формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;

формирование у детей ответственного отношения к природе как к основе экологических условий жизни;

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Деятельность по реализации проекта

Подготовительный

(обсуждение цели и задач с участниками проекта; изучение соответствующей литературы по теме проекта; сбор сведений о времени года осень)

1. Планирование проекта.

2. Определение темы проекта, задач.

3. Подбор методической литературы по теме.

4. Подбор и изготовление дидактического материала, наглядных пособий.

НОД «Уж небо осенью дышало»

Рассматривание изображений об осени на иллюстрациях, в книгах и журналах.

Отгадывание загадок об осени.

Основной этап - практический

Интеграция НОД.

Художественно - эстетическое развитие.

Рисование:  «Осенняя береза», «Ветка рябины» (техника пальчикового  рисования).

Лепка:  «Натюрморт из овощей и фруктов».

Познавательное развитие.

«Уж небо осенью дышало»

 «Откуда хлеб пришел».

Речевое развитие:

Пересказ «Грибы» В.Катаев.

Составление описательных рассказов о осени и ее дарах.

Совместная деятельность

Рассматривание сюжетных картинок». Составление рассказа « Осень в моем городе»

Беседы:

«Труд в природе осенью»

«Погода и здоровье»

«Краски осени»

«Осень в лесу»

«Осень в городе»

«Подарки осени»

«Почему нельзя употреблять немытые овощи и фрукты?»

«За грибами в лес пойдем»

«Почему исчезли насекомые?»

«Осень на реке»

Чтение художественной литературы.

Чтение:

Н. Сладков « Осень под водой».

Познавательный рассказ «Рост растений осенью».

В. Шульжика «Листопад».

З. Федоровская « Осень на опушке краски разводила».

К.Ушинский «Осень».

Н. Нищева «Осень».

П. Воронко « Ветер».

Чтение рассказа  «Осень в лесу» (по А.Шаховской).

Даль «Война грибов с ягодами».

Я. Тайц «Грибы».

Е. Трутнева «Осень» - заучивание

А. Толстой «Осень».

Социально – коммуникативное развитие

Игровая деятельность.

Дидактические игры:

« Нарисуй столько же» по теме «В осеннем лесу»

«С какого дерева листок»

«Что бывает осенью»

« Раздели на группы»

 « Закончи предложение» по теме «Осень в лесу»

« Закончи предложение» по теме «Осень в поле»

« Когда это бывает»

 «Скажи со словом «осенний»

«Лето или осень?» (игра с мячом)

«Поезд полезных продуктов»

«Ящик ощущений»  (развивать умение определять овощи и фрукты на ощупь)

«Вершки и корешки»

«Съедобные – ядовитые грибы»

«Отгадай по описанию» (овощи, фрукты и грибы)

 «Составь предложение»

«Сосчитай урожай»  (упражнять в пересчете предметов в пределах первого десятка)

Сюжетно ролевые игры:

Магазин «Овощи и фрукты».

«Семья» сюжет «На осенней прогулке».

«Семья» сюжет «Работаем на огороде».

«Библиотека» сюжет «Готовим выставку книг о лесе».

Кукольный театр «Осенний листок»

Наблюдение.

Наблюдение за осенними явлениями.

Наблюдение за листопадом.

Наблюдение  за  дождем.

Сравнение осеннего дождя  с летним.

Наблюдение: ветер осенью.

Растения осенью.

«Небо осенью»

Наблюдение за трудом  взрослых. Подготовка цветника к зиме.

Погода и одежда прохожих.

Наблюдения за продолжительностью светового дня.

Наблюдение за деревьями на участке детского сада.

Экскурсия на огород и в сад.

Целевая прогулка «Осень на участке детского сада».

Трудовая деятельность.

Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Совместно с родителями изготовление поделки из овощей и природного материала.

Уборка опавшей листвы на участке своей группы.

Сбор природного материала для поделок.

Художественно – эстетическое развитие.

Рассматривание:

Рассматривание репродукции картины И.Бродского «Опавшие листья».

Фото, репродукций, иллюстраций, муляжей, натуральных овощей (фруктов), грибов.

Сравнение овощей /фруктов/(по форме, размеру, длине, вкусу).

Загадки о фруктах и овощах, грибах

Разучивание примет и поговорок об осени.

Составление из опавших листьев на асфальте узора.

Рисование:

«Осенний пейзаж»

«Осенний лес» (техника предложенная педагогом на выбор  детей: рисование мелом на асфальте, палочкой на мокром песке, на земле).

Рисование на асфальте «Листопад».

«Осень на реке» рисование по сырому.

Работа с раскрасками.

Работа с трафаретами и шаблонами.

Музыка.

Разучивание песен:

«Наступила после лета осень», сл. и муз. О.Осиповой

Музыкальные игры:

«Что ты осень принесла?»

«Собираем урожай».

Физическое развитие.

Подвижные игры:

«Медведь и пчелы».

«Кто скорее соберет».

Русская народная игра «Волк».

Игра малой подвижности «Здравствуй, золотая осень».

«Бездомный заяц».

«Гуси – лебеди».

Итоговый

Беседа, подведение итогов.

Работа с родителями:

1. Выставка поделок «Краски осени».

4. Сбор природного материала (листья, желуди, веточки, шишки и т.п.)

5. Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы и заучивании стихотворений об осени.

7.Рекомендовать экскурсию с детьми в городской парк (лес)

9. Консультации «Витамины в саду и на грядке», «Одежда детей для прогулок осенью».

11. Рекомендации по рассматриванию картин русских и зарубежных художников об осени.

Анализ проделанной работы:

В сентябре 2023  года была проведена работа по  проекту «Уж небо осенью дышало» с детьми дошкольного возраста 5-6 лет.

Вид проекта был представлен как  творческий.

Продолжительность проекта две недели.

Участниками  проекта стали  дети 5-6 лет, воспитатель, родители.

В процессе работы над данным проектом  были проведены беседы с детьми:  «Труд в природе осенью», «Погода и здоровье», «Краски осени»,

«Осень в лесу», «Осень в городе», «Подарки осени», «Почему нельзя употреблять немытые овощи и фрукты?», «За грибами в лес пойдем»

«Почему исчезли насекомые?», «Осень на реке» с целью расширить представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов, раскрыть новое понятие «листопад»  на основе обогащения представлений о ближайшем окружении расширять и активизировать словарный запас детей, формировать умение обращать   внимание на изменения, произошедшие в природе.

Непосредственная образовательная деятельность  по выбранной теме проводилась  в игровой форме, что позволило продолжать формировать у детей доброе отношение к окружающему миру, развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, воспитывать культуру поведения, развивать желание делать поделки совместно со взрослыми, используя природный материал.

В группе ДОУ был проведен конкурс поделок  из природного материала: «Краски Осени», где наши дети и родители приняли активное участие.

Участие детей в этом проекте позволило познакомить их с представлением об осени - как времени года, её характерных признаках, продолжить работу над развитием  творческих способностей, поисковой деятельности, связной  речи; развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Дети знают и называют:

- большое количество овощей, фруктов и осенних даров;

- осенние  приметы и явления:

- пословицы, поговорки об осени;

В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой деятельности наряды и атрибуты.

Итогом проекта стал осенний праздник: « Приключение в королевстве  овощей», где дети показали свои знания и умения, полученные во время проведения проекта.

Родители так же проявляли интерес к проекту.  У них появилось  желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.

Таким образом нам удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта, с интересом знакомились с предложенным информационным материалом.

Список литературы.

1.  Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.

2. А.А. Вахрушева, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. «Здравствуй мир!» Окружающий мир для дошольников – М.:» Баласс» 1999

3. Д. Колдина«Лепка и аппликация  с детьми 5-6 лет». Изд. Мозаика синтез 2012 г.

4. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 6 – 7 лет» Изд. Мозаика синтез 2012 г.

5. О. А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме « Осень» 1 и 2 части. ООО Издательство Скрипторий 3003», 2006г.

6. О. Соломенникова. «Ознакомление дошкольников с природой» Подготовительная к школе группа» М: Просвещение 2015 г.

7.Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Осень. Стихотворение А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало".

Презентация на стихи А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало..." с использованием музыки А.Вивальди.Образовательные области: познание (Формирование целостной картины мира),  чтение художественно...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА сентябрь 2021год. . Тема: « Осень: уж небо осенью дышало» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ С ДЕТЬМИ  РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ « Радуга».  МБДОУ №14 « Ласточка» ( 5 - 7 ЛЕТ) ПО ТЕМЕ «...

"Уж небо осенью дышало..." познавательный проект в группе для детей с общим недоразвитием речи

Цель проекта: Развивать познавательный интерес к природе и животному миру, к тем изменениям, которые происходят в природе осенью.Задачи: Закрепление знаний детей о временах года. Систематизация и обоб...

Краткосрочный экологический проект: "Уж небо осенью дышало..."

В данной методической разработке рассматривается работа с детьми средней группы в рамках краткосрочного экологического проекта: "Уж небо осенью дышало...". Более подробно рассказывается о ди...

Экологический проект " Уж небо осенью дышало"

Актуальность: Осень — одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. При изучен...

Проект по теме «Уж небо осенью дышало»

Средней продолжительности проект...