Краткосрочный экологический проект: "Уж небо осенью дышало..."
проект по окружающему миру (средняя группа)
В данной методической разработке рассматривается работа с детьми средней группы в рамках краткосрочного экологического проекта: "Уж небо осенью дышало...". Более подробно рассказывается о дидактической игре-пособии "Сезонное дерево" и образовательной деятельности "Тучи по небу бежали...".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Уж небо осенью дышало..." | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 10 города Сызрани
городского округа Сызрань Самарской области
Выступление на методическом объединении
СП «Детский сад №17» ГБОУ СОШ №10 г. Сызрани
по теме: «Краткосрочный экологический проект
«Уж небо осенью дышало...» в средней группе №2»
Подготовила: воспитатель
СП «Детский сад №17»
ГБОУ СОШ №10 г.Сызрани
Кротова Наталья Леонидовна
2019 г.
Выявление проблемы: Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом еще недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности «Уж небо осенью дышало...». Метод проектов дает возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как она проходит через различные виды детской деятельности.
Цель проекта: формирование основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: возможно ли отобразить осенние изменения и явления природы средствами изобразительной деятельности.
Задачи: - конкретизировать представления об осенних изменениях в живой и неживой природе
- формировать познавательный интерес к окружающему природному миру, умение наблюдать, сравнивать, замечать его красоту и разнообразие
- развивать речевую активность и расширять словарный запас
- способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании композиций и рисунков
- прививать бережное и заботливое отношение к родной природе
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Тип проекта: краткосрочный (1 день -октябрь).
Планируемые результаты проекта:
- систематизация представлений детей об осенних изменениях в природе
- проявление познавательного интереса детей и желания заботиться об окружающей природе
- развитие речевой активности, пополнение словарного запаса
- проявление творчества в создании композиций и рисунков
Продукт проектной деятельности:
- композиция «Тучи по небу бежали...»
Подготовка проекта:
Деятельность педагога:
- Изучение методической литературы по теме
- Определение цели и задачей проекта
- Наблюдение за воспитанниками
- Подбор игр, литературы, иллюстраций, картин, игрушек
- Пополнение игровых уголков атрибутами
- Организация разных видов деятельности детей
Деятельность детей:
- Самостоятельная деятельность детей с разнообразными предметами по теме проекта
- Рассматривание иллюстраций, картин по теме «Осень»
- Просмотр мультфильмов, фотографий о природе
Деятельность родителей:
- Прогулки, наблюдение, беседы с детьми о сезонных изменениях в природе
- Чтение художественной литературы
Реализация проекта:
Утро:
- Беседа: «Витамины осени»
- Рассматривание альбома-гербария «Лиственные деревья осенью»
- Дидактическая игра «Сезонное дерево»
- НОД «Тучи по небу бежали...»
- Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет»
Прогулка:
- Наблюдение за сезонными изменениями в живой и неживой природе
- Словесная игра : «С какого дерева лист»
- Игровое упражнение: «Посчитай листики»
- Игра-этюд: «Листопад»
- Сбор природного материала
- Подвижные игры: «Перелет птиц», «У медведя во бору»
Вечер:
- Вечер поэзии: «Осенние листья по ветру кружат...»
- Игровая ситуация «Что дерево рассказывает о себе»
- Прослушивание музыкального произведения Чайковского «Осенняя песня из цикла «Времена года», с просмотром иллюстраций «Осенние пейзажи»
- Артикуляционная гимнастика: «Осенние листочки на веточках сидят...»
- Просмотр мультипликационного фильма: «Мудрые советы тетушки Совы», серия «Осенние заботы»
Взаимодействие с родителями:
- Консультация «Прогулки по осеннему лесу»
- Папка-передвижка «Учите детей наблюдать»
- Подбор фотографий на осеннюю тематику
- Раскраски «Осень золотая»
- Изготовление поделок из природного материала
Более подробно расскажу о дидактической игре-пособии «Сезонное дерево» и образовательной деятельности «Тучи по небу бежали...».
Дидактическая игра-пособие «Сезонное дерево»
Задачи
-Конкретизировать представления детей о сезонных изменениях в природе
-Формировать умение составлять короткий рассказ о характерных признаках времен года с помощью наблюдения за лиственным деревом; за одеждой детей, соответствующей сезону; условных обозначений времен года
-Развивать умение различать большие и маленькие предметы, понятия «один», «много», цвета (зеленый, желтый, оранжевый, белый, коричневый)
-Развивать восприятие, внимание, мышление, память, речь; умение доводить начатое дело до конца
Материал и оборудование
Иллюстрации с изображением четырех сезонов; деревянная рамка; ствол лиственного дерева, большие зеленые, желтые и оранжевые листья, маленькие зеленые листья, маленькие цветы-кружочки, белые «кучки» снега, вырезанные из самоклеящейся пленки; «земля» для четырех времен года; картинки детей в сезонной одежде большие и маленькие; условные обозначения времен года большие и маленькие; по 3 картинки на каждое времемя года (по месяцам).
Правила игры
Воспитатель загадывает детям загадку о временах года:
- Гостьи к нам пришли: седая,
- А за нею — молодая,
- Третья ярко расцветает,
- А четвёртая рыдает. (Ответ: зима, весна, лето, осень).
Дети отгадывают загадку, а воспитатель показывает соответствующие иллюстрации, с изображением времен года, сопровождает свой показ рассказом о характерных признаках каждого сезона. Затем воспитатель загадывает загадки о каждом времени года по отдельности.
Укрыла землю одеялом,
Сковала реки крепким льдом
И окна нам разрисовала
Искристым белым серебром. (Зима)
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (Весна)
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно … (Лето)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я … (Осень)
После получения правильного ответа, воспитатель показывает детям круг с символом, который является условным обозначением данного времени года, объясняет его смысл, а затем последовательно раздает каждому ребенку по 3 картинки (по месяцам), относящиеся к этому сезону. Далее, в ходе беседы, уточняются характерные признаки времени года и как меняется погода в разные периоды данного сезона. Затем детям даются картинки детей в сезонной одежде и предлагается выбрать нужную картинку в соответствие с сезоном. В последующем, ребята сами выбирают время года, условное обозначение и картинки к нему; в ходе игры дети могут обмениваться заданиями.
Данная игра носит долгосрочный характер, т. к иллюстрация с изображением текущего сезона помещается в рамку и вывешивается в экологическом уголке, а рядом с ней приклеивается на стену ствол лиственного дерева с соответствующим сезонным признаком, а именно осенью — большие желтые и оранжевые листья, зимой - «кучки» снега, весной - маленькие зеленые листья и маленькие цветы-кружочки, летом — большие зеленые листья. К вышеперечисленному добавляется условное обозначение текущего сезона, «земля» и картинка ребенка в сезонной одежде. Таким образом, ребята последовательно наблюдают за сезонными изменениями в природе во время прогулок, экскурсий, за одеждой детей (взрослых) в разное время года, а свои впечатления отражают и закрепляют в «изображении» лиственного дерева на стене и с помощью картинок на столе. В ходе игры воспитатель обращает внимание детей на различение понятий «большой» и «маленький», «один» и «много», узнавание и называние цветов (зеленый, желтый, оранжевый, белый, коричневый), а также на умение составлять короткий рассказ о характерных признаках рассматриваемого времени года.
Фотоотчет для педагогов демонстрировался по ссылке: https://www.maam.ru/users/nata1277
НОД «Тучи по небу бежали...»
В ходе интегрированного занятия решались следующие задачи: познакомить ребят с техникой аппликативной мозаики - разрезать узкие полоски синего, фиолетового, коричневого и черного цвета на кусочки квадратной формы и наклеивать их на края друг друга в пределах вырезанных контуров — дождевой тучи и капель, а также — в свободном порядке, на заранее вырезанные цветные контуры зонтов; конкретизировать представления детей об осенних природных явлениях, изменениях в одежде людей, поведении животных и птиц; создать условия для выполнения общей работы, формировать самостоятельность, аккуратность, интерес к художественному экспериментированию и конструированию выразительного цветового образа.
Всем ребятам очень понравилось стихотворение Л. Преображенской «Осени приметы», чтение которого сопровождалось показом осенних пейзажей на экране через проектор, а в игре-этюде «Дождь по улице идет» дети побывали в роли тучек, капелек и осенних листочков, послушали шум ветра, сильного и слабого моросящего дождя. Интересные рассказы о поведении зверей и птиц в осенний период года узнали от белочки, ежика и птички, пришедших к ребятам с осенними дарами, а пальчиковая гимнастика «Тучка песенку поет» помогла развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Разгадывая загадки об осенних явлениях природы, дети постепенно погрузились в атмосферу пасмурного и дождливого осеннего ненастья, а после последовательного и детального показа воспитателем способов аппликативного изображения, принялись за работу. Сначала ребята вырезали квадраты разных цветов из заранее приготовленных полосок, а затем стали постепенно приклеивать их на картонные основы: «Тучка», «Капли», «Зонты».
Выставка готовой коллективной работы вызвала восторг у всех участников мероприятия, каждый воспитанник искал и находил свой «приклеенный квадратик» и гордился личным вкладом в общее дело.
Фотоотчет для педагогов демонстрировался по ссылке: http://school10.minobr63.ru/?page_id=5927
Таким образом, наша гипотеза о возможности отображения осенних изменений и явлений природы средствами изобразительной деятельности подтвердилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Осень. Стихотворение А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало".
Презентация на стихи А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало..." с использованием музыки А.Вивальди.Образовательные области: познание (Формирование целостной картины мира), чтение художественно...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА сентябрь 2021год. . Тема: « Осень: уж небо осенью дышало» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ « Радуга». МБДОУ №14 « Ласточка» ( 5 - 7 ЛЕТ) ПО ТЕМЕ «...
"Уж небо осенью дышало..." познавательный проект в группе для детей с общим недоразвитием речи
Цель проекта: Развивать познавательный интерес к природе и животному миру, к тем изменениям, которые происходят в природе осенью.Задачи: Закрепление знаний детей о временах года. Систематизация и обоб...
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Уж небо осенью дышало..."
Непосредственно-образовательная деятельность по экологии в подготовительной группе "Уж небо осенью дышало..."...
Экологический проект " Уж небо осенью дышало"
Актуальность: Осень — одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. При изучен...
Проект по теме «Уж небо осенью дышало»
Средней продолжительности проект...
Проект«Уж небо осенью дышало»
Продолжать учить детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой....