Краткосрочный экологический проект: "Уж небо осенью дышало..."
проект по окружающему миру (средняя группа)

В данной методической разработке рассматривается работа с детьми средней группы в рамках краткосрочного экологического проекта: "Уж небо осенью дышало...". Более подробно рассказывается о дидактической игре-пособии  "Сезонное дерево" и образовательной деятельности "Тучи по небу бежали...".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект "Уж небо осенью дышало..."42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 10 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

Выступление на методическом объединении

СП «Детский сад №17» ГБОУ СОШ №10 г. Сызрани

по теме: «Краткосрочный экологический проект

«Уж небо осенью дышало...»  в средней группе №2»

Подготовила: воспитатель

СП «Детский сад №17»

ГБОУ СОШ №10 г.Сызрани

Кротова Наталья Леонидовна

                       

2019 г.

                                                             

Выявление проблемы: Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом еще недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности «Уж небо осенью дышало...». Метод проектов дает возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как она проходит через различные виды детской деятельности.

Цель проекта: формирование основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.

Гипотеза: возможно ли отобразить осенние изменения и явления природы средствами  изобразительной деятельности.

Задачи: - конкретизировать представления об осенних изменениях в живой и неживой природе

- формировать познавательный интерес к окружающему природному миру, умение наблюдать, сравнивать, замечать его красоту и разнообразие

- развивать речевую активность и расширять словарный запас

- способствовать творческому выражению своих впечатлений в создании композиций и рисунков

- прививать бережное и заботливое отношение к родной природе

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Тип проекта: краткосрочный (1 день -октябрь).

Планируемые результаты проекта:

  • систематизация представлений детей об осенних изменениях в природе
  • проявление познавательного интереса детей и желания заботиться об окружающей природе
  • развитие речевой активности, пополнение словарного запаса
  • проявление творчества в создании композиций и рисунков

Продукт проектной деятельности:

  • композиция «Тучи по небу бежали...»

Подготовка проекта:

Деятельность педагога:

  • Изучение методической литературы по теме
  • Определение цели и задачей проекта
  • Наблюдение за воспитанниками
  • Подбор игр, литературы, иллюстраций, картин, игрушек
  • Пополнение игровых уголков атрибутами
  • Организация разных видов деятельности  детей

Деятельность детей:

  • Самостоятельная деятельность детей с разнообразными предметами по теме проекта
  • Рассматривание иллюстраций, картин по теме «Осень»
  • Просмотр мультфильмов, фотографий о природе

Деятельность родителей:

  • Прогулки, наблюдение, беседы с детьми о сезонных изменениях в природе
  • Чтение художественной литературы

Реализация проекта:

Утро:

  • Беседа: «Витамины осени»
  • Рассматривание альбома-гербария «Лиственные деревья осенью»
  • Дидактическая игра «Сезонное дерево»
  • НОД «Тучи по небу бежали...»
  • Пальчиковая гимнастика: «Осенний букет»

Прогулка:

  • Наблюдение за сезонными изменениями в живой и неживой природе
  • Словесная игра : «С какого дерева лист»
  • Игровое упражнение: «Посчитай листики»
  • Игра-этюд: «Листопад»
  • Сбор природного материала
  • Подвижные игры: «Перелет птиц», «У медведя во бору»

Вечер:

  • Вечер поэзии: «Осенние листья по ветру кружат...»
  • Игровая ситуация «Что дерево рассказывает о себе»
  • Прослушивание музыкального произведения Чайковского «Осенняя песня  из цикла «Времена года», с просмотром иллюстраций «Осенние пейзажи»
  • Артикуляционная гимнастика: «Осенние листочки на веточках сидят...»
  • Просмотр мультипликационного фильма: «Мудрые советы тетушки Совы», серия  «Осенние заботы»

Взаимодействие с родителями:

  • Консультация «Прогулки по осеннему лесу»
  • Папка-передвижка «Учите детей наблюдать»
  • Подбор фотографий на осеннюю тематику
  • Раскраски «Осень золотая»
  • Изготовление поделок из природного материала

 

    Более подробно расскажу о дидактической игре-пособии «Сезонное дерево» и образовательной деятельности «Тучи по небу бежали...».

Дидактическая игра-пособие «Сезонное дерево»

Задачи

-Конкретизировать представления детей о сезонных изменениях в природе

-Формировать умение составлять короткий рассказ о характерных признаках времен года с помощью наблюдения за лиственным деревом; за одеждой детей, соответствующей сезону; условных обозначений времен года

-Развивать умение различать большие и маленькие предметы, понятия «один», «много», цвета (зеленый, желтый, оранжевый, белый, коричневый)

-Развивать восприятие, внимание, мышление, память, речь; умение доводить начатое дело до конца

Материал и оборудование

     Иллюстрации с изображением четырех сезонов; деревянная рамка; ствол лиственного дерева, большие зеленые,  желтые и оранжевые листья, маленькие зеленые листья, маленькие цветы-кружочки, белые «кучки» снега, вырезанные из самоклеящейся пленки; «земля» для четырех времен года; картинки детей в сезонной одежде большие и маленькие; условные обозначения времен года большие и маленькие; по 3 картинки на каждое времемя года (по месяцам).

Правила игры

     Воспитатель загадывает детям загадку о временах года:      

  • Гостьи к нам пришли: седая,
  • А за нею — молодая,
  • Третья ярко расцветает,
  • А четвёртая рыдает. (Ответ: зима, весна, лето, осень).

  Дети отгадывают загадку, а воспитатель показывает  соответствующие иллюстрации, с изображением времен года, сопровождает свой показ рассказом о характерных признаках каждого сезона. Затем воспитатель загадывает загадки о каждом времени года по отдельности.

Укрыла землю одеялом,
Сковала реки крепким льдом
И окна нам разрисовала
Искристым белым серебром. (Зима)  

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (Весна)

Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно …  (Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я …  (Осень)

     После получения правильного ответа, воспитатель показывает детям круг с символом, который является условным обозначением данного времени года, объясняет его смысл, а затем последовательно раздает каждому ребенку по 3 картинки (по месяцам), относящиеся к этому сезону. Далее, в ходе беседы, уточняются характерные признаки времени года и как меняется погода в разные периоды данного сезона. Затем детям даются  картинки детей в сезонной одежде и предлагается выбрать нужную картинку в соответствие с сезоном. В последующем, ребята сами выбирают время года, условное обозначение и картинки к нему; в ходе игры дети могут обмениваться заданиями.

     Данная игра носит долгосрочный характер, т. к иллюстрация с изображением текущего сезона помещается в рамку и вывешивается в экологическом уголке, а рядом с ней приклеивается на стену ствол лиственного дерева с соответствующим сезонным признаком, а именно осенью — большие желтые и оранжевые листья, зимой - «кучки» снега, весной -  маленькие зеленые листья и маленькие цветы-кружочки, летом — большие зеленые листья. К вышеперечисленному добавляется условное обозначение текущего сезона, «земля» и картинка ребенка в сезонной одежде. Таким образом, ребята последовательно наблюдают за сезонными изменениями в природе во время прогулок, экскурсий, за одеждой детей (взрослых) в разное время года, а свои впечатления отражают и закрепляют в «изображении» лиственного дерева на стене и  с помощью картинок на столе. В ходе игры воспитатель обращает внимание детей на  различение понятий «большой» и «маленький», «один» и «много», узнавание и называние цветов (зеленый, желтый, оранжевый, белый, коричневый), а также на умение составлять короткий рассказ о характерных признаках рассматриваемого времени года.

Фотоотчет для педагогов демонстрировался по ссылке: https://www.maam.ru/users/nata1277

НОД «Тучи по небу бежали...»

    В ходе интегрированного  занятия решались следующие задачи: познакомить ребят с техникой аппликативной мозаики - разрезать узкие полоски синего, фиолетового, коричневого и черного цвета на кусочки квадратной формы и наклеивать их на края друг друга в пределах вырезанных контуров — дождевой тучи и капель, а также — в свободном порядке, на заранее вырезанные цветные контуры зонтов; конкретизировать представления детей об осенних природных явлениях, изменениях в одежде людей, поведении животных и птиц; создать условия для выполнения общей работы, формировать самостоятельность, аккуратность, интерес к художественному экспериментированию и конструированию выразительного цветового образа.

   Всем ребятам очень понравилось стихотворение Л. Преображенской «Осени приметы», чтение которого сопровождалось показом осенних пейзажей на экране через проектор, а в игре-этюде «Дождь по улице идет» дети побывали в роли тучек, капелек и осенних листочков, послушали шум ветра, сильного и слабого моросящего дождя. Интересные рассказы о поведении зверей и птиц в осенний период года узнали от белочки, ежика и птички, пришедших к ребятам с осенними дарами, а пальчиковая гимнастика «Тучка песенку поет» помогла развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

 Разгадывая загадки об осенних явлениях природы, дети постепенно погрузились в атмосферу пасмурного и дождливого осеннего ненастья, а после последовательного и детального показа воспитателем способов аппликативного изображения, принялись за работу. Сначала ребята вырезали квадраты разных цветов из заранее приготовленных полосок, а затем стали постепенно приклеивать их на картонные основы: «Тучка», «Капли», «Зонты».

    Выставка готовой коллективной  работы вызвала восторг у всех участников мероприятия, каждый воспитанник искал и находил свой «приклеенный квадратик» и гордился личным вкладом в общее дело.

Фотоотчет для педагогов демонстрировался по ссылке: http://school10.minobr63.ru/?page_id=5927

   Таким образом, наша гипотеза о возможности отображения осенних изменений и явлений природы средствами  изобразительной деятельности подтвердилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Осень. Стихотворение А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало".

Презентация на стихи А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало..." с использованием музыки А.Вивальди.Образовательные области: познание (Формирование целостной картины мира),  чтение художественно...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА сентябрь 2021год. . Тема: « Осень: уж небо осенью дышало» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ С ДЕТЬМИ  РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ « Радуга».  МБДОУ №14 « Ласточка» ( 5 - 7 ЛЕТ) ПО ТЕМЕ «...

"Уж небо осенью дышало..." познавательный проект в группе для детей с общим недоразвитием речи

Цель проекта: Развивать познавательный интерес к природе и животному миру, к тем изменениям, которые происходят в природе осенью.Задачи: Закрепление знаний детей о временах года. Систематизация и обоб...

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Уж небо осенью дышало..."

Непосредственно-образовательная деятельность по экологии в подготовительной группе "Уж небо осенью дышало..."...

Экологический проект " Уж небо осенью дышало"

Актуальность: Осень — одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. При изучен...

Проект по теме «Уж небо осенью дышало»

Средней продолжительности проект...

Проект«Уж небо осенью дышало»

Продолжать учить детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой....