Проект "Лаборатория почемучек"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Задачи проекта:
1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
2.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
4.Развивать наблюдательность;
5.Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
6.Воспитывать такие качества как эмпатия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_2024.docx | 46.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный конкурс профессионального мастерства педагогических работников дошкольного образования
«Методическая разработка – 2024»
ПРОЕКТ
Тема: «Лаборатория Почемучкина»
Автор: Крысенко Ольга Сергеевна
Воспитатель МКДОУ «Детский сад № 14»
Увельский муниципальный район
п. Нагорный
2024 год.
Актуальность
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию.
Целевая группа: дети подготовительной к школе группы, родители, педагоги.
Проблема: Кто такие исследователи?
Тип проекта: краткосрочный (20.11.2023 г.-27.11.2023 г.)
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта:
1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
2.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
4.Развивать наблюдательность;
5.Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
6.Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Ожидаемые результаты:
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
Этапы работы над проектом:
Работа по данной теме состоит из трех этапов:
1. Организационно - подготовительный
2. Основной – практический
3. Заключительный (аналитический)
1 этап: - Организационно - подготовительный:
Мотивация детей.
Определение цели и задач проекта.
Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
Разработка комплексно - тематического плана работы.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;
2 этап: Основной – практический:
Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности.
Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.
Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.
3 этап: Заключительный (аналитический):
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.
Перспективный план:
Организационно - подготовительный: | |
Форма работы | Форма отчета |
Сбор анализ информации, работа с методической литературой, изучение интернет ресурсов | Список используемой литературы |
Консультации для родителей | Информация в уголок родителей |
Консультация для педагогов. «Кто такие исследователи?» | Выступление на педагогическом часе. |
Основной – практический | |
Сроки | Совместная деятельность |
20.11.2023г. | Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси». |
21.11.2023г. | Вода имеет свойства окрашивание |
22.11.2023г. | Эксперимент с капустой |
23.11.2023г. | раскрашивание полученного результата |
24, 25,26.11.2023г. | Домашнее задание |
Заключительный (аналитический) | |
27.11.2023г. | Анализ результатов проекта. Презентация для родителей и педагогов. |
Ресурсное обеспечение проекта:
Методические ресурсы:
1. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
3. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).
4. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).
5. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»)
https://kuv-roshds10.edumsko.ru/folders/post/2750831
Материально-технические:
Пищевые красители, уксус, яйца, банки, капуста, клеенка, ложка, презентация, интернет ресурсы.
Работа с родителями
Консультации:
-«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,
- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,
-«Научите ребенка любить живую природу»,
-«Значение экспериментальной деятельности для детей»,
-«Экспериментируем дома».
-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ (подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).
-Наглядная информация (подборка иллюстраций, картин; сбор информации;
Таким образом, Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где, и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Перспективы дальнейшего развития:
Я считаю, что мой опыт будет интересен и полезен педагогам в работе в процессе обучения детей дошкольного возраста, в процессе ознакомления с окружающей действительностью, где дети воспринимают и чувственно познают мир, двигаются, размышляют и фантазируют, находят решения проблем и выход из различных ситуаций. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста. Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения.
Проект может быть:
- формой реализации тематической недели.
- разработан воспитателем для своей возрастной группы или это может быть детско-родительский проект.
- средством привлечения внимания дошкольников, выполнению заданий и получению конечного результата деятельности ребят.
- использован в организации работы по теме самообразования, что позволит воспитателю структурировать работу и использовать его в свободной деятельности.
Приложение 1
Конспект занятия
по опытно – экспериментальной деятельности
в подготовительной группе
Тема: «Волшебница вода»
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная, восприятие художественной литературы.
Цели:
- Закрепить представления о свойствах воды;
- Познакомить с круговоротом воды в природе, с разнообразными видами агрегатного состояния воды (жидкое, твёрдое, газообразное).
- Развивать способность анализировать, делать выводы и умозаключения;
- Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;
- Воспитывать инициативность, самостоятельность.
Планируемые результаты:
Проявляет любознательность, активно участвует в экспериментальной деятельности, способен устанавливать причинно – следственные связи, стремится к самостоятельному познанию и размышлению, имеет элементарные представления из области живой и неживой природы, проявляет заботу об окружающей среде.
Предварительная работа:
Наблюдения в природе (агрегатное состояние воды) .
Отгадывание загадок о природе, воде.
Чтение стихотворений: «Дождь» А Барто, «Пар»Н. Михайловой, «Лёд»Г. Ладонщикова.
М/подвижные игры познавательного характера: «Ручеёк», «Мы- капельки», «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь, воздух».
Беседы: «Кому нужна вода», «Значение воды в жизни всего живого», «Источники загрязнения воды. Меры охраны»
Опыты с водой.
Материалы:
• Разрезные картинки (составление коротких, описательных рассказов)
• Аудиокассета «Шум моря».
• Полоски синего цвета: длинные и широкие; короткие и узкие (моделирование водной системы) .
• Схема «Круговорот воды в природе»(работа со схемами) .
• Экологические знаки «Береги воду»(работа со схемами)
• Ёмкости с водой, колбы, лёд, термос с горячей водой (опытно-исследовательская работа) .
• Карточки для фиксирования опытов, карандаши.
• Схемы «маленькие человечки».
Организационный момент.
Воспитатель: – Здравствуйте, ребята.
(звуки природы)
- Воспитатель: Ребята что вы слышите?
Дети: шум воды.
Воспитатель: Правильно, вы услышали шум воды.
-Говорят она везде!
В луже, в море, океане,
В водопроводном кране.
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить.
Воспитатель:- Вы хотите узнать много интересного о воде (да). Тогда отправляемся в волшебное путешествие.
(волшебное превращение)
Воспитатель: -Я Учёный -Водичкин, а вы весёлые капельки. Наше путешествие непростое. Чтобы узнать много интересного о воде, о пользе воды для природы, надо пройти через препятствия. Вы готовы? Отправляемся в путешествие.
Наша первая станция «Для чего нужна вода? »
Воспитатель: -Капельки, а для чего нам нужна вода?
Дети: Чтобы пить, купаться, стирать, готовить еду .
Воспитатель:-Я принесла вам картинки, посмотрите и скажите, зачем нужна вода живым объектам, изображённым на ваших картинках
Дети: Вода нужна растениям, животным, человеку.
Воспитатель: -А вы сегодня пользовались водой?
Дети: Мы мыли руки, чистили зубы, пили чай .
Водичкин доволен ответами капелек, молодцы.
Беседа «Какая бывает вода»
Воспитатель:- Капельки как вы думаете, какая бывает вода?
Дети: Вода бывает газированная, минеральная, горячая, холодная, морская, океаническая, речная, родниковая, болотная .
Воспитатель:- А вы в море купались?
Дети: Да, купались.
Воспитатель:- Какая вода на вкус в море.
Дети: Вода в море солёная.
Воспитатель: -Её можно пить? (нельзя)
Воспитатель е будешь болеть.
-Морская вода это «хорошо» или «плохо»
(элементы ТРИЗ)
Хорошо- лечебная, плохо- нельзя пить;
Хорошо - можно купаться, плохо - нельзя варить суп;
Хорошо - приятно смотреть, плохо - когда штормит .
Воспитатель: -Наше интересное путешествие продолжается.
Следующая станция находится за болотом, надо пройти так, чтобы не намочить ноги- по кочкам.
По болоту мы идём,
С кочки на кочку, с кочки на кочку
И в воду не упадём.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
Вот и добрались.
Вторая станция «Чтобы было, если ….»
Воспитатель: -Капельки, представьте себе, что на земле не осталось ни одной капли воды. Вода исчезла. - Что будет?
-Если бы вся вода была грязной?
Дети: В реках рыбы умрут, люди не смогут пить воду, готовить еду, растения не будут расти.
Воспитатель:- Без воды жизни на земле не будет, всё живое погибнет. Надо беречь воду. А что для этого нужно делать?
Дети: Не загрязнять реки, не бросать мусор, не оставлять открытым кран.
Д/игра «Угадай экологический знак».
Воспитатель: Давайте поиграем. Игра называется «Угадай знак». У меня есть знаки, что они обозначают, я не знаю. Вы мне поможете? Молодцы.
«Где живёт вода? »
Воспитатель:-Капельки, кто знает, что это?(показывает глобус)
Дети: Это глобус.
Воспитатель: -Глобус –это маленький макет земли.
- Каким цветом изображена вода на глобусе? (синим).
- Много воды на нашей планете?(воды очень много).
- А где же живёт вода?
Дети: В море, океане, ручейках, в озере, в реке.
Воспитатель:- Вы сказали, что вода живёт и в реке.
- Как образуется большая река?
Дети: Из множество маленьких ручейков и речек.
Воспитатель: -Давайте вместе сделаем большую реку. Вы маленькие капельки, живёте в маленьких ручейках. Маленькие ручейки все стекаются в большую реку. А большие реки впадают в море.
Физкультминутка
Воспитатель: -Хотите поиграть и поплавать в своих ручейках?
Друг за другом, друг за другом,
Ручейки бегут, бегут.
Прямо в речку попадут.
А из речки сразу в море,
Огромное, большое.
Мы плывём, плывём по морю,
Тихо плещется вода.
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда.
Мы плывём, плывём по морю,
Тихо плещется вода.
Вот и приплыли на следующую станцию.
Третья станция «Круговорот воды в природе»
(сказка о маленьких капельках)
Воспитатель: -А вы знаете, как капельки воды попадают в реку? Капельки воды в природе движутся по кругу.
(показ схемы «Круговорот воды в природе»).
Про этих капелек хочу вам рассказать сказку.
- В речке жили маленькие капельки. Плыли капельки в реке, путешествовали. Вот выглянуло солнышко и начало пригревать. Капельки потянулись вверх к солнышку, превратились в пар, испарились и оказались на небе. А там было холодно, пар превратился в капельки. Собрались капельки все вместе и образовали тучку. Капелек было много, тучка не выдержала их тяжести, и уронила на землю. Опять они попали в речку. Капельки падали на землю в виде дождя, града, снега. И каждый раз эта история повторялась.
Воспитатель: -Чтобы было, если капельки не возвращались на землю.
Дети: На земле совсем не осталось бы воды.
(краткая беседа об услышанном).
Четвёртая станция «Опытническая»
-Путешествие продолжается. Чтобы дойти до следующей станции, нам надо перейти через мостик.
- По мосточку мы пройдём
И на станцию придём.
-Вот и дошли до станции.
-Это наша лаборатория, здесь проводят опыты с водой. Вы сегодня будете моими помощниками.
Опыт№1 «Какая вода»
В стаканчиках налита чистая вода.
Воспитатель: – Какая вода по цвету? (бесцветная)
- У чистой воды есть запах? (нет).
-Вода прозрачная или мутная (прозрачная) .
-Вода чистая или грязная (чистая) .
-Нальём воду в конусообразную колбу.
Вывод: Вода приняла форму колбы. Куда нальёшь, форму той ёмкости и принимает. (не имеет формы)
-Вода - жидкая, там живут жидкие человечки (показать человечка) .
Опыт№2 «Лёд – это тоже вода».
Потрогать лёд.
Воспитатель: Лёд какой (твёрдый).
Там живут твёрдые человечки. (показать человечка)
Опыт №3 «Пар –это тоже вода»
Воспитатель: (снимает крышка с чайника с горячей водой).
Кипячёная вода – идёт пар, вода испаряется.
Игра «Какие человечки»
- В паре живут газообразные человечки.
-Хотите поиграть с человечками. (да)
Игра «Вода, лёд, пар».
Понравилась вам игра? Молодцы, вы были очень внимательными.
Рефлексия
Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие.
-Вы хотите встретиться ещё с учёным Водичкиным? (да хотим)
-А почему вы хотите встретиться? Что вам понравилось?
Дети: (мне понравилось путешествовать, понравилось делать опыты, много узнали о воде, что надо беречь воду).
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Мы вместе много интересного узнали о воде, о том, что надо беречь и охранять водное богатство нашей земли.
Приложение 2
Рекомендации для родителей. Экспериментируем дома
Тема: «Лед – вода»
Покажите ребенку морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед в тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду. Побеседуйте с ребенком о временах года, четко противопоставляя зиму и лето, весну и осень. (Зима превращается в лето. Весна – это еще не лето, но и не зима. Весной бывает то холодно (как зимой), то тепло (как летом) – и осенью тоже. Весной все начинает таять – лед превращается в воду, снег тает и превращается в ручейки (в воду). Осенью же все начинает замерзать (лужи), вместо дождя – снег (замерзают облака). Зимой везде лед и снег, летом везде вода. Весной и осенью и лед, и вода.) Такую беседу желательно провести в начале и в конце зимы, добиваясь от ребенка четкого противопоставления лета и зимы, весны и осени.
Тема: «Твердое – жидкое»
При купании ребенка в ванной проведите эксперимент: пусть он резко ударит по воде ладошкой и ощутит, что вода может проявлять признаки твердости. Вода может стать твердой, когда замерзнет и превратится в лед. Вода может быть и твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая. Воду можно только потрогать и сказать, какая она: холодная или горячая.
Бросьте в ванну кусочек льда, пусть ребенок поиграет с ним. Обратите его внимание на то, что лед тает – кусочек становиться все меньше и меньше (лучше приготовить большой кусок льда – заморозить воду в кружке), лед твердый и превращается в воду.
Тема: «Жидкое – твердое»
Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина.
Пусть ребенок вместе с вами положит в морозильную камеру холодильника воду или компот, и проследить за превращением жидкости в лед (посмотреть через час, через два часа: не затвердела ли вода?). Затем пусть он растопит лед на плите в миске под вашим контролем, и несколько раз повторите: «Лед твердый – нагреваем – превращается в жидкую воду».
Тема: «Испарение»
Проведите опыт по испарению воды во время кипения: налейте немного воды во время кипения: налейте немного воды в кастрюлю и, когда вода закипит, понаблюдайте с ребенком за понижением уровня воды. Обратите внимание на три фазы кипения: начало (вода начинает нагреваться), промежуточная (появление маленьких пузырьков на дне) и последняя (бурное кипение).
Проведите опыт по испарению капельки одеколона (духов): капните немного на блюдце, понаблюдайте с ребенком за уменьшением объема капли. Предложите ребенку зарисовать фазы испарения: начало (исходная каплю), промежуточное состояние (капля заметно уменьшилась) и конечное (капля исчезла).
Тема: «Выпаривание соли»
Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).
Затем возьмите кастрюлю, вылейте в нее соленую воду из стакана и поставьте на огонь. Понаблюдайте за процессом испарения воды и образования соли. Предложите зарисовать процесс испарения воды: первая фаза (кастрюля с соленой водой), вторая фаза (кипение воды), третья фаза (кастрюля без воды, но с солью).
Тема: «Конденсация»
Проведите опыт по конденсации пара. Используйте для этого холодное стекло или небольшое зеркало (можно использовать черпак с холодной водой).
Налейте воду в кастрюлю, доведите воду до кипения и поставьте на небольшом расстоянии от кастрюли к испаряющейся воде холодное стекло или зеркало. Понаблюдайте, как на зеркале конденсируются капельки воды. Обсудите результат опыта. Обратите внимание на то, что пар – это газообразное состояние воды. Вода при нагревании испаряется, а пар, соприкасаясь с холодной поверхностью, охлаждается и превращается снова в воду.
Тема: «Свойства веществ»
Обратите внимание детей на различную форму, которую принимает вода в различных сосудах – в кастрюле, в стакане, в тарелке, половнике, в аквариуме и т.д.
Налейте воду в разные сосуды и поместите в морозильную камеру. После того как вода замерзнет, достаньте лед из каждого сосуда и покажите ребенку соответствие между формой льда и емкостью, в которой он был заморожен. Предложите ребенку зарисовать лед и сосуд, в котором он замерзал.
Тема: «Воздух и его свойства»
Дайте ребенку во время купания в ванной надувную игрушку или игрушку – свистульку с дырочкой. Погружайте игрушку в воду и наблюдайте за тем, как из них выходит воздух. Предложите ребенку зарисовать, как пузырьки воздуха выходят в воде из игрушки.
Тема: «Воздух вокруг нас»
Продемонстрируйте ребенку вентилятор: его лопасти заставляют воздух двигаться – создают ветер, ветер – это воздух, который движется, и мы его чувствуем. Воздух всегда вокруг нас, но он невидим.
Взяв стакан, спросите у ребенка, есть ли что-нибудь в стакане. Переверните стакан вверх дном. Снова спросите у ребенка, есть ли что-то в стакане. Затем опустите стакан в воду. Удерживая его в положении вверх дном. Потихоньку наклоняйте стакан, показывая, как из него выходит воздух. Обсудите с ребенком проведенные опыты.
Тема: «Два апельсина»
Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».
Тема: «Плавание тел»
Во время купания в ванной дайте ребенку несколько предметов, которые плавают и тонут в воде: ложку, камушек, карандаш, крышку от мыльницы. Карандаш не тонет, потому что он легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики. Пусть ребенок нагрузит кораблик-мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в воду. Перед купанием ребенка в ванной обратите его внимание на уровень воды перед погружением – можно отметить уровень воды кусочком пластилина; после погружения уровень воды поднимается.
Тема: «Секретное письмо»
Поиграйте с ребенком в сыщиков, которые нашли важные улики - таинственные послания. Напишите друг другу зашифрованные письма. Сделать это можно несколькими способами:
Вариант 1. Возьмите лист белой бумаги, обмакните тонкую кисточку в молоко и напишите послание. Написанное обязательно должно просохнуть! Затем подержите лист над паром или просушите его утюгом.
2. Выдавите лимонный сок. Это и будут ваши симпатические чернила. Возьмите лист белой бумаги, обмакните кисточку в сок и напишите вашу шифровку. Чтобы ее прочитать, необходимо слегка намазать йодом строчки.
Тема: Разный «характер» у яиц
Возьмите два яйца: сырое и вареное. Покрутите яйца (всем известен этот способ). Почему одно вращается быстро и хорошо? А другое не слушается и не хочет вращаться? Трудно рассказать ребенку о центре тяжести (не все взрослые это могут понять). Попробуйте объяснить, что в вареном яйце (оно твердое) есть постоянный центр тяжести (как точка, которая стоит на месте), а в сыром — жидкий белок и желток являются как бы тормозом вращения, потому что «точка» не стоит на месте, а двигается.
Тема: «Чистый лед»
Вам потребуется: обычная, сладкая и соленая вода.
Сообщите малышу о том, что лед в Северном Ледовитом океане пресный, хотя вода в нем соленая. Заранее заморозьте кубики с обычной, соленой и сладкой водой, расколите каждый кубик льда на половинки. Спросите у ребенка, как ему кажется, если заморозить сладкую или соленую воду, лед тоже будет соленым или сладким? Наверняка, ребенок скажет «да». И ошибется. Замерзая и превращаясь в лед, вода как бы изгоняет из растущего кристалла все примеси и чужеродные молекулы. Для убедительности дайте малышу лизнуть получившиеся ледышки. Таким образом, вода, замерзая, освобождается от солей и сахара.
Тема: «Снежные цветы»
Вам потребуется: соломинка, мыльный раствор.
В сильный мороз выйдите из дома и выдуйте мыльный пузырь. В тонкой пленке воды будут собираться «снежные цветы» и расти на ваших глазах.
Можно также показать ребенку, как образуется иней - в холодную погоду вынести на улицу чашку кипятка и прикрыть ее металлической пластиной (или простой крышкой от кастрюли). Осевшие на крышке капельки пара замерзнут и превратятся на морозе в иней.
Тема: «Куда делась вода?»
Все дети просто обожают мыться в ванне. Проведите такой опыт. Для этого ванну нужно наполнить водой. Но прежде надуйте воздушный шарик, завяжите его прочной веревочкой, именно 15 сантиметров длиной, второй конец которой привяжите к пробке, прикрывающей сливное отверстие. Пусть малыш сам откроет кран с водой. Теперь отвлекитесь, поиграйте с ребенком или почитайте ему. Через 20-30 минут посмотрите, набралась ли вода в ванну. Нет? Но ведь ребенок сам открыл кран и его никто не закрывал. Куда же делась вода?
Повторите этот опыт еще раз, но только не уходите на этот раз из ванны, а посмотрите, кто выпустил всю воду. Увидели? Теперь давайте разберемся, как это произошло.
Когда воды в ванне наберется достаточно много, веревочка, привязанная к пробке и шарику, натягивается. Чем выше поднимается уровень воды, тем сильнее натягивается веревка, вода с силой давит на шарик (но ведь утонуть он не может), он поднимается вместе с водой до критического уровня, а потом выдергивает пробку.
Подскажите ребенку: «Теперь, если будешь проделывать этот опыт каждый раз, готовясь мыться в ванне, можешь не беспокоиться, что вода перельется через край».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дидактическая игра «Моя милый край» (путешествие по Удомельскому району с Почемучкой)
Авторская дидактическая игра по краеведению, разработана в рамках проекта "Введение ребенка 6-7 лет в социальный мир средствами краеведения"....
" Почемучки " или Как отвечать на детские вопросы.
Умение ответить на вопрос ребёнка- большое искусство.Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей и воспитателей....
Консультация для родителей "Что ответить Почемучке?"
Консультация для родительского уголка....
Программа работы кружка "Почемучка"
Программа работы кружка "Почемучка"...
Конспект спортивного досуга по ПДД в подготовительной к школе группе №6 «Почемучка в гостях у ребят» Конкурс «Дорожная Азбука 2011»
Конспект спортивного досуга по ПДД в подготовительной к школе группе №6 «Почемучка в гостях у ребят» Конкурс «Дорожная Азбука 2011»...
Родительский клуб"Почемучка"
Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт. Но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения...